Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Одной из главных характеристик любой деятельности, в том числе и учебной, является мотивация. Мотивационная сфера человека развивается в течение всей жизни, столько же формируется и уровень выраженности суеверности, посредством семейного воспитания, традиций.

Наравне с мотивацией, важно обращать внимание на способность к эффективным действиям в условиях риска, так как это позволит оценить профессиональную пригодность студентов, особенно, обучающихся профессиям типа человек-человек. Большинство авторов сходятся во мнении, что суеверия вселяют человеку уверенность в завтрашнем дне [4].

С началом обучения в ВУЗе наступает один из кризисных этапов новоиспеченного студента.

Насколько будут мотивированы эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность студенты, имеющих вышеупомянутую уверенность, как они поведут себя в условиях риска, в отличие от студентов не обладающих «уверенностью в завтрашнем дне», соответственно, отразится ли уровень выраженности суеверности на профессиональной пригодности студентов к профессиям типа человек-человек.

Анализ теоретических источников позволил нам определить понятие мотивация достижения успеха — сила, вызывающая у человека желание совершать определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху, а мотивация избегания неудач, в свою очередь, понимается как определенный механизм избегания различных ошибок и неудач [2].

Риск же определяется как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность; как действие, совершаемое в условиях неопределенности [1].

А феномен суеверия в психологии рассматривается как вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть) [4].

  • Цель исследования – изучение мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у студентов первого курса с различным уровнем выраженности суеверности.
  • Объект исследования – суеверность студентов первого курса
  • Предмет исследования – статистическое влияние суеверности на мотивационную сферу и готовность к риску личности студентов первого курса
  • Гипотеза исследования: у студентов первого курса с различной выраженностью суеверности будут наблюдаться различия в мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску: студенты, имеющие низкий уровень выраженности суеверности, более мотивированы на успех и готовы к риску, чем студенты, имеющие средний и высокий уровень выраженности суеверности. Студенты с высоким и средним уровнем выраженности суеверности мотивированы избегать неудачи и менее готовы к риску, чем студенты с низким уровнем суеверности
  • Организация и методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили: исследования феномена суеверия Ю.В. Саенко, исследование проблемы мотивации А.Н. Леонтьева.

Для проверки гипотезы использовались следующие методы: анкетирование (методика Анкета «Степень суеверности»; наша модификация теста Паранаука, Эзотерика, Мистика. Автор А.Г.

 Шмелев); психодиагностический метод (тест Элерса на мотивацию достижения успеха, избегание неудач и тест готовности к риску Шуперта) [3]; методы математической статистики (U-Критерий Манна-Уитни) и качественные методы анализа данных.

Исследование проводилось на базе владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых и московскогогосударственного лингвистического университета им. Мориса Тореза.

В нашем пилотажном исследовании приняли участие студенты, первого курса очной и заочной формы обучения, различной профессиональной направленности (60 человек в возрасте от 15 до 35 лет).

Исследование проводилось в ряд этапов

  1. этап Разработка плана исследования выдвижение гипотезы, анализ научных, методических источников по проблеме уверенности в себе.
  2. этап Выделение групп студентов с низким, средним и высоким уровнем выраженности суеверности.
  3. этап Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску
  4. этап Сравнение анализируемых групп.
  5. этап Анализ и интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня выраженности суеверности у студентов первого курса представлены на рисунке 1.

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

  1. Рисунок 1. Уровень выраженности суеверности у студентов первого курса
  2. По результатам исследования у 25 %(средний балл=41) высокий уровень выраженности суеверности, у 52 % (средний балл 26,5) средний уровень выраженности суеверности и у 23 % (средний балл 18,4) низкий уровень выраженности суеверности.
  3. На рисунке 2 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с высоким уровнем выраженности суеверности.

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Рисунок 2. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса с высоким уровнем выраженности суеверности

У студентов, с высоким уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху = 22,4 балла. Это слишком высокий уровень мотивации к успеху. Средний балл по тесту избегание неудач=18,1 балл – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску. = 0,8 балла – это средний уровень готовности к риску.

На рисунке 3 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых со средним уровнем выраженности суеверности.

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Рисунок 3. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса со средним уровнем выраженности суеверности

У студентов, со средним уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху =12,9 балла – это средний уровень мотивации. Средний балл по тесту избегание неудач=17,2 балла – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску. = -2,8 балла – это говорит, о склонности к осторожности.

На рисунке 4 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с низким уровнем выраженности суеверности.

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Рисунок 4. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса с низким уровнем выраженности суеверности

У студентов, с низким уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху =16,3 балла – это средний уровень мотивации к успеху. Средний балл по тесту избегание неудач=18,3 балла – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску говорит о склонности к осторожности (-5,1).

Для выявления различий в мотивации достижения успеха, избегания неудач и степени готовности к риску нами были выделены 3 группы студентов с низким, средним и высоким уровнем выраженности суеверности. Обработка данных проводилась с применением статистических методов (U-Критерий Манна-Уитни).

При сравнении групп с высокой и низкой выраженностью суеверности обнаружены статистические различия в мотивации достижения успеха (UЭмп =64, а UКр при p≤0.01 =51). Различий в мотивации избегания неудач и степени готовности к риску у исследуемых групп не выявлено (UЭмп =100 и 76.5; UКр при p≤0.05 =66).

У групп с высокой и средней выраженностью суеверности также выявлены различия в мотивации достижения успеха (UЭмп = 97,5, а UКр при p≤0.01 =132). Выявлено сходство в мотивации избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с высоким и средним уровнем выраженности суеверности (UЭмп =204 и 189.5, а UКр при p≤0.

05 =161). У групп со средним и низким уровнем выраженности суеверности, выявлены различия в мотивации достижения успеха (UЭмп = 64, а UКр p≤0.05 = 66). Различий в мотивации избегания неудач и готовности к риску у испытуемых со средним и низким уровнем суеверности не выявлено (UЭмп = 196 и 185.5, а UКр при p≤0.

05 =149).

Таким образом, студенты первокурсники с высоким уровнем выраженности суеверности, в отличие от студентов со средним и низким уровнем выраженности суеверности очень мотивированы на достижение успеха. Студенты с таким уровнем мотивации достижения успеха очень активны, инициативны.

Для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. Они склонны планировать свое будущее на далекую перспективу. Предпочитают выбирать трудные или очень трудные в достижении цели. В случае чередования успехов и неудач склонны к утрированию своих неудач, фрустрации и стрессу.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается.

В мотивации избегания неудач и степени готовности к риску различий не выявлено.

Гипотеза о том, что у студентов первого курса с различной выраженностью суеверности будут наблюдаться различия в мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску: студенты, имеющие низкий уровень выраженности суеверности, более мотивированы на успех и готовы к риску, чем студенты, имеющие средний и высокий уровень выраженности суеверности. Студенты с высоким и средним уровнем выраженности суеверности мотивированы избегать неудачи и менее готовы к риску, чем студенты с низким уровнем суеверности подтвердилась частично.

Читайте также:  Синдром самозванца - избавление от комплекса, психология

Список литературы:

  1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика Методики и тесты – М.:Бахрах-М, 2011. – 672 с.
  2. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука – 2014. – № 3. – С. 44-46.
  3. Розанова В. А. Психология управления. –  М.: Интел-Синтез, 1999. – 352с. ISBN 5-87057-121-9
  4. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 85-93.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lxv/108067

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач)

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятно­сти. Доминирование у человека мотива избегания неудачприводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач):

Инструкция к методике Элерса избегания неудач:

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и на листочке отметьте выбранное Вами слово, например 1.2 (строка №1, столбец №2).

 Тестовый материал опросника Элерса.

1 2 3
1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

Ключ к опроснику Т. Элерса.

Расчет значений: добавьте по 1 баллу за следующие ответы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

  • 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
  • Интерпретация к тесту Элерса.
  • Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
  • от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
  • от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
  • от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
  • свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
  • Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху, «Готовность к риску» Шуберта.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность». В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя.

Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно «благодаря» психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание».

Это генетически заложено природой.

Под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у человека.

Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.

  1. Людям, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.
  2. Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.
  3. Раздел: тесты по психологии с ответами.
  4. Тесты по психологии личности.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач).

