Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Лидерство в малых группах уже в течение долгого времени рассматривается исследователями в качестве феномена. Они определяют его как феномен воздействия или влияния человека на мнение, отношение к той или иной ситуации других людей или всей группы в целом.

Таким образом, лидер может высказать свою точку зрения и представить ее таким образом, что это заставит других членов группы изменить свое отношение к ситуации и также принять высказанное мнение как за единственно верное.

Лидерство обладает рядом специфических признаков:

  1. Более высокий уровень активности, а также повышенная инициативность и мотивированность индивида в процессе принятия группой совместных решений и разрешения каких-либо противоречий;
  2. Большой уровень информированности по решаемой задаче, компетентность в некоторых узконаправленных вопросах. Также лидер всегда имеет достаточный объем информации не только о проблеме, которая стоит перед группой, но также и о членах группы, их специфических чертах и личностных характеристиках;
  3. Более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, а также менять их мировоззрение или мнение, касаемо каких-либо вопросов;
  4. Большее соответствие поведения заранее обозначенным социальным установкам и нормам, которые приняты в данной группе. Лидер – это человек, который является лицом группы, и поэтому он обязательно должен следовать всем ценностям и отвечать требованиям группы;
  5. Большая выраженность личностных качеств, которые являются эталоном поведения и представления себя для данной группы.

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Ключевая функция лидера заключается в способности организовывать совместную деятельность членов социальной группы в соответствии с ее задачами.

Также лидер обязан вырабатывать, а в дальнейшем поддерживать социальные групповые нормы, представлять группу на внешних мероприятиях, принимать на себя ответственность за результаты групповой деятельности.

Лидер в своем лице устанавливает благоприятные отношения между членами группы (психологический климат), а затем поддерживает их, используя различные механизмы.

Таким образом, лидер – это не просто грамотный организатор и управленец, принимающий решения: это также человек, который может оперировать психологическими приемами, которые позволят ему грамотно выстраивать взаимоотношения и достойно представлять группу на различных мероприятиях.

Специфика лидерства в малых группах

В малых группах выделяют две ключевые сферы их жизнедеятельности, которые определяют специфику группового лидерства:

  • Деловая сфера, которая напрямую связана с тем, чтобы организовывать и осуществлять совместную деятельность в рамках группы и решать поставленные групповые задачи;
  • Эмоциональная сфера, которая направлена на процесс общения и последующего развития психологических отношений, которые складываются между членами группы.

Как мы видим, две эти сферы довольно разные, но именно на их основе выделяются два вида лидерства в малых группах: лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере.

Иными словами, лидерство в деловой сфере принято называть инструментальным лидерством, а лидерство в эмоциональной сфере носит название «экспрессивное лидерство».

Несмотря на то, что некоторые авторы сходятся во мнении, что оба эти вида лидерства могут персонифицироваться в одном человеке, большинство все же склоняется к мнению, что чаще всего они распределяются между разными членами группы.

В зависимости от того, насколько выражена направленность на определенную сферу жизни группы можно выделить несколько типов лидеров, которые ориентированы:

  • на решение внутригрупповых задач, которые являются актуальными для членов группы, а также могут вывести ее на качественно и количественно новый уровень;
  • на общение и взаимоотношения в группе – здесь речь как раз идет о создании идеального психологического климата, где каждый участник группы будет чувствовать свою причастность к достижению поставленной цели, будет мотивирован на предложение новых идей и возможностей развития групп.

Замечание 2

Редко можно встретить универсальных лидеров, которые идеально компетентны и в области делового лидерства, и в области эмоционального лидерства.

Феномен лидерства объясняется тем, что в его рамках взаимодействуют друг с другом множество переменных.

Основные из них – это психологические характеристики личности самого лидера (личностные черты, харизма, привлекательность мировоззрения), социальные и психологические характеристики каждого из членов малой группы, а также характер решаемых задач и особенности условий, в которых находится группа и осуществляет свою деятельность.

В малой группе очень важно уметь прислушиваться к мнению каждого участника. Несмотря на то, что их число может варьироваться от трех до 15 человек, и это может показаться малым числом, но все же человек может обладать совершенно иными интересами и предпочтениями, чем все остальные.

Таким образом, перед лидером в малой группе стоит задача создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы мнение человека помогло разрешить поставленную задачу, и чтобы он при этом не испытывал таких чувств, как ущемление прав или дискриминация.

Также в малой группе распространено такое явление, как конформизм, когда человек меняет свое мнение в угоду группе, чтобы не быть изгнанным или высмеянным, а также по причине того, что он не обладает достаточными знаниями и опытом в поставленном вопросе.

Чаще всего конформизм помогает лидеру, поскольку участники уравниваются во мнении, и так проще принять решение, которое устраивало бы всех. Но, с другой стороны, конформизм может привести к негодованию со стороны группы.

Внешне участники могут не демонстрировать этого, но внутри коллектива в любом случае будут ходить разговоры о неверности выбранного направления и, как следствие, о неэффективности принятого решения.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_liderstvo/lidery_v_maloy_gruppe/

Характеристика малой группы. Лидерство в группе

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые.

Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи).

Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Условные или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.

Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные).

Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организации (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу).

Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания.

Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Лидеры и ранговая иерархия группы.

Лидер — специалист по заданию и регулированию отношений в группе. В большинстве формальных групп руководитель должен сочетать эти две функции для успешного руководства. Неспособность руководителя к осуществлению хотя бы одной из них неизбежно подготавливает почву для возникновения неформального лидера, который принимает на себя одну из этих функций.

В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.

На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине располагаются лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи.

В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные условия для выдвижения многих лидеров. Лидер и критические ситуации.

Читайте также:  Бывшая провоцирует на ревность: зачем заставляет ревновать?

Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных

условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации. В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность.

Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

Степень опасности или трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.

Исторический анализ возникновения диктаторов показывает, что они появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить этот контроль.

Американский ученый Лейтон (Leighton) изучал возможность возникновения лидера в условиях лагеря, где были интернированы лица японского происхождения вовремя второй мировой войны. Он отмечает слепую, апатичную уступчивость людей под влиянием условий изоляции, разрушения привычных норм жизни и чувства бесполезности существования.

Казалось, что они последуют за любым лидером: «власть лежала на улицах лагеря, ожидая, чтобы ее кто-нибудь подобрал». Если проблемы, с которыми сталкивается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства обычно распределяются между несколькими лицами По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным (но при трудности не ниже определенного уровня).

При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее самостоятельно). Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.

В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).

Сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт (Crockett) экспериментально доказал, что разногласия в группах создают благоприятную почву для узурпации ролей старых лидеров и выдвижения новых. Он изучил 72 группы в правительственных и промышленных организациях, что привело его к следующему выводу.

«Группы, члены которых имеют различное мнение относительно целей группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств». Лидеры и бывшие руководители.

Новый лидер скорее всего может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор. В цитированной работе Крокетта указывается, что в 83% случаев, когда лидер пренебрегал или не мог справиться с перечисленными функциями, кто-либо другой из членов группы принимал на себя эти функции.

В то же время в тех группах, где формальный лидер эффективно выполнял эти обязанности, новый лидер выдвигался только в 39% случаев. Доказано также, что если лидер не справляется с функцией представительства группы во внешней среде, не умеет «говорить от имени всех», то группа выдвигает нового лидера. Лидеры и их потребности.

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера).

В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

В том случае, когда он сам стремится к руководящей деятельности, механизм социальной самоорганизации уступает место целенаправленной деятельности, складывающейся из различные элементов. Среди этих потребностей могут быть стремление к власти, повышение своего социального статуса и другие составляющие ценностных ориентации личности.

Только в том случае, если среди членов группы есть люди с такими потребностями, можно ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней невозникнет, и группа может легко распасться. Итак, чтобы понять сущность возникновения лидерства, мы должны учесть не только внутригрупповые факторы, представления и потребности участников группы, но также психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих ими стать. Другими словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены группы, оказавшись без фактического лидера, становятся формальными участниками группы, но не последователями. Практически в этой группе может быть формальный руководитель, но он регулирует деятельность участников только административно-правовыми средствами.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s2560t3.html

Понятие лидерства в группе. Функции и роли лидера в группе

В группе всегда происходит распределение власти. Когда увеличивается коллектив, возрастает и роль лидерства. Возникает иерархическая структура, на вершине которой кто-то должен находиться.

Нельзя путать понятие лидерство с понятием руководства. Лидерство проявляется в регулировании межличностных взаимоотношений на неформальном уровне.

А руководство в рамках социальной организации регулирует функции формальных отношений.

Феномен лидерство в малых группах возникает стихийно. Когда коллектив только формируется, выдвигается пробный лидер.

Иногда возникает рассеянное лидерство – когда в больших группах несколько людей сразу берут на себя решение задачи, предлагают правила организации взаимоотношений. Эти личности могут противоречить друг другу.

Фокусированное лидерство восстанавливается тогда, когда все члены идут за одним человеком. Не всегда лидер в одной группе может стать им в другой. Потому что в новом коллективе другие нормы, цели.

Психологи выделили основные качества, которыми должен обладать лидер:

  • эрудированность;
  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • мужественность;
  • высокий энергетический уровень;
  • соответственные к деятельности коллектива знания и навыки.

Хотя феномен лидерства очевиден, бывает трудно выделить лидера в группе. Для этого используют два метода:

  • метод самодоклада – опрашивают членов коллектива, кого считают более влиятельным;
  • метод самонаблюдения – сторонние люди выявляют людей, которые при решении задач более активно участвовали, втягивали в процесс других участников.

Основные признаки

Личность, которая берет на себя управление, можно определить по следующим референтам:

  • высокая инициативность и активность;
  • осведомленность о поставленном задании и о коллективе в целом;
  • способность влиять на мнение и действия членов группы;
  • высокое соответствие поведения данного индивида установленным нормам по сравнению с другими;
  • наличие нравственных качеств, которые являются примером для членов коллектива.

В группе строятся определенные отношения, когда одного человека признают ведущим, а остальные становятся ведомыми.

Не всегда лидер вызывает симпатию окружающих и не всегда является социометрической звездой, но признаки лидерства очевидны. Обычно уровень его интеллекта превышает средние показатели. Группа легко может распасться, если в ней нет человека, который имеет потребность доминирования.

  Чем является энергетика человека, способы её повышения

Доминирующий человек организовывает жизнедеятельность и хороший климат коллектива, вырабатывает нормы и следует им. Выступает представителем при взаимоотношении с другими группами, несет ответственность за результаты работы.

Компоненты

Отечественных психологов считают, что лидерство имеет 3 составляющие:

  1. Эмоциональный – каждый член группы может обратиться к лидеру со своими проблемами. Его называют душой коллектива.
  2. Деловой – умеет обеспечить связи, организовать взаимодействие, добиться результата. Это «руки группы».
  3. Эрудированный – имеет ответ на все вопросы, легко находит нужную информацию. Это «мозг коллектива».

Обычно успешный лидер совмещает два компонента. Идеальный, которому обладает всеми тремя составляющими, встречается очень редко.

Классификация

Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство.

Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди.

Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

  1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
  2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
  3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

  1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
  2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
  3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
  4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
  5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
  6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
  7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

  Роль самооценки в жизни человека

Психология – конспекты, шпаргалки, рефераты, лекции

Последнее слово

Лидер говорит мало. С одной стороны, это человек действия, с другой – его слова имеют вес, а потому он не нуждается в многословии.

Во время любого обсуждения лидер никогда не ввязывается в спор, хотя молчаливо участвует в полемике. Его позиция – выслушать и решить, поэтому лидер говорит последним.

Его право на последнее слово при этом никто не оспаривает, это своего рода неформальная этика деловых переговоров внутри компании.

Зачастую даже начальник ждет, пока все сотрудники выскажутся, затем спрашивает мнение лидера. Можно не сомневаться, что именно ответ лидера будет принят начальством за мнение большинства. Если ситуация в коллективе сложная и требует проведения деловой беседы сотрудников с руководством, ее проводит лидер от лица всех.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

  • https://psyhoday.ru/obshchenie/liderstvo-v-gruppe.html
  • https://www.teatr-Benefis.ru/staty/lichnostnyj-rost/kak-vyyavit-lidera-v-tolpe-stsenicheski/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/liderstvo-i-rukovodstvo-v-malyh-gruppah/
Читайте также:  Как успокоиться перед экзаменом и снять эмоциональное напряжение

Источник: https://stopzaraza.com/psixologiya/liderstvo-v-maloj-i-bolshoj-gruppe-kollektive-vidy.html

Группы и коллектив. Виды групп. Лидерство и руководство

Психология и поведение отдельного человека существенно за­висят от социальной среды. Она представляет собой сложно орга­низованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые «группами». Среди групп можно выде­лить большие и малые.

