Формы заикания: классификация, этиология, виды

Формы заикания: классификация, этиология, видыВ современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Болезнь может проявлять себя по-разному и усиливаться или затухать в определённой обстановке или при эмоциональном состоянии пациента.

В этой статье поговорим о клинических видах, формах и степенях заикания у детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых людей, дадим характеристику типам течения логоневроза.

Степени тяжести

Какое количество степеней заикания различают? Заболевания делят по степени его выраженности. Поэтому выделяют 3 степени заикания у ребенка и взрослого:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Лёгкая форма заикания (логоневроза). Практически не мешает свободному общению. Патология практически никак себя не проявляет. Но в стрессовой ситуации или при попытке что-то быстро сказать, возможны незначительные запинки.

    Но в спокойной ситуации, речь становится опять ровной и членораздельной. Если легкая степень заикания обнаружилась у ребёнка, то родителям стоит обратить внимание, ведь лучше лечить болезнь на ранней стадии.

    Иначе она может прогрессировать. В будущем эта наиболее ранняя и легкая форма заикания может доставить немало проблем.

  2. Средняя. Заикание сильно проявляется у ребенка или взрослого только в момент эмоционального возбуждения. Пациент не может закончить фразу. В повседневном общении, человеку заикание средней степени тяжести практически не мешает, хоть и затрудняет его.
  3. Тяжёлая форма заикания. Патология проявляется в любом эмоциональном состоянии. Больной испытывает трудности при общении или всячески его избегает. Заикание высокой степени также сопровождается разного рода осложнениями: судороги мышц лица, рук, ног и пр.

Взрослые страдают от заикания с детства. Именно с тех пор, когда патология была не долечена или попросту проигнорирована.

Обычно человек начинает заикаться при нахождении среди большого количества людей. Оно сопровождается паническими этакими, ощущением удушья и сильным сердцебиением. Во взрослом возрасте регистрируются судороги во всех отделах речевого аппарата.

Речь сопровождается бессознательными и хаотичными движениями рук, ног и туловища. Человек обычно склонен избегать общения. Очень замкнут. На этой почве может развиваться депрессия.

Классификация по типу течения

Возникает вследствие распространения чрезмерного возбуждения двигательных центров головного мозга к соседним структурам, в том числе и на те центры, которые отвечают за эмоции.

Спазмы, возникающие в речевом аппарате (мышцы нёба, языка, губ) или в мышцах гортани, вызывают заикание. Оно проявляется при нарушении дыхания, так как происходят дыхательные судороги.

Патология может протекать по разному типу:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Регредиентный. Улучшение симптоматики, исчезновение признаков заикания и страха боязни речи, уменьшаются судороги и сопутствующие патологии.
  2. Хронический. Если в течение некоторого времени (6 мес.), признаки заболевания не проходят, то заикания считается хроническим. Оно протекает по таким типам:
    • постоянному. Признаки и тяжесть течени не меняется со времени. Сопутствующие симптомы: моторные и психопатические нарушения тоже не изменяются. Болезнь протекает однообразно;
    • рецидивирующему. Рецидивирующее заикание характеризуется периодами ремиссии, когда клинические признаки затухают и рецидивами: заикание проявляется вновь;
    • волнообразному. Речь больного постоянно меняется: она то улучшается, то ухудшается. Симптоматика волнообразного заикания может носить сезонный характер, например, ухудшаться в весенне-летний период и пр. Изменения могут зависеть от возраста больного или каких-либо эмоциональных причин. Но такой тип течения болезни проявляется и в спокойном состоянии человека, то есть без видимых причин.
  3. Прогредиентный. Отмечается постепенное ухудшение состояния больного.

Выявляется и сопутствующее осложнение — эмболофразия. Это нарушение характеризуется тем, что больной в речи постоянно добавляет лишние слова (короче, так сказать, ну, это и пр.) или повторяет их, они не имеют смысла.

Это делается для того, чтобы потянуть время и выбрать более удобные для произношения слова или конструкции.

Характеристика по этиологическому признаку (причинам возникновения)

Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

Вид патологии Причины Симптомы
Невротическое Болеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье. По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
Неврозоподобное Источник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.
К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

  1. Инфекционные заболевания родителей.
  2. Психические расстройства родителей.
  3. Осложнения беременности.
    Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
  4. Алкоголизм и наркомания родителей.
Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

По форме судорог и их проявлениям

Какое еще бывает заикание? В зависимости от их локализации, заикание разделяют на:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Тоническое. Наиболее распространённый тип патологии. Чрезмерное возбуждение передаётся на речевой аппарат, где происходит судорога. Вследствие этого нарушается нормальная речь.