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: https://psycabi.net/testy/272-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-izbeganiyu-neudach-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-izbeganiya-neudach

От избегания — к достижению

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. Наиболее пристально изучением этих видов мотивации занимался Хайнц Хекхаузен. Он же создал проективную методику, направленную на изучение того, какой из этих двух видов мотивации преобладает у человека.

Мотивация избегания неудач

Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается «подстелить соломку» в любом деле.

Примеры: «лишь бы ей не было хорошо», «как бы этим не заниматься», «не попасть бы сюда снова», «я не хочу толстеть».

Мотивация достижения успеха

Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.

Примеры: «я хочу добиться высокой должности», «нам нужно найти лучшие условия для жизни», «я хочу быть стройным».

Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.

Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха в поведении

В нашем поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс, но с небольшим перевесом в сторону мотивации достижения успеха. Рассмотрим, почему.

Чем опасна мотивация избегания неудач

Руководствоваться в своём поведении исключительно мотивацией избегания неудач — гиблое дело.

Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать, чтобы ему было хорошо.

Читайте также:  Как снимать стресс женщине в домашних условиях и успокоить нервы

Когда не хватает сил на поиски хорошей цели для себя, на осознание своих потребностей, человек концентрируется на том, чтобы исключить неприятные переживания из жизни. Согласитесь, неприятная ситуация.

Как говорится, «плохо, когда невозможно достичь желаемого; но еще хуже — не знать, чего ты хочешь».

Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Здесь работает принцип «не думайте о белой обезьяне»: вы вынуждены о ней думать, чтобы о ней не думать. Парадоксально? Но факт.

Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Убегать-то от чего — это понятно, но вот — к чему?.. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда.

Как говорится, «нам никто не может помешать идти к нашей цели, потому что мы сами не знаем, куда идём». А без чётких целей — куда бы человек ни пришёл — он вряд ли останется довольным. Убегая от тигра, можно, не заметно для себя, оказаться в яме или в глухом лесу, еще более опасном, чем сам тигр.

Итог этого «убегания» вы не контролируете, он вам не подвластен, если помимо мотивации избегания неудач вы не подключаете мотивацию достижения успеха.

Чем опасна мотивация достижения успеха

Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Ведь смел не тот, кто не боится, а тот, кто вопреки страху продолжает делать то, что от него требуется.

Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их. В противном случае, добившись цели, можно придти к нежелательным последствиям, которые омрачат радость достижения.

Например, слишком усердная работа может привести к истощению. В этом случае на радость от достижений не остаётся сил. Во избежание истощения необходимо иногда отдыхать. Иногда — отдыхать, а не совсем отказаться от работы под страхом усталости.

Таким образом, для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью, наш мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.

Источник: https://psy-resource.com/ot-izbeganiya-k-dostizheniyu/

Мотивация достижения успеха и избегания неудач

Мотивация является очень важной составляющей жизни каждого человека. Она может приводить к невероятным достижениям и движению вперед, а может и наоборот создавать препятствия на пути, мешать развиваться, добиваться успеха и процветания.

Почему это происходит и что нужно знать о мотивации, чтобы она помогала, а не препятствовала, поговорим дальше.

Принято выделять мотивацию достижения успеха и избегания неудач. Оба эти вида мотивации приводят к разным последствиям и складываются из многих факторов, которые поддерживают, направляют человека, побуждают его к действию или бездействию. От мотивации зависит характер человека, способности, эмоции.

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация оказывает воздействие  на человека только тогда, когда она оказывает существенное влияние на возможность удовлетворения его желаний и потребностей.

Мотивация зависит от характера, ценностей, условий деятельности, убеждений мировоззрения, с учетом которых формируется намерение человека. В основе любой деятельности или бездействия лежит мотивация, т.к. она определяет активность и заинтересованность человека.

Мотивация состоит из мотивов, которые дают ответ на вопросы «зачем? «, «для чего? «, «почему?», «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Мотив определяет выбор цели, средства и способа достижения намеченной цели. Зачастую мотивы не осознаются и человек, совершая те или иные действия, и не отдает себе отчет в том, что побуждает его делать это.

Мотивы бывают разные, среди них можно выделить мотив власти, уважения, достижения успеха и избегания неудач.

Мотивация на успех: избегание неудач, методика

Человек с актуальным мотивом достижения успеха эффективен в любой сфере жизни. Он ставит перед собой цели, достижение которых однозначно расценивает как успех.