Большие представлены государствами, на­циями, народностями, партиями, классами, социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, воз­растным, половым, культурным и другим признакам.

Эти группы воздействуют на психологию и поведение личности опосредство­ванно: через проводимую ими политику, идеологию и создавае­мую культуру.

Непосредственным проводником идеологии больших социаль­ных групп применительно к каждой конкретной личности являет­ся малая группа. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Малая группа—это немногочисленное по составу объединение людей, члены, которого имеют общую цель и находятся друг с дру­гом в непосредственных личных контактах.

Малая группа пред­ставляет собой элементарную ячейку общества, через которую лич­ности передаются от общества разнообразные влияния и осущест­вляется обратный процесс воздействия личности на общество.

Это прежде всего семья, трудовой коллектив, включающий до 30-40 человек, учебные группы, спортивные команды, объединения близких друзей и приятелей и т. п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет ее, придает ей относительную социально-психологическую автономию, отлича­ет данную группу от остальных.

Эта общность может обнаружить­ся по своим различным характеристикам—от чисто внешних (на­пример, территориальная общность людей, случайно собравшихся вместе по какому-то делу) до достаточно глубоких внутренних (например, члены семьи, объединенные родственными отношения­ми друг с другом).

Мера психологической общности определяет сплоченность группы, которая является одной из основных харак­теристик уровня ее социально-психологического развития.

Рассмотрим классификацию малых групп. Условными, или номинальными, называются малые группы, ко­торые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

Иногда выделение таких групп необходимо в исследова­тельских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реаль­ных группах, с теми, которые характеризуют случайное объедине­ние людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

В противоположность номинальным группам вы­деляются реальные. Они представляют собой действительно су­ществующие объединения людей, полностью отвечающие определе­нию малой группы.

Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они воз­никают и существуют исходя из потребностей общества или вклю­ченных в эти группы людей.

В отличие от них лабораторные груп­пы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.

Они столь же действительны, как и другие малые группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой ис­кусственно выделяемые исследователем объединения людей. В от­личие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные).

Первые от­личает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и дейст­вуют как бы вне этих организаций (сравните, к примеру, класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу).

Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоя­щих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходить­ся с целями официальных организаций.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности (спло­ченности), налаженных деловых и личных взаимоотношений, сло­жившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обя­занностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазви­тыми по определению являются, например, условные и лабора­торные группы (последние часто лишь на первых этапах их функ­ционирования).

Среди высокоразвитых малых групп в свою очередь сущест­вует два основных типа: корпорации и коллективы. Они имеют много общих признаков, характерных для развитых малых групп. Корпорациям свойственна такая деятельность, которая малополез­на или даже вредна для общества (к примеру, цели, преследуемые преступными малыми группами).

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Учебный коллектив имеет двой­ственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздейст­вий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.

); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное развиваю­щееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, тре­бующий индивидуального подхода.

То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается со­вершенно неприемлемым к другой.

В российской педагогике идея коллективизма была реализова­на в работах А.С.Макаренко в 20-30-е годы и имела широкий общественный резонанс. Он рассматривал стадии развития коллектива, исходя из динамики общей деятельности и отношений, увеличения согласованных действий членов коллектива, возможности предъявления единых требований к его членам.

Коллектив существует только в деятельности и общении. При этом деятельность имеет два аспекта — социальный и индивиду­альный.

Результаты деятельности коллектива имеют важное об­щественное значение и в то же время способствуют развитию и саморазвитию каждого члена группы.

В процессе такой деятель­ности поднимается общий тонус жизнедеятельности группы, ста­новятся более оптимистичными отношения, усиливается внутри-групповая защита от внешних негативных влияний.

Первая стадия развития характеризуется предъявлением тре­бований только со стороны педагога — руководителя и представ­ляет собой довольно низкий уровень группового сплочения. Ребя­та еще не готовы к согласованным действиям, и групповые нормы пока еще не выработаны.

Вторая стадия — переходная. Она отличается динамикой соци­альных отношений. Формируются групповые нормы и ритуалы Все большее количество индивидуумов способны к согласован­ным действиям. Требования педагога поддерживаются социально активными членами группы. Формируется социальный актив, складывается система лидерства.

На третьей стадии коллектив сформирован. Это проявляется в согласованности действий всех членов группы. Групповые нормы и ритуалы выработаны.

Нормы и санкции становят­ся общими для всех членов коллектива, в связи с чем педагогу уже не нужно влиять на социальный контроль и заботиться о нем, так как последний существует и действует вне зависимости от усилий педагога.

Функции педагога-организатора не исчезают при сфор­мированности коллектива, напротив, они усложняются, посколь­ку именно усилиями педагога коллектив защищается от стагнации (застоя) и однообразия социальной жизни. Новые перспективные направления развития — вот главная забота руководителя на дан­ном этапе.

Коллектив защищается от стагнации новыми способами дея­тельности, перспективами развития, предложенными рядовыми членами, существованием так называемых зон неуправляемости и,  конечно, все более глобальными целями жизнедеятельности, которые ведут за собой развивающиеся потребности индивидов.

Малые группы могут быть референтными и нерефе­рентными. Референтная — это любая реальная или условная (номи­нальная) малая группа, к которой человек добровольно себя при­числяет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания.

Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для инди­вида или безразличны для него.

Кроме этих двух типов групп, мо­гут существовать и антиреферентные группы, поведение и психо­логию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Лидерство и руководство. Лидер — авторитетный член организации или малой груп­пы, личностное влияние которого позволяет ему играть глав­ную роль в социальных процессах, ситуациях.

Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля (Краткий словарь по социологии).

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятель­ности.

Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производ­ственную (научную, творческую и пр.) активность.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной пси­хологии как групповые процессы, связанные с социальной вла­стью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоря­жаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Ли­дер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

Несмотря на различие поня­тий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер — в системе неформаль­ных отношений, а руководитель — в системе формальных отноше­ний.

Феномены лидерства и руководства близки по своей |психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер — на групповые интересы.

В то же время выделяют два аспекта власти — формальный и психологиче­ский, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей.

Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический оп­ределяется личностными возможностями руководителя воздейст­вовать на членов группы.

Руководство, таким образом, всегда со­держит правовую основу в отличие от лидерства. Инструменталь­ный руководитель — это руководитель, ориентированный на зада­чу, а психологический руководитель — на людей и их интересы.

Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в сво­ей деятельности и то, и другое.

Несмотря на то, что по своей психологической сущности про­цессы лидерства и руководства тождественны, существуют разли­чия между лидером и руководителем, которые традиционно выде­ляются в социальной психологии (Парыгин Б.Д.)

Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а ру­ководитель — формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обес­печить определенный уровень отношений своей группы в микро­структуре организации (учреждения), т.е. вне группы.

Во-вторых, лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.

В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отли­чие от руководства. Никто не может гарантировать запланиро­ванное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы.

Руководство — процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реа­лизуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры.

Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.

В-четвертых, руководитель в процессе влияния на подчинен­ных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может ис­пользовать формальные (отрицательные и положительные) и не­формальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.

В-пятых, различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений — обязательной управленческой функции. Для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней.

Лидер же вла­деет только той информацией, которая существует в рамках дан­ной группы. Таким образом, принятие решений лидером осущест­вляется непосредственно, а руководителем — опосредованно.

На­конец, сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лиде­ра она ограничивается рамками данной группы.

Рассматривая феномены лидерства и руководства как схожие и в то же время имеющие различия, следует отметить роль автори­тета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.

Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Авторитет — это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.

Читайте также:  Влияние курения на женский организм: гормоны, чем опасно, красота

У лидера и у руководителя любого ранга авторитет может за­висеть от многих условий, наиболее значимым из которых являет­ся личностный уровень развития человека, определяющий многие аспекты его деятельности и отношений с другими людьми.

Несмотря на различия, существующие между лидерством и ру­ководством, оба процесса имеют много общего. Некоторые соци­ально-психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства.

Так, например, лидер и руко­водитель имеют, как уже было отмечено, два аспекта власти: пси­хологический (экспрессивный) и формальный (инструментальный). При этом один из аспектов власти всегда преобладает в деятель­ности конкретного человека.

