Телефонная зависимость у подростков (детей)

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон — друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС — разговоры и звонки, онлайн-просмотры — походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

Телефонная зависимость у подростков (детей)

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком — все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: «Мне это неинтересно». Забирать планшет — действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

Телефонная зависимость у подростков (детей)

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер — это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы: 

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» — отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт — обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

Телефонная зависимость у подростков (детей)

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: «У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать». Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно — отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

  • Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон — это тот же компьютер.
  • Признаки номофобии
  • Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:
  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин — гормон удовольствия — выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации.

Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок.

Дофаминовые рецепторы возбуждены — мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.

Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин — «поколение рассредоточенных людей». 

 За подготовку материала благодарим нашего эксперта:

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Татьяна Климина, практикующий психолог

Читайте больше интересных статей о воспитании:

Источник: http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/begom-ot-gadzhetov-kak-izbavit-rebenka-ot-elektronnoy-zavisimosti

Как вытащить ребенка из телефона?

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), то будьте готовы к тому, что ребенок будет: есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.

Надо что-то делать? Но что? Если просто отобрать телефон — будет скандал. Мы уже писали о том, как превратить гаджеты в полезный досуг. А в этот раз мы разберемся, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Редакция Tlum.Ru изучила этот вопрос и собрала мнения психологов и родителей на этот счет.

  • О ДРУГИХ ВИДАХ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА
  • Что посоветуете?

В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.

Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты — это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.

А ЕЩЕ ЕСТЬ ДЕТИ-ВИДЕОБЛОГЕРЫЧто нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:— Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет — не давать телефон больше чем на час, для школьников — время может дойти до 2 часов.

И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.— Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.— Старайтесь все доказывать своим примером.

Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы — главный пример для детей.— Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом.

Настольные игры и конструкторы подойдут меньше — это и в интернете можно поделать.

— Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений, которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.

— И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д.».

  1. Телефонная зависимость у подростков (детей)
  2. Мнение родителей
  3. Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:
  4. Дети 0−7

Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.

Телефонная зависимость у подростков (детей)«У меня правило — телефон — это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону — не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».

«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди.

Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать — то отдавать!!! иначе потом больше не получат.

(никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».

«Телефон и планшет и компьютер и… — это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной.

Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».

«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать.

С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее.

Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».

«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник — другое дело.

Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему.

Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».

Дети 7−12

Телефонная зависимость у подростков (детей)«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно. у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка) я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».

«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».

«Вот на какой форум не приду — везде и у всех одна проблема — как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».

Читайте также:  Как заставить жену ревновать, чтобы боялась потерять?

«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».

«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».

Дети 12+

Телефонная зависимость у подростков (детей)«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».

«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон — это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета — да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».

«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».

«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала — там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».

«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку — ее просто все бесило.

Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь — пройдет».

Интересное по теме:7 способов наказания для ребенкаНужно ли дарить детям дорогие подарки

Источник: Tlum.Ru

Источник: https://tlum.ru/news/kak-vytasit-rebenka-iz-telefona/

В европе начинают лечить детей от телефонной зависимости

В итальянском парламенте представлен законопроект, в рамках которого предлагается отправлять в реабилитационные центры смартфонозависимых подростков.

Автором документа выступила Виттория Каса, депутат от входящей в правящую коалицию партии Движение «5 звезд».

«Ситуация ухудшается с каждым днем, поэтому к ней необходимо относиться как к наркотической зависимости», — утверждает Виттория Каса.

Она приводит тревожную статистику: на Апеннинах получила широкое распространение патология под названием «номофобия» (от английского no mobile phone phobia), что в переводе означает «страх отсутствия мобильного телефона».

По данным национальной обсерватории по делам детей и молодежи, восемь из десяти итальянских подростков живут в паническом страхе потерять свои телефоны и доступ к интернету.

Половина итальянцев в возрасте от 15 до 20 лет проверяют свои телефоны не менее 75 раз в день, а 62 процента пишут сообщения и ночью. «Подростки проводят ночи напролет в соцсетях и мессенджерах, а днем проявляют себя крайне пассивно и порой агрессивно.

Они не способны учиться и концентрироваться», — считает Каса, которая до политической карьеры работала учителем.

Бороться с этой патологией предлагается, в том числе, при помощи довольно радикальных методов.

Так, наиболее зависимых подростков, выявлением которых будут заниматься сразу несколько структур (Почтовая полиция, министерство здравоохранения, Комитет по делам детей и молодежи, студенческие ассоциации), с согласия и в некоторых случаях в сопровождении родителей будут отправлять за государственный счет в реабилитационные центры.

Но, как пояснили «РГ» в пресс-службе «пятизвездочного движения», ни о какой принудиловке речи быть не может, «решения о прохождении исправительного курса будут тщательно взвешиваться, приниматься совместно с родителями и исключительно в интересах несовершеннолетних».

Кроме того, в итальянских школах для преподавателей будут организованы курсы по предупреждению и устранению телефонной зависимости у детей. Готовится и информационная кампания для родителей, зачастую недооценивающих вред, наносящий их чадам несознательное и бесконтрольное использование смартфонов.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

В российских школах начнут обучать плаванию

Проблема излишнего погружения подростков в гаджеты — всеобщая. Во Франции, например, уже ввели запрет на их использование в течение учебного дня — смартфон должен оставаться в кармане ребенка. В Германии, вполне возможно, тоже введут подобное ограничение: опрос, проведенный прошлой осенью социологическим институтом Kantar Public, показал, что за такой запрет высказались 86 процентов.

В Швейцарии кантоны принимают решение самостоятельно: например, в Женеве запрет уже действует, и его планируют распространить и на время перемен — чтобы дети отдыхали, двигались и общались друг с другом, а не утыкались в экраны. А в Лозанне пока ограничиваются услугами школьных психологов.

В то же время швейцарский некоммерческий фонд Phenix, много лет помогающий семьям в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью, объявил недавно, что запускает тестирование особой терапии для детей, зависимых от гаджетов и компьютерных игр.

Специалисты фонда утверждают, что продвигаемая ими «многомерная семейная терапия» (MDFT), когда психологи и психотерапевты помогают с зависимостью не только ребенку, но и родителям, перестраивая отношения в семье, должна сработать и в случае с гаджетами.

Европейские специалисты часто ссылаются на пример богатейших людей мира, сделавших состояния на IT-технологиях.

Казалось бы, кому как не им молиться на электронные девайсы? Тем не менее глава Microsoft Билл Гейтс признавался в интервью, что не давал своим трем детям пользоваться смартфонами до 14 лет.

Основатель Apple Стив Джобс также ограждал своих детей от увлечения гаджетами — в семье было принято собираться вечером вместе за столом и обсуждать события дня и прочитанные книги.

Это нонсенс, когда ученик говорит учителю: вы даете какие-то плохие задачи, они у меня не гуглятся

В России к проблеме относятся по-разному. Когда прошлой осенью возможность введения запрета на смартфоны в школах обсуждалась в соседней Беларуси, наши специалисты также приняли участие в дискуссии: часть педагогов выступили с жесткой позицией, другие — считают, что запрет мало поможет.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Почему летом первоклассникам рекомендовано читать «Илиаду» и «Одиссею»

«Когда мой ученик за считанные секунды находит в Сети решение любой задачи, — это значит, что он никогда не научится логически мыслить и решать задачи самостоятельно, — высказал свое мнение «РГ» преподаватель физики одной из известных московских школ Андрей Лебединский.

— Это нонсенс, когда ученик говорит мне: вы даете какие-то плохие задачи, они у меня не гуглятся… Поэтому на контрольных у меня действует порядок: никаких телефонов. И надо понимать: не всегда возможно увлечь детей на уроке. Любой, даже самый интересный урок, для кого-то из учеников обязательно проиграет гаджету».

С той же проблемой сталкиваются и родители — дети, если пустить все на самотек, тратят на девайсы столько времени, что его не остается ни на прогулки, ни на достаточный сон, а порой и на учебу.

В то же время, признает педагог, смартфон — это отличное учебное пособие, способное расширить кругозор и дать массу новой информации, это удобный помощник в изучении иностранных языков. Но все это — при одном условии: если им пользоваться по назначению.