    Обычно больной не может произнести какой-либо звук или начать новое слово. При этом лицо и шея выглядят со стороны очень напряжёнными.

    Может также быть длительно сокращение дыхательных мышц и больному часто не хватает воздуха для продолжения речи.

  2. Клоническое. Выражается в повторении отдельных звуков, частей слова или всего слова целиком. Для этого типа патологии характерно непроизвольное и частое сокращение мышц речевого аппарата. Обычно заикание проявляется перед произношением сложно произносимыми звуками.
  3. Смешанное. Смешанная форма заикания может проявляться как клоническими, так и клоническими судорогами. Одна форма может накладываться на другую. У больного наблюдаются длительные паузы или же провалы в речи.

По локализации

Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:

  1. Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
  2. Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z

Формы заикания. Типы заикания

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Конечно же, правильнее было бы назвать пост так: «Классификация заикания по типу и форме в зависимости от его характера и места локализации судорог мышц артикуляционного аппарата».

Но согласитесь, что подобное название больше подходит для научного трактата. А никак не для статьи обычной мамы, столкнувшейся в своей жизни с такой проблемой, как заикание у любимого малыша. Мамы, желающей поделиться с себе подобными той информацией, которую ей удалось собрать по крупицам из разных источников и систематизировать. Мамы, пытающейся выложить эту информацию в своем блоге на понятном для людей, не имеющих медицинского образования, языке. Так что, раз уж начала писать без сложных формулировок, значит, и дальше буду действовать в том же духе. Итак, продолжаем разбираться с тем, что означает, обычно, диагноз, поставленный специалистами ребенку, имеющему запинки в речи, и включающий в себя какие-то типы, степени, формы и виды. Из предыдущих постов вы узнали, что такое заикание и какие бывают виды заикания, исходя из причин его возникновения, или, говоря, по-научному, в зависимости от этиологии заболевания.

Но заикание классифицируется не только согласно его происхождению. Как вы, должно быть, уже поняли, при заикании нарушение плавности речи, запинки и паузы в разговоре происходят вследствие судорожного сокращения мышц, участвующих в воспроизведении речи. От чего эти судороги могут появляться? Постараюсь, не вдаваясь в дебри, кратко объяснить вам сам принцип их возникновения.

От чего возникают речевые судороги при заикании?

Формы заикания: классификация, этиология, виды

В коре головного мозга человека непрерывно протекают два процесса. Процесс возбуждения центральной нервной системы и процесс ее торможения. Их гармоничное взаимодействие – это и есть норма высшей нервной деятельности всех систем человеческого организма.

У детей в период активного развития фразовой речи и формирования мышления особо уязвимой областью высшей нервной деятельности становиться речь.

В силу различных обстоятельств, о которых мы, обязательно, поговорим в посте, посвященном причинам возникновения заикания, нервная система может быть ослаблена.

Читайте также:  Ломка у наркозависимых: сколько длится, симптомы, признаки

Она, просто, не в состоянии сопротивляться той нагрузке, которая на нее ложиться в процессе формирования личности ребенка.

Тут и нарушается равновесие между деятельностью корки головного мозга и подкорки, перенапряжение процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Вследствие такого сбоя вырабатывается патологический (неправильный) условный рефлекс.

Он характеризуется нарушением координации движений при воспроизведении речи, темпа и ритма дыхания, а также повышением тонуса артикуляторных мышц – речевыми судорогами.

От того, насколько они сильны и где локализируются, зависит, какого типа и формы будет диагностироваться заикание и, соответственно, какую методику лечения лучше применить для его коррекции. Вот поэтому-то вам и нужно четко понимать, что означает диагноз, поставленный вашему ребенку врачами.

Механизм возникновения речевых судорог мы разобрали. Теперь перейдем, непосредственно, к их классификации. Выясним, какие типы заикания бывают по характеру судорог артикуляционных мышц, и какие выделяют формы заикания, исходя из локализации судорог речевого аппарата.

Типы заикания по характеру судорог мышц, участвующих в реализации речевой функции

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Характер судорог мышц артикуляционного аппарата бывает разным. В зависимости от этого, выделяют три типа заикания:

1. Клонический.

2. Тонический.

3. Смешанный.

При клоническом типе

Источник: http://www.detsko.com/blogs/moi-rebenok-zaikaetsja-chto-delat/kakim-byvaet-zaikanie-po-tipu-i-forme.html

Формы заикания

  • Добрый день!
  • В этой статье я бы хотел поговорить о формах заикания.
  • Официальная медицина классифицирует заикание на две группы:

Невротическая и неврозоподобная формы заикания

Формы заикания: классификация, этиология, видыНеврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников. Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования.

Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.

Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует.

Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.

Классификация заикания: клоническая и тоническая формы

  • Клоническое заикание: при этой форме заикающийся многократно произносит одно и то же слово или слог. Клоническая форма проявляется так же судорогами при заикании.
  • Тоническое заикание: при ней наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы. Пауза сопровождается судорогами речевых мышц, а так же лица, губ и даже мышц живота.
  • Так же существует смешанная форма, это совокупность тонической и клонической формы.

Но это все официальная версия. Я бы хотел озвучить свою, на основе многолетнего опыта, я каждый день ощущал эти чувства.

Хоть я и не врач, не профессор и медицинский университет не заканчивал, собственное мнения я, надеюсь, заслужил.

Я не касаюсь формы: неврозоподобное заикание, так как это клинический случай, который фиксируют медицинские приборы. Это уже явное психическое расстройство, конечно это тоже заикание, но оно вызвано дисфункцией головного мозга и тут, к сожалению, я бессилен.

На мой взгляд, классификация заикания на тоническую и клоническую не имеет смысла, так как я не встречал ни разу, чтоб была только какая-то одна какая-то форма.

Всегда имеет место и паузы, особенно перед началом речи, которые конечно же вызваны спазмом и повторения слогов и слов.Формы заикания: классификация, этиология, виды

А на счет тонической формы я вообще не уверен, что такая существует. Проявление этой форма без клонической если и бывает, то крайне редко. Я уже писал свое мнение об этом в статье «Причины заикания», разрешите повторить!

Я тоже повторял слога, слова и даже целые словосочетания. Осознать, почему так происходит, потребовало самоанализа, я понял это только лет в 25.

А причина, на мой взгляд, вот в чем: заикающийся всей душой хочет выглядеть нормальным (конечно потому что он и есть АБСОЛЮТНО нормальный) и стоять с перекошенным лицом, пытаясь преодолеть спазм, пугать народ своей физиономией это серьезный удар по самолюбию.

Под самолюбием тут я подразумеваю огромное желание выглядеть нормальным. Самолюбие у заикающегося очень ранимое, иногда простая насмешка вызывает бурю обиды, злобу и слезы. Особенно это касается девушек.

В студенческие годы я подрабатывал в баре и однажды я где-то не много «накосячил» и пытался объяснить подвыпившему посетителю, что ему надо доплатить. Этот посетитель сделал пренебрежительное лицо и ответил: «Что нормального бармена не могли найти, не заику?».

Любой заикающийся поймет, какие чувства я испытывал. Даже какой-то «синий» маргинал способен меня морально уничтожить одной фразой, попытался бы я что-то возразить, начал бы заикаться еще сильнее, что вызвало бы только большие насмешки.

Таких моментов в моей жизни было сотни.

Подведя итог, могу выделить только две формы заикания:

  1. Неврозоподобная – может наблюдаться на ряду с психическим расстройством. Определяется объективными средствами медицинской диагностики. Как лечить мне не известно.
  2. Невротическая – это заикание не связанное с психическими расстройствами или физическими травмами. Человек с этой формой не имеет объективных физических или психических травм или отклонений, которые могли бы вызвать заикание. Может проявляться в клонической и тонической форма. О лечение этого типа читайте тут.

Степени заикания, которые я встречал, можно условно расположить на 10 бальной шкале, от легких запинок, чуть выше нормы, до практически не понятной речи. Скажу, что примерно 70% заикающихся, заикаются примерно одинаково, на 5-6 баллов из 10.

Если вам есть, что добавить или возразить, буду очень рад увидеть ваши комментарии!

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Источник: https://zaikanieblog.ru/zaikanie/formy-zaikaniya-klonicheskaya-tonicheskaya-nevroticheskaya.html

Классификация видов, типов и форм заикания

Как взрослым, так и детям свойственен логоневроз, затрудняющий их контакты с социумом. Заикающиеся закрываются в собственном мире из-за того, что их не понимают. Это негативно влияет на развитие, карьеру и личные достижения, клиническим проявлениям может сопутствовать нарушение психологического баланса.

Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи, возникающее еще в детском возрасте. Без лечения состояние может сохраняться долгие годы.

Для таких больных также характерно изменение позы, мимики и координации движений. Чтобы лечение было успешным, необходимо различать виды и разновидности патологии.

