Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

  • Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямДанная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
  • Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
  • Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
  • Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Источник: https://psichologvsadu.ru/diagnostika/296-test-detskie-strachi-v-domikach-zacharov-panfilova

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямДиагностика детских страхов – это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей (а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста).

Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.п.), причуды и необоснованные капризы, то надо искать причины таких явлений.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью рисунков. Здесь выбор вариантов очень многообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на произвольную тему, можно обозначить тему (семья, школа, детский сад, друзья, мои страхи…)

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу.

  • Здесь же хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:
  • — рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;
  • — если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;
  • — если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что  у ребенка не все в порядке;Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям
  • — жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;
  • — увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод.

Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители.

Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций.

Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту.

Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У испуганного ребенка ладони становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание становится частым и прерывистым.

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки.

Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти.

Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» — это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным,  младшим братьям и сестрам.

Детские недомогания (тошнота, головная боль, боль в животе и т.п.) перед каким-либо событием (контрольная, экзамен, неприятная поездка, посещение врача) – это тоже прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

  1. Предлагаю вам провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.
  2. На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка:
  3. — беспокойство, нервозность в течение всего дня;
  4. — лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;
  5. — проблемы со сном или с засыпанием;
  6. — проблемы с концентрацией и сосредоточением;
  7. — капризность и плаксивость.
  8. Если вы заметили у ребенка хотя бы одно из перечисленных проявлений тревожности, необходимо провести уже более тщательную диагностику.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямСказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

  • Вопрос: что стало с бельчонком?
  • Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:
  • — он тоже забрался на дерево;
  • — он испугался, но быстро забрался к маме;
  • — он испугался, но быстро забрался к папе;
  • — бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.
  • Ответы, которые должны насторожить:
  • — бельчонок ударился об землю и умер;
  • — бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);
  • — о бельчонке все забыли;
  • — бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);
  • — бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.
  • Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.
  • Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.
  • Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:
  • А ты боишься спать один в комнате?
  • А страшные сны тебе снятся?
  • Ты боишься ездить на лифте?
  • Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Источник: http://lifemozaika.ru/diagnostika-detskix-straxov/

Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста — Психологос

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.

Теоретически все страхи разделяют на три основные группы (Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.). Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти.

Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться).

Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности.

Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).

Целью настоящей работы стало исследование видов страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – страхи, объект – виды страхов детей шестилетнего возраста.

Для достижения поставленной цели нами был использован тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «Выявление страхов» (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.). В исследовании приняло участие 30 детей шестилетнего возраста.

Применение теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность выражена на среднем уровне, а у 13% — на высоком. Результаты диагностики по методике А. И. Захарова приведены в таблице 1.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения.

Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных).

Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%).

Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи гендерные отличия.

Таблица 1. Распределение детей 6-го года жизни по видам страхов (в %)

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/diagnostika-strahov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Детские страхи. Диагностика и коррекция

Название: «Детские страхи. Диагностика и коррекция» — презентация. Сагитова Аделина Год: 2012 Формат: презентация в формате ppt., (rar архив). Кол-во слайдов: 21 Размер: 3,13 Мб Качество: хорошее

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Теории страха

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Читайте также:  Cтрах неизвестности: как избавиться и побороть боязнь

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Причины страха

Причины страха (распространённые): — конкретный случай (укусила собака, застрял в лифте) — внушённые страхи — детская фантазия — внутрисемейные конфликты — взаимоотношения со сверстниками

— невроз

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника: 1)автоматические (в ситуациях опасности); 2)продуцированные – события, которые способствуют неудачам. Э. Фромм: 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое (ребенок – звезда).

Откуда берутся детские страхи. Что с ними делать? Советы психолога Игоря Романца.

Динамика страхов и тревожности

1. Беременность, роды: плод реагирует на состояние беспокойства матери. 2. Первые месяцы: отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки. 3. 1-3 года  — ночные кошмары (волк, баба-яга). 5. 5 –7 лет — страх смерти, страх войны, стихийного бедствия. 6. 7 — 11 лет — социальные страхи, например, страх двойки.

7. 11 — 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым лучшим, страх отвержения.

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство. 2. Трудности в концентрации внимания. 3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна.

Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях: — консультирование; — лекции-семинары (для родителей, педагогов);

— стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов: 1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми: 1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).

3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры:  страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет. Цели:  отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе.

Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений.

в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия.  Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно. Цели:  дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест  тревожности Тэмпл,  Дорки, проективные методики.

Скриншот презентации «Детские страхи. Диагностика и коррекция»:

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Скачать презентацию «Детские страхи»:

СКАЧАТЬ

Источник: https://5psy.ru/prezentacii/detskie-strahi-diagnostika-i-korrekciya.html

Методы коррекции детских страхов у дошкольников

  Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека [54, с.20].                                     Рекомендации для родителей

  Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше — это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.  

  Попробуйте переубедить ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом.

Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно.

Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить  на  птичий рынок и т.д. 

  Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен — он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

3.1. Обзор диагностических 
методик 

 
  Детские страхи представляют собой иерархическую структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями.

Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16 — 18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст.

Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И.

Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [26,  с.38].

   Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые  страхи, бредовые страхи, сверхценные  страхи.  

 Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.

Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно.

Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств,  которые  могут их за собой повлечь. 

  Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

   Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

   Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти.

В чистом виде этот страх проявляется у 6 — 7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь.

Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть.

К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [26, с.40].

   В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики детских страхов и приобретает важное значение, ввиду их довольно широкого распространения  среди  детей.    В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А.

Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.  

 В исследовании участвовали дошкольники средней и подготовительной групп из муниципального дошкольного учреждения №3 г. Зеи. Выборка составила всего 60 человек, из них 40 детей и 20 родителей. Участвовало две группы детей по 20 человек, из которых 10 девочек и 10 мальчиков (как в средней, так и подготовительной группы. 

  Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [34, с.10]. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И.

Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.

Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе.

В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и насколько  боится ребенок. 

  Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте.

Читайте также:  Работа с возражениями по телефону: в продажах, холодные звонки

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда  заглядывая в список, а не зачитывая его.

  Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

  Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный —  «страшные страхи».

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И.

Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до  15.    По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные.

Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

  •   Ты боишься:
  •   1)когда остаешься один; 
  •   2)нападение  бандитов;
  •   3) заболеть,  заразиться;    4)умереть;    5) того, что умрут твои  родители;    6) каких-то  людей;    7) потерять  маму  или  папу;    8) того, что они  тебя  накажут;  
  •  9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ  
  •   10) опоздать в детский сад, школу;  
  •   11) перед тем, как заснуть;
  •   12) страшных  снов;
  •   13)темноты;    14)волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);  
  •  15)машин,  поездов,  самолетов  (страх транспорта);
  •   16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);    17)  когда очень высоко (страх  высоты); 
  •   18) когда очень глубоко (страх глубины);
  •   19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);  
  •   20)воды;    21)огня;    22)пожара;    23)войны;  
  •  24)больших площадей;   
  •   25) врачей  (кроме зубных);  
  •   26)крови;    27)уколов;    28)боли;    29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).  

 Проективную методику «Мои страхи» А.И.Захарова [18, с.67]. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши.

В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е.

вербализовать свой страх.  

  Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция.

Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха    Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой [25, с.

8] диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя [40, с.9].

Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость.

Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность).  

  «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время.   Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

  Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает па состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверх —  сложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности..

Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.    Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога.

В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как  боль,  вина,  обида, злость, унижение, страх,  месть.

  Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.

  Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.

  Г.Т.

Хометаускас в своей работе «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы,  какие вызывают  тревогу».    Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. [30, с.] 

  Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно.

Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

   Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

  1.   • чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или  вымышленного  героя;    • где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;    • какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;    • кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;    • кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;  
  2.  • если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, а то кто бы из них остался дома; 

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/metody-korrekcii-detskih-strahov-u/558387-3321802-place6.html

Персональный сайт — Диагностика

Диагностика страхов: опросники, тесты, анкеты

Опросник «Страхи у детей»1

(автор  А.И.Захаров)

Вопрос: Ты боишься или не боишься?

  1.   когда остаёшься один;
  2.   нападения, бандитов;
  3.   заболеть, заразиться;
  4.   умереть;
  5.   что умрут твои родители;
  6.   каких – то людей;
  7.   маму…папу;
  8.   что тебя накажет мама…папа;
  9.   Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10.   опоздать в детский сад;
  11.   когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
  12.   страшных снов (если да, то каких конкретно)
  13.   темноты, когда темно;
  14.   животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
  15.   машин, поездов, самолётов;
  16.   бури, урагана, наводнения, землетрясения;
  17.   когда высоко;
  18.   когда глубоко;
  19.   в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро,   переполненном автобусе;
  20.   воды;
  21.   огня;
  22.   пожара;
  23.   войны;
  24.   больших улиц, площадей;
  25.   кроме зубных, других врачей;
  26.   крови, когда кровь идёт;
  27.   уколов;
  28.   боли, когда больно;
  29.   неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадёт;
  30.   сделать что-либо плохо;
  31.   не успеть куда-то прийти  или что-то сделать.
  • Если с ребёнком беседуют родители или психолог, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребёнка с педагогом:
  • — Ты боишься или не боишься (имя, отчество воспитателя)?
  • — Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество воспитателя)?
  • Положительные ответы на эти два вопроса могут свидетельствовать о психологическом дискомфорте ребёнка при нахождении в детском саду, в крайних проявлениях это свидетельствует о дидактогении.

         Возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста (по Захарову А.И.):

  • для мальчиков трёх лет – 7, для девочек трёх лет – 9 страхов является возрастной нормой.
  • в возрасте четырёх лет: для мальчиков  — 9, а для девочек – 7 страхов становится нормой.

В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства. Так же в этом возрасте  дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков.

  • для пятилетних мальчиков – 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек – 11.
  • для шестилетних и семилетних мальчиков, которые пошли в школу, индекс страхов  составляет 9, а для семилетних девочек значение нормы страхов имеет максимальное  значение – 12.

Типичными страхами детей 5-7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.

Если количество страхов у ребёнка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то можно говорить о том, что психика ребёнка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребёнка.

Необходимо обратить внимание на ответы ребёнка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам.

Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребёнка, происхождение которой целиком и полностью зависит от чрезмерно обязательных  и принципиальных взрослых.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 283 с.
  1. *****
  2. Методика  «Уровень эмоционального стресса»
  3. Цель: определение уровня тревожности у детей 6-10 лет.

Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе высказывания, а ты внимательно слушай.  Если ты считаешь, что и с тобой бывает такое, скажи мне об этом».

Высказывания

  • Я боюсь идти к зубному врачу, представляя, как будет больно.
  • Я не люблю один (одна) оставаться в квартире (доме) в темноте.
  • Я боюсь грозы и молнии.
  • После страшной сказки, рассказа или фильма я долго не могу уснуть.
  • Мне часто снятся страшные сны.
  • Я долго привыкаю к новой группе (классу), новой воспитательнице (учительнице).
  • Я боюсь крови.
  • Если меня просят составить рассказ, я боюсь, что могу что-то забыть.
  • Я часто стесняюсь чужих людей и краснею.
  • Мне страшно, когда я вижу мертвую собачку (кошку, птичку) и когда в кино показывают, как стреляют и убивают.
  • Оценка результатов
  • Количество                                                                           Уровень
  • утвердительных ответов                                               тревожности
  • менее 2                                                                                       низкий
  • от 2 до 4                                                                                     средний
  • от 5 и более                                                                               высокий

         Если ребёнок на большую часть вопросов (свыше 5) отвечает утвердительно, то можно предположить, что причиной страхов является тревожность как устойчивая характеристика его личности. Ребёнок будет испытывать страх, поскольку склонен к переживанию эмоционального стресса. 

         Если положительных ответов меньше, то причиной страхов является негативный опыт, связанный с указанной в вопросе ситуацией.

         Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: Практическое руководство для родителей и педагогов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.- 48 с.: ил. – (Серия «Ох уж эти детки! Секреты воспитания»).

Источник: http://asvet-lana.ucoz.ru/index/diagnostika/0-41

Материал на тему: Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Читайте также:  Влияние курения на печень человека: вред, цирроз

Цель. Выявление страхов у детей.

Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного.

Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет.

Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.

Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого.

К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы».

Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.

  • Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.
  • Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
  • Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»

Цель. Определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.

  1. Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов.
  2. Ты боишься или не боишься:
  3. 1) когда остаешься один дома;
  4. 2) нападения;
  5. 3) заболеть;
  6. 4) умереть;
  7. 5) смерти близких;
  8. 6) чужих людей;
  9. 7) потеряться;
  10. 8) мамы, папы;
  11. 9) наказания;
  12. 10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);
  13. 11) опоздания в детский сад (школу);
  14. 12) страшных снов;
  15. 13) темноты;
  16. 14) животных (волка, змей…);
  17. 15) насекомых;
  18. 16) транспорта (самолетов, машин…);
  19. 17) высоты;
  20. 18) глубины;
  21. 19) тесных маленьких помещений;
  22. 20) воды;
  23. 21) огня;
  24. 22) войны;
  25. 23) стихий (наводнения, урагана, грозы);
  26. 24) больших помещений, улиц;
  27. 25) врачей;
  28. 26) уколов;
  29. 27) боли;
  30. 28) крови;
  31. 29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Беседа проводится неторопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольного внушения.

При стереотипном отрицании всех страхов детей экспериментатор просит давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть.

  • Подсчитывается количество указанных ребенком страхов: 0-12 – низкий уровень подверженности страхам; 13–15 – средний уровень подверженности страхам; 16–29 – высокий уровень подверженности страхам.
  • Так, высокий уровень подверженности страхам предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим.
  • Средний уровень подверженности страхам предполагает достаточную общительность, ненапряженность, быстроту ответов на вопросы.
  • Низкий уровень подверженности страхам характеризуется наименьшей тревожностью, ненапряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.

Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Из книги: Шамилова Г. А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.

Назначение методики.Диагностика наличия страхов.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе.

Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).

В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.

Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».

  1. Ты боишься или не боишься:
  2.  1) когда остаешься один дома;
  3.  2)нападения;
  4. 3)заболеть;
  5. 4) умереть;
  6. 5) смерти близких;
  7. 6) чужих людей;
  8. 7) потеряться;
  9. 8) мамы, папы;
  10. 9) наказания;
  11. 10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);
  12. 11) опоздания в детский сад (школу);
  13. 12) страшных снов;
  14. 13) темноты;
  15. 14) животных (волка, змей…);
  16. 15) насекомых;
  17. 16) транспорта (самолетов, машин…);
  18. 17) высоты;
  19. 18) глубины;
  20. 19) тесных маленьких помещений;
  21. 20) воды;
  22. 21) огня;
  23. 22) войны;
  24. 23) стихий (наводнения, урагана, грозы);
  25. 24) больших помещений, улиц;
  26. 25) врачей;
  27. 26) уколов;
  28. 27) боли;
  29. 28) крови;
  30. 29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.

  • Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:
  • • «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);
  • • страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
  • • страхи смерти (своей);
  • • страхи животных и сказочных персонажей;
  • • страхи кошмарных снов и темноты;
  • • социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);
  • • пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова

Цель. Выявление количества и группы детских страхов.

  1. Инструкция. «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»
  2. 1) остаться один;
  3. 2) заболеть;
  4. 3) умереть;
  5. 4) каких-то детей;
  6. 5) воспитателей;
  7. 6) того, что они тебя накажут;
  8. 7) Бабу-ягу, Кощея, Бармалея;
  9. 8) страшных снов;
  10. 9) темноты;
  11. 10) волка, медведя, пауков, змей;
  12. 11) машины, поездов, самолетов;
  13. 12) бури, грозы, наводнения;
  14. 13) высоты;
  15. 14) быть в маленькой темной комнате, туалете;
  16. 15) воды;
  17. 16) огня, пожара;
  18. 17) войны;
  19. 18) врачей, кроме зубных;
  20. 19) крови;
  21. 20) уколов;
  22. 21) боли;
  23. 22) резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Обработка результатов. На основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).

3. Страх смерти (умереть).

4. Животных и сказочных персонажей.

5. Кошмарных снов, темноты.

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа – глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики (для выяснения того, почему ребенок боится).

Проективная методика исследования личности ребенка. Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс.

 Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.

Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.

Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,

— все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера.

Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание.

Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Тесты

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/04/metodiki-vyyavleniya-strahov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию