Командная работа: умение, принципы, особенности

Мало сгруппировать людей, нужно грамотно организовать работу в команде. О проблемах взаимоотношений в команде читайте в статье.

Что означает работа в коллективе и команде?

Команда — круг людей, отличающихся по критериям: полу, возрасту, профессиям, целям и прочему. Но их основная задача заключается в одном — своевременном выполнении проекта общими усилиями.

Принимаемые участниками решения традиционные. Нестандартные подходы к работе пресекаются отдельными людьми или отвергаются группой. Инновационные технологии положительно воспринимаются молодыми и активными сотрудниками, стремящимися пересмотреть устаревшие способы работы.

Участники не всегда слаженно работают, так как могут преследовать разные интересы. Учитывайте это еще на этапе формирования коллектива, в противном случае не избежать постоянных конфликтов, которые могут переходить в настоящие корпоративные войны. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен знать алгоритм работы в команде.

Алгоритм работы в команде

Командная работа: умение, принципы, особенности

Не воспринимайте группы как команды. Они формируются стихийно, поэтому невозможно предугадать, чем завершится очередной проект. Не жалейте времени на создание сплоченного коллектива, в котором будут поделены роли, права и обязанности, а ответственность будет восприниматься каждым участником.

Отличия рабочей группы от команды

Командная работа: умение, принципы, особенности

Эффективная работа в команде возможна только в том случае, если участники положительно воспринимают друг друга, пытаются найти компромисс в сложных вопросах. При объединении людей учитывайте не столько профессиональные, сколько личностные качества сотрудников. Не пытайтесь помирить враждующих лиц, поручая им работу над одним проектом.

Командная работа: умение, принципы, особенности 1.3. Командная работа   Командная работа — одна из главных особенностей работы в сферах услуг и торговли! Поэтому нам важно оценивать персонал не только с общих позиций, но и учитывать его «командность», например методом анкетирования и опроса 360 градусов или методом социометрии. Большинство продуктивных бизнес-идей (прим. не просто идей, воззрений или концепций!) возникает и реализуется в группах людей командного типа. Команда в отличие от обычной производственной или рабочей группы характеризуется высокой…
Читать главу

Читайте другие книги по теме в «Системе Кадры»:

Формирование коллектива — длительный процесс. Приступайте к нему заранее, а не перед самым началом выполнения проекта. Менеджеры, имеющие сплоченный состав сотрудников, который ранее выполнил не один проект, дорожат им. Связано это с тем, что проще удержать профессионалов, прошедших все этапы налаживания взаимоотношений, чем создать новый коллектив.

Если вы только формируете коллектив, участникам предстоит пройти несколько этапов до того момента, пока они станут единым целым: привыкание, группирование, объединение, создание норм, наблюдение и оценку. Отбирая сотрудников, учитывайте навыки, которые необходимы.

Навыки работы в команде, без которых не добиться положительного результата:

  • профессиональные качества, нужные для выполнения задач;
  • умение решать проблемы, принимать решения;
  • развитая аналитическая деятельность;
  • коммуникабельность.

На умении работы в команде сказывается:

  • понимание общих целей, задач организации, подразделения;
  • стремление работать вместе;
  • отсутствие личных целей, не заявленных руководителю и коллегам;
  • способность интегрировать знания, умения с потенциалом коллектива;
  • готовность к обучению, изменению поведения, если оно противоречит правилам;
  • стремление к общению.

Чтобы организация работы в команде прошла быстро и успешно, принимайте непосредственное участие во всех процессах. Направляйте коллектив, помогайте занять позиции, распределить роли, но не подавляйте сотрудников.

От вашего поведения зависит психологический климат. Если менеджер напряжен, участники нервничают, ругаются. Они пытаются завоевать расположение руководителя, занять лидирующие позиции, что в корне неправильно.

Работа в проектной команде успешная, если участники имеют равные права, четко знают обязанности, умеют перераспределять работу. Координируйте их действия. Следите, чтобы не появился неформальный лидер, который может испортить отношения внутри коллектива, настроить сотрудников против вас.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Не ставьте перед сотрудниками невыполнимых задач, иначе они не оценят преимущества работы в команде.

При неудачах даже в сплоченном и сильном коллективе не исключены разногласия — сотрудники тратят много сил, но не видят результата. Накапливается общее недовольство, ведь каждый винит другого.

Если проект не выполнить за месяц, не ограничивайте временные рамки этим сроком. Адекватно оценивайте силы работников, чтобы избежать негатива.

Читайте другие статьи по теме в «Системе Кадры»:

Придерживайтесь простой технологии работы в команде, которая позволит быстро справиться с поставленной задачей. Не применяйте сложные методики, если коллектив только недавно сформировался. В противном случае возникнет недопонимание, сотрудники дезориентируются. Чем легче принцип взаимодействия, тем меньше возникнет проблем.

Технология работы в команде:

  • постановка задачи участникам;
  • сбор мнений сотрудников, в том числе лидеров;
  • обсуждение возможных способов работы, поиск компромисса;
  • составление плана действий;
  • работа по плану;
  • выявление недочетов, их устранение;
  • завершение работы;
  • обратная связь.

Обязательно обсуждайте каждый проект. Если этого не делать, эффективность работы в команде снизится. Выделяйте отличившихся сотрудников, говорите, что они сделали правильно. Не ругайте тех, кто не смог добиться хорошего результата. Разберите ошибки, направьте участников.

Читайте о принципах работы в команде в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Регламентируйте правила работы в команде, ознакомьте с ними сотрудников. Объясните нормы поведения, общения, стиль одежды, способ взаимодействия с клиентами. Пресекайте конфликты, сплетни. Разработайте систему наказаний, понятную участникам. Не забывайте о поощрении.

Объясните сотрудникам суть работы в команде, цель. При смене проекта просматривайте результаты предыдущего. Если в нем были недочеты, выявляйте проблемы и устраняйте их. Ведите переговоры с коллегами, спрашивайте о трудностях, с которыми они столкнулись.

При распределении обязанностей и задач имейте в виду следующие моменты:

  • сочетается ли задача с ролями исполнителей;
  • кто из членов коллектива имеет нужные знания, опыт для эффективного выполнения работы;
  • какой сотрудник сможет развить навыки, извлечь пользу.

Если задача отличается срочностью, важностью, доверяйте ее самому опытному специалисту. Чтобы другие сотрудники развивались, назначайте их помощниками. Следите, чтобы опытные члены команды не перекладывали работу на новичков. Иначе исход проекта непредсказуем. Научите людей распределять роли.

Создавайте доверительную обстановку, без которой невозможна эффективная работа в команде. Сотрудники должны делиться наработками, ценными идеями, новыми подходами к выполнению задач. Если есть недомолвки, члены команды напряжены. Они не могут раскрыть творческий потенциал.

Вывод

Проведите тренинг «Работа в команде». Пригласите эксперта, если вы не знаете на чем делать упор. Правильно организовав взаимодействие участников, вы сможете выполнять крупные проекты в сжатые сроки. Помните, что без вашей поддержки члены команды не смогут достичь хороших результатов.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67156-rabota-v-komande-osobennosti-18-m6

Эссе на тему "Основные принципы работы в команде"

Выполнение определенного вида работы одним человеком ограничивается его личными способностями и навыками. Поэтому трудовой процесс двух и более людей наиболее эффективен.

Чем многочисленнее группа, тем больший объем работы она способна выполнить. Однако, участникам больших групп сложнее взаимодействовать при выполнении поставленных задач. Поэтому вопрос принципов командной работы является актуальным всегда.

Формирование сплоченной команды — это создание такой атмосферы рабочего места, при которой работники ценят совместную работу и умение сотрудничать.

В рабочем коллективе люди осознают и верят в то, что мысли, планы, решения и действия гораздо лучше, когда они осуществляются совместными усилиями.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Работа в команде является частным случаем делегирования полномочий и ответственности. Традиционно, задачи и полномочия возложены на «хозяина» рабочего места, а совокупная компетентность членов групповой деятельности должна обеспечивать решение поставленных задач и целей, которые определяются полномочиями данной команды.

Однако, в современных условиях, командные нормы, как правило, задаются особенностями решаемой задачи и лидерскими качествами «активных». Лидер задает и поддерживает нормативы принятия решений и контроля за их выполнением. Однако, на правила могут оказать влияние и члены команды, посредством их принятия, нарушения и за счет порождения новых правил работы.

  • Только управляющий обладающий лидерскими навыками может повысить благосостояние всех участников хозяйственной деятельность, поскольку способен искать хороших партнеров и заключать сделки на выгодных для всех сторон условиях, и только лидер способен грамотно организовать работу всех подчиненных по реализации проектов.
  • Таким образом, решаемая задача, лидер и члены команды, задают правила, по которым будет осуществляться совместная деятельность.
  • Командная форма работы – объединение нескольких профессионалов в автономный и самоуправляемый коллектив для решения поставленной задачи в более эффективном и качественном режиме (в отличие от традиционной организации работ).
  • Команда создается в основном для непредвиденного решения задач (сокращение сроков сдачи, нововведения, разносторонний подход).
  • Команду, как коллектив профессионалов, объединяет взаимодополняемость навыками, знаниями и квалификацией, единое стремление к решению коллективных задач, и наличие личностной ответственности за результат.

Командная работа: умение, принципы, особенности

  • эффективное межличностное взаимодействие;
  • положительное мышление;
  • способность работать согласованно;
  • гибкость и мобильность функций.

При начальном формировании команды необходимо опираться на следующие положения:

  • каждый участник группы хорошо представляет поставленную цель;
  • навыки каждого члена группы известны остальным;
  • функции и обязанности каждого закреплены;
  • организационная структура группы должна соответствовать целям и задачам;
  • в группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать;
  • развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы;
  • есть достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы;
  • группа поддерживает своих членов, и формируются добрые взаимоотношения.
  • отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Однако приведенные положения справедливы и для уже созданных групп и объединений.

Для обеспечения сплоченности, бесконфликтности и эффективности командной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • люди, выполняющие работу, являются «экспертами», когда дело идет о решении проблем в тех областях, которыми они занимаются;
  • совокупный опыт и таланты людей, работающих в командах, больше, чем у любого из тех, кто работает в одиночку;
  • большинство людей сильнее заинтересованы в проекте, если они могут в какой-то мере воздействовать на решения, которые на них влияют;
  • у каждого человека есть творческий потенциал, который можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе проблемной группы.

