Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили

Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. План: Стиль руководства. Поведенческие подходы к эффективному руководству. Коучинг как стиль управления. Управленческая решетка Блейка и Мутона.

2 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера являются неформальными средствами группового контроля. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности.

3 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

Различия лидера и руководителя (по Парыгину): лидер регулирует межличностные отношений; лидерство в условиях микросреды; лидерство стихийно; лидерство не стабильно; не обладает системой санкций; сфера деятельности – малая группа. руководитель регулирует официальные отношения; элемент макросреды; руководитель назначается; явление стабильное; обладает системой санкций; представляет группу в широкой социальной системе

4 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

2. Авторитет – особый вид влияния на людей, который вырабатывается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Типы авторитетов: — подлинный — ложный

5 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

У лидера и руководителя авторитет может зависеть условий, наиболее значимым из которых является личностный уровень развития человека, определяющий многие аспекты его деятельности и отношений с людьми.

6 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

3. «Теория черт» («харизматическая теория») — положения немецкой психологии конца XIX – начала XX в. Концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Ее представители ввели понятие «харизма» — исключительная одаренность человека, который производит особое впечатление на окружающих его людей.

7 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

«Ситуационная теория лидерства». Лидерство – продукт ситуации. В жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайне мере в каком-то одном качестве, которое является необходимым в данной ситуации. Человек, им обладающий, становится лидером. Идея о врожденности качеств была отброшена.

8 слайд Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили Описание слайда:

«Системная теория лидерства» Лидерство — процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы. Особенно популярной является вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.

9 слайд Описание слайда:

Стиль лидерства –типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы. При авторитарном стиле качество рассматриваемого лидера зависит от информации, которой он обладает и от его способности правильно ее интерпретировать.

При демократическом стиле лидер имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации.

Попустительский стиль — группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности.

10 слайд Описание слайда:

Традиционная система классификации Д. Мак-Грегора Автократичный Демократичный Либеральный (сосредоточен на работе (сосредоточен на человеке)

11 слайд Описание слайда:

Управленческая решетка Блейка и Мутона: Забота о людях Забота о производстве

12 слайд Описание слайда:

1.1. Пессимист. Стиль руководства примитивный -«страх перед бедностью». 1.9. Либерал. Стиль руководства социальный — «дом отдыха». 9.1. Диктатор. Руководство авторитарное. Руководитель заботится об эффективности работы, но не обращает внимания на моральный настрой подчиненных. 5.5. Манипулятор.

Стиль руководства производственно-социальный. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. 9.9. Организатор. Стиль руководства командный.

Руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации.

13 слайд Описание слайда:

В последнее время стало популярным выделять еще один стиль управления — коучинг.

Коучинг — вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и лич­ностный рост, повышение персональной эффектив­ности.

Он направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, фи­зическом здоровье, межличностных отношениях, семье.

14 слайд Описание слайда:

Задачи коучинга : — постановка ясных целей и оптимальное их достижение; — прояснение сложных ситуаций; — повышение продуктивности; — выработка ответственных решений и новых стратегий достижения результата; — повышение самостоятельности принятия решений и действий; — обучение способам находить новые пути эффективного сотрудничества; — повышение личной ответственности; — обучение быстро принимать нужные решения в трудных ситуациях; — согласование индивидуальных целей с целями организации; — открытие новых возможностей человека и организации.

15 слайд Описание слайда:

По мнению В. Вундта предметом психологии является _________ человека а) деятельность; б) поведение; в) общение; г) сознание.

16 слайд Описание слайда:

Способность учителя эмоционально и силой знаний заряжать учащихся называется….. а) фасцитацией; б) культурой; в) пластичностью; г) доминантностью.

17 слайд Описание слайда:

Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния, согласно _________ подходу к развитию а) биогенетическому; б) психогенетическому; в) социогенетическому; г) двухфакторному.

18 слайд Описание слайда:

Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии является…. а) В.В. Давыдов; б) Л.И. Божович; в) Л.С. Выготский; г) А.Н. Леонтьев.