Так или иначе, очевидно, пора серьезно оценить происходящее и решить, как регулировать использование гаджетов в российских школах. Возможно, это будет сделано уже к наступающему учебному году. По инициативе теперь уже российских сенаторов проблемой занялась межведомственная рабочая группа.

Компетентно

Алёна Короткова, руководитель программы «Дети. Подроcтки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI)

Чтобы представить уровень «погружения в гаджеты» российских школьников, приведу следующие факты. У нас принято покупать детям электронные устройства или пользоваться родительскими гаджетами уже с раннего возраста, причем это не зависит от доходов семьи.

По данным исследований MOMRI, каждый десятый ребенок к трем годам становится обладателем собственного планшета или телефона. Более половины детей с рождения до 12 лет ежедневно используют смартфон или планшет родителей.

Среди младших школьников ежедневный просмотр видеоконтента, мобильные игры, использование мессенджеров и общение в социальных сетях носят массовый характер. А к 10 годам 9 из 10 детей имеют собственный планшет или телефон либо оба устройства сразу.

Такое раннее и интенсивное овладение цифровыми устройствами, причем зачастую без участия родителей, приводит к тому, что медиа становятся весомой частью повседневной жизни детей в России.

Однако, важно отметить, что ни просмотр YouTube, ни мобильные игры все же не вытеснили чтение: в России три четверти детей 8-12 лет читают книги.

Более того, международное исследование Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) показало, что наши школьники 4 класса лидируют в мире по качеству чтения — грамотности, пониманию и интерпретации текста.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Россияне оценили идею запрета гаджетов в школах

По данным опроса ВЦИОМ, 62 процента россиян считают, что запрет гаджетов в школе позитивно скажется на учебном процессе, однако исследования коллег из НИУ ВШЭ не выявили зависимости успеваемости подростков и использования гаджетов в школе.

На фокус-группах MOMRI ребята 10-12 лет рассказывали, что не на каждом уроке они могут и хотят «залезть» в смартфон, говорили о том, что многим приходится ложиться в 23-24 часа, так как у них много секций, домашних заданий, а им еще хочется поиграть в игры и пообщаться с друзьями онлайн. 
Так стоит ли винить во всем гаджеты? Или нужно принять факт диджитализации и начать обсуждать с детьми правила использования цифровых устройств не только в школе, но и дома, с раннего возраста, когда гаджеты впервые попадают в поле зрения ребенка.

Да, вредная привычка «торчать» в телефоне действительно может перерасти в зависимость.

Если вы заметили, что у ребенка нет других желаний и интересов, кроме гаджета (мобильных игр, просмотра видео), что у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте, не отбирайте смартфон или планшет. Обратитесь к специалистам: детскому психологу, неврологу, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейших действий. ,

Ряд региональных вузов переходит на индивидуальное обучение

И самое важное, о чем нужно помнить — в зависимости виноваты не гаджеты. Как правило, возникновение зависимости связано с личностными особенностями ребенка и с внутрисемейной ситуацией. Случается, подросток пытается «уйти» от проблем. Отсутствуют и правила, в частности, в отношении использования гаджетов.

Лучшая профилактика зависимости — организовать интересы ребенка и занятия вне гаджетов, и, конечно, доверительные отношения и живое общение с родителями и сверстниками.

Плюс родители служат примером для ребенка в вопросе использования цифровых устройств. Помогайте ребенку, когда у него появится интерес, освоить цифровые устройства, мобильные игры, интернет, соцсети.

Создавайте media-free зоны: договоритесь не использовать гаджеты во время еды, перед сном и т.п. Оговорите ограничения по времени. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.

И помните, что двойная мораль недопустима: правила использования гаджетов должны действовать в семье и для детей, и для взрослых.

Читайте также:  Боязнь школы (ходить в школу): дидаскалейнофобия, памятка, как преодолеть страх

Источник: https://rg.ru/2019/07/31/kak-v-evrope-boriutsia-s-zavisimostiu-detej-ot-smartfonov.html

Причины мобильной зависимости у подростков и как от нее избавиться

23.03.2018

Дорогие читатели, в этой статье мы рассмотрим, что собой представляет мобильная зависимость подростка. Вы узнаете, по каким причинам она возникает. Выясните, как понять, что человек зависим, какими методами можно с этим бороться.