Доказано, что в ситуациях очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер (руководитель), ориентированный на задачу, доби­вается больших результатов, чем лидер (руководитель), ориенти­рованный на людей.

В ситуациях умеренно благоприятных, более успешным оказывается лидер (руководитель), ориентированный на людей (Ф.Фидлер).

Источник: https://magref.ru/gruppyi-i-kollektiv-vidyi-grupp-liderstvo-i-rukovodstvo/

Лидерство в малых группах. Признаки лидерства

  • МИНИСТЕРСТВО 
    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
  • Альметьевский государственный нефтяной институт
  • Кафедра гуманитарного образования 
    и социологии
  • Контрольная работа
  • по курсу «Деловой этикет и культура коммуникации»

                На тему: «Лидерство в малых 
группах. Признаки лидерства».

                                                                          Выполнил студент группы 42-71

Ростова Н.В.

                                                                Проверил к.п.н доцент каф. ГОиС

                                                                                                        Кузина Р.З.

Альметьевск 2012 

Содержание

Введение…………………………………………………….…..…3

Глава1. Понятие и содержание лидерства…………………..…4

    1. Качества, присущие лидеру…………………………………7
    2. Типы лидерства……………………………………………….9
    3. Функции лидерства…………………………………………..11

Глава2. Лидерство в малых группах…………………….……..14

2.1 Лидерство и современность……………………….…….…..14

Заключение………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………….…………17

Введение  
 
       Проблема лидерства в малой группе, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.

  
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

  
«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».

* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

  
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.  

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем 
эффективное лидерство.

Лидеры нужны 
для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения 
межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных 
путей решения тех или иных проблем.

Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь 
всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского 
lead (вести). Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс 
социального влияния, при котором 
лидер ищет добровольного участия 
подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как 
процесс оказания влияния на групповую 
активность, которое направлено на достижение целей .

Проблема лидерства — это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.

Феномен лидерства коренится в 
самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ 
жизни.

Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная 
и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые 
диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность 
в самоорганизации, упорядочении поведения 
отдельных элементов системы 
в целях обеспечения ее жизненной 
и функциональной способности.

Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

  Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой.

В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо.

По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой.

В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений 
относится современное производство.

В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда.

В силу этого, в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

  Анализ природы лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

1.1 Качества, присущие лидеру

  Выработка организаторских, управленческих качеств лидера — это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу — таковы современные требования к политику.

В малой группе (это может быть элита уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается 
в сплочении ее участников и направлении 
их деятельности. От него требуется 
тесное личное общение с ближайшим 
окружением. При этом выявляются и 
играют организующую роль его личные качества.

  Умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь 
удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских 
норм и не ставя свое окружение 
в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет 
лидера оказывают значительное влияние 
личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

   Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства — получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

К числу наиболее часто упоминаемых 
исследователями личных качеств 
эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

  Отношения лидера и его коллектива — важный аспект новой, лидерской организации. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения.

Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам.

Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

  Управление различными программами и процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

  1. 1.2 Типы лидерства
  2. Лидеры могут классифицироваться по различным критериям:
  3. ö по содержанию деятельности:
  4. а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
  5. б) лидер-исполнитель,  организатор 
    выполнения уже заданной программы;
  6. в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем,  так и исполнителем.
  7. ö по стилю руководства:
  8. а) авторитарный;
  9. б) демократический;
  10. в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
  11. ö по характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, т.е.  проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях. Кроме того, различают формальное и неформальное лидерство.  «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное»  лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

  Это так называемый характер лидерства.  Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности,  не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята,  сколько взрослые;  вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников,  либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса.

  Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников,  будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет.  Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

  Говоря о такой типологии,  как стиль руководства,  необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании,  т.е.  это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.

1.3 Функции лидера

  Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.

  Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

  Многие из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

  Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей.

  Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы.

  Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту.

  Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех.

  Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».

  Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной мере связана с предыдущей.

В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять и кого-то наказывать.

В связи с этой функцией в руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.

Источник: http://stud24.ru/ethics/liderstvo-v-malyh-gruppah-priznaki/441446-1661474-page1.html

Ссылка на основную публикацию