Теории лидерства: основные, психология, стили

Категория власти, а также существование ее основных форм лежит в основе ряда важных закономерностей теории управ­ления в целом и психологии управления в частности. Эти закономерности связаны с решением следующих вопросов.

Как может и должен распоряжаться предоставленной ему властью руководитель? Как он реализует предоставленные ему статусом и полномочиями права и как он должен это делать, чтобы добиться максимальной эффективности управления? Как влияют различия в способах реализации властных полно­мочий на содержание и индивидуальные особенности управлен­ческой деятельности?

Властные регуляторы управленческой деятельности являются наиболее общим и сильным, всеобъемлющим средством ее орга­низации. Они определяют поэтому главные варианты ее реали­зации, которые обозначаются понятием стиля руководства.

С вопросом о властных полномочиях связано и то, на кого и почему они возлагаются. Это — вопрос о том, кто, почему и в силу каких личностных качеств становится руководителем, лиде­ром.

Указанный спектр вопросов в наиболее концентрирован­ном виде изучается в одном из главных направлений психологии управления — в теориях лидерства.

Существует четыре основ­ных подхода к разработке этих теорий, четыре группы концеп­ций лидерства: теория черт, поведенческий подход, ситуацион­ный подход и теория адаптивного руководства. Эти подходы характеризуют и разные этапы развития данной проблемы: она эволюционировала от первого подхода к четвертому.

Теория черт (подход с позиции личностных качеств). Суть этого подхода, который иногда обозначается как «теория великих люде», или «харизматическая теория», Согласно ей, лидером может быть не любой человек, а лишь тот, кто обладает определенным набором личностных качеств.

При этом обычно отмечаются такие качества, как инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уве­ренность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабильность, бдительность, красноречие и др. На первый взгляд, представляется, что эта теория не только проста, но и убедительна.

Действительно, трудно возразить, что все эти (да и вообще любые иные — также позитивные) качества способствуют вы­движению человека в позицию лидера, руководителя.

Однако, будучи необходимыми, они не являются еще достаточными для этого: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств».

Кроме того, оказалось, что разброс этих качеств предельно широк. К.

Бэрд, проанализировавший множество исследований по данному вопросу и составивший на их основе список из 79(!) личностных качеств руководителя, показал следующее: 65% качеств были упомянуты лишь однажды; 16—20% — дважды; 4—5% — трижды и только 5% качеств названы четыре и более раз [по 186].

Все это заставляет усомниться в том, что вообще существует какой-либо стабильный перечень специфичес­ких качеств лидера, руководителя. В разных ситуациях и типах управленческой деятельности требуются различные способности и качества. Лидерство есть поэтому продукт взаимодействия лич­ностных и ситуационных факторов.

Поведенческий подход. Согласно данному подходу эффектив­ность управленческой деятельности определяется не столько лич­ностными качествами руководителя (хотя в нем также призна­ется их значимость), сколько его манерой, стилем поведения по отношению к подчиненным.

Важнейшим вкладом этого подхода в теорию управления явилось понятие стиля руководства, а также выявление основных общеуправленческих стилей. Кроме того, два последующих подхода — ситуационный и адаптивный в значи­тельной мере явились продолжением, развитием и углублением идей данного подхода.

Поэтому поведенческий подход играл и продолжает играть ведущую роль в теориях лидерства.

Особая специфичность этого подхода связана с тем, что уста­новленные в нем стили руководства были выделены на основе главного критерия, заложенного в самой сути управления, — в формах реализации руководителем своих властных полномочий.

Оказалось, что именно степень, до которой руководитель деле­гирует свои полномочия, и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства.

Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, рассматривает всех иных как только подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной за­боты, берет на себя всю полноту ответственности за результа­ты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает один крайний тип руководства — авторитарный. На противоположном полюсе располагается другой крайний тип — тип либерального руководителя (его еще обозначают как попустительский тип). Он склонен в максимальной степе­ни делегировать другим ответственность; учитывать их мнения при принятии решений, а часто — и идти у них на поводу; предоставлять свободу исполнителям, граничащую с невнима­нием и попустительством; старается минимально вмешиваться в естественный ход событий и т.д. В результате выделения край­них типов возникли представления о континууме стилей руко­водства (рис. 32).