Командная работа: умение, принципы, особенности

  1. В больших командах очень часто возникают операционные проблемы, связанные с отстаиванием собственной точки зрения или творческого видения, а по мере увеличения числа ее членов возрастают сложности поиска места и времени для совместной работы.
  2. Именно это обусловило сокращение числа участников проектных команд до 4-8 человек.
  3. Со стороны управленческого персонала и менеджмента так же важно придерживаться таких положений как:
  • четкое определение и согласование будущих ожиданий от совместной работе в команде;
  • отсутствие личных предпочтений в делегировании полномочий между участниками;
  • поощрение и мотивация творчества в выполнении заданий;
  • умение выслушивать требования и учитывать инициативу со стороны любого члена группового взаимодействия.
Читайте также:  Депрессия из-за работы: что делать

Поскольку очень часто, в командах возникают конфликты и недопонимания. Лидер группы или управляющий должен знать способы решения конфликтов и успешно применять их на практике.

Источник: https://xn--24-mlc1ca4e.xn--p1ai/example/rabota-v-komande/

Умение работать в команде: что это за навык и как ему научиться?

Привет, дорогие подписчики и гости нашего блога! На связи Юлия Кель. Что определяет успешность руководителя? Способность быстро и правильно решать возникшие задачи.

Сегодня мы поговорим о том, как умение работать в команде влияет на успех в работе. Вы узнаете, как стать привлекательным кандидатом на собеседовании и ценным сотрудником на своем месте работы.

Выясните плюсы совместного труда, и подходит ли он вам.

После прочтения статьи, вы научитесь правильно взаимодействовать со своими коллегами при решении задач. А также проявлять свои лучшие качества в данном деле.

Что такое работа в команде

Команда — это четко отлаженный механизм. Где каждый человек занимает свое определенное место. Все члены группы, как винтики, приводят механизм в движение.

В нее входит не более 15 человек. Почему не больше? Ответ прост. Потому что довольно сложно объединить большое количество человек одной целью. Работа участников сплоченная. Они решают задачу по плану, но каждый выполняет определенные обязанности.

Если раньше это слово употребляли лишь в области спорта и соревнований, то сейчас оно становится все более уместно в рабочей среде. Как только вы запутаетесь с определением понятий «коллектив» и «команда», немного пофантазируйте.

Представьте перед собой группу людей, которые участвуют в соревнованиях. Их общая цель — дойти первыми до финала. План действий есть. Каждый выполняет свои задачи: один бегает, другой прыгает, третий сдает норматив с мячом.

Вот такое сравнение должно быть в вашей голове, чтобы без труда определить, что перед вами.

Что включает в себя способность работать в команде

Данный навык желает видеть у кандидата при собеседовании каждый руководитель. Чем же он хорош? И что вообще включает в себя? Сейчас об этом поговорим.

Чтобы деятельность компании была более успешной, руководитель ставит для себя несколько целей. Кстати, как правильно ставить цели можете почитать здесь. Некоторые из них порой возникают спонтанно. Решить все задания самостоятельно он не в силах, да это и ни к чему. Тогда самое время привлечь несколько человек, которые будут заниматься их решением.

Впервые мне довелось ощутить на себе командную работу во время учебы в институте. Из нас готовили руководителей, которые должны изначально представлять данный процесс изнутри. И могу вам сказать, в начале это непросто, но жутко интересно! Со временем, справляясь с каждым заданием, вовлекаешься в процесс, и становится значительно проще.

Конечно, это несколько разные вещи: задачи в рамках учебы и работы. На практике в работе я поняла, что не все так легко. Не каждому сотруднику возможно объяснить, как необходимо коллективно работать. И также не каждый человек для этого подходит. Подробнее мы поговорим далее. Для тех, кому не дан командный дух, существуют другие задания, которые стоит им назначить.

Итак, каждый участник должен соблюдать некоторые правила, которые влияют на всю работу в целом.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Правила командной работы

  1. Коллективное решение. Каждый работник в праве высказывать свое мнение, которое будет услышано. Оно будет принято при поддержке большинства людей.
  2. Все равны. Если у вас больше опыта или вы являетесь руководителем, это не значит, что все должны соглашаться с вашим мнением. Каждый сотрудник имеет одинаковые права.

    Критикуйте только по делу и относитесь к другим уважительно.

  3. Передача опыта. В таком рабочем процессе происходит передача своего опыта другим. Не только вы можете кого-то научить, но и вас. Более профессиональные сотрудники в непринужденной обстановке на практике покажут, как стоит поступать в том или ином случае.
  4. Фиксируйте все идеи.

    Некоторые предложения вначале могут выглядеть неуместно. Но практика показывает, что зачастую они становятся главным решением. Чтобы не забыть ничего из предложенного, все стоит записывать.

  5. Контролируйте свои эмоции. В работе необходимо забыть все личное и настроиться только на деловое общение.

    Человек, к которому вы испытываете личную неприязнь, способен быть отличным профессионалом в своем деле. Необходимо относится к таким людям объективно.

  6. Принимайте конструктивную критику. Если вас критикуют по делу и объективно, то стоит прислушаться к замечаниям. Не воспринимайте замечания в свой адрес критично.