Причины возникновения

Изолирование от внешнего мира

Если верить статистике, то каждый седьмой человек в стране, имеющей развитую цивилизацию, зависим от мобильных телефонов. Для многих людей катастрофа забыть мобильник дома. Большой стресс вызывает разряженный телефон или отсутствие связи.

Давайте рассмотрим, что собой представляют причины мобильной зависимости в подростковом возрасте.

  1. Изолирование от внешнего мира, страх беспомощности. Благодаря мобильнику человек имеет связь с друзьями и близкими. Есть возможность при необходимости вызвать помощь.
  2. Наличие календаря, часов, калькулятора и других опций в телефоне.
  3. Влияние рекламы. Детская психика очень подвержена тому, что показывают по телевизору. Они стремятся заполучить все, что видят в рекламе.
  4. Страх одиночества. Мобильник позволяет общаться с множеством людей посредством звонка или отправлением сообщений, узнавать новости из их жизни.
  5. Иллюзия безнаказанности, социальности. В смартфонах можно сидеть на форумах, общаться в соцсетях, несмотря на свои комплексы и проблемы, находить много друзей.

В классе моего сына, наверное, практически у всех детей наблюдается мобильная зависимость. Они не расстаются с телефонами даже на уроках. Вместо того, чтобы слушать учителя, играют или сидят в соцсетях.

Характерные признаки

Если у подростка зависимость от мобильного телефона, то это можно выявить по наличию следующих симптомов.

  1. Отсутствие других интересов. Вся жизнь вокруг девайса.
  2. Потеря интереса к любимым занятиям, например, к игре в футбол.
  3. Постоянное желание держать в руке мобильный телефон, спор с родителями, если его отнимают или не дают.
  4. Подросток выглядит угнетенным, когда не имеет возможности прикоснуться к телефону и счастливым, когда ему его дают.
  5. Может обманывать родителей о количестве времени, просиженного в телефоне.
  6. При потере мобильника ребенка охватывает паника, злость, приближающаяся истерика.
  7. Чувство тревоги возникает уже через десять минут без телефона. Ведь, за это время кто-то мог позвонить, написать SMS.
  8. Человек постоянно проверяет свои сообщения, даже находясь на уроках или в кинотеатре.
  9. Подросток постоянно обновляет контент на своем девайсе.
  10. Ребенок звонит чаще пяти раз в день. Разговоры длятся более 15 минут.

Возможные последствия

Нарушение режима сна — возможное последствие мобильной зависимости

Ребенок изолируется от внешнего мира, что может приводить к развитию ряда отклонений в здоровье и психике.

  1. Ожирение. Ребенок ведет сидячий образ жизни вместо того, чтоб активно двигаться, например, играть с детьми в футбол. Ожирение, в свою очередь, может приводить к проблемам сердечно-сосудистой системы, артриту и сахарному диабету.
  2. Агрессивность. Дети, играющие часто в жестокие игры на телефонах, начинают вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, невежливо относится к учителям.
  3. Нарушение режима сна. Дети даже ночью могут обмениваться СМС-ками под одеялом. Недосып приводит к нарушению концентрации, ухудшению памяти, снижению успеваемости в школе.
  4. Проблемы в отношениях со сверстниками. Подросток начинает отдаляться от семьи и родственников, друзей, не может заводить новые знакомства.

Кроме этого, необходимо также учитывать влияние электромагнитного излучения:

  • проблемы с памятью;
  • ухудшение иммунитета;
  • раздражительность;
  • головные боли;
  • ухудшение зрения;
  • перепады давления;
  • нарушение сна.

Как побороть

Приучить подростка к тому, что нужно выключать мобильник во время активного отдыха

  1. Не разрешайте подростку носить с собой телефон, когда он передвигается по квартире.

  2. Не допускайте того, чтобы ребенок брал с собой мобильник, когда ложиться спать, клал его под подушку.

  3. Пусть все новости подросток узнает при личном общении с друзьями, мобильник использует только в редких случаях, когда нужно узнать что-то срочное, например, спросить, какие уроки задавали.

  4. На время активного отдыха, например игры с мячом, нужно, чтобы телефон был отключен, позволял расслабиться.
  5. Почаще отправляться с ребенком в какие-то путешествия в места, где отсутствует мобильная связь.
  6. Если подростку жизненно необходимо быть постоянно на связи, важно, чтобы он делал перерывы на активный отдых.

Советы

Больше времени проводите с ребенком, он не должен чувствовать себя одиноким

  1. Четко контролируйте временные рамки сидения в телефоне. Поощряйте ребенка, если он слушается и вовремя отдает телефон.
  2. Как можно больше проводите время со своим подростком, возможно, вся причина в его одиночестве.

  3. Отправьтесь с ним на прогулку в парк или в кино, не забудьте перед этим отключить мобильные телефоны.
  4. Не забудьте посмотреть на себя, не продаете ли Вы ребенку плохой пример. Если это так, начните и сами изменяться.

  5. Если самостоятельно не удается побороть детскую зависимость, необходимо обратиться за помощью к психологу. Специалист сможет подобрать свой подход к решению проблемы. Как правило, он будет состоять из:

Теперь Вам известно, как избавиться от мобильной зависимости.

При выявлении этого состояния необходимо сразу действовать, искать способы борьбы, не ожидая наступления серьезных последствий для детского организма.

Причины мобильной зависимости у подростков и как от нее избавиться Ссылка на основную публикацию Телефонная зависимость у подростков (детей) Телефонная зависимость у подростков (детей)

Источник: https://psycho4you.ru/zavisimosti/mobilnaya-zavisimost-u-podrostkov

Как справиться с номофобией и зависимостью от телефона у подростка, симптомы

Телефонная зависимость у подростков (детей)Современные технологии прочно вошли в повседневную жизнь человека и уже нельзя представить себе, как можно обойтись без смартфонов, планшетов и прочих гаджетов. И во многих семьях родители, в силу своей постоянной занятости, предпочитают дать ребенку возможность сыграть в популярную компьютерную игру, лишь бы он не отвлекал их от решения домашних хлопот.

Подобное попустительское отношение к досугу может сыграть не самую лучшую роль в формировании гармоничной личности ребенка.

Если для взрослого поколения смартфоны, в первую очередь, выполняют функцию средства связи, то для ребенка в мобильном телефоне сосредоточен практически весь мир.

С помощью социальных сетей он знакомится и общается с другими людьми, читает интересные книги, смотрит новинки кинематографа, играет в различные игры.

Кто-то может сказать, что смартфоны исключительно полезны, как ни посмотреть, но, с другой стороны, столь нужный гаджет таит в себе и не мало опасностей.

Причины возникновения зависимости от телефона

Вы можете представить себе современного подростка без смартфона, в который он будет «утыкаться носом» каждую свободную минуту? Правильно, таких подростков и днем с огнем уже не сыщешь. Для них потеря телефона ассоциируется с самой страшной катастрофой, а если в течение дня у них не будет возможности проверить свою страницу в социальных сетях, то они начинают паниковать.

Если отталкиваться от статистических данных, то каждый седьмой подросток зависим от смартфона. Почему так происходит? Почему новенький гаджет для многих детей давно стал предпочтительнее верного друга?

Для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность представить себе всю глубину проблемы, стоит ознакомиться с причинами возникновения мобильной зависимости:

  • Страх беспомощности и одиночества. Смартфон – оптимальное средство связи, дающее уверенность в том, что родные и близкие всегда рядом и смогут прийти на помощь в трудную минуту.
  • Полезные приложения. Календарь, фонарик, калькулятор, будильник, записная книжка – смартфон соединяет в себе множество удобных опций, которые практически незаменимы в повседневной жизни.
  • Влияние пропаганды. Все подростки без исключения падки на рекламу и пропаганду средств массовой информации, которые постоянно нахваливают новые модели самых «статусных» смартфонов, обладание которыми чуть ли не гарантирует повышение социального статуса молодого человека. Или, наоборот, продвигают флагманы эконом-класса, которые будут по карману и среднему обывателю. В общем, реклама – двигатель торговли.
  • Комплекс неполноценности. Многие подростки с помощью мобильников общаются на различных форумах, порталах, в чатах и социальных сетях. Там они не переживают о том, что могут не понравиться возможным друзьям из-за особенностей своей внешности или недостаточного красноречия. Различные социальные сети без особых проблем позволяют жить той жизнью, вести которую в реальном мире не представляется возможным, а возможность не расставаться со смартфоном дает прекрасный шанс всегда оставаться онлайн.

Как у ребенка зависимость от телефона: симптомы номофобии

Мобильная зависимость – это, прежде всего, психологическое отклонение, которое не стоит оставлять без внимания. Нельзя легкомысленно смотреть на то, как твой ребенок осознанно уходит от реальности и вместо активного отдыха на улице выбирает вечерние посиделки со смартфоном в руках.

Для того, чтобы распознать наличие мобильной зависимости у подростка, достаточно обратить внимание на следующие ее симптомы:

  • Вся жизнь подростка крутится вокруг смартфона, он просто ничем другим уже и не интересуется.
  • Потеря мобильника ведет к панике, истерике и вспышкам агрессии.
  • Каждые 10-15 минут ребенок тянется к смартфону.
  • Постоянное стремление ребенка проверить мобильную почту или личные сообщения.
  • Подросток постоянно обновляет контент на своем смартфоне.
  • Подросток старается не расставаться с девайсом ни на минуту.

Важно

Зависимость от смартфона (номофобия) характерна для детей в возрасте от 12 до 16 лет. Именно в этот период у ребенка идет активное формирование личностных ценностей.

Чем опасна мобильная зависимость?

Номофобия – весьма опасное явление, способное спровоцировать формирование психического расстройства. Но помимо психических отклонений, зависимость от смартфона может привести и к образованию проблем со здоровьем.

Если родители будут игнорировать признаки зависимости у ребенка, то это может привести к таким плачевным итогам, как:

  • Ожирение. Подросток перестает вести активный образ жизни, предпочитая пропадать в девайсе чуть ли не круглосуточно. Чаще всего он просто сидит или лежит, переписываясь с друзьями или играя в различные игры.
  • Вспышки агрессии. Современная игровая индустрия все чаще выпускает продукты, отличающиеся повышенной жестокостью, что не может не отразиться на ребенке. Играя в «стрелялки», в которых геймер убивает соперников и наблюдает сцены насилия, он перенимает агрессивные черты игрового персонажа и привносит их в свой реальный образ.
  • Нарушение сна. Подростки могут чуть ли не всю ночь проводить за перепиской с друзьями. В итоге недосып самым негативным образом влияет на их самочувствие и в итоге приводит к истощению, нарушению концентрации и ухудшению памяти.
  • Проблемы социализации. Когда жизнь ребенка полностью сосредоточена в девайсе, то он не ощущает необходимости поиска новых друзей в реальном мире, отдаляется от сверстников и семьи.
  • Проблемы со зрением. Одна из основных проблем. Ваш ребенок катастрофически теряет зрение. Строение нашего глаза не приспособлен, чтобы постоянно смотреть в гаджеты, во-первых, за счет того, что экран слишком маленький, во-вторых, из-за слишком яркого изображения, в-третьих, изображение не статичное, прыгающие картинки и мелкие буквы. Все это, в целом, заставляет мышцы, которые держат хрусталик, быть в постоянном напряжении. Это очень вредно для взрослых, а что говорить о детях, у которых глазное дно и мышцы постоянно растут и формируются? Так что не удивляйтесь, близорукость школьников (в пределах трех диоптрий) — это результат зависимости от различных гаджетов.
Читайте также:  Страх перед будущим (футурофобия): психология, как избавиться

Важно

Нельзя забывать о влиянии электромагнитного излучения, ведущего к головным болям, ухудшению иммунитета и зрения, перепадам давления и раздражительности.

Как помочь подростку справиться с зависимостью от смартфона

Телефонная зависимость у подростков (детей)Любая зависимость несет в себе угрозу как для физического, так и для психического здоровья человека. Подростки в силу своей «незрелости» находятся в особо рискованном положении. Если вы заметили у своего ребенка наличие признаков мобильной зависимости, то начинайте бить тревогу, не откладывая дело в долгий ящик. Если вы упустите ситуацию из-под своего контроля, то все может закончиться длительной терапией в специализированной клинике.

Для того чтобы ослабить уровень влияния гаджета на свое чадо, а со временем и окончательно избавиться от номофобии, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не разрешайте ребенку постоянно носить телефон с собой, когда он находится дома. Никто не призывает вас забирать у него девайс и убирать его на дальнюю полку. Однако стоит ввести правило оставлять смартфоны на тумбочки у кровати или на рабочем столе.
  • Регулярные беседы. Если раньше вы не обращали внимания на увлеченность своего ребенка смартфоном, не видя в нем никакой угрозы, то теперь будьте готовы потратить все свое время на исправление ситуации. Вспомните о личном общении: разговаривайте с подростком как можно чаще, интересуйтесь его успехами и помогите найти выход для решения имеющихся проблем, обсуждайте недавно просмотренный фильм или прочитанную книгу и т.п.
  • Домашний питомец. Купите своему чаду домашнее животное и обяжите его за ним ухаживать. Таким образом вы сможете не только отвлечь его от мобильника, но и внесете свою лепту в развитие у него ответственности.
  • Физические нагрузки. Напомните ребенку о пользе спорта и о том, что в настоящее время здоровый образ жизни является также и весьма популярным трендом. Запишите его в спортивную секцию, пусть уж лучше он пропадает там, нежели будет часами торчать в девайсе.

Источник: https://blizosti.net/kak-spravitsja-s-podrostkovoj-zavisimostju-ot-smartfonov/

«Мама, мне скучно, дай телефон!» Как возникает зависимость от гаджетов у детей?

Наблюдаю картину общения дочери с матерью:

— «Мама, дай телефон». — «НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла», — говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку. – «Мне скучно!!!» – начала истерить девочка.

– «Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно…» – начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит свое (проработанная схема).

— «На!… Возьми!!!»,  — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба «Я и другие», побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было все не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он все время говорил, что мне скучно.

И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов).

Спрашиваю его: «Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере?», – «разрешил бы играть на смартфоне», — не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка.

Продолжаю спрашивать, чтобы понять про увлечения ребенка: «А что тебе больше всего нравиться делать?». Слышу: «Играть на телефоне!». «А как ты проводишь время?», — продолжаю интересоваться.  «Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки потом вновь играю». «Тебе нравиться как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?», — вновь интересуюсь. «Когда есть смартфон – да!».

Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию.

Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина.

Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн — это будет скучно.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Игровая зависимость или интернет зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации.

Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно.

Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон».

И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста: полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАКможно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя компьютерные игры, или живя в онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики.

Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Были случае в моей практике, ребенок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.

Дофамин— это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре.

Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность и когда его много приводит часто к переутомлению. Ребенок играя устает.

По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребенок проживает жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо.

Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман».

Нужна доза и он ее требует, а родители дают!

Чем опасен онлайн для детей

Что происходит с ребенком, который много проводит времени онлайн:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);
  • реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни;
  • становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
  • не умеет общаться;
  • становится не интересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет;
  • формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
  • формируется зависимость.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн.

Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит.

Пусть сам, а не вы для него.

Телефонная зависимость у подростков (детей)

Памятка родителям

Очень важно помнить следующее.

Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребенку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.

  1. 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
  2. За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  3. Золотое время укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
  4. Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
  5. Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу).
  6. И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость)
  7. Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)
  8. Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)
  9. Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)
  10. Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).

Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне

Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь.

Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения.

Нам хочется сказать: «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать: «НЕТ» – это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения – создают безопасность для вашего ребенка.

Источник: Твой малыш

Лекция по теме статьи

Влияние гаджетов и компьютерных игр на детей. Разрушение психики в технократическом мире

Затрагиваемые в лекции вопросы:

  • Изменение сознания под воздействием компьютерных игр;
  • Формирование животной реакции бей/беги;
  • Раздвоение личности между виртуальным и реальным миром;
  • Управляемые процесс распространения ложных представлений о мире;
  • Разрушение психики в технократическом мире;
  • Появление новых диагнозов в психологии;
  • Зомбирование через СМИ и виртуальную реальность;
  • Как защитить себя и детей от вредной информации.

Источник: https://pandoraopen.ru/2019-01-25/mama-mne-skuchno-daj-telefon-kak-voznikaet-zavisimost-ot-gadzhetov-u-detej/

Ссылка на основную публикацию