Способствуют развитию заикания другие логопедические патологии, например, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для заикания характерен волнообразный характер течения, дефекты речи чаще проявляются в стрессовых ситуациях. Его непостоянство усугубляет отрицательные эмоции у больного.

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Статистика в мире говорит о том, что на долю заикающихся приходится 1% взрослого населения и 2-3% детей.

Механизм возникновения

Высшая нервная деятельность зависит от процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В том случае, когда нервная система становится уязвимой, например, в период активного развития фразовой речи и формирования мышления, нарушается их нормальное взаимодействие.

Это приводит к возникновению неправильного условного рефлекса. В результате нарушается координация движений речевого аппарата, темп и ритм дыхания, из-за повышения тонуса возникают судороги. От их тяжести, локализации зависит форма заикания и подбор последующей терапии.

Степени тяжести

При патологии происходит судорожное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Оно характеризуется не только снижением плавности речи, но и запинками и паузами в разговоре. Его проявления могут быть умеренными или в более тяжелой степени.

Долгое время считалось, что характерными симптомами у заикающихся являются трудности с проговариванием звуков «б» и «п». Но это не так. Дефект связан с произношением определенных фонем, количество которых может различаться.

Спазм часто носит психогенный характер.

Степень выраженности психоречевой патологии оценивается по таким критериям: наличию неврологических и психических проблем, возможности вести полноценную жизнь, общим клиническим симптомам.

Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень заикания в зависимости от интенсивности и длительности судорог. При малых проявлениях дефекта появляются небольшие запинки в свободной речи.

Несмотря на то, что это может не мешать человеку, отклонение необходимо лечить и наблюдать в динамике. Средняя степень – это запинки в диалогах и монологах. Ребенок общается со сверстниками, но ему сложно закончить мысль, фразу.

В тяжелых случаях нарушения затрагивают все аспекты речи, что вызывает существенный дискомфорт у человека. Через некоторое время возможно присоединение вторичных отклонений: логофобии, эмболофразии.

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Видовые характеристики

При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.

Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:

  • Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
  • Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
  • Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.
Читайте также:  Как начать разговор с парнем: вк, в интернете, фразы, о чем

Характеристика по локализации судорог:

  • дыхательная форма;
  • артикуляторная;

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/vidy-tipy-i-formy-zaikaniya/

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался).

  В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы:  возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга.

Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в  виде речевых судорог.

Причины заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Соматическая ослабленность
  • Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
  • Переученная леворукость

2 группа – вызывающие:

  • Психотравма:           -острая, одномоментная.

                                               -микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

            Симптоматика:

1.           Судороги.

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

  • Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.
  • Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.
  • Место локализации судорог:
  • Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

  1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  2. Маскировка.
  • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

-невнятное тихое бормотание.

-Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

  1. Симптомы личностных изменений.
    • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
    • Характерологические изменения:
  1. ¾    Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.
  2. ¾    Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.
  3. Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.
  4. Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет.

Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются.

Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения.

На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище.

  В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б.

саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

  •             При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.
  • Особенности:
  • ¾    Увеличиваются сроки работы до года и больше.
  • ¾    Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные)  5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение
  • ¾    Увеличивается роль медикаментозного лечения.

При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны  об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

            Заикание  (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования  высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

            Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный  постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

¾    избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;

¾    раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);

  1. ¾    чтение текстов не по возрасту;
  2. ¾    общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;
  3. ¾    слишком раннее изучение иностранных языков;
  4. ¾    двуязычие в семье.

Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к.

чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог.

Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.

Источник: https://students-library.com/library/read/54836-zaikanie-etiologia-simptomatika-zaikania-harakteristika-osnovnyh-form-zaikania

Конспекты по логопедии "Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания."

  1. Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог.

В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов.

В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг» в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.

  • Причины заикания:
  • 1 группа – предрасполагающие:
  • -Соматическая ослабленность;
  • -Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание;
  • -Переученная леворукость;
  • 2 группа – вызывающие:
  • -Психотравма: -острая, одномоментная.
  • -Микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.
  • — Подражание.
  • Симптоматика:
  • Судороги.

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

  1. Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.
  2. Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.
  3. Место локализации судорог:
  4. Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

  • Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.
  • Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  • Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.
  • Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет.

Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются.

Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения.

На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище.

В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б.

саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

Читайте также:  Сын (дочь) не хочет работать: как заставить, советы психолога родителям

Источник: https://infourok.ru/konspekti-po-logopedii-zaikanie-etiologiya-simptomatika-zaikaniya-harakteristika-osnovnih-form-zaikaniya-3028543.html

III. 22. Заикание: этиология, механизм, виды и симптоматика

  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи (темпа, ритма, плавности устной речи), обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Этиология:
  • К предрасполагающим причинамотносятся следующие:
  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослаб­ляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заика­ющегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражи­тельность, эмоциональная напряженность);
  • конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подвер­женность психическим травмам);
  • наследственная отягченность (заикание разви­вается на почве врожденной слабости речевого аппарата, ко­торая может передаваться по наследству в качестве рецессив­ного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заи­канию сочетается с неблагоприятными воздействиями окру­жающей среды;
  • поражение головного мозга в различные перио­ды развития под влиянием многих вредных факторов: внут­риутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нару­шения при различных детских заболеваниях.
  • К неблагоприятным условиямотносятся:
  • Физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности моз­га; большие полушария головного мозга в основном форми­руются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного моз­га. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференци­рованная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по срав­нению с девочками обусловливает более выраженную неус­тойчивость их нервной системы;

  1. ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
  2. скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отно­шений с окружающими; конфликт между требованием сре­ды и степенью его осознания;
  3. недостаточность положительных эмоцио­нальных контактов между взрослыми и ребенком. Воз­никает эмоциональная напряженность, которая нередко внеш­не разрешается заиканием;
  4. недостаточность развития моторики, чув­ства ритма, мимико-артикуляторных движе­ний.
  5. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоп­риятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заи­кание.
  6. В группе производящих причинвыделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.
  7. Анатомо-физиологические причины: физические заболе­вания с энцефалитическими последствиями; травмы — внут­риутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение моз­га; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие дви­жения; истощение или переутомление нервной системы в ре­зультате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в осо­бенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; бо­лезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратков­ременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под ко­торой понимается неправильное воспитание в семье; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стой­ких психических напряжений или неразрешенных, постоян­но закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие по­трясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состо­яние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирова­ние речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегруз­ка детей младшего возраста речевым материалом; несоответ­ствующее возрасту усложнение речевого материала и мышле­ния (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте раз­ными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокуп­ность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

Механизм заикания:

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1) Заикание как спастический невроз координации, проис­ходящий от раздражительной слабости речевых центров (ап­парата слоговых координации).

Это было четко сформулиро­вано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппа­рата, управляющего слоговой координацией.

В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологичес­кого характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающе­еся на почве психических травм, различных конфликтов с ок­ружающей средой. Сторонниками этой теории были А.

Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможнос­ти соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстратив­ного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. ме­ханизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флорен­ская, Ю. А.

Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.).

Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичный механизмам развития неврозов вообще.

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и тор­можения и образования патологического условного рефлек­са. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Стремление исследователей рассматривать заикание с по­зиций павловского учения о неврозах находит своих последо­вателей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митринович-Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер и др.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое наруше­ние высшей нервной деятельности.

При неврозе развития об­разование патологических стереотипов происходит постепен­но, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами.

Иногда оно является результатом речевого недо­развития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недораз­витие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной сторо­ны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной сре­ды, от общего и речевого режимов.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы: при алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задер­жке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шо-кина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.).

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заика­ния с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикаю­щегося.

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации: 1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение; 2) рождение замысла высказывания во внутренней речи; 3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой.

Но постоянно происходит сопоставление за­думанного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при нали­чии у говорящего коммуникативного намерения, програм­мы речи и принципиального умения говорить нормально.

В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающего­ся «ломается» весь произносительный механизм, все его си­стемы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Виды заикания: Невротическое, неврозоподобное, смешанное.

Невротическое (логоневроз) — психогенное заболевание обусловленное психической травмой, характерны симптомы невроза: пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание неприятного, нарушение сна, вегетативные расстройства. Характерна логофобия до логофобического мутизма в психотравмирующей ситуации.

Неврозоподобное заикание имеет непсихогенное происхождение (в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, органического поражение головного мозга после травм менингоэнцефалитов, может передаваться по наследству). Оно разнообразно и не зависит от ситуации. Характерны явления цереброастенического синдрома (плохо переносят жару, духоту, быстро утомляются истощаются).

Больные не переживают свой дефект и не стремятся бороться с ним.

Симптоматика заикания:

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). В настоящее время условно выделяются две группы симпто­мов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологи­ческие).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

К психологическим — речевым за­пинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психо­логические особенности.

Речевая симптоматика.Основным внешним симптомом заикания являются су­дороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различа­ются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации

Источник: https://studopedya.ru/1-14785.html

Ссылка на основную публикацию