Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет.

То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли «кем быть» и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства.

Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то — учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда:

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный.

Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены.

Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит самому определиться, как действовать дальше.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей.

Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой.

Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» — сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка.

Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы.

Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» — сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя.

Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении.

Если позволяет финансовое положение — прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам.

Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем.

Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют — это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

  • Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.
  • Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.
  • В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.
  • Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений — люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения.

В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно.

Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены.

К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет.

Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Источник: https://www.syl.ru/article/194939/new_buduschaya-professiya-problema-vyibora-professii

Факторы, влияющие на выбор профессии: самоопределение или самопреодоление?

Психологические и мотивационные факторы, которые могут повлиять на выбор специальности, стандартны для всех, но проявляются в разной степени. Среди них:

  • заинтересованность в какой-то области;
  • склонность к конкретной специальности;
  • уровень притязаний;
  • знания о специальности;
  • мнение сверстников, родителей, учителей;
  • наличие точной цели.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальностьКакие факторы влияют на выбор профессии

Все это важно при выборе будущей профессии. Но нужно учитывать, есть ли у вас склонности к какой-то работе, потому что один интерес к специальности не сделает человека виртуозом.

Не станет музыкантом человек, который любит музыку, но не имеет слуха. Не будет великим танцором тот, кто редко попадает в такт.

При выборе нужно помнить, что без врожденного таланта вам точно не обойтись, и прислушиваться к себе.

Успешность — основа любой деятельности. Она — залог продвижения в карьере и хорошего настроения. Действительно успешным профессионалом сможет стать только тот человек, у которого есть и талант, и интерес к определенной специальности.

Задумываясь о том, что является фактором для выбора профессии, не забывайте об уровне притязаний.

Задайте себе вопрос: чего я хочу добиться в жизни, и хватит ли мне этого для счастья? Непритязательная личность будет рада полученной специальности слесаря в ЖЭКе, а человек с повышенными жизненными требованиями добьется большего успеха.

Это не значит, что работа делится на хорошую и плохую. Это всего лишь значит, что у людей разный уровень притязаний, и нет ничего плохого в том, чтобы любить свою профессию, где бы вы ни работали.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальностьКакие факторы влияют на выбор профессии

Читайте также:  Сахар в крови от стресса: почему количество уменьшается, может ли повыситься

На выбор специальности влияют и внешние обстоятельства. Что является внешними факторами, которые влияют на выбор профессии? Мнение учителей, родителей или сверстников.

Педагоги дарят ученикам массу полезных и нужных знаний. Поэтому обычно школьники учитывают их мнение для выбора профессии.

Родители — самые родные и влиятельные люди. Они априори желают ребенку самого лучшего, но часто это лучшее у родственников ограничено наследованием. Например, если в семье все были врачи, наследник обязан продолжить династию. Родителям часто совсем неважно, имеет ли ребенок талант или хотя бы желание продолжать традиции.

Мнение сверстников — это настоящий лабиринт сомнений. Многие подростки в силу своего возраста считают профессии модными и немодными. Мнение одноклассников часто становится решающим фактором при выборе будущей специальности, хотя во взрослой жизни они разбираются меньше родителей или учителей, поэтому шансы на везение и на ошибку примерно равны.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальностьКакие факторы влияют на выбор профессии

Еще один фактор, определяющий профессию, — профессиональный план. На протяжении жизни каждый хочет кем-то быть, выстраивает в мыслях цепочку своего существования. Составление личного плана заранее станет надежной основой для принятия решения. Уделите этому повышенное внимание.

Будущая профессия и ее выбор: как избежать ошибок

Выбор будущей специальности часто сопровождается стандартными ошибками, которых можно было бы избежать, воспользовавшись такими советами:

  • не выбирайте будущую работу, не обладая о ней ни малейшей информацией. Так можно получить не профессию, а неприятный сюрприз. Если стрингер, аквизитор и постижер для вас — загадочные слова, то или оставьте их в покое, или постарайтесь узнать больше об этих профессиях;
  • не ориентируйтесь только на престижность и доходность специальностей. Часто документ о получении образования не становится поводом платить достойную зарплату. Хороший гонорар обычно получают люди, имеющие нужную должность, исполняющие сложную работу в компании;
  • не сравнивайте между собой школьные занятия и специальность. Любить литературу и быть литератором — это разные вещи. В основе филологических специальностей нет того, что напоминает обычные школьные уроки. Филология — это большой список профессий от корректора до научного сотрудника института;
  • нельзя выбирать специальность за компанию. Это говорит о полном нежелании нести личную ответственность за свои решения. Только в некоторых случаях из людей-компаньонов получаются хорошие специалисты. Гораздо чаще при таком выборе срабатывает невезение;
  • не прячьте глубоко свои таланты и интересы. Лучше всего сделать своей профессией то, что вам очень нравится или хорошо получается. Многие представители молодежи часто упускают этот момент, а его следовало бы внести в основу причин, определяющих выбор.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальностьБудущая профессия и ее выбор: как избежать ошибок

На нашей планете живет немало людей, которые любят давать дельные советы. При выборе профессии стоит учитывать то, что далеко не каждый советчик компетентен в этом вопросе.

Не обращайте внимания на людей, которые разглагольствуют о специальности, не зная ее специфику, ситуации на рынке труда или талантов будущего студента.

Они могут уверенно говорить о том, в чем ориентируются весьма посредственно.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_samoopredelenie-ili-samopreodolenie-faktory-vliyayushie-na-vybor-professii

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Зачастую каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросом выбора своей будущей специальности. В большинстве случаев это происходит в школе, когда нужно решать, чем стоит заниматься дальше и какое образование получать. Если у человека в юном возрасте уже возникли предпочтения, и он решил, что ему по душе, выбор профессии не вызовет у него затруднений и излишних вопросов. Однако таких совсем немного, практически единицы. Основная масса в столