Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима – странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор.

Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки.

Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Особенности застенчивых детей

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они – центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно – вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Почему ребенок начинает стесняться

Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений.

Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты.

Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

  • Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском садуЗабытая дома спортивная форма.
  • Предложение участвовать в неизвестной игре.
  • Необходимость войти в класс после звонка.
  • Насмешка одноклассника.
  • Запачканная одежда.
  • Неправильный ответ на уроке.
  • Непонятная новая тема урока.
  • Требования участвовать в школьном мероприятии.

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей – повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение.

Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх.

Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития.

Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира.

Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм.

Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает.

Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти.

Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих.

Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике.

Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет.

Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют.

Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Каким вырастет стеснительный малыш

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Могут проявиться такие проблемы:

  • плохая успеваемость;
  • профессиональная неуверенность;
  • неспособность принимать ответственные решения;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • отказ проявлять имеющиеся способности;
  • страх неудачи в личной жизни.

Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.

Застенчивый ребенок: советы для родителей

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

  1. Хвалить детей. Отмечать даже совсем маленькие достижения.
  2. Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.
  3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах – ошибка, скоро получится лучше.
  4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
  5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
  6. Расширять круг детского общения.
  7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка.

Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели.

Суть – поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.

Интересные мимические игры

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Психологи рекомендуют совместные игры для застенчивых детей:

Угадывание эмоций

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей – результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека.

Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

Источник: https://myintelligentkids.com/detskaya-zastenchivost-individualnaya-osobennost-ili-sereznaya-problema

5 причин застенчивости ребенка

В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить.

Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих.

Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.

Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.

Читайте также:  Что такое клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства, признаки и лечение

Типичные ошибки родителей застенчивых детей

Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:

1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д.

Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения.

У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).

2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться).

И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет.

Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, послушен, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться.

«Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.

Как же поступить?

Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.

Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.

1. Ребенок стесняется в силу возраста

Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто на руки к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.

Что делать?

Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.

2. Ребенок стесняется из-за отсутствия опыта

Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок.

А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и в сад ребенок не ходил, то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом.

А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.

Что делать?

Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.

3. Ребенок застенчив в новой обстановке

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.

Что делать?

Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку.

Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, поступление ли в детский сад или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово).

Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.

4. Ребенок стесняется из-за неуверенности в себе

Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли.

Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях.

Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как застенчивость. 

Что делать?

Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось.

Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать.

Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде),  не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.

5. Застенчивость ребенка вызвана особенностями темперамента

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.

Что делать?

Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. В этом вам поможет наш тест. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.

Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!

Звездные родители

Стас Костюшкин, певец, и Богдан (10 лет):

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

«У нас с Богданом много общего. Он такой же общительный. Еще я в детстве много плакал. Мне достаточно было услышать от мамы: «Все дети как дети, а ты…» У меня сразу слезы. И Боня ранимый. Стоит ему строго сказать: «Богдан, иди сюда», он подходит, и я вижу, что у него губа уже дрожит. Я сразу начинаю его успокаивать, потому что помню себя в возрасте сына и не пытаюсь переломить его характер».

Мария Петрова, фигуристка, и Полина (6 лет):

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

«Поля не застенчива совсем. Она вообще от нас с мужем многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами».

Совет психолога

Не надо навешивать ярлыки. Родители не должны лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за него.

Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»).

Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/1934/5-prichin-zastenchivosti-rebenka

Застенчивый ребёнок: что делать и как ему помочь

Маленькие дети испытывают застенчивость даже в безопасной, по мнению родителей, обстановке. Застенчивый человек — а тем более ребёнок — чересчур чувствителен к неприятию его другими людьми.

Он предпочитает оставаться в тени, не проявлять себя. Эту особенность личности американский социальный психолог Филип Зимбардо сравнивает с добровольным лишением себя свободы.

Феномену застенчивости он посвятил книгу «Застенчивый ребёнок», которую написал в соавторстве с Ширли Рэдлом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причины возникновения застенчивости

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Есть гипотеза о том, что застенчивость — это качество, передающееся по наследству. Но точно выделить факторы, которые влияют на формирование застенчивой личности, достаточно сложно. С уверенностью можно утверждать лишь то, что, если родители своим примером не научат детей легко общаться и знакомиться с разными людьми, — дети вырастут застенчивыми.

Другие факторы, которые могут оказаться пусковым механизмов к проявлению застенчивости:

1. Развитие навыков и умений, которые ребёнок часто не может освоить в маленьком возрасте (например, чтение в два года), вызывают недовольство родителей, а ребёнок замыкается в себе и воспринимает любовь близких как заслугу за хорошее поведение.

2. Неумение вести себя в разных ситуациях в слишком раннем возрасте, когда взрослые просто не научили и не объяснили, как и где принято заводить беседу, вызывает сильный страх любых контактов у ребёнка, склонного к застенчивости.

3. Контроль и чрезмерная дисциплина, когда ребёнку просто не дают право голоса.

4. И слишком разное воспитание девочек и мальчиков, когда ребёнок не понимает, как общаться с людьми противоположного пола.

Застенчивость в дошкольном возрасте

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Окружающая обстановка, в которой находится застенчивый ребёнок, плохо влияет на его эмоциональное состояние. Задача родителей научить его подстраивать мир под собственные нужды вместо того, чтобы пассивно принимать негативное влияние от контактов. Однажды в своём телешоу американский журналист Фил Донахью провёл эксперимент. Двух застенчивых незнакомцев посадили на соседние стулья лицом к зрительному залу. Им было дискомфортно, наладить контакт никак не получалось, их глаза испуганно блуждали по залу. Все изменилось, когда кресла незнакомцев отвернули от толпы и поставили напротив друг друга. Этим двоим стало заметно легче находиться в телестудии, и они смогли начать знакомство между собой.

Родители могут помочь даже самому робкому ребёнку. Старайтесь, чтобы он общался с незнакомыми людьми

Если должны прийти гости или мастер по ремонту, заранее подготовьте ребёнка: расскажите о цели визита, что человек будет делать у вас дома. А с пришедшими гостями не стоит обсуждать застенчивое поведение, выставляя робость недостатком.

Создавайте ситуации, когда у ребёнка будет возможность общаться со сверстниками. Например, в детском саду, на игровой площадке или в танцевальной студии. Не вмешивайтесь в то, каким способом ребёнок знакомится с другими детьми.

Старайтесь не одевать своего застенчивого ребёнка в одежду, которая может сильно отличаться от той, что принята в группе сверстников. Поддерживайте его потребность иногда быть в одиночестве, но специально не изолируйте от общества.

Начало дружбы в привычной домашней обстановке даётся таким детям намного проще.

Зимбардо настаивает на активном физическом развитии. Уверенность в собственном теле, развитая физическая выносливость и ловкость помогают ребёнку чувствовать себя комфортно и легче заводить дружбу со сверстниками.

Зимбардо утверждает, что «ребёнок, имеющий представление о собственных физических возможностях, может здраво судить о том, на что он способен, а на что — нет, он никогда не пойдёт на сумасбродство.

Готовность идти на риск характеризует лидеров и людей, успешных в бизнесе».

Читайте также:  Тест на невроз, обсессивно компульсивное расстройство, экспресс диагностика

Воспитатели усугубляют застенчивость тем, что «хорошесть» девочек и мальчиков воспринимается как положительное качество. Активные дети, не боящиеся проявить себя, напротив, заслуживают порицания взрослых. Но также стоит понимать, что негативное отношение значимого взрослого к спокойному характеру делает рассудительного ребёнка забитым и робким.

Как развивать общительность

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

С раннего возраста рассказывайте ребёнку истории, в которых реальность переплетается с фантазией. Их главным героем должен быть ваш ребёнок. Пусть история начинается в каком-то знакомом месте, но приукрасьте действительность. За высокими горами, через которые не может перелететь ни один орёл, за широкими морями, в которых плавают белые акулы и сирены, лежит город… Пусть другие члены семьи станут участниками сказки, просто слегка измените их имена. В истории должна случиться большая неприятность, которую ваш сильный, смелый, сообразительный и красивый ребёнок в итоге решит. Совместное сочинение таких историй помогает ребёнку поверить в себя, учит быть в центре внимания и не бояться действовать.

Вторым способом, который развивает общительность, становится игра застенчивого ребёнка с ребёнком младшим по возрасту. Это доказывает эксперимент, который проводили психологи университета Миннесоты. Учёные пришли к выводу, что игра с маленькими детьми позволяет робкому ребёнку проявить и осознать свои лидерские качества.

Застенчивость в школе

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском саду

Даже уверенные в себе и общительные дети зависят от обстановки в школе и отношения к ним учителя. Застенчивые дети должны понимать, что они не отличаются от других ребят в коллективе. Не каждый учитель знает, что к таким детям надо правильно проявлять внимание: говорить на бытовые темы, но не касаться тем, которые могут вызвать смущение. Если застенчивость влияет на учёбу, с таким ребёнком лучше наладить контакт во внеурочное время. Например, попросить его о помощи после уроков.

Необходимо в спокойной обстановке уверить его, что задавать вопросы по учёбе он может не боясь. В детских коллективах, где соревновательный элемент сведён к минимуму, а помощь и внимание друг к другу стоят на первом месте, обычно не возникает проблем даже у очень робких школьников.

Каким бы мудрым ни был учитель вашего ребёнка, с началом учёбы застенчивость (если она есть) становится доминирующим качеством личности

Причём, если учитель предпочитает, чтобы «детей было видно, но не слышно», застенчивость будет проявляться всё сильнее, так как она будет одобрена учителем.

Сегодня школа — это то место, где от детей требуют многого, критикуя за промахи. Главным недостатком здесь считается то, что ребёнок ведёт себя как ребёнок. Очень часто для первоклассника такая обстановка становится шоком.

Иногда учителя пытаются перевоспитать тихоню и делают это самым худшим из способов.

Зимбардо критикует школьное устройство. Он утверждает, что школа настроена воспитать пассивных и послушных граждан. Внимание детей из естественного состояния «здесь и сейчас» постоянно направляется в неопределённое будущее, ради которого надо хорошо учиться.

Застенчивый ребёнок и так слишком много думает о последствиях своих действий. Его лёгкое беспокойство быстро перерастает в страх и тревогу, такому ребёнку тяжело наслаждаться моментом.

Удовольствие от учёбы подменяется системой внешних наград за выполнение чужого задания на чужих условиях, что никак не способствует формированию у ребёнка объективного и благополучного отношения к самому себе.

Для успеха в школе, родителям надо всегда быть на стороне ребёнка. Не употреблять слово «застенчивый» в разговоре с учителем, а называть своего ребёнка спокойным, рассудительным, внимательным. Никогда не соглашаться с ярлыком «отстающий» и уж тем более «отсталый». И всегда помнить о том, что учитель может ошибаться.

Застенчивый подросток

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6508421-shy_child

Застенчивый дошкольник

Застенчивый ребенок: подросток, дошкольный возраст, в детском садуЗастенчивый дошкольник

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами.

Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении с взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.

Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось и поныне уделяется большое внимание. А личность, как известно, формируется и в общении. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром.

Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что- то новое, подражает им, общается с ними.

От умения найти контакт не только взрослыми, но и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности и или, напротив, некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.

Застенчивость же является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению исследователей — Ф. Зимбардр, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина.

Занимающихся изучением феномена застенчивости, застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомится, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют показать себя, плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточенны на себе.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте с взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами.

В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом.

Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

Отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того как сложатся отношения в группе детского сада во многом зависит и последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба.

Как помочь детям преодолеть застенчивость или смягчить ее проявления? Можно ли чрезмерно застенчивых ребят привлечь к коллективной деятельности сверстников, к увлекательным играм? Как это сделать?

Помочь ребенку справиться с нежелательными проявлениями, сковывающими его поведение, могут только взрослые. Следует сказать, что эта работа требует осторожности, тактичности, и конечно времени. Очень важно проявить доверие и уважение к малышу, вселить в него уверенность в собственные силы.

Такого ребенка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений. Часто малыш отказывается от поручений не потому, что не желает выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, узнать, отнести, попросить и пр.

В этом случае застенчивого ребенка необходимо приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом застенчивый ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения.

Застенчивый ребенок в паре с партнером в игровой, бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.

Действенным приемом приобщения застенчивого ребенка к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады тому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети.

Застенчивый ребенок, старший по возрасту, выступает в роли покровителей, и это сказывается благоприятно на осознании им своего «я».

Оказывается в положении старшего, обучающего и помогающего, застенчивый ребенок, не только с желанием заботиться о младшем, но и получает удовлетворение от общения с малышом, но и проявляет многие коммуникативные умения — он может начать разговор, игру, предложит заняться чем-либо, которых в общении со сверстниками он проявлять не может.

Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/12351.html

Застенчивость в раннем возрасте. Спешите помочь своему ребёнку

Мир – зеркало, и он
Возвращает каждому его собственное отражение.

Теккерей.

Было время, когда мой ребёнок на утренниках сидел в зале как зритель, наотрез отказываясь выходить в зал. Приходя в гости, он прятался за меня и долго не мог привыкнуть к окружающей его обстановке.

А о том, чтобы отдать его в кружок или спортивную секцию не могло быть и речи, потому что все наши походы заканчивались истериками. Первые признаки застенчивости в его поведении мы обнаружили в 1,5 года, когда стали активно ходить в гости и приглашать друзей к себе.

Хотя дома он чувствовал себя более раскованным. Нужно было срочно принимать меры, ведь в современном мире конкурентной борьбы и позиционирования себя как лучшего, приходится признать, что застенчивость – это довольно существенный недостаток.

Самый верный способ борьбы с ним – поверить в свои силы, способности, важность и значимость. Однако сделать это не так-то просто. Но мы попробуем…

Анамнез застенчивости

Представители различных психологических школ, задаваясь вопросом «Откуда берётся застенчивость», во мнениях разошлись: одни уверены, что она передаётся по наследству, как цвет кожи или глаз; другие полагают, что застенчивые люди, просто не владеют определёнными социальными навыками общения; третьи объясняют этот феномен, как защитную реакцию на условия окружающей нас социальной среды. Есть ещё мнения о том, что застенчивость – это ярлык, который люди сами на себя навешивают, установка, которую нам дают родители и знакомые, а также одно из проявлений внутреннего напряжения.

У этой болезни нет конкретного возраста, она может поразить и детей и взрослых.

Вспомните себя в минуты сильного волнения, когда в школе отвечали у доски, выступали на собрании, или готовились сделать важный телефонный звонок – голос дрожит, в горле всё пересохло, пульс учащается, сердце стучит так громко, что кажется, будто его слышат все вокруг, а щёки и уши пылают огнём.

Всё это говорит за нас нашему окружению «Я стесняюсь», «Я боюсь вас», «Мне некомфортно здесь, сейчас, в этой роли». Если вам свойственно такое поведение, то, скорее всего, оно не обойдёт и ваших детей. Ведь они очень чётко копируют навыки общения своих близких взрослых.

Портрет застенчивого ребёнка

Чаще всего застенчивый ребёнок воспринимает себя неумелым, неспособным, трусливым, слабым, неинтересным, человеком, не заслуживающим внимания окружающих. Он остро реагирует на критику, обидчив, легко расстраивается, сосредоточен на своих переживаниях.

Во многих случаях здесь есть вина родителей, которые предъявляют к нему завышенные требования, организуют тотальный контроль, ограничивают проявления самостоятельности.

Семья, дом оказываются для ребёнка не местом, где он получает заботу и понимание, а источником сомнений в себе, причиной, по которой он считает себя менее популярным, чем все остальные.

Читайте также:  Страх потерять работу в кризис

Есть и оборотная сторона медали – переоценка своей роли в любом социальном окружении, когда ребёнку кажется, что все смотрят только на него, слушают только его и обязательно найдут ошибки и недочёты.

Помню, как мама в детстве мне всегда говорила, «не разговаривай так громко, тебя все слышат», «зачем ты так себя ведёшь, смотри, как все на тебя смотрят». Подобные родительские реплики, повторяющиеся с завидным постоянством, формируют у детей центрированность на социальных оценках и производимом впечатлении.

Почему умный, смышлёный малыш отказывается отвечать на занятии в детском саду? Скорее всего, он не уверен, что справится так, как этого ждут от него воспитатели и родители.

Относиться к таким детям нужно по-особому, с теплотой, мягкостью, поддерживая все их начинания и хваля за любое проявление самостоятельности и смелости. Лучшая позиция взрослого в общении с ними – спокойная уверенность и тактичность.

Методы борьбы

Застенчивость – это эмоциональное нарушение деятельности, сопровождаемое временной неспособностью мыслить логично и эффективно.

В этот момент человек видит себя со стороны маленьким, скованным, беспомощным, потерявшим дар речи и чувство реальности.

Если вы замечаете, что вашему ребёнку свойственны основные проявления застенчивости, не следует сразу прибегать к кардинальным мерам: приглашать в дом толпу незнакомых ему людей, записывать в кружки или оставлять одного на детском дне рождении. Начните с малого.

Заговорите в его присутствии на детской площадке с незнакомой женщиной, пусть малыш сидит в это время у вас на коленях или просто играет рядом в песочнице.

Если и здесь он среагирует на незнакомого человека плачем, криком или спрячется за вас, не ругайте его, а обратите внимание на собеседницу.

Возможно у неё слишком яркий макияж, громкий или грубый голос, неестественный смех или другие признаки несвойственные знакомым взрослым вашего ребёнка.

Расширять круг знакомых малыша следует постепенно, приглашая в гости одну семью, (пусть это будут те, с кем вы обычно гуляете или его друг из детского сада) или сами сходите к ним в гости.

Не следует изолировать ребёнка от общения с другими детьми, чужими людьми, боясь, что это навредит его здоровью или психике. Он должен научиться жить среди людей.

Его коммуникабельность в раннем возрасте (пусть даже он просто подошёл на прогулке к незнакомому мальчику/девочке и стал отбирать игрушку, не стоит его ругать: «Не подходи к детям, Играй рядом со мной») поможет ему быстро стать активным членом группы детского сада или кружка.

Постепенно формируя у него навыки общения, разрешите первому брать трубку телефона, открывать дверь гостям (предложите, а не заставляйте). Постепенно укрепляйте его уверенность в себе.

Если он поздоровался при встрече, похвалите, скажите, что именно так и ведут себя воспитанные дети. Мой сын стал говорить спасибо и до свиданья только в 4 года, чуть раньше протягивать руку для приветствия папиным друзьям.

Раньше он всегда прятался, опускал голову, на глаза наворачивались слёзы.

Давайте ему поручения, спросить что-то у чужого взрослого, взять, отнести, но не одному, а на пару с другим ребёнком (чтобы было с кем разделить ответственность): «Спросите у тёти Оли, она будет пить чай?».

Позовём на помощь игру

Кто у нас самые раскрепощённые люди на свете? Конечно, артисты. Вот и мы с вами должны постараться сделать из своих детей артистов, способных без стеснения и страха выступить на публике и сорвать аплодисменты.

Первое, с чего мы начнём, это кривляние. Предложите своему ребёнку, конечно когда он будет в хорошем расположении духа, подурачиться. Изображайте с ним по очереди весёлых, грустных, удивлённых, рассерженных людей, а также зверюшек — крокодила, пингвина, медведя, зайца, дракона, ослика. И не забывайте использовать голос!

Стеснительные дети, также как и тревожные, агрессивные имеют множество мышечных зажимов. Предложите ему изобразить первые шаги ребёнка, походку старика, гориллы, поздороваться с вами шепотом, криком, как робот или как иностранец.

Когда ребёнок будет готов эмоционально и физически, расскажите ему сказку, пусть это будет его самое любимое произведение. Используйте кукольный театр, ширму, музыку, декорации.

После представления, дайте ему маленькую, но очень важную роль, так постепенно, он сможет самостоятельно выступать сначала перед вами, а потом и перед остальными членами семьи.

Возможно, вы даже сможете организовать спектакль и пригласить гостей, а ваш маленький актёр решится выступить без ширмы.

Если застенчивость не лечить, то со временем она может перейти в замкнутость, когда человек перестаёт испытывать потребность в общении, в разговоре, в контактах, что чревато для него одиночеством. Постоянное переживание беспокойства, смущения, недовольство собой со временем приводит к боязни высказывать своё мнение, заявлять о своих правах.

Наша с вами задача сделать так, чтобы ребёнок поверил в себя, научился гордиться своими успехами и спокойно реагировать на неудачи. А это уже первая победа в борьбе с застенчивостью.

Источник: https://detkino.ru/node/6805

Причины и последствия детской застенчивости

Причины и последствия детской застенчивости

Чувство стеснительности переживают многие дети, однако у некоторых малышей такое поведение преобладает. Если ребенок сильно стесняется, застенчивость может плотно закрепиться в характере – и остаться в «наследство» на всю жизнь. Эта проблема может быть скорректирована родителями или психологом.