19 слайд Описание слайда:

Синонимом к понятию самонаблюдения является…. а) интроспекция; б) интропроекция; в) интроверсия; г) интроперцепция.

20 слайд Описание слайда:

По мнению бихевиористов “Психика — ________ объект воздействия окружающего и его продукт”: а) независимый; б) активный; в) самостоятельный; г) пассивный.

21 слайд Описание слайда:

Новообразованием младшего школьного возраста является: а) профессиональное самоопределение; б) произвольность поведения; в) произвольность познавательных процессов; г) чувство взрослости.

22 слайд Описание слайда:

Деформацией личности учителя не является: а) авторитарность; б) поучающая манера общения; в) коммуникативная компетенция; г) категоричность суждений.

23 слайд Описание слайда:

Источником активности человека выступают: а) мотивы; б) желания; в) мечты; г) потребности.

24 слайд Описание слайда:

Важнейшими предпосылками становления психологии как науки в XIX веке явилось….. а) толкование священных текстов; б) развитие области исследований физиологии; в) ряд общественно-политических изменений; г) научные дебаты.

Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-liderstvo-i-rukovodstvo-v-maloy-gruppe-3018649.html

Руководство и лидерство в группе

Процессы лидерства и руководства относятся к проблеме интеграции группо­вой деятельности, а, следовательно, и ее эффективности. Кроме того, они описывают субъекта этой ин­теграции – руководителя (лидера) группы. Важно сде­лать, прежде всего, терминологические уточнения и развести поня­тия «лидерство» и «руководство» (рис. 6).

Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили

Рис. 6. Соотношение характеристик руководства и лидерства

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют, все-таки, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. В то же время, лидерство есть чисто психологическая характерис­тика поведения, а руководство как регламентированный обществом правовой процесс в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе.

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.

Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е.

стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис­тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Мера вли­яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхож­дения лидерства.

«Теория черт» (иног­да называется «харизматической теорией») кон­центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой чело­век, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

«Ситуационная теория лидерства» утвержда­ет, что лидерство в основном — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп­пы, которые превосходят других в каких-то качествах, которые особенно необходимы в данной ситуации.

Два столь крайних под­хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы.

Этот вариант представлен в так называемойсистемной теории лидерства, согласно которой лидер­ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим про­цессом.

При таком подходе лидерство интерпретируется как функ­ция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж­на сбрасываться со счетов.

Большинство отечественных исследований лидерства осущест­вляется в рамках, близких данной модели. Причем феномен лидерства в ма­лых группах рассматривается в контексте совместной групповой дея­тельности, т.е.

во главу угла ставятся не просто «ситуации», а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен­ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач.

Читайте также:  Что такое нимфомания: у женщин, признаки, у мужчин

Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвиже­ния лидера. Идея ценностного обмена гласит: цен­ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич­ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред­ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо­вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями.

Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает­ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи­более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Проблема изучения стиля лидерства в тра­диции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства.

В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство», тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства.

К сожа­лению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сто­рон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются следующие стили:

1.

Авторитарный стиль — характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя — вне группы (коллектива).

2. Демократический стиль — управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам; социально-психологическая позиция руководителя — внутри группы.

3. Попустительский стиль — характеризуется «псевдодемократической» позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя, его социально-психологическая позиция — незаметное пребывание в стороне.

Данная классификация не единственная. В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или заботу о людях выделяют пять типов руководителей (рис. 7).

Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили

Рис. 7. Типы руководителей

В практике экспериментальных исследований названы и такие типы лидеров, как: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио­нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис­тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляют­ся и стиль лидерства, и стиль руководства.

Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются год­ными и для определения стиля руководства.

В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учиты­вая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.

Источник: https://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-lichnosti-i-gruppy/1946-rukovodstvo-i-liderstvo-v-gruppe.html

Лидерство в малых группах: теории и стили

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.

Лидер Руководитель
Осуществляет регулирование межличностного общения в группе Осуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации
Действует в границах группы Является элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений
Стихийное появление Назначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой
Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильно Положение руководителя стабильно
Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкций Руководитель пользуется системой различных санкций
Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группы Процесс принятия решений более сложный
Область деятельности – малая группа Является представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент.

Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт.

Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися.

Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером.

Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером, идеалом. Феномен лидерства – это явление специфическое и с другими понятиями не отождествляющееся.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

Происхождение лидерства

Теория «черт» (харизматическая теория) возникла из положений немецкой психологии начала XX века. Теория основывается на врожденных качествах. Лидером может стать только тот человек, который обладает набором определенных личностных свойств. Особенно подробно рассматривались такие психологические черты в американской социальной психологии.

Они стали основой для разработки психологических тестов по отбору возможных лидеров. Однако выяснилось, что выделить черты, характерные для лидера, невозможно. К.Бэрд составил список, куда включил 79 «лидерских» черт: проявление инициативы, общительность, энтузиазм, уверенность, целеустремленность и др.

Прозвучали мнения о том, что стабильный перечень психологических черт, необходимых лидеру, вряд ли возможно составить. Р. Стогдилл добавил этот перечень, в нем появились такие черты, как бдительность, популярность, красноречие. После опубликования своей работы Стогдиллом теория черт была опровергнута. Г.

Дженнингс заметил, что теория более отражает черты экспериментатора, нежели лидера. Появилась теория «лидера без черт». Но она также не дала ответа на вопрос о том, каково происхождение лидерства.

Ситуационная теория лидерства не отмежевывается полностью от теории черт, но утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В разных ситуациях у группы может быть свой лидер, который превосходит других в основном для данной ситуации качестве. Лидер лучше других может актуализировать присущую ему черту в данной конкретной ситуации.

Наличие этой черты наблюдается и у других людей, но она проявляется не так ярко. Свойства и черты лидера имеют относительный характер, зависящий от ситуации. Ситуационная теория предлагала главным моментом возникновения лидера считать момент его выдвижения группой.

Ведь именно группа ждет от лидера раскрытия необходимой черты, такой подход называют еще функциональным.

Е.Хартли предложил четыре модели происхождения лидерства:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается, что он же станет лидером в другой ситуации;
  • под влиянием стереотипов лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
  • став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, благодаря ему, группа может избрать его лидером в другой раз;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».

Ситуационная теория приобрела большую популярность, чем теория «черт». На ее основе проводились исследования лидерства в школе «групповой динамики».

Системная теория лидерства, разработанная учеными Р .Бейслом и Ф.Слетгером, рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство понимается как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы. Можно выделить два типа лидеров:

  • инструментальные (деловые) – люди, нацеленные на успех, на решение общей групповой задачи;
  • эмоциональные (экспрессивные) – люди, обращающие внимание на межличностные отношения, сотрудников, старающиеся создать благоприятную атмосферу.

Многие российские ученые рассматривают лидерство в контексте совместной групповой деятельности.

То есть, главной является не просто ситуация, а ситуация, связанная с конкретными задачами группы, где отдельные люди могут продемонстрировать свою способность лучше других решить данную задачу.

Лидер от других членов группы отличается тем, что имеет более высокий уровень влияния, а не особые черты.

Р.Л.Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как способ выдвижения лидера. Идея ценностного обмена разрабатывалась другими учеными. В концепции Кричевского она используется для объяснения феномена лидерства.

Происходит обмен значимых личностных свойств членов группы на авторитет и признание лидера. Тот, у кого наиболее полно представлены нужные качества, становится лидером. Лидер идентифицируется с набором ценностей группы.

Читайте также:  Жжение при неврозах: в ногах, в теле, половых органах

Именно поэтому он обладает наибольшим влиянием.

Так как термины «лидер» и «руководитель» употребляются неоднозначно, в социальной психологии проблему принято обозначать как стиль руководства. К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт проводили в школе групповой динамики эксперимент.

В эксперименте принимали участие подростки 11-12 лет, которые изготавливали маски под руководством взрослых. Руководители, взрослые люди, демонстрировали разные стили руководства в группах, а экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности этих групп.

Стили руководства обозначались как авторитарный, демократический, попустительский.