    Лучше внимательно выслушайте их и возьмите на заметку.

  7. Делегирование обязанностей. Очень сложно этому научиться, но без разделения обязанностей никак не обойтись. Нужно уметь дать задания людям, которые с ними справятся лучше вас, и не контролировать каждое их действие. Ведь каждый участник имеет одну цель, он заинтересован в качественном выполнении работы.

  8. Действуйте по плану. Чтобы все выполнялось четко и в поставленный срок, необходимо руководствоваться планом.
  9. Пресекайте интриги. Нет ничего хуже, чем работник, который ради своей выгоды вносит разлад в группу коллег. Он также нацелен на общий результат, но его больше беспокоит возможность выделиться не лучшим путем.

    В группе появились сплетники и интриганы? От них необходимо избавляться. Если вы являетесь руководителем, а этот человек профессионалом, без сожаления увольте его. Разлад в коллективе может привести к большим потерям.

  10. Разделить успех на всех. Забудьте слово «Я». В команде существует только «Мы».

    Успешный результат будет общим и заслуженно принадлежать каждому работнику.

  11. Совместный отдых после решения задания. Очень важно не только разделить успех на всех, но и отпраздновать его совместно. Это поможет сплотить группу участников еще больше.

Какие навыки нужны

Если вы еще не представляйте, способны ли к совместной работе, то лучше всего узнать это на опыте. Допустим, сегодня существует достаточно много волонтерских организаций. В них можно попробовать себя, еще и с пользой для общества. Но если отталкиваться от личностных качеств, то стоит отметить, что они играют не последнюю роль. Вы готовы к такой работе, если:

  1. Умеете быстро влиться в коллектив, наладить общение. В одной из статей я рассказывала про интровертов, которые с трудом и долго налаживают контакт с новыми людьми. Им такая деятельность точно не придется по душе.
  2. Способны быстро понять поставленные задачи и приниматься за их решение. Медлительность в совместном труде не играет на руку. Внимательно выслушав все, что от вас хотят, нужно сразу браться за работу.
  3. Признаете свои ошибки и поднимаете командный дух. Если вы не считаете себя всегда и во всем правым, умеете поддержать других, то данная деятельность точно для вас.
  4. Умеете занимать разные роли в коллективе. Вы должны мгновенно подстраиваться под ситуацию и быть не только руководителем, но и исполнителем.
  5. Помогаете другим участникам. Это важно, но и вы не стесняйтесь просить помощи. Если многие сотрудники ранее предпочитали обращаться к вам за подмогой, это хороший признак вашей готовности к общей работе.
  6. Интересы компании находятся выше ваших собственных амбиций.
  7. Уважительно относитесь к другим. Замечательно, когда вы соблюдаете чувство такта по отношению к коллегам.
  8. Участники команды хотят видеть вас в ней. Значит вы им по душе, с вами легко работать. А это определяет многое. Не каждый человек способен расположить к себе целую группу людей.
  9. Коллеги часто интересуются вашим мнением по поводу ситуаций или их решений. Следовательно, оно для ваших коллег ценно.
  10. Вы всегда на начальном этапе сглаживаете конфликтные ситуации. При большом количестве людей спорные ситуации и конфликты неизбежны. Отлично, если именно вы умеете их предотвращать.

Дорогие друзья! Советы эти действительно мощные, но у вас есть еще более эффективный способ прокачать свою харизму и навыки общения с людьми.

Слышали про Wikium? Если нет, то это огромная компания профессиональных и харизматичных людей, которые учат людей тренировать свой мозг, память, внимание, харизму и многое другое.

У них на сайте можно абсолютно бесплатно проходить онлайн-тесты и с каждым днем прокачивать себя. Я сама постоянно у них тренируюсь и даже приобрела несколько курсов.

У этих ребят, на мой взгляд, нету достойных конкурентов в этой теме. Чтобы вот кто-то брал и так комплексно обучал всяким полезностям.

Но сегодня тема нашей статьи — харизма, и поэтому я просто ни могу не предложить вам пройти мегаполезный онлайн-интенсив.

Если вы хотите влиять на свое окружение, научиться справляться с проблемами с участием других людей, всегда достигать желаемого и многое другое, то вам будет полезно пройти обучение под руководством куратора.

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» — это супермощная программа, направленная на прокачку внутренних качеств. Ее автор — Олег Калиничев — эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Я перечислила вам эти пункты для того, чтобы сформировать некое представление об участнике команды. Вы уже должны представлять, что это за человек и являетесь ли вы им.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Плюсы умения работать в коллективе

С серьезной задачей, которая имеет несколько этапов решения, непросто справиться одному. В лучшем случае это займет много времени и будет совершенно непродуктивно. Существуют такие задания, которые просто требуют совмещения разных мнений. Ряд преимуществ групповой работы:

  • вы имеете возможность поучаствовать в интересном рабочем проекте. Благодаря этому, вы получите ценный опыт.
  • Мозговой штурм. Интересная форма работы в команде. Участникам дается задание, которое они должны решить сообща. Каждый высказывает свое мнение, предлагает свои варианты. Это хорошо развивает творческое мышление.
  • Вы научитесь слышать других, принимать их точку зрения объективно.
  • Руководитель получит уникальный опыт, который поможет ему продвижению по карьерной лестнице.