Застенчивые дети послушны и всегда выполняют просьбы знакомых взрослых. Они часто подвержены влиянию более активных сверстников. Многие взрослые считают застенчивых детей хорошо воспитанными и послушными, хотя ребенок внутренне очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

И, несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Они просто не могут их проявить, отреагировать внешне. Поэтому дети «кипятят» внутри себя эту негативную энергию и обращают ее на себя. Так происходит развитие невротических проявлений, тики, навязчивые движения, пощипывания и др.

  • По внешним признакам застенчивость определяется:
  • — покраснение лица;
  • — дрожи и потливость;
  • — учащенное сердцебиение;
  • — стесненное дыхание;
  • — тихий голос и опущенные вниз глаза;
  • — скованность мышц и движений.

Застенчивый ребенок знает, что надо делать и хочет этого, но не может применить свои знания. Самооценка у таких детей высокая, но они сами думают, что другие к ним относятся плохо и все свои действия проверяют через мнение других.

  1. Негативные последствия стеснительности ребенка:• застенчивый малыш мало практикуется в общении, сужая таким образом круг возможностей для развития • у деток, которые стесняются, мало друзей• чувство тревожности и одиночества у ребенка такого склада превалирует, часто он недооценивает свои возможности и силы• из-за опасений, что его будут строго оценивать, кроха боится раскрыть свой потенциал перед окружающими
  2. • некоторые застенчивые дети в стрессовой ситуации начинают краснеть, заикаться или трястись
  3. Положительные стороны застенчивости детей:• нужно отметить, что дети с застенчивым характером могут преуспеть в учебе• стеснительный ребенок не доставляет своим поведением хлопот ни учителям, ни родителям• способность слушать и слышать – важная черта стеснительной натуры
  4. • воспитывать и ухаживать за застенчивым чадом также довольно легко.

Источником застенчивости является страх перед людьми.

Очень часто у застенчивых детей авторитарные родители, которые возлагают большие и неоправданные надежды на своего ребенка. Так, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности.

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по какой-либо причине ограничен круг общения или родители всячески оберегают их как бы что не произошло, чтобы никто не причинил им вреда.

Встречается застенчивость и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность, постоянный контроль способствуют тому, что дети теряют доверие к миру и окружающим.

Мать, переживающая обиду и желая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых и такая установка в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.

  • Воспитание детей в стиле «Золушки» приводит к выработке психологической защиты и ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности.
  • Поэтому основной причиной застенчивости в детском возрасте является неадекватный стиль воспитания в семье.
  • Чаще всего взрослые обращаются за помощью к психологу тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку: он всего боится, отказывается общаться со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает на вопрос, даже если знает ответ.

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Также неспособность попросить о помощи одна из наиболее серьезных побочных следствий застенчивости.

Родителям застенчивого ребенка необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, фон общения должен быть спокойным и доброжелательным. Главное – терпение и тактичность. Необходимо развивать инициативность и самостоятельность.

Необходимо стимулировать ребенка в быту к разностороннему общению, например, попросить обратиться с просьбой к продавцу, отдать что-либо.

Можно использовать подвижные игры для развития коммуникативных навыков, рисование для выявления и отработки страхов, постановка спектаклей, проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и др.). Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Важно помочь научиться застенчивому ребенку свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Подвижные игры такие как, жмурки, прятки вместе со взрослыми помогут детям выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими.

Игры-соревнования, например, кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, помогут почувствовать застенчивому ребенку себя увереннее.

Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности, чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим, а потом похвалить его за смелость, ловкость, выразить радость от того, что играли.

  1. Уважаемые родители!
  2. Педагог-психолог детского сада Чаплыгина Дарья Владимировна проводит работу по следующим направлениям:
  • Психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, воспитания, развития детей, поведенческие особенности (детские страхи, застенчивость, тревожность, агрессивность, импульсивность, демонстративные и эгоцентрические черты и др.);
  • Психологическая диагностика воспитанников (исследование уровня развития познавательны процессов, особенности эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности);
  • Развивающие занятия с детьми (общегрупповые и в малых подгрупах);
  • Индивидуальные психокоррекционные занятия с детьми (по запросу родителей);
  • Работа по формированию семейной сплоченности («Родительский клуб» — занятия с детьми старших групп и их родителями; познавательные экскурсии и интересные мастер-классы для детей подготовительных групп и их родителей).

Обращайтесь за помощью по всем интересующим Вас вопросам!

Источник: https://dmdou2.edumsko.ru/activity/4parents/post/172013

Ссылка на основную публикацию