Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей.

Заикание проявляет себя однообразными повторами отдельных слов или их частей, звуков, перестановкой или заменой слов (инверсией). Все это сопровождается напряжением и спазмами лицевых мышц и голосовых связок.

Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматическая природа заикания

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

  • Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
  • Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
  • Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому.

Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию.

Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

  • Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке.

Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию.

В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.

Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.

Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка

Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?

  • Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
  • Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
  • Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.

Как предупредить заикание

Профилактическими мерами заикания у детей являются:

  • повышение устойчивости к стрессам, адекватное отношение к различным жизненным ситуациям;
  • создание комфортной психологической обстановки в семье;
  • расширение социальных контактов;
  • разнообразие повседневной жизни (секции, кружки, участие в домашних делах);
  • исключение просмотров психологически тяжелых фильмов;
  • участие родителей в жизни ребенка, внимание к его проблемам, провалам и достижениям.

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Чтобы заикание в детском возрасте не переросло в нарушение речи у взрослого, нужно обратиться к специалисту при малейшем подозрении на расстройство. Комплексный и квалифицированный подход в большинстве случаев позволяет устранить дефекты речи в максимально короткие сроки.

  1. Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/psihosomatika-zaikaniya/

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматикасклонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

ФормаХарактеристика
Тоническая форма У человека в процессе разговора может возникнуть незначительная пауза в речи, или растяжение какого-нибудь звука («п…..палас»)
Клоническастя форма. Происходит навязчивое повторение слогов, звуков либо же слов («та-та-та-та-можня»)
Смешанная форма. Является чем-то средним между первыми двумя типами. («п…ппо-бе-да»).

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

ФормаХарактеристика
Неврозоподобная форма. У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить;
Невротическая форма (логоневроз). Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке.

Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптомы

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматикаНарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

Проявления у детей

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание.

Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Особенности психологии заикающихся людей

В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

Методы коррекции

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить.

Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться.

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

Читайте также:  Как влияет курение на кожу лица: прыщи, женщины, старение

Медикаментозная терапия

Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

Физиотерапия и ЛФК

Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека.

При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками.

Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

Можно ли справиться самостоятельно?

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?».

Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук.

В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек  может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

Тактика родителей

Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи.

Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования.

Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/zaikanie.html

Психосоматика заикания у детей

Всем доброго дня! Оказывается, 70% родителей утверждают, что причиной нарушения речи у малыша стал сильный стресс. Так это или нет, разберётся лишь врач. Но тем не менее психосоматика заикания у детей сегодня изучается довольно глубоко. Так как же влияет психическое развитие на состояние здоровья крохи? Сейчас и будем разбираться.

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Виды заикания

Если ваш ребёнок имеет речевые проблемы, возможно, вы знаете 2 основных вида болезни:

  • Невротический (логоневроз). Возникает в результате какого-либо сильного стресса. Возможно, до этого всё было хорошо, но испуг был настолько великим, что чадо не выдержало нагрузки. А, возможно, кроха и до этого находился в состоянии постоянной тревоги. И просто настала последняя капля.

Изучая материал, наткнулась на такой пример: бабушка ведёт непослушного малыша по улице. И грозит ему, мол, не будешь слушаться, сейчас злой бабай выскочит из-за  угла и утащит! И так раз, два, три.

И в один день, из-за угла действительно выскакивает, только не бабай, а собака. Даже щенок. И начинает сильно лаять. Представляете состояние ребёнка? Ага.

Только вот бабушка будет всем рассказывать, что в заикании внучка собака виновата!

  • Неврозоподобный. А тут уже замешаны иные причины, на уровне неврологий. Возможно, была проблемная беременность или родовые травмы. И вот, когда крохе пора бурно развивать свою речь, года в 3-4, он начинает заикаться. Т.е. время вроде пришло, пора говорить много и сложно, но нарушения нервной системы не дают. Вот тут дитя начинает заикаться. Допустим, сначала несильно. Но какие-то издёвки других детей, а иногда и собственных родственников приводят к боязни говорить. На психологическом уровне он начинает переживать и ещё сильнее заикаться.

Конечно, психологические факторы больше относятся к первому виду — невротическому. Но нередко врачи ставят диагнозы — смешанный тип. Давайте разберёмся, какие причины могут повлиять на возникновение болезни?

Психологические факторы, влияющие на возникновение заикания

Психологи отмечают 3 фактора. Причём они относятся к методам воспитания. Посмотрите, какие существуют типы детской психологии, которые зависят от нас с вами:

  1. Истерический. Это результат слишком сильного баловства со стороны взрослых. Часто слышу такие случаи, когда пара долго не могла родить малыша, и вот свершилось чудо. Дитя при этом растёт в любви и заботе. Ему ни в чём не отказывают. И вдруг, он попадает в детский сад. Что там? Он не самый лучший, а такой, как все. Попу там не вытирают, и с ложкой ни за кем не бегают. Когда чадо ощущает такой резкий перепад, в период бурного развития речи, он может начать запинаться в разговоре.
  2. Неврастенический. Когда родители постоянно унижают ребёнка, тем самым стараясь, чтобы он стремился к идеалу. Ставят в пример какого-то соседа, принижая достоинство своего родного дитя. И так происходит каждый день. В результате малыш срывается, начиная заикаться.
  3. Психастенический. Видели когда-нибудь деток, находящихся под гиперопекой? То нельзя, туда не лезь, с этим не общайся. Детёнок настолько привыкает, что им руководит родитель, что растёт неуверенным и робким. Общение со сверстниками может стать целой проблемой!

Кроме этого, есть семьи, где детки видят постоянные ссоры или ещё чего хуже. Возможно, их просят хранить молчание от других людей, грозя чем-то. Тогда дитя становится заложником ситуации, нося в себе некую тайну. Это тяготит его психику, он не выдерживает.

Таких примеров можно привести массу. К сожалению, практически всё берётся из семьи. Неудачная манера воспитания (даже в благополучных семьях) приводит к речевым нарушениям или иным проблемам психологии. Чтобы этого избежать, нужно соблюсти 2 правила:

  1. Изменить стиль воспитания.
  2. Присмотреться к собственному дитя.

Ну по стилю воспитания более-менее картина ясна. А вот что можно увидеть по собственному ребёнку?

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Детки, входящие в группу риска

Считается, что характер ребёночка закладывается в первые 4 недели беременности. Это происходит на уровне неподвластном нам. Ну, так нам кажется. И вот дитя родилось, растёт и развивается. Семья вполне благополучна, нет ни ссор, ни скандалов. И вдруг маленький человек начинает заикаться. В чём причина?

Давайте отмотаем плёнку назад и проследим за характером малыша. Замечали ли вы, что ваш карапуз слишком мнительный, расстраивается по любому пустяку? Или ему не хватает смелости? Решительности? Он мало общается со сверстниками?

Детки, слишком ранимые и впечатлительные в первую очередь попадают в группу риска. У них вполне нормальное развитие, но психосоматический тип не даёт им покоя. При постоянном напряжении толчком может послужить любой стресс.

Если вы замечаете у своего чада подобные черты, нужно срочно принять меры по недопущению возникновения заболевания.

Меры профилактики

В предыдущем пункте статьи я описала деток, в первую очередь относящихся к группе риска. Но под угрозой может быть любой маленький человечек. Поэтому, меры профилактики касаются каждого кроху.

  • Спокойная обстановка в семье.
  • Найти золотую середину в общении: не баловать слишком, но и не принижать достоинства чада. Он должен видеть, с его мнением считаются.
  • По его желанию отдавать в кружки или секции. Общение с ровесниками должно присутствовать.
  • Установить режим дня и питания.
  • Обязательны посещения психиатров и неврологов.

Если признаки нарушений всё же стали появляться, нужно срочно искоренить причину. И не допускать новых стрессовых ситуаций. Избегать всего глобального и нового: переезд, смена детского сада, школы.

В сложных случаях мамы даже отказываются от постоянного места работы, переводя кроху на домашнее воспитание, пока дела не пойдут на поправку. Поверьте, лучше сейчас такие кардинальные меры, чем потом длительное лечение карапуза в запущенной стадии.

Источник: https://my-happybaby.ru/psihosomatika-zaikaniya-u-detej

Психосоматика заикания у детей: психологические причины

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Психосоматические причины возникновения заикания у детей

Заикание — это дефект речи (логоневроз), который появляется обычно в детском возрасте. Проявляется он по-разному: частым повторением в речи звуков, слогов или слов, усиленным напряжением голосообразующей мускулатуры перед произнесением слов. Может сопровождаться тиками — мышечными подергиваниями.

Психосоматической причиной заикания у детей обычно является испуг. Затем появляется страх перед речью в присутствии других, который поддерживает заикание.

У детей с заиканием имеются одновременно желание высказаться и нежелание это делать, что приводит к появлению агрессии в отношении слушающего.

Часто провоцирующим фактором того, почему ребенок заикается, является присутствие доминантных для ребенка личностей — родителей, авторитетных взрослых. Оно подкрепляется, если ребенок получает в связи с ним какую-то выгоду.

Например, родители дают ему поблажки дома, на уроке учителя освобождают от устных опросов и дают возможность выполнить вместо этого письменную работу.

Если выяснить психологические причины заикания и перестать подкреплять его, то ребенок способен восстановить нормальную речь. С помощью психологов и логопедов можно добиться успеха даже в трудных случаях.

Психосоматика заикания у детей также объясняется сильным испугом, если ребенку с ранних лет не дают высказывать свое мнение по самым простым вопросам. Если в семье просьбы ребенка игнорируют, его желания не учитывают, то он находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно.

Способствует заиканию неумение отстаивать свои права. Взрослые для ребенка являются авторитетом, слова, и действия которых до определенного возраста не подвергаются сомнению. Если родители все время подавляют ребенка, то он находится в постоянном напряжении и страхе и начинает заикаться.

Если взрослые все время критикуют и опровергают слова ребенка, то он ощущает себя неправым даже вопреки реальности и пребывает в подавленном состоянии. Это тоже становится причиной того, почему ребенок начал заикаться: он утрачивает инициативность и боится говорить.

Страх перед высказыванием своих мыслей и заиканием отражается на образе жизни ребенка, отношениях с окружающими и даже мышлении.

Заикание воспринимается детьми болезненно, они переживают большие страдания, что наблюдается по прерывистой речи с судорожными сокращениями дыхательной и голосообразующей мускулатуры. Разговор становится для ребенка стрессом.

Иногда это приводит к тому, что маленькие дети совсем перестают говорить и молчат длительное время (иногда годы). При этом речь других они понимают и реагируют на нее адекватно.

Если родители обращают внимание на изменение речи ребенка на ранних этапах, то справиться с неврозом значительно проще. Изменение методов воспитания и устранение психологических причин заикания у детей способствуют этому.

Читайте также:  Правильный настрой на успех: для женщин, для себя

Причины, почему ребенок заикается

Чаще всего заикание возникает у детей в 3-5 лет. В этом возрасте дети уже хорошо понимают речь, произносят правильно построенные фразы, знают больше, чем могут высказать с помощью накопленного словарного запаса. В этот период повторение слогов и слов может быть связано с тем, что ребенок подыскивает слова, и выражения для высказывания своей мысли.

Как только он начинает более уверенно озвучивать свои мысли, повторы в его речи исчезают. Если родители спокойно относятся к этому этапу формирования речи, то ребенок быстро и без последствий его преодолевает. Неправильное воспитание и психические травмы (испуг, тяжелое телесное наказание) способствуют фиксации ребенка на повторениях в речи и приводят к развитию заикания.

Под воздействием эмоций и стрессов заикание усиливается.

Часто заикание в детском возрасте, и не только, выявляется у других членов семьи. В этом случае у ребенка оно может возникнуть в результате подражательного поведения, перенятого по какой-либо причине. Также можно утверждать, что в семье имеется повышенная предрасположенность к неврозам.

Причиной, почему ребенок заикается, могут быть значимые изменения в жизни малыша — рост зубов, начало учебы в школе, подростковый возраст, начало менструаций у девочек. Все конфликты в семье и детском коллективе также способствуют нарушению речи.

Болезненно воспринимаются детьми напоминания об имеющемся дефекте и тем более насмешки, что часто происходит в детском коллективе. Если это происходит в семье, то ситуация становится для ребенка невыносимой.

Статья прочитана 5 491 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8037

Статья детского психиатра о причинах заикания у детей

Заикание у детей имеет психологические причины. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что заикание у детей бывает трех видов и в каждом случае причины свои.

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Только зная точную причину заикания у ребенка, можно его вылечить. В этой статье остановимся на одном из видов заикания.

Заикание: медленный ребенок

На прием обратилась мама четырехлетнего малыша с жалобами на заикание. Ребенок начал заикаться в возрасте двух лет. Следующие два года коррекции результата не принесли. Мальчик упрямый, насупленный, смотрит исподлобья, отворачивается.

Мама рассказала, что за последние два года они поменяли место жительства три раза, три раза ребенок шел в новый детский сад.

Таковы жизненные обстоятельства, ничего не поделать. В саду дерется с другими детьми, может укусить.

С раннего возраста мучается запорами, в туалете сидит больше часа, домочадцам приходится мальчика выгонять оттуда. Часто обижается на сестренку, может стукнуть кулачком.

Дочка — полная противоположность — гибкая, подвижная, быстрая, спортивная, как и сама мама. Сын же от спортивных занятий категорически отказывается.

Мама сетует, что ребенок все делает медленно. Медленно собирает игрушки, медленно рассказывает свои детские истории. Она не дает ему одеваться и делать что-либо еще самостоятельно, «иначе не дождешься». «Когда ест, нужно подгонять, а то не доест никогда. Убираю за ним игрушки, сам он долго собирается, и так во всем».

В чем причина заикания у ребенка

Согласно знаниям, которые даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, мальчик является обладателем анального вектора. Обидчивость, упрямство — его родные качества.

Для такого ребенка все новое является стрессом. Ему нужно время, чтобы привыкнуть и адаптировать изменения. Но семья слишком часто переезжала с места на место.

Еще не освоившегося ребенка вновь и вновь с головой помещали в стрессовую обстановку.

Малыши с анальным вектором реагируют на стресс психологически ступором. Когда ребенка подгоняли делать что-то быстрее, он замедлялся еще больше. Получалось наоборот. Выслушать рассказ ребенка до конца не хватало терпения — перебивали. Мама смирилась с медлительностью сына своеобразно: она просто стала доделывать все за него.

Для человека с анальным вектором жизненно важно закончить любое начатое дело самому, поставить точку. Незавершенный процесс причиняет психический дискомфорт. На физическом уровне происходит спазм сфинктеров желудочно-кишечного тракта, начинаются запоры, а потом и спазмы гортани.

Мама и дочь по свойствам похожи — обе они с кожным вектором. С дочкой проще справляться, а с сыном тот же подход привел к заиканию. Причина заикания у этого ребенка четырех лет — в стрессах анального вектора, в несоответствии быстрого ритма кожного вектора матери природе малыша. Подробнее о причинах и других видах заикания у детей читайте здесь: Тайны психосоматики: Заикание

Мама знает и понимает

Самый близкий ребенку человек, конечно, мама. Именно мама напрямую влияет на малыша, и здесь ей пригодятся знания об особенностях психики ребенка. Дети в одной семье могут быть очень разными. А в этом случае разные мама и сын. Подход к воспитанию должен соответствовать врожденным особенностям детей. Ведь то, что одному способствует в развитии, для другого может быть травматично.

С рождением ребенка инструкция по воспитанию не выдается. Если бы мама знала психику малыша, она действовала бы иначе.

Предупредила бы стресс у ребенка, постепенно приучая его к новым условиям, давала бы ему время, чтобы привыкнуть. Но в загнанном ритме жизни, с тяжелой работой, двумя маленькими детьми и хозяйством она выбрала путь наименьшего сопротивления, как и многие другие женщины.

Есть уникальные знания, которые даются на тренинге «Системно-векторная психология». С их помощью вы сможете сами определить вектора своих детей и развивать их врожденные свойства правильно.Мама получила совет не торопить сына, набраться терпения и дать ему заканчивать самому как поход в туалет, так и сбор игрушек (или устную речь). И была приглашена на бесплатные онлайн-лекции.

«…Что дал мне тренинг «Системно-векторная психология» в моей профессиональной сфере? Прежде всего, четкое осознание причинно-следственных связей возникновения речевых нарушений у моих маленьких пациентов, объяснение родителям индивидуальной картины особенностей патологии в речи их детей и пути выхода из нее…»

Виктория Ф., логопед первой квалификационной категории, Нижний Новгород

«…Основываясь на знаниях «СВП», я поняла истинную причину заикания ребенка. После рекомендаций родителям «не сдергивать ребенка с горшка», не торопить его в процессе опорожнения кишечника, проблема сошла постепенно на нет. Сейчас у мальчика заикания не наблюдается…»

Виктория Л., логопед высшей категории, педагог-дефектолог Алчевск

«…Я очень переживала, мельтешила, повышала на сына голос, думала, смогу докричаться до него. В итоге во втором классе он стал заикаться… На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!! Череда логопедов, дефектологов, логопедический детский сад позади!..»

Екатерина А.,экономист-менеджер

Автор Екатерина Крестникова, психиатрКорректор Галина Юрканова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Источник: http://svp.expert/medicina/klinicheskij-sluchaj-prichina-zaikaniya-u-rebenka/

Лечение заикания — причины, виды заикания, у детей, у взрослых

Лечение заикания

20.12.2017

Пожариский И.

Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют […]

Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют реже, но более болезненно.

Механизм заикания кроется в спазмах и судорогах мелких мышц речевого аппарата, в результате чего и возникают дефекты произношения.

К ним добавляются тики мышц лица, подергивание конечностей и нарушение нормальной частоты дыхания.

Долгое время не существовало способов лечения, с помощью которых можно было бы гарантированно избавить человека от заикания. Для современных медиков это заболевание больше не представляет проблемы. Совместными усилиями неврологов, логопедов, психологов или психотерапевтов практически всегда удается вылечить заикание, даже у пожилых больных, которые страдают этим расстройством с детства.

Виды заикания

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида. Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию.

Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте.

Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Причины заикания

Единой причины, которая бы вызывала заикание, не существует. На развитие этого расстройства могут влиять сразу несколько факторов. Степень вероятности того, разовьется нарушение речи или нет, зависит, например, от пола человека — мужчины страдают им чаще, чем женщины.

У детей нарушение речи могут спровоцировать сильный испуг или волнение. Испытав стресс, малыши начнут заикаться или вообще перестанут говорить.

В ряде случаев такое расстройство через некоторое время проходит и не оставляет следа, в остальных – может сопровождать человека и во взрослой жизни.

Неправильное воспитание авторитарными родителями, которые нередко кричат и наказывают ребенка, также может стать причиной развития у него нарушений речи.

Пример взрослых может стать еще одним фактором, приведшим к детскому заиканию. Если в семье есть заика, ребенок может научиться говорить точно также и считать такое произношение правильным. Вероятность развития дефектов речи у таких детей еще более усиливается по причине генетической предрасположенности к этому типу расстройств.

Заикание у детей может иметь и физиологические причины. Поводом к развитию заболевания могут стать врожденные патологии нервной системы, физические травмы головы, кислородное голодание мозга во время родов.

Расстройством речи могут страдать закомплексованные и неуверенные в себе подростки, у них заикание может спровоцировать неумение общаться с людьми, необходимость вступать с ними в контакт, заводить дружеские отношения.

У взрослых причиной может стать психологическая травма, перенесенные ими в разные периоды жизни, сильные или продолжительные стрессы, неприятности в семье или на работе, негативные события, оставившие глубокий след в душе.

Состояние нервной системы человека также не в последнюю очередь влияет на развитие заикания. У людей с неустойчивой, лабильной психикой, излишне эмоциональных и впечатлительных, любые психологические расстройства, в том числе и это, развиваются намного чаще, чем у людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы.

Отличной почвой для развития заикания могут являться и некоторые фобии, например, социофобия. Подверженные ей люди могут заикаться, если вынуждены будут выступать на публике, работать в многочисленном коллективе или вести деятельность, связанную с необходимостью общаться с большим количеством людей.

Читайте также:  Страх перед будущим (футурофобия): психология, как избавиться

Как бы то ни было, заикание можно вылечить, если обратиться к квалифицированному врачу, и чем раньше это сделать, тем лечение будет успешнее.

Источник: https://psyhoterapy.info/psihosomatika/lechenie-zaikaniya.html

Роль психосоматики в заикании у взрослых

Симптомы заикания впервые были описаны еще до нашей эры. На разных исторических этапах его изучения, заикание имело разное название. Одно из них – косноязычье.

При этом определении заикания подразумевалась сложность восприятия речи с запинками, нежели анатомо-физиологические основы нарушений темпа и плавности речи.

За последнее десятилетие наука заметно продвинулась в понимании речевой патологии, стали понятны многие закономерности возникновения, развития и течения заикания.

Наличие симптома часто только сигнал о заболевании, которое может быть не связано с непосредственным местом симптоматики: так, речевые спазмы могут свидетельствовать о высокой тревожности человека, а никак не о поражении лицевых мышц.

Психосоматика (от греческих слов «душа» и «тело») – направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) заболеваний.

Очень популярно мнение, что заикание возникает при несоответствии получаемой эмоционально-психологической нагрузки и возможностями и способами ее переработки.

Так, на стрессовый фактор при начале заикания у ребенка указывают около 70% опрошенных родителей. Эмоциональный фон немаловажен и при проявлении заикания у взрослых. Связь запинок с волнением отмечают 92% заикающихся взрослых. Взрослея, заикающийся человек понимает закономерность: болеет тело, а причины – в душе.

У детей с заиканием часто поставлен диагноз: логоневроз или логофобия, что прежде всего указывает на нарушенное психологическое здоровье, влекущее за собой речевую симптоматику в виде спазмов, задержек и остановок речи.

Поэтому первой инстанцией, к кому следует обратиться для преодоления заикания, является врач-психотерапевт.

Качественная, грамотная и своевременная психотерапия при заикании определяет успешность лечения как в детском, так и в зрелом возрасте. Курс психотерапии всегда подбирается индивидуально и назначенному лечению должен предшествовать первичный прием.

Существует много легенд про чудесный гипноз и магические аутотренинги.

Поверьте, к современной психотерапии эти методы отнести нельзя! Все манипулятивные техники, когда сам заикающийся человек не принимает активное участие, не приведут к стойкому результату.

Преодоление заикания невозможно без грамотного логопеда, желательно с медицинским образованием, опытом и стажем работы с заикающимися людьми. Так при одномоментной работе логопеда и психотерапевта достигается восстановление речи у детей дошкольного возраста за 3 недели.

Источник: https://zaikanie.spb.ru/articles/o-lechenii-vzroslyh/psihosomatika-i-zaikanie-preodolenie-zaikaniya-psihoterapiya-pri-zaikanii/

ru_stammer

  Прочитав пост, расположенный ниже  http://ru-stammer.livejournal.com/1529.html#cutid1  и комментарии к нему, захотел внести свою лепту в описание заикания здесь, тем более есть личный опыт как самого этого «увлекательного дела», так и избавления от него.

 Я тоже начал заикаться с пяти лет и делал это более трех с половиной десятков лет. Поверхностная причина, откуда эта пакость взялась, была известна, и родители мне её несколько раз озвучивали. Официальная версия была такова: когда мне было 5 лет, нашу детсадовскую группу повели в детский театр на спектакль про Карлсона.

 Карлсон в этом спектакле разговаривал с характерным заиканием (уже будучи чуть взрослее, я видел такую же картину в одноимённом фильме или телевизионном спектакле, там артист Спартак Мишулин играл Карлсона и тоже характерно заикался). Так вот, СРАЗУ после просмотра этого спектакля я начал заикаться. Всё время обучения в школе  меня водили к логопедам, но ничего не менялось.

Заикался я достаточно сильно, но контактировать с социумом у меня получалось. В школе были сложности с теми предметами, где надо было отвечать или читать вслух – у доски я молчал, за что получал двойки регулярно. В институте было полегче, повзрослев и «приняв свой симптом как данность», скорее всего внутренне немного успокоился, и даже смог защитить диплом как все – т.е.

стоя у доски и рассказывая с попеременным успехом о том, что же я там наваял. Оглядываясь сейчас назад, отчётливо понимаю, что каждый выбор своей жизни делал под влиянием заикания: небольшое количество друзей, да ещё таких, с которыми не приходилось много и часто общаться, такая же бывшая жена, выбранная предыдущая профессия, потом тип собственного бизнеса, хобби и интересы  и т.д. и т.п., т.е.

до некоторых пор все стороны жизни были такими, чтобы побольше молчать, как натурально, так и фигурально выражаясь.

 Как ни странно, но некоторое не очень принципиальное, но заметное улучшение наступило пару лет назад, когда вокруг стало «рушиться» всё – семейная жизнь, бизнес и прочее. С одной стороны, это были год-полтора сильнейшего стресса, который, однако, привёл не к усилению заикания, а наоборот.

Тогда это было непонятно и удивляло немного (хотя больше обращал внимание на то, что твориться снаружи, а не внутри меня), а сейчас я понимаю,  почему тогда было именно так – когда потеряно всё, что было построено своими руками за предыдущие 15-20 лет, то вдруг начинаешь понимать, что терять уже нечего и… успокаиваешься.

Вот тогда я впервые почувствовал реальную разницу в моей речи. Но также сейчас мне понятно, что одного внутреннего успокоения недостаточно для избавления от заикания.

Я так же не мог нормально говорить в любых компаниях, даже очень близких и знакомых людей, хотя, приняв довольно давно своё заикание, мне не нужно было переживать, как меня примут те или иные  люди во всех этих компаниях. Любая попытка более-менее живого общения всё также вызывала  старый привычный дискомфорт.

Как правило, не найдя причину – не убрать симптом. Да, я знал с подросткового возраста из разных «авторитетных» источников, что «причиной» заикания является испуг. Уже взрослым я пытался вспомнить, а что же меня испугало в детстве? Спрашивал и родителей, которые недоумевали и всё время повторяли про Карлсона и моё подражание этому персонажу.

 А потом…. А потом я пошёл изучать психология, причём не для того, чтобы разобраться в себе, как это делают многие, а именно для того, чтобы войти в эту профессию и работать.

Откуда мне пришло это «озарение», я до сих пор не могу понять – всю «предыдущую жизнь» я занимался с «железяками», что было очень логично и правильно, ведь с ними (с железяками) не нужно разговаривать.

Два предыдущих технических образования, соответствующие навыки и интересы… а тут… психология… где нужно ГОВОРИТЬ с клиентами…. Просто жизнь сама привела туда, где я смог не только убрать из себя эту пакость, но и понять, откуда «ноги растут» у неё.

 Через неделю после начала занятий мои преподаватели сказали мне, что к концу обучения заикания у меня не будет. Так и произошло. Курс обучения включал в себя много разных дисциплин, а в конце проходили личную терапию. Вот на ней то за один (!!) сеанс вытащили на поверхность и причину, и начали убирать.

 Причина оказалась очень простая, если знать, куда смотреть и что с чем связать.

 ЗА день до личной терапии вечером за ужином мама «СЛУЧАЙНО» рассказала, что в 4-5 лет я очень любил рассказывать вслух стихотворение про дядю Стёпу, причём по-актёрски, в лицах, встав на стул и т.д.

Все взрослые, которые были рядом в эти моменты, умилялись и были в восторге… кроме папы, который на всё это действо всегда реагировал словами что «..из ребёнка вырастет клоун..