Такие люди стремятся, во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности.

Они смелы,  решительны, мобилизуют свои ресурсы, сосредотачиваются на достижении поставленной цели и рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение.

Люди с мотивацией избегания неудач не стремятся к достижениям, основной их целью является стремление избежать неудач. Такой человек не верит в свои способности и возможности, боится критики, неуверен в себе, не получает удовольствие от деятельности, в которой могут возникнуть неудачи.

Получается, что люди, стремящиеся к достижению успеха способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. Они знают что хотят, что могут и чего способны добиться.

Тогда как те, кто стремится к избеганию неудач не в состоянии адекватно оценить себя, завышая или занижая свои притязания. Они склонны ставить перед собой либо очень легкие, либо очень труднодостижимые цели. Такие люди обладают повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Они избегают соревнований и соперничества. У них отсутствует адекватная оценка достигнутого.

Каждому человеку свойственно стремиться к успеху и беспокоиться по поводу неудач. Но ведущей мотивацией становится только одна. Мотивация достижения успеха связана с продуктивной деятельностью, а избегание неудач – с тревожностью и защитным поведением.

От преобладающей мотивации зависит трудность выбираемой цели. Люди, нацеленные на успех, цели выбирают средние или слегка завышенные, незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они рискую с расчетом. Люди, мотивированные на избегание либо существенно занижают, либо ставят перед собой неоправданно завышенные цели.

Тот, кто стремится к успеху, проявляет настойчивость в деятельности, а избегающий неудач избегает действий, которые, по его мнению, могут привести к неудаче, стремясь выйти из ситуации, угрожающей неудачей.

Стремящиеся к достижению люди полагаются на свои силы и имеют направленность  на  развитие и самосовершенствование, предпочитают работать над задачами, требующим приложения усилий, но являющимися разрешимыми, чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Они переживают гордость и радость при достижении результата.

  • Мотивированные на достижение успеха объясняют достижения своими способностями, а мотивированные на избегание неудач склонны приписывать свой успех стечению обстоятельств.
  • Тот, кто стремится, к достижениям идет вперед и приобретает все то, что хочется иметь тем, кто пытается  взбегать неудач.
  • Елена Бархатова      .

Поделиться ссылкой:

Источник: http://psihologanalitik.ru/psihologiya/motivaciya-dostizheniya-uspexa-i-izbeganiya-neudach

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности.

Данный подход не следует понимать как истину в последней инстанции, потому что важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого индивида и в нужных случаях трансформировать их в позитивный результат.

В соответствии с индивидуальными особенностями каждый индивид меняет отношение к диспозициям в основе своих мотивов и выбирает нужную стратегию поведения.

В этом заключается постепенная выработка ориентации «на результат», которая коренным образом влияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, позволяя индивиду вырваться из замкнутого круга боязни неудач. Как следствие, у индивида формируется позитивный взгляд на окружающую действительность.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, способности, преобладающие мотивы, мотивация, деятельность, адаптация, ориентация на результат, базовые компетенции решения жизненных задач, эпифеномены, эмоциональный интеллект, биологическая мотивация, социальная мотивация.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности, направленной на позитивный результат, является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время. Деятельность, по мнению отечественного психолога А. Н.

Леонтьева, является основанием личности и занимает очень важное место в жизни человека. А в основе любой произвольной деятельности находится мотивация. Поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с деятельностью, в том числе мотивацию, т. к.

Читайте также:  Как лечить невроз самостоятельно: избавление, в домашних условиях, народные средства

от неё зависит успешность любой деятельности [1].

Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В различных литературных источниках, интернет — ресурсах выделяют такие виды мотивации, как: внешняя и внутренняя; устойчивая и неустойчивая; положительная и отрицательная. Положительная и отрицательная мотивации — это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами. [6]

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам:

  1. Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень рис­ка. Им свойственно избегать вы­сокого риска.

    При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.

    Индивиды с низким уровнем мотивации к успехупроявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт [3].

  2. Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятно­сти.

    Доминирование у человека мотива избегания неудачприводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач.

    У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.

В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику О. Ф. Потёмкиной «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»[3].

Данная методика поможет выявить преобладающие ценностные ориентации (например, ориентацию на результат или на процесс).

Данные ценностные ориентации влияют на формирование преобладающих мотивов и делают наиболее достоверным объяснение доминирования тех или иных преобладающих мотивов у индивида.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех индивидов. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики данных мотивов как в студенческом возрасте, так и на этапах профессионализации.

Ведь, любой человек при желании занять какую-либо жизненную позицию может преодолеть свои страхи в той области, в которой он желает преуспеть, тем самым научиться менять отрицательную мотивацию на положительную.

Безусловно, для осознания внутреннего мотива и выработки стратегии поведения, как писал Артур Шопенгауэр, требуется длительная внутренняя работа. Предполагается изменение отношения индивида к определённым сторонам своей жизни [5].

В контексте работ ряда зарубежных авторов новых направлений говорится о том, что необходимо ориентироваться, в каких областях деятельности можно успешно применять свои способности, основанные на индивидуальных психофизиологических особенностях, чтобы быть счастливее при тех способностях, которыми наградил его Бог и природа! Например, по данной проблеме автор книги «Новая позитивная психология» М. Селигман пишет: «Я пришёл к выводу, что если маршрут наш лежит не через солнечные моря, вряд ли мы сумеем что-то изменить, пытаясь стать счастливее. Более, что мы можем предпринять, — и именно так поступаю я — это примириться с холодным климатом и твердо держать курс на позитивную эффективность, ибо она способна подарить нам множество удивительных ощущений»[4]. Следовательно, необходимо работать над своими мотивами и рационально управлять собственным отношением к диспозициям (интересы, стимулы, внешние факторы и т.д.), которые находятся в основе становления этих мотивов. Для осознания мотива требуется длительная внутренняя работа над собой! Селигман пишет, что нужно быть уверенным в себе по жизни, — уверенно принимать решения соизмеримо со своими способностями и возможностями, направляясь к созиданию. И если эти усилия не вызывают у личности перенапряжения или дискомфорта, а результаты становятся полезными для окружающих, то индивид как правило получает радость и удовлетворение от своей деятельности [4].

Анализируя вышесказанное, можно высказать предположение, что, проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме, смириться со всяким положением вещей и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность».

[4] Однако, Селигман даёт возможность многополюсного рассмотрения вопроса, учитывая взгляд на жизнь у каждого человека. Ведь, «адаптироваться к проблеме» — это не означает порой, что надо адаптироваться ко всему происходящему вокруг, а, прежде всего, нужно адаптироваться к способу решения сложной проблемы.

В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Тогда речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей индивида.

Именно «благодаря психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой, как утверждает Селигман [4].

В нашем случае, под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у индивида.

Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы [7].

Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если, пересказывая мнение Селигмана, научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам, ведь позитивные чувства — это не эпифеномены (показатели) с точки зрения бихевиоризма, а напротив — двигатели деятельности на пути к успеху. Веря в свой личностный потенциал, у индивида, как правило, повышается работоспособность [4]. И это приносит пользу ему и окружающим. Ведь, в современной действительности очень важен не только IQ, но и эмоциональный интеллект (EQ), который также является базовой компетенцией решения жизненных задач.

Говоря о взаимодействии с окружающими людьми через внутреннюю работу осознания своих мотивов и построения позитивного взгляда на мир для нахождения своего места в нём, мы имеем дело с переходом от биологической мотивации к мотивации социальной. Высшими её проявлениями являются: мотивация развития социума и мотивация сохранения социума, т.е. нравственность. Развитие социальной мотивации на базе биологической связаны с эволюцией и историческим развитием общества!

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1982 (1975.).

  2. Маркова А. К.и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990.

  3. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.

  4. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. — 368 с.

  5. Шопенгауер А. «О воле в природе», 1835.

  6. Интернет – ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%

  7. Интернет – ресурс: http://www.mggu-sh.ru/interview/04-03-11/zhiznennaya-navigatsiya

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, избегание неудач, базовая компетенция решения, индивид, позитивный взгляд, позитивный результат, достижение успеха, мотивация, успех, биологическая мотивация.

Источник: https://moluch.ru/archive/39/4498/

Ссылка на основную публикацию