  • Автократичный Либеральный
  • Теории лидерства: основные, психология, стили Теории лидерства: основные, психология, стили Демократичный
  • Теории лидерства: основные, психология, стили Стили руководства
  • Рис. Авторитарно-либеральный континуум стилей руководства

Внутри этого континуума располагаются различные варианты третьего основного стиля руководства — демократичного. Со­гласно сложившейся традиции, именно он (а не либеральный, попустительский) чаще всего анализируется в сравнительном плане с авторитарным.

Дело в том, что попустительский стиль намного менее эффективен, чем первые два, что заставляет боль­шее внимание уделять именно авторитарному и демократичному стилям руководства.

Важно и то, что принадлежность руководи­теля либо к авторитарному, либо к демократическому стилю означает и его различное отношение к подчиненным (а не толь­ко тип использования власти). Для авторитарного руководителя характерно отношение на основе «теории X».

Управление стро­ится при этом на следующей системе установок: люди изначаль­но не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; у людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности; они предпочитают, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Для демократичного руководителя, напротив, характерно отношение к подчиненным на основе «теории У».

Здесь систе­ма управленческих установок уже другая: труд — процесс ес­тественный; если условия благоприятны, люди не только при­мут ответственность, но и будут стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использо­вать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека исполь­зуется лишь частично.

Можно видеть, что демократичный лидер исходит из пред­ставлений о мотивированности людей потребностями более вы­сокого уровня — в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать такую ситуацию, при ко­торой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая являлась бы для них мотиватором, т.е, обеспечить внут­реннюю мотивацию деятельности.

Различия трех стилей проявляются во всех основных компонен­тах организации управленческой деятельности, что можно про­иллюстрировать данными, представленными в табл. 3 [по 89].

Один из основоположников поведенческого подхода — К. Левин показал, что авторитарное руководство приводит, как правило, к выполнению большего объема работ, чем демократическое.

При этом, однако, уменьшается мотивация, снижается качество и особенно — оригинальность исполнения; возникает напряженность и агрессивные формы поведения (как между руководителем и исполнителями, так и между самими исполни­телями).

При либеральном руководстве значительно снижается и объем, и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовле­творенность таким стилем.

Таблица 3

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/37760.html

Теории лидерства

Определение 1

Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются.

Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров.

В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:

  • уверенность в себе,
  • знание дела,
  • интеллектуальные способности,
  • преобладание над другими,
  • активность, энергичность.

Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером.

Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов.

Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:

Теории лидерства: основные, психология, стили

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • управление значением — умение понятно передавать значение идеи
  • управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
  • управление доверием — умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных.
  • управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств.

При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:

  • физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
  • эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
  • интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
  • личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.

У теории черт есть свои недостатки:

  • перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
  • из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.

Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.

Концепции харизматического лидерства

Современная концепция, опирается на работы Макса Вебера, представлена следующими авторами:

  • Б. Шамир,
  • В.М Басс,
  • М. Артур,
  • Р.Й Хозе.

Суть теории в том, что идеальный работник является отражением лидера, который может изменять его ценности. Работник верит в лидера, почитает его, руководитель способен вдохновить сотрудника. Мотивирующее воздействие через механизм подражания, наделения лидера харизмой, принятие его ценностей. Влиять на ценности людей могут лишь избранные. Р.Й Хозе, Б.

Шамир видели лидерство не через влияние одного человека на другого, а влияние человека на группу. В основе это лежит ценность для сотрудника, что он относиться к какой-то группе. Лидер повышает эту идентификацию, соотнося ценности индивида с общими ценностями, интересами.

Групповые потребности становятся выше индивидуальных, что усиливает коллективные ценности.

Важным в харизме лидера считается его способность изменять виденье действительности у последователей, что позволяет им внушать новые ценности, при этом отмечая значимость индивидуальных ценностей, связывая их с общими задачами.

Читайте также:  Можно ли курить при ангине

Рассчитывать на доверие группы возможно лишь при условии, что лидер знает и уважает ценности, потребности, идентификации ведомых. Харизму может усилить личная увлеченность лидера коллективными целями, его идентификация с группой.

Лидеры через нравственный аспект трудовой деятельности, усиливают мотивацию.

Центральное звено – вера в собственную компетентность, помогает повысить индивидуальную производительность, упорство в преодолении трудностей, базируется на коллективном ожидании высокой производительности от каждого сотрудника.

Первостепенную роль в такой группе играет внутренняя мотивация, а не внешние стимулы. Лидер дает надежу на реальное лучшее будущее. Высокая зарплата в такой ситуации является лишь конечной целью.

Замечание 1

Недостатком такой концепции является яркая зависимость работы группы от лидера, что приводит к сбою в ее деятельности в случае потери лидера. Такая концепция чаще применяется в группах с невысокой спецификацией трудовых функций, без четких стратегий осуществления организационных задач.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться.

Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией.

Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.

Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.

В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность.

Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.

Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:

  • если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
  • человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
  • человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
  • лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.

Замечание 2

Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.

Теория конституентов и интерактивный анализ

Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет.

Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей.

Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.

Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.

Психологические теории лидерства

Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Т. Адорно, Э.

Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.

Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости.

Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль.

Для многих власть не привлекательна, для кого — то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/vlast_i_liderstvo/teorii_liderstva/

29. Теории и стили лидерства

29. Теории и стили лидерства

  • Среди социологических теорий лидерства можно выделить несколько.
  • Теория черт поддерживает идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера (харизма – одаренность, которая производит особое впечатление на людей).
  • Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Типы социальных ситуаций:
  • 1) внезапные критические ситуации;
  • 2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации;
  • 3) типичные повторяющиеся ситуации (обычно не предполагают наличия лидера);
  • 4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации;
  • 5) групповые ритуалы.

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидер не может существовать без социальной группы. В связи с этим необходимо изучать интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

Лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд). Популярность обрели теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

К. Левин выделил три стиля лидерства.

Авторитарный проявляется в жестких способах управления, руководитель сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных. Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает. Однако руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.

При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными. Однако само принятие осуществляется медленнее.

Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/6864

Основные психологические теории лидерства

Харизматическая – рассматривается харизма лидера. Обладают  некоторыми качествами, свойства которых проявляются внешне и воздействуют  на других людей (физические х-ки – рост, сложение и др. манера держаться – походка, жесты, поза, голо)

Черт (качеств) — лидером может стать человек, который обладает набором определенных качеств (интеллект, доминантность, уверенность в себе, независимость, общительность и др.). Для разных сфер деятельности характерны различные качества

Ситуационная – эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей поведения в различных ситуациях. Вероятностная модель лидерства (авт.

Фидлер): 1)характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным 2)структурное решение задач 3)величина официальной власти лидера «Установка флюгера» (при изменении ситуации люди реагируют на  них и меняют свои характеристики)

  • Функциональная – зависит от решаемых задач: эмоциональные, интеллектуальные, деловые лидеры
  • Поведенческая (лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения): ориентированны на задачи или на взаимоотношения. Левин выделяет: демократический, авторитарный, попустительствующий стиль лидерства
  • Теории лидерства
  • Понятие лидерства  и  различные  его концепции возникли в западной
  • науке изначально  на  базе  эмпирических  исследований  именно  малых
  • групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и
  • механизмов проделали значительную эволюцию.
  • Но до   сих   пор  ни  в  социальной  психологии,  рассматривающей

преимущественно малые группы,  ни в политической психологии,  которая под  лидером  поймает  политического  деятеля  и  поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп,  однозначного  понимания этого  феномена  нет.  Каждый исследователь,  давая   свое   определение,  выделяет   лишь  тот  или  иной    его   аспект.

  1. Наиболее распространенные и общепризнанные  теории  —  это  теории личностных  черт, ситуативные, ситуативно-личностные.
  2. 1) Теория  черт   (и   ее   разновидности)      возникли   под   влиянием
  3. исследований  английского   психолога   и   антрополога   Ф.   Гальтона,
  4. пытавшегося   еще    на    заре   века  объяснить    лидерство    на   основе
  5. наследственности.  В    рамках   этого  направления   были   предприняты

исследования  царских  династий различных наций,  анализ браков между правителями и т.д.  Основной идеей  такого подхода  было  убеждение  в  том,   что   если   лидер   обладает   качествами  (передающимися  по наследству), отличающими — его от его последователей,  то эти качества можно  выделить.  Однако  составить  перечень  таких  черт  тогда  не удалось.

Только в  1940 г.  американский  психолог   К. Бэрд  составил список  из

79 черт,  упоминаемых  различными  исследователями  как   «лидерские».

Среди них были названы инициативность,  общительность, чувство юмора, энтузиазм,  уверенность,  дружелюбие и т.д.  Но ни  одна  из  них  не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды,  16-20 — дважды,  4-5 — трижды и  лишь  5% черт  были названы  четыре  раза.

Проанализировав  различные подходы, Американский психолог    Р.

Стогдилл  выявил, что практически во всех случаях лидерство  рассматривается  либо  как  фокус  групповых процессов,  либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти.

Такой разброс мнений американский психолог Ю. Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий,  они, по его мнению, в большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

  • 2)  На смену  теории  черт  пришли  ситуативные  теории  лидерства,  в соответствии,  с  которыми   появление  лидера   есть  результат   места,
  • времени  и  обстоятельств.  То  есть  в конкретных  различных ситуациях
  • групповой  жизни    выделяются    отдельные   члены    группы,   которые
  • превосходят  других,  по   крайней  мере, в  каком-то одном  качестве,  но
  • поскольку  именно  это   качество  и   оказывается  необходимым  в  этой

ситуации,  человек,  обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского  исследователя  Дж.

  Шнейдера  о том,   что   число   военных  лидеров  Англии  пропорционально  числу конфликтов,  в которые страна была вовлечена;  это,  по  его  мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности,  социальной или политической ситуации в стране в  тот  или иной    период. Жуков — лидер  II ВОВ, разгром   фашистов. Ситуационная     теория     лидерства    подчеркивает

Читайте также:  Как влиться в новый коллектив на работе

относительность  черт,   присущих   лидеру,   и   предполагает,   что качественно   разные  обстоятельства  могут  потребовать  качественно разных лидеров. Этот момент ситуационной теории лидерства был, подвергнут критике со стороны Ж.

Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности лидера, он превращается в какого-то «флюгера».

Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные ожидания, что он проявит необходимые в данной ситуации черты.

Для того   чтобы   снять   возможные   возражения,   будто  теория рассматривает личность лидера как марионетку,  американский ученый     Э. Хартли  предложил  модификацию  этой  теории.

  Он  предположил,  что, во-первых,  если человек становится  лидером  в  одной  ситуации,  не исключено,  что  он  им  станет и в другой;  во-вторых,  в результате стереотипного восприятия  лидеры  в  одной  ситуации  рассматриваются

группой как «лидеры вообще»;  в-третьих,  став лидером в  определенной

ситуации,  человек приобретает авторитет,  который  способствует  его избранию  лидером  и  в  следующий  раз;  в-четвертых,  лидером  чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

3) Однако, такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории,  и,  как часто бывает в науке,  два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личностно-ситуативные теории.  В 1952 году Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которыебыло  необходимо,  по их мнению,  учитывать при рассмотрении феноменалидерства:

  1. а)    черты и мотивы лидера как человека;
  2. б) образы лидера имотивы,  существующие  в сознании его   последователей, побуждающие ихследовать за ним;
  3. в)    характеристики роли лидера;

г) институциональный контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки зрения статуса,  взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы.

Таким образом,  лидерство стало рассматриваться как  отношения  между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции,  Р.

Кеттел предложил рассматривать лидерство как  динамичное  взаимодействие  между  целями  лидера  и  целями   и потребностями последователей,  где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей . 

Но  это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы,  внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:

4)  Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

  Ф.

Фидлер предложил свой  вариант «вероятностную модель эффективности лидерства», в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

  • Фидлер  выделяет  два  возможных   стиля  лидерства:  ориентацию    на
  • задачу    и  ориентацию  на  межличностные  отношения,  иначе   говоря,
  • инструментальное  и  эмоциональное  лидерство.  Можно заметить,  что
  • подобное разделение функций и ролей,  разграничение сфер деятельности инструментального   и   эмоционального  лидера  отдаленно  напоминает разделение функций руководителя и лидера,  принятое  в  отечественной социальной  психологии.)  По  мнению  Фидлера,  стиль  лидерства   соотносится   с ситуативными  переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом,  что наиболее благоприятная ситуация для  лидера  включает  хорошие отношения с последователями,
  • хорошо   разработанную   задачу,   сильную  позицию  лидера.   Из   этой

предпосылки Фидлер делает вывод,  что ориентированный на задачу лидер более эффективен,  когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных  или умеренно неблагоприятных.

5)  Атрибутивные  теории  рассматривают лидера как своего рода  марионетку,    получающую   прямые   указания    и   власть     от     своих

последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет,  что население той или иной  страны  имеет определенные   прототипы  политического   лидерства,  формирующиеся  в процессе развития  политической культуры общества.