Выбор таких терминов для обозначения стилей руководства был связан с личной биографией К.Левина. Эксперименты осуществлялись после эмиграции К.Левина из фашистской Германии. Употребив термины «авторитарный» и «демократический», Левин продемонстрировал свою антифашистскую позицию.

Однако речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения.

Другие авторы предлагают отказаться от данной терминологии, носящей политический подтекст, и ввести новые обозначения типа «директивный», «коллегиальный», «разрешительный» (либеральный) стили с сохранением психологического рисунка.

Каждый из трех стилей, выделенных К.Левиным, можно проанализировать по двум параметрам. Необходимо отметить, что многое можно отнести и к руководителю. В условиях эксперимента равнозначно выявляются стиль лидерства и стиль руководства.

Стиль лидерства Формальный признак Содержательный признак
Авторитарный Приказы, распоряжения, запреты, ограничения;
Место лидера – вне группы
Составление планов заранее, сокрытие целей, решающий голос лидера
Демократический Инструктаж, обсуждение запретов
Место лидера – внутри группы
Составление планов при участии группы, за выполнение несут ответственность все члены группы. Решение принимается сообща после обсуждения
Попустительский Отсутствие похвалы, поощрений, нет сотрудничества
Место лидера – в стороне от группы
Выполнение задачи не контролируется, дела пущены на самотек. Нет указаний. Решения принимаются спонтанно, в зависимости от отдельно возникших интересов

Таблица 2. Стили лидерства

Проблема лидерства и руководства часто упрощается. Считается, что в одном человеке должны непременно совпадать качества лидера и руководителя. Отсюда появилось разделение на лидеров официального и неофициального типа.

Замечание 1

На самом деле в малых группах рядом с руководителем могут существовать несколько лидеров, появившихся из группы. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же, как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Помочь может модель Ф.Фидлера, где есть руководитель, нацеленный на решение задачи, и руководитель, ориентированный на межличностные контакты. Особые методики помогут установить к какому типу относится руководитель. Например, выявляется отношение к не самому лучшему сотруднику.

Тот руководитель, который нацелен на решение задачи, видит в этом сотруднике только отрицательные качества. Другой руководитель не склонен так думать. Может быть определена область групповой деятельности, где будет эффективен тот и другой руководитель.

Возможно осуществить диагностику уровня социального контроля. При высоком и низком уровне социального контроля эффективнее будет руководитель, нацеленный на задачу. При среднем уровне социального контроля лучше будет работать руководитель, нацеленный на межличностные контакты.

Модель многогранна, поэтому можно учитывать управленческие черты с психологическими качествами лидера.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/liderstvo-i-rukovodstvo-v-malyh-gruppah/

Лидерство и руководство в малой группе

Феномены лидерства и руководства привлекают внимание исследователœей, прежде всœего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни.

Лидерство в малой группеэто феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

По этой причине лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в базе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин).

  • Основными признаками лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
  • Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
  • В соответствии с выделœением двух базовых сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два базовых вида лидерства:
  • — лидерство в деловой сфере (иногда его называют ʼʼинструментальное лидерствоʼʼ);
  • — лидерство в эмоциональной сфере (ʼʼэкспрессивное лидерствоʼʼ).

Эти два вида лидерства бывают персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы.

Учитывая зависимость отстепени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности бывают выделœены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.

Сегодня имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, ʼʼделающихʼʼ человека лидером. В частности, Р.Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность (Р.Л.

Кричевский, 1996).

При этом, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный и характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р.

Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всœех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р.

Лайкерта͵ выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека.

Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.

Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей ею поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величинœе реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф.Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированным на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях. Наконец, в рамках функционального полхода лидерство принято понимать как функция группы, ᴛ.ᴇ. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов.

Слово ʼʼруководительʼʼ буквально означает ʼʼведущий за рукуʼʼ.

Для каждой организации крайне важно иметь человека, отвечающего за надзор над всœеми подразделœениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач.

Этот вид ответственности — следить за целым составляет суть работы руководителя. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.

Руководитель выполняет основные управленческие функции:планирование, организация, мотивация, координация, контроль деятельности подчинœенных и организации в целом.

Б.Д.Парыгин выделяет следующие различия между лидером и руководителœем.

Таблица. Различия между лидером и руководителœем

Лидер Руководитель
Осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе Осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации
Лидерство можно констатировать в условиях микросреды Руководство — ϶ᴛᴏ элемент макросреды, т.к.оно связано со всœей системой общественных отношений
Возникает стихийно Либо назначается, либо избирается. Т.е. процесс избрания руководителя — целœенаправленный
Лидерство – менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ изменчиво Руководство – явление более стабильное
Лидер имеет очень немного санкций по отношению к остальным членам группы Руководитель обладает гораздо более определœенной системой санкций
Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности Процесс принятия решения руководителœем значительно более сложен и опосредован многих обстоятельствами
Сфера деятельности лидера – малая группа Сфера деятельности руководителя значительно шире

Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определœенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи будут решены.

ЗАДАНИЕ: Работа с текстом лекции. Составить конспект лекции, ответив на следующие вопросы:

Лидерство и руководство в малой группе — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Лидерство и руководство в малой группе» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/374958_liderstvo_i_rukovodstvo_v_maloy_gruppe

Лидерство и руководство в малых группах

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс (Социальная психология и социальное планирование, 1973.

С. 84). Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы.

Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985).

Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя.

Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

Источник: https://Psylist.net/socpsy/00099.htm

Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства — Психология

Под лидерством в социальной психологии понимают не столько совокупность личностных особенностей отдельного индивида, сколько функцию социальной среды, ее способность индивидуализировать инициативу. То есть, лидерство предполагает наличие лидера, который влияет на процессы, происходящие в группе.

  • Лидер – центр влияния, выразитель основных интересов и ценностей группы, ее представитель во внешней среде.
  • Лидерство имеет следующие отличительные особенности:
  • — возникает преимущественно в малых группах;
  • — проявляется в микросреде;
  • — лидер выдвигается стихийно: его выдвижение зависит от изменения группового настроения;
  • — авторитет лидера основан только на личном влиянии.
  • Лидерство определяется:
  • 1. характеристиками самого лидера;
  • 2. позициями, потребностями и характеристиками его последователей;
  • 3. характеристиками организации;

4. социальной, экономической и политической средой.

Выделяют следующие виды лидерства:

— формальное, т.е., наличие формального лидера – руководителя;

— неформальное – наличие лидера неформального внутри группы, оказывающего определенное влияние на группу, коллектив.

Следует отметить, что понятия «лидер» и «руководитель» не тождественны. Существуют различия между лидером и руководителем.

Лидер Руководитель
Осуществляют регуляцию межличностных отношений в группе Осуществляют регуляцию официальных отношений группы
Лидерство – элемент микросреды (малая группа) Руководство – элемент макросреды (общественные отношения)
Возникает стихийно Назначается, избирается
Явление лидерства менее стабильно и зависит от настроения группы Руководство – явление более стабильное
Лидер санкций не имеет Обладает системой различных санкций
Принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности Процесс принятия решений сложен и опосредован множеством различных обстоятельств

Важное значение для эффективности работы группы, особенностей взаимодействия, социально-психологического климата в группе имеют также особенности стиля руководителя группы.

Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив, группу с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей.

В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей.

1) Директивный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов.

Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию.

Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

2) Демократический (консультативный). Руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности.

Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса.

Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.

3) Либеральный (попустительский) стиль руководства максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности.

Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально.

Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.

«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.

Следует также отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решения стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологиче-ский климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

Таким образом, явление лидерства характеризуется с одной стороны признанием средой носителем своей активности и своих целей определенного индивида, с другой – способностью индивида к равнозначному выражению групповых ценностей, влиянию его и вне группы, а также ответственности за коллективные действия.

Источник: https://student2.ru/psikhologiya/691965-liderstvo-i-rukovodstvo-v-malykh-gruppakh-stili-liderstva/

Ссылка на основную публикацию