Итак, команда и коллектив имеют колоссальное различие.

Я приведу вам пример. Офис. Рабочий день только начался. Каждый сотрудник сидит (а их всего 17) на своем рабочем месте и занят своим делом. Все работают в одной компании, с одной целью.

Другой пример. Середина дня. Руководитель отдела собирается группу людей из 10 человек и предлагает им совместно решить одно задание.

Где, по-вашему мнению, коллектив, а где команда? Хорошо подумайте и оставьте свое мнение в х.

Заключение

Друзья, не все задачи, которые встают перед руководителем, он способен решить самостоятельно. Для некоторых случаев удачно подходит совместная работа, когда необходимо мнения и мысли разных людей.

Перед устройством на работу начальство всегда обращает внимание на умение человека работать в группе. Это можно выявить по несложным вопросам, которые относятся к личностным качествам кандидата.

Научиться совместному труду не сложно. Если вы не сталкивались с подобным, то можете попробовать себя в роли волонтера. Он, как никто другой, знает, что такое коллективный труд.

Я считаю, навык работать в команде очень важен. Он пригодится вам не только в рабочих моментах, но и в жизни. Даже в семье! Ведь вы учитесь слышать и понимать других, воспринимать их мнение.

Дорогие читатели, подписывайтесь на наш блог, чтобы всегда быть в курсе новостей.

На этом моя статья подошла к концу. Если я была вам полезна, сделайте приятно автору и скажите «спасибо» с помощью кнопок социальных сетей внизу. И не забудьте оставить в х свой ответ на вопрос и мнения по теме статьи.

До встречи!

Источник: https://levelself.ru/navyki/umenie-rabotat-v-komande.html

Командная работа: принципы эффективной организации

Узнайте основы командной работы, чтобы в дальнейшем избежать наиболее частых ошибок.

Вы узнаете:

  • Как сформировать успешную команду.
  • Какие существуют командные роли, как они используются на практике.
  • Как повысить эффективность работы команды.

Суть работы в команде

Работа в команде предполагает концентрацию на определенной задаче, которую необходимо решить максимально быстро и эффективно. От обычного взаимодействия сотрудников между собой команду отличает максимальная сосредоточенность.

Рабочая группа обладает определенной структурой. Каждый человек выполняет собственную задачу и несет за нее ответственность.

Пример – командная работа над каким-либо сложным проектом, требующим полной самоотдачи и ответственности каждого члена группы за свой рабочий участок.

Качество командной работы в организации

Качество командной работы определяется базовыми элементами. Всего их 6:

  • Коммуникации. Частота коммуникаций, их структурированность и открытость зависят от конкретных задач и конкретной команды. Если необходимо пересмотреть какие-либо важные процедуры и принять решения, потребуется проведение рутинной работы в кратчайшие сроки. Если необходимо провести мозговой штурм, то вполне достаточно провести планерку или онлайн-совещание.
  • Координация. Каждый участник группы должен понимать, какой вклад он и каждый из коллег вносят в общий результат, какая существует взаимосвязь между каждым вкладом.
  • Соотношение вкладов. Наибольший эффект от работы команды достигается, когда каждый работник старается с наибольшей эффективностью использовать собственные знания и опыт.
  • Поддержка. Каждый участник группы должен изначально настраиваться не на конкуренцию, а на сотрудничество. Общая цель зависит от того, насколько хорошо каждый член группы выполнит свою часть работы. Участники должны проявлять друг к другу уважение, помогать и всячески стимулировать коллег.
  • Усилия для достижения командного результата. Члены группы должны отдавать командным задачам предпочтение по сравнению с собственными.
  • Сплоченность команды. Насколько хорошо члены группы поладили друг с другом, насколько силен «командный дух».

Как происходит организация работы в команде

Система командной работы в каждой организации своя. Определить четкую схему формирования рабочей группы общую для всех фирм невозможно. На процесс влияет множество внутренних факторов, среди которых:

  • Готовность высшего менеджмента к передаче полномочий и ответственности членам группы. Если менеджмент не готов, команда не получит требуемой степени свободы.
  • Наличия опыта работы с командами (для руководителей) и в команде (для членов команды, работающих над решением проблемы).
  • Производственная специфика.
  • Мотивация, компенсация и иные поощрительные системы, принятые в организации.

Чтобы команда по-настоящему сработалась, требуется некоторое время. Невозможно мгновенно собрать эффективную группу, раздать роли и ждать, что они сразу включатся в рабочий процесс. Для развития командной работы группе необходимо пройти несколько важных этапов:

  • Адаптация. Члены группы знакомятся друг с другом, анализируют поставленные перед командой задачи. Происходит первичное распределение по интересам, знаниям и опыту – люди делятся на группы по 2-3 человека. На этом этапе эффективность работы команды невысокая, присутствуют настороженность и недоверие друг к другу.
  • Группирование. Формируются небольшие группы. В процессе анализируется несовпадение личных интересов и командных целей. В некоторых случаях члены команды могут высказывать недовольство и проверять степень дозволенной эмоциональной экспрессии.
  • Кооперация. Члены команды привыкают к мысли, что им придется вместе работать вплоть до того момента, пока задача не будет решена.
  • Нормирование работы. Когда команда более-менее сформировалась и сработалась, можно разрабатывать нормативы и принципы командной работы. Каждый член рабочей группы должен доверять своим коллегам.
  • Функционирование. Стадия, на которой принимаются решения. Команда может выявлять и разрешать конфликты. Данная стадия свидетельствует об эффективной работе команды.

Как сплотить команду для продуктивной работы

Журнал «Коммерческий Директор» в статье по ссылке рассказывает:

  • как тимбилдинг гасит «кризисную» панику в компании;
  • как выбрать удачный день для проведения мероприятия;
  • как во время игры выявить потенциальных топ-менеджеров.

Также редакция составила алгоритм сплочения настоящей продуктивной команды из ваших сотрудников для достижения успеха.

Смотреть алгоритм

Распределение обязанностей в командной работе

Командой считается группа лиц от 3 до 15 человек и более. Каждый член группы должен занимать определенное место в команде. Согласно последним исследованиям, в каждой группе может быть 10 ролей:

  • Рабочая лошадка. Отличительные черты – дисциплинированность, надежность, практичность, неконфликтность. Человек работает на команду, не останавливаясь на собственных целях. Это идеальные исполнители. Они способны превращать стратегии в конкретные задачи и решать их. Однако команды, сформированные исключительно из «рабочих», не добиваются серьезных результатов. Они не могут генерировать идеи, а при внесении изменений в изначальные стратегии попадают в тупик.
  • Руководитель группы. Отличительные черты – стрессоустойчивость, высокий интеллект, наличие управленческих навыков. Руководитель способен выслушать каждого члена группы, оценить сильные и слабые стороны, вынести оптимальное решение. Наибольшую эффективность руководитель показывает в стабильных условиях.
  • Мотиватор. Руководитель – это социальный лидер, мотиватор – целевой. Руководитель отвечает за общую обстановку, мотиватор – за движение к достижению цели.
  • Генератор идей. Человек, который может решать сложнейшие задачи нестандартным способом. Его цель – разработка целей. Пути достижения этих целей разрабатывают другие люди.
  • Снабженец. Человек, способный добиваться своих целей. Человек для связи группы с внешним миром. Он уходит, затем возвращается и приносит необходимые сведения, материалы, идеи. Такой человек может работать лишь в группе, сам по себе он малоэффективен.
  • Критик. Человек, способный оценить идею, увидеть сильные и слабые стороны, проанализировать ситуацию и сделать свои выводы, не всегда совпадающие с мнением начальства. При этом он может обосновать свое мнение и направить решение проблемы по другому пути.
  • Аналитик. Человек, способный оценить все факторы, сделать выводы и предоставить их начальству. Отличается вниманием к малейшим деталям и нюансам, которые могут пропустить другие люди. Лучше всего аналитики работают в связке с руководителем группы или мотиватором.
  • Вдохновитель. Человек, который предотвращает конфликты, успокаивает команду, дает силы во время творческого кризиса.
  • Контролер. Человек, который доводит проект до логического завершения. Для такого человека важен не только сам факт выполнения работы, но и все детали проекта.
  • Специалист. Человек, имеющий какие-то специфические знания и навыки. Постоянное присутствие в команде необязательно, однако в какой-то момент может потребоваться решение специализированной задачи. Человек компетентен в рамках своей специализации, и может увлекаться решением собственной задачи даже в ущерб командной цели.

Командная работа: умение, принципы, особенности

Как повысить эффективность командной работы

Есть несколько стандартных проблем, которые могут негативно сказаться на эффективности работы команды:

Каждый член группы должен иметь хорошие знания и навыки, чтобы выполнять определенную роль, необходимую для достижения командной цели. Работа в команде – это и образовательный процесс, позволяющий поднять квалификацию работника.

Основная роль в организации работы в команде лежит на руководителе. Кроме управления и контроля, он организовывает, мотивирует коллектив и развивает элементы самоуправления.

Руководитель должен знать обо всех особенностях работы в команде.

Помимо того, что он делает внутри команды, он же является представителем команды во внешней среде, предоставляет отчеты о работе группы вышестоящему начальству, убирает возможные препятствия.

На начальном этапе, когда команда еще не сформирована, внутри нее возможны конфликты. Для уменьшения частоты и продолжительности конфликтов можно проводить тренинги, мозговые штурмы, чтобы команда чувствовала себя единым целым.

Команда начинает чувствовать себя командой, когда добивается первого успеха. Поэтому, при планировании длительной работы, необходимо правильно расставлять цели. Первая цель должна быть достаточно сложной, но достижимой в течение короткого промежутка времени. Достижение этой цели поднимает командный дух. После этого можно переходить к более глобальным вещам.

На эффективную командную работу влияют следующие условия:

  • Цель команды формулируется ясно, четко, подробно. Определяются границы компетенции группы, передаются полномочия и необходимые для выполнения текущих задач ресурсы. В дальнейшем это позволит избежать ряда проблем.
  • Результаты, которые должны получиться в результате работы группы, в полной мере отвечают запросам потребителей. С заказчиками должна быть наложена обратная связь. Члены группы ориентируются на возможность перемен.
  • Технология достижения цели совершенствуется, знания и навыки членов группы развиваются. Члены команды приобретают знания в области контроля качества, производительности, учета ресурсов и материалов.
  • Каждый член группы должен пройти определенную подготовку, уяснить суть эффективной работы в команде, ее специфику, понять положительные и отрицательные аспекты. Работники должны понимать, насколько актуальна и востребована предстоящая работа. Если она не нужна даже заказчику, итог очевиден.
  • В команде нет «информационного голода». Всем членам рабочей группы должны быть доступны все необходимые коммуникации.
  • В группе создается оптимальный психологический климат, приветствуются неформальные отношения между отдельными членами коллектива. Люди должны доверять друг другу, в противном случае эффективность работы команды резко снижается.

Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2406-komandnaya-rabota

Командные принципы организации работы

Команду можно определить, как группу людей, имеющих высо­кую квалификацию в определенной области и максимально предан­ных обшей цели деятельности, для достижения которой они дейст­вуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

В этом смысле может возникнуть определенное непонимание, чем именно команда отличается от обыкновенной группы. Такая пу­таница возможна из-за того, что люди в организациях часто рассмат­ривают группы, в которых сами состоят, как команды, но в действи­тельности таковыми они не являются. Существует несколько важных различий между группой и командой. Они приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Сравнительные характеристики работы команд и групп

Группы Команды
Индивидуального вклада в работу Производительность зависит от… Индивидуального и груп­пового вклада в работу
Индивидуальная Оценка результатов труда: Индивидуальная и груп­повая
Достижении устанрвлен-ных целей Члены заинтересованы в… Формулировании и дос­тижении целей
Целями, поставленными вышестоящими руково­дителями Работа определяется… Общими целями и обяза­тельствами

Рассмотрим эти особенности более подробно. Во-первых, в группах исполнение работы обычно зависит от индивидуальной ра­боты ее членов. Результат работы команды зависит от личного вкла­да каждого ее члена в достижение цели в тесном взаимодействии со всеми остальными участниками команды.

Второе отличие команды от группы связано с местом, которое уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это од­новременно и работа каждого в отдельности, которая берется в рас­чет, когда речь заходит о выдаче премий.

Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную работу. Команды же придают значе­ние как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату.

Ее члены работают сообща для достижения результата (например, выпуска продукции, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за резуль­тат.

Главное же различие состоит в следующем: в группах люди, за­нимающиеся контролем в организации, требуют от каждого отдель­ного ее члена персонального отчета о проделанной работе, в то вре­мя как члены команд осуществляют самоконтроль.

Цели команды часто рассматриваются как возможность побе­дить, быть первыми или лучшими в чем-либо. Например, команда на заводе компании, у которой существуют финансовые трудности, может стремиться сделать эту компанию ведущей в своей индуст­рии.

Команда одной из частных общеобразовательных школ может стремиться подготовить своих выпускников в соответствии с более высокими стандартами знаний, чем любая другая школа в данном районе.

Члены команд концентрируются на совместном достиже­нии высших целей, что в сочетании со спецификой выполнения за­даний делает их сильно заинтересованными в результатах своей дея­тельности. Можно сказать, что команды обладают «правом на вла­дение» целями и обычно тратят много времени на их постановку.

Как и группы, команды стремятся через поставленные цели проде­монстрировать уровень своих навыков и знаний. Команды ставят перед собой, более обширные цели, которые являются значитель­ным источником эмоциональной энергии, выступающей стимулом к активной реализации задачи.

Кроме того, команды отличаются от групп характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутри командной работы, т. е. команды должны иметь различные уровни самоуправ­ления.

Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, за­ниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возмож­ность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со сторо­ны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд.

Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды име­ют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов.

Они обязаны отве­чать требованиям вышестоящего уровня управления корпорацией, который также может быть организован на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим ру­ководящим звеном организации).

Источник: https://magref.ru/komandnyie-printsipyi-organizatsii-rabotyi/

Статья "Командная работа — одна из условий эффективного обучения"

  • КОМАНДНАЯ РАБОТА – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • TЕАMWORK — ONE OF THE CONDITIONS OF EFFECTIVE TEACHING
  • Боровикова Елена Владимировна
  • учитель начальных классов
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 182 с углубленным изучением литературы и математики»
  • Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя, поскольку организация командной работы занимает большой процент его времени.
  • Ключевые слова: коллектив, командная работа, проект, ведущий метод, игра в команде.
  • A friendly and well working collective is a dream of any leader, as organization of command work occupies the large percent of his time.
  • Keywords: team, teamwork, project, leading method, the game as a team.
  • Коллектив – это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно-значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом. (1, с 47 )

В своей многолетней работе я пришла к выводу, для того чтобы добиться высокого качества знаний у школьников, необходимо учить работать детей в команде. За время работы я была председателем Общественного Объединения «Школа как центр сообщества», в рамках деятельности которого реализовано более 10 социально-значимых проектов городского и областного значения. Тема нравственного воспитания получила своё рассмотрение в социально-значимых проектах «Школа лидерства», «Мы и наши права», «Учитель и право». В этих проектах освещаются вопросы раскрытия индивидуальных и духовно-нравственных качеств личности и формирование жизненной позиции учащихся и учителей. Итак , что же такое команда?

