Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедия

Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедия

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов.

Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100.

Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции.

Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедия

Невротическое заикание

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе).

В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей).

При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье.

Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен.

В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма.

При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным.

Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора.

Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия.

Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать.

Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч.

и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи.

Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр.

Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки.

Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.).

Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение.

У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации.

Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе.

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации.

С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия.

У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/neurotic-stuttering

Невротическое заикание — почему возникает и как бороться

Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

Виды заикания

Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедия

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих.

Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции.

Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений.

Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни.

Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

Причины появления

Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

  • сильный испуг;
  • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
  • перенесённое тяжёлое заболевание;
  • физическое насилие или наказания;
  • систематическое несоблюдение режима дня;
  • угрозы, в том числе в кругу семьи;
  • преждевременное разучивание сложных слов;
  • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
  • копирование заикания близкого человека.

Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

Как это происходит

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/nevroticheskoe-zaikanie/

Заикание

Перейти к содержимому

Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедияСогласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

Читайте также:  Женатый мужчина ревнует любовницу: почему, советы психолога

Причины заикания

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов[21]. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие.

Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе.

При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Распространённость

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозовЧаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается

Причины возникновения

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностьюгенетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока.

Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объемом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия,ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся.[25] Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП. Также причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Методики лечения

Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия.

Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100%. Все методытак или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.
Таким образом я надеюсь что знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.

Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

Педагогам необходимо помнить следующее.

В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Литература:

1. http://www.eti-deti.ru/

2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.

Читайте также:  Фобия уколов (трипанофобия): название, лечение

3. Сикорский И.А. О заикании.-СПб.: Издание Карла Риккера,1889

4. wikipedia.org/wiki/Заикание

Источник: http://logosha.com/stati/zaikanie.html

Заикание у детей и взрослых : есть ли шансы на выздоровление?

Заикание у взрослых (логоневроз): причины, от испуга, логопедия

Под заиканием (синоним: логоневроз) понимается тяжелое нарушение речевого развития, которое выражается в искажении ее нормального ритма, неосознанными паузами в процессе разговора или постоянным произношением одних и тех же звуков и слогов.

Данные последствия происходят в результате судорог органов артикуляционного аппарата. Нарушение является причиной трудностей при общении с другими людьми, а также нарушает ровность речи и ее ритм.

Повторение отдельных слов или звуков во время разговора может встречаться и у здорового человека, около 7-10% разговора может произноситься с незначительным прерыванием. К этому относится произношение междометий или звуки «э-э» или «м-м». Но когда эти прерывания начинают составлять уже свыше 10%, можно уже говорить о нарушениях.

Логоневроз является причиной трудностей при использовании устной речи в повседневных ситуациях.
Процент заикающихся во всем мире разный. Наблюдается зависимость от менталитета народа, темперамента, особенностей национального языка, например, влияет темп, интонация и ритм.

Первые симптомы логоневроза обычно возникают у ребенка в возрасте от 2 – 5 лет. Исследования показали, больше всего этим заболеванием страдают мальчики. Первыми признаками является неуверенная и нечеткая речь малыша, в ней много повторов и при произношении замечается сильное напряжение.

Эти проблемы сказываются на психологическом состоянии, малыш может внезапно замолчать и вообще прекращает разговаривать. При обнаружении первых симптомов рекомендуется обратиться к специалисту.

Пик развития заикания приходится на подростковый и юношеский период, слабеть недуг начинает после достижения 30 лет.

Чем раньше обнаруживается и начинает лечиться патология, тем быстрее удается исправить речевое развитие. Существует большое количество методик и приемов устранения логоневроза. Методики лечения могут быть медикаментозные, психотерапевтические, иногда используются специальные устройства против заикания и компьютерное программное обеспечение.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/zaikanie.html

Заикание и логоневроз в чем разница

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

  • По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.
  • По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.
  • источник
  • Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.

По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.

Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания.

К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным.

За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом.

Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

  1. Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.
  2. Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.
  3. Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.
  4. Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.

Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.

Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.

Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.

Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений.

Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания.

Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

источник

Доброго дня, дорогие читатели! Когда у малыша проявляются проблемы с речью, родители показывают его врачу. Но порой, из-за волнения, бывает сложно понять сразу, о чём говорил специалист. Поэтому, добрая часть взрослых, придя домой, обращается за разъяснениями к интернету. Приходиться перерыть не один десяток статей, прежде, чем разберёшься. Я решила вам помочь!

И сегодня расскажу, чем отличаются невротическое заикание и неврозоподобное заикание. А так же опишу их особенности.

Виды напрямую зависят от причин возникновения болезни. Если вы изучали информацию или уже посетили врача, наверняка встречали такие термины:

  • Невротическая форма. Синоним этого понятия — логоневроз.
  • Неврозоподобное, или органическое заикание.

Это и есть виды, на которые специалисты дробят заболевание. Чтобы было понятнее я сначала расскажу их особенности. А потом подытожу сказанное, указав на основные отличия.

По мнению специалистов у ребёнка в возрасте 4-6 лет происходит речевой всплеск. Словарный запас активно пополняется. Вот только мозг и речевой аппарат к этому не совсем готовы. Нет, они справятся с нагрузкой, только если крохе не помешает некое событие, способное вызвать стресс.

Мозг малыша и так перегружен поступающей информацией, а тут волнительное происшествие. Представляете, как может пострадать неокрепшая психика? На таком фоне легко разовьётся речевой невроз. Да, кроха начнёт заикаться. В основном, это происходит когда дитя нервничает. В спокойной обстановке невроз затихает. Кажется, что всё пришло в норму. Но это обманчиво.

В интернете, на форумах, можно встретить случаи, когда такой сбой проходит сам собой. Но, есть и иные ситуации. Когда логоневроз остаётся на всю жизнь. В реальности встречается много взрослых — невротиков, получивших проблему речевого развития именно из-за сильного стресса.

К сожалению, даже опытный специалист не в силах предсказать, как будет развиваться болезнь, если всё пустить на самотёк. Поэтому лучше покажите кроху хорошему врачу, чтобы избежать неприятностей.

Читайте также:  Чем заменить сигареты: как бросить, лечение, преодоление зависимости

Итак, мы выяснили, что причиной здесь служит сильный стресс. И получается, что выраженных невротических расстройств нету. Иная ситуация с неврозоподобным типом.

Читая информацию, меня заинтересовало, почему второе название этого вида — органическое заикание. Всё дело в причине. Смотрите, тут уже страдает головной мозг. Т.е. это физиологическая особенность.

Страдают тут детки, мать которых тяжело переносила беременность. Или роды были сложными. Среди знакомых я часто слышу, что доктора родившимся малышам ставят диагнозы: повышенные гипертонусы и гипоксию. Это когда организм (в частности мозг) не насыщается в полной мере кислородом. А это уже звоночек к речевым нарушениям в дальнейшем.

Наследственный фактор тоже берёт своё. Поэтому на чеку нужно быть тем родителям, в семьях которых есть близкие родственники со схожей проблемой.

Мой совет, в этом случае наблюдайте, когда заговорил малышок. Как он это делает. Конечно, самостоятельно не всякий взрослый определит качество начинающейся речи. Тем более все детки сперва говорят невнятно.

Но вот периодически посещать невролога просто необходимо.

У малышей, относящихся к этой группе, нарушена моторика, они нервные и возбуждённые. И нарушение у них носит постоянный характер. Т.е. если начал заикаться, то перерывов нет.

Это то, что касается особенностей. А теперь, чтобы было понятнее, давайте я определю отдельно отличия по каждому.

Возможно, невооружённым взглядом не каждый родитель определит истинную картину. Но различия этих типов существенны:

  1. Причина происхождения. Неврозоподобное нарушение вызвано физиологическими причинами. А логоневроз стрессами.
  2. Периодические затухания. Речевой невроз затухает на время, когда дитя ничего не раздражает. А органическое на постоянной основе. Оно имеет свойство только усиливаться.
  3. Нарушение координации движения. Проявление органической формы чаще сопровождается нарушениями моторики. А невротические нет.

На первый взгляд может показаться, что логоневроз лечиться легче. Что там, попил успокоительных, исключил эмоциональные переживания и вылечился. Но не всё так просто. Порой у крох с гиперактивным и нервным поведением отмечается именно логоневроз. И наоборот.

Дорогие мои, зачастую наблюдение и тех и других деток осуществляют 3 специалиста: невролог, логопед и психолог. И методика порой пересекается. Так что нужно заниматься. Усиленно и кропотливо.

Источник: https://bel-msk.ru/zaikanie/zaikanie-i-logonevroz-v-chem-raznitsa/

Заикание. статья

Нашла хорошую статью.делюсь.

Почему ребенок стал заикаться и как с этим бороться?

В редких случаях нарушение речи может вызвать повреждение головного мозга или осложнение, после какой-то тяжелой болезни. Но главной причиной всегда остается невроз. Он является функциональным заболеванием, возникающим само по себе, и зависит от врожденных особенностей детской нервной системы.

Отличительной чертой заикания есть то, что оно характерно для младшего дошкольного возраста, и очень редко может образоваться после 6-7 лет.

Часто появляется после психических травм, инфекционной болезни или при повреждении эндокринной системы. К заиканию склоны те дети, у которых наблюдается судорожное реагирование.

Также его провоцируют болезни внутренних органов, протекающие мучительно долго и сильно воздействующие на нервную систему.

Лечения дефекта речи начинается с нахождения его причины и ее устранения. Но это может решить только доктор, ведь ребенок иногда полностью здоров, а просто имитирует речь знакомого человека. Такое поведение среди детей вовсе не редкость.

Как лечить заикание у детей

Заикание поддается лечению и этим нужно заниматься. Его можно либо уменьшить, либо вылечить окончательно. Только с подобным лучше обращаться к специалисту, а не пытаться сделать что-либо самостоятельно.

Врач знает все возможные причины болезни и методы их устранения, а простой человек не всегда сможет принять правильное решение и добиться успеха. На помощь детям, страдающим заиканием, приходят логопеды, невропатологи и психоневрологи.

Они хорошо разбираются в исправлении нарушенной речи и быстро найдут подходящую методику для конкретного случая. Главное не привести болезнь в запущение и не создать еще больше проблем.

Профилактические меры заикания

Что касается предупреждения заикания, то тут можно посоветовать, вовремя исправлять любые речевые ошибки и неточности. Также нужно уделять внимание правильному произношению, чтоб ребенок говорил четко и разборчиво, а не быстро, «глотая» слова и буквы.

Как воспитывать ребенка-заику?

Негативная сторона заикания в том, что оно очень влияет на формирование детской психики, и приводит к тому, что человек замыкается в себе, стыдится разговаривать с окружающими и плохо чувствует себя в коллективе. К такому ребенку нужно относиться особенно, позволить ему понять, что он не хуже других, только временно заболел.

Это сложно и трудно, так как при поступлении в школу проблема обостряется.

Там много причин, по которым ребенок не может сосредоточиться на вылечивании болезни, а просто начинает воспринимать себя как неполноценную личность.

Это и страх перед публикой, и боязнь спросить чего-то у учителя, не вызвав смех у одноклассников, и масса подобных моментов. На фоне такого психологического состояния позже развивается вегетативный невроз.

Конечно, бывают дети с сильным характером, они не стесняются говорить, а наоборот определяют для себя более легкие слова и выражения, оптимальную скорость речи. Так происходит развитие личности, и у ребенка уже нет ложного стыда, он спокойно общается со сверстниками. Но даже в этом случае, поддержка со стороны родителей и взрослых никогда не помешает.

Их задачей становится обратить внимание ребенка не на свой дефект, а на что-то другое. Вырастить его сильным и физически выносливым, что хорошо поможет во время лечения. Важно помнить, что заикание — болезнь не на всю жизнь, она проходит. Как правило, в двадцать пять лет его можно наблюдать только в слабой форме. А с годами это вообще пройдет само собой.

Советы

Обычно заикание появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка».

По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых — 1 %.

В России этот показатель в среднем составляет 1,5-2,2 %.

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться.

В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова).

Также нередко встречается тоно-клоническое заикание.

Нарушения могут длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.
Причины заикания

Физиологические. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д.

В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга.

Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша,рахита.

Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потериродителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе.

Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу.

Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания.

Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие.

Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше — 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье. Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/3_6_health/3043579

Ссылка на основную публикацию