» с соответствующей мимикой и выражением в глазах и на лице.

    Папа для ребёнка значимый взрослый, тем более в возрасте 5 лет. С одной стороны, любой ребёнок, входя в этот мир и начиная в нём расти и развиваться, хочет себя тем или иным способом выразить. В моём случае я тогда очень хотел себя выразить словами и делал это.

Рядом стоял любимый папа и всем своим видом показывал, что он «против» этого. У ребёнка возникает противоречие между тем, что из него «прёт» изнутри и тем, что он ощущает снаружи.

И вот, выход найден, как доказать папе свою любовь – раз папа говорил что-то про клоунов, я вижу клоуна и решаю быть именно ЭТИМ клоуном, который заикается. «Выключатель» сработал на спектакле – я стал заикаться сразу после него.

Папа дал команду на запрет выражения себя через слова, и ребёнок принял эту команду тем способом, который подвернулся под руку в это время.

 Любой родитель любит своего ребёнка в любом случае, и любой родитель желает своему чаду счастливой хорошей жизни, самореализации и т.п. вещей.

Неадекватность реакции конкретно моего отца на мои совершенно безобидные с точки зрения «клоунады» выступления следует искать уже в его детстве, но такой задачи у нас не стояло. Главное я разобрался с причиной возникновения моего личного заикания и переработал эту причину.

Мой отец давал такую реакцию не потому, что он «плохой», а потому что в нём тоже тогда сидел соответствующий блок, который заставлял его так реагировать на своего ребёнка.

Возвращаясь к расположенному ниже посту трехгодичной давности, могу сказать: возникновение заикания обусловливается совокупностью И генетических,  И неврологических факторов. В моём случае генетический фактор – это реакция моего отца на мои выступления, неврологический – это уже моя личная реакция в пятилетнем возрасте на происходящее в моей семье вокруг моих выступлений.

  Я действительно не могу сказать,  почему ЛЮДИ заикаются, но я могу теперь находить причину в каждом конкретном случае, исходя и из своего личного опыта, и исходя теперь уже из полученных профессиональных знаний.

 Иногда это может быть и протест, как указывали некоторые в своих х к предыдущему посту, но конкретно в моём случае это было удовлетворение желания любимого значимого взрослого – «не высовывайся, не говори, не показывай себя»…

 Ещё добавлю про две очень занятные вещи:

1)      Всё что происходит с человеком – для чего-то ему нужно, каким бы «нехорошим» это ни казалось на первый взгляд. Заикание – это психосоматика в чистом виде, поскольку никаких физиологических изменений в органах речи не возникает.

 В случае заикания детей это просто знак родителям (или взрослым, кто воспитывает этих детей или находится рядом с ними) обратить внимание на СВОЁ поведение, как они ведут себя со своим ребёнком.

В моём случае это был знак отцу – он его не увидел (да и кто тогда, 30-40 лет назад знал вообще что-либо о психологии?), этот системный семейный вопрос пришлось решать уже мне в достаточно взрослом возрасте.

2)      Ещё один принцип – «если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Если ребёнку «запретили» выражать себя словесно – эта нерасходуемая через речь энергия будет выходить другими путями. У меня это получалось через руки и голову.

То, что я научился очень хорошо делать руками и головой до того момента, как перестал заикаться, приносило и приносит очень много пользы, как мне, так и всем вокруг! И все эти навыки и умения я могу применять уже и в новой профессии психолога-психотерапевта, и просто в обычной жизни.

Ну и напоследок. Поскольку заикание – это психосоматика, то одной умственной работой, т.е. через осознание причины, убрать это довольно сложно (да и долго). У заикающегося в теле сидит блок, с которым тоже надо работать.

Иногда этот блок выходит за один раз, иногда выходит «постепенно». Т.е. при психотерапии заикания нужно работать и через осознание (причины, поведения, отношения к чему-либо или кому-либо и т.д.), и посредством работы с телом.

Вот так.

:)))

Источник: https://ru-stammer.livejournal.com/

Ссылка на основную публикацию