Команда — это…

Небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества (High Performance Team).

В нашей деятельности ведущим стал второй метод, в частности, командная игра.

Командные игры – это веселые, динамичные соревнования-путешествия по станциям, которые быстро и эффективно включают детей в игру, позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников.

Самое главное – научиться работать в команде: распределять обязанности, уметь “командовать” и “подчиняться”, брать на себя ответственность, предлагать идеи и доводить начатое до конца.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между детьми, возникновению чувства симпатии и антипатии.

Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие.

Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей.

  • Что дожжен знать каждый член команды:
  • Общую цель команды;
  • Свои задачи и их взаимосвязь с общей целью;
  • Задачи своих членов команды;
  • Свою роль в команде и ответственность;
  • Роль и ответственность других членов команды;
  • Результаты своей работы и других членов команды;
  • Критерии оценки результатов;
  • Ожидание от него других членов команды;
  • Общепринятые правила, нормы, стандарты совместной работы;
  • Система вознаграждения;
  • Обратная связь.

Три условия развития эффективно работающих команд

Информация. Взаимоотношения. Сопричастность

Роли в команде проекта.

Координирует: поясняет утверждения и показывает их связь с другими утверждениями, анализирует предлагаемые варианты.

  1. Ищет информацию: запрашивает фактическую информацию о задачах группы или методиках их исполнения, просит разъяснений относительно предложений
  2. Гармонизирует: улаживает споры и разногласия, акцентирует общность взглядов.
  3. Представляет информацию: предлагает информацию для использования в решении задач, разъясняет предложения
  4. Ориентирует: помогает группе придерживать плана, обнаруживает отклонения, предлагает процедуры для повышения эффективности работы группы.
  5. Ищет мнения: запрашивает мнения относительно обсуждаемого вопроса.
  6. Поддерживает-вдохновляет: высказывает одобрение предложений других участников, демонстрирует теплое и чуткое отношение к ним.
  7. Высказывает мнения: делает утверждения по обсуждаемым вопросам.
  8. Сопровождает: последовательно продвигается по всем этапам вместе с командой, принимает чужие идеи, выражает согласие.
  9. Проверяет целесообразность: сопоставляет предлагаемые решения с реальным положением дел.
  10. Индивидуальные роли (нефункциональные).
  11. В каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие 8 ролей:
  12. Председатель, оформитель, генератор, критик, рабочая пчелка, опора команды, добытчик.
  13. Стадии развития команды:
  14. На каждой стадии существуют свои особенности ПОВЕДЕНИЯ в ОТНОШЕНИИ ЗАДАНИЯ, которым соответствует предпочтительный СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Требования к лидеру команды

Лидер в команде:

  • Является компетентным в профессиональной сфере;
  • Обладает развитыми организаторскими способностями, умеет распоряжаться временем, грамотно планирует рабочую нагрузку, как для себя, так и для других;
  • Не исходит из произвольных и эмоциональных оценок членов команды, умеет оценивать их адекватно;
  • Является творческим человеком, умеет мыслить неординарно, свободен от стереотипов;
  • Мыслит позитивно, настроен на достижение успеха, а не на бегство от неудач;
  • Не только имеет свою положительную индивидуальную мотивацию, но также позитивно мотивирует команду;
  • Является компетентным в сфере общения;
  • Выступает как носитель прямой коммуникации: не манипулирует другими членами команды, а прямо выражает свои требования и замечания;
  • Компетентность в сфере адаптивного решения межличностных конфликтов;
  • Внимательность к членам команды, видит их способности, понимает индивидуальность каждого;
  • Является носителем командных ценностей;
  • Следует общечеловеческой этике, поступает согласно «кодексу чести»;
  • Нацеленность на интеллектуальное и духовное развитие;
  • Способен заглянуть далеко в себя, умет честно анализировать свои решения и поступки;
  • Не доминирует (но и команда не полагается на него чрезмерно);
  • Является «человеком команды», верит в нее и умеет развиваться вместе с нею.

Требования к «рядовым» членам команды

  • Коммуникативная компетентность;
  • Профессионализм;
  • Ответственность;
  • Креативность.
  • Кто здесь главный
  • Итак, что делает лидер:
  • Лидер принимает решения.
  • Лидер дает задания.
  • Лидер не стесняется говорить «Я считаю», «Я полагаю», «Я думаю».
  • Лидер самостоятельно планирует свою работу: он решает, когда, сколько и над чем именно он будет работать.
  • Лидер задает вопросы.
  • Лидер держит паузу столько, сколько считает нужным.
  • Лидер занимает «много места».
  • Лидер намечет цели.
  • Лидер несет ответственность.
  • Лидер, наконец, высказывает оценки.
  • В заключении хотелось бы привести слова выдающегося американского баскетболиста Майкла Джордана:
  • «Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты».
  • Литература:
  1. Пешкова В.Е. Педагогика. Теория и методика воспитания. Курс лекций. Учебное пособие. – Москва-Берлин, 2015

  2. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. по-собие. – М.: Дело, 2003. – С.717-719.

Источник: https://infourok.ru/statya-komandnaya-rabota-odna-iz-usloviy-effektivnogo-obucheniya-1242643.html

Ссылка на основную публикацию