  С  одной  стороны, это  стихийный процесс,  являющийся творчеством масс. С другой-это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных  политических  сил  через  средства массовой информации.

Определяющую роль играют последователи, то есть лидер прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а не свое (Брежнев, Черенков). Такая точка зрения предполагает,  что лидер отражает цели группы и действует от  ее  имени.

  Здесь  предполагается,  что  для  понимания лидерства   необходимо  иметь  представление  об  ожиданиях  и  целях последователей.

6) Схожей является разработанная Р.Л.Кричевским концепция «ценностного обмена» как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии.

Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, то есть являющиеся для группы ценностями.

Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием .

Источник: https://students-library.com/library/read/63381-osnovnye-psihologiceskie-teorii-liderstva

Понятие лидерства в психологии: теории лидерства

Лидерствоэто естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Теории личностных черт. Направление в исследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием Ф.

Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства.

Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить.

Ситуативные теории лидерства. Согласно этим теориям появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств.

Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.

Ситуативно-личностные теории. Более или менее компромиссный! вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт иС. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

  • — черты лидера как человека;
  • — его мотивы;
  • — образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;
  • — личностные характеристики лидера как социальной роли;

— институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последо­ватели.

Теория ожидания-взаимодействия. Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:

— ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»);

— ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно бла­гоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления. Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотиви­рованный организм, а организация в принципе всегда управляема.

Поэтому лидер должен гак преобразовать организацию, чтобы индиви­ду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Идею разрабатывали американские психологи Р. Блей к, Дж. Макгрегор и др.

Мотивационная теория. Представители этой версии — С. Митчел. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворе­ние, испытываемое в процессе работы.

Атрибутивная теория. Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания и власть от своих последователей.

  1. Функции и типы политического лидера Интегративная– объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.
  2. Ориентационная– выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
  3. Инструментальная– определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
  4. Мобилизационная– инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.
  5. Коммуникативная– поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.
  6. В психологии приняты различные классификации лидеров:
  7. по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  8. по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

  • Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.
  • Различают:
  • формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
  • Лидерство и руководство.
Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

  1. Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
  2. — лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;
  3. — лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;
  4. — лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
  5. — руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
  6. — процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
  7. — сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.
Читайте также:  Как восстановить нервную систему после длительного стресса

Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  • • лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
  • • лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
  • • лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
  • • лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
  • • лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
  • • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
  • Стили лидерства

Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

Источник: https://cyberpedia.su/17×12376.html

Теории лидерства (стр. 1 из 3)

  • Теории лидерства
  • Содержание
  • Введение
  • Основные теории лидерства
  • Виды лидерства
  • Роли лидера
  • Список литературы
  • Введение
  • Теории лидерства — научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование.

Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. Досегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов.

Но различные модели и теории,которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкогоподхода к руководству.

Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлятьспособности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе.

Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью.

Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-тоодин стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

  1. В данной работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в различных организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.
  2. Основные теории лидерства
  3. Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности.

Феномен лидерства — одна из наиболее изучаемых проблем современной психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения.

При изучении этого раздела политической психологии наиболее продуктивно постоянное обращение к истории проблемы, углубленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования.

В исследованиях феномена лидерства пока еще нет «окончательного диагноза», который позволил бы кратко суммировать и обобщить достижения, отбросив заведомо неверные концепции.

До конца XIX — начала XX веков основные подходы к проблеме теории лидерства носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием XX века. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий.

Теории «героев» и «теории черт»

. Теории данной группы — из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами.

Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости».

Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл).

Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт.

В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс».

Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»).

Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д.

В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности.

  • Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
  • сильное стремление к ответственности и завершению дела;
  • энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
  • инициативность;
  • самоуверенность;
  • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
  • желание принять на себя все последствия действий и решений;
  • способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим внимание на любопытные результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году.

Оно показало, что наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор.

Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера.

Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу… Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей… требуется дистанция по отношению к вещам и людям… Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» (Избранные произведения, — М.: Прогресс, 1990. — С. 690-691.).

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть.

Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств. В определенной мере, это инерция прежних, описательных подходов.

Научное изучение феномена лидерства пошло дальше.

Теории среды

. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных.

Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е.

Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X.

Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций.

Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна.

Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы.

То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.

Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства.

В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).

Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.

Теории взаимодействия-ожидания

. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения.

Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы.

Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.

Источник: https://mirznanii.com/a/202352/teorii-liderstva

Ссылка на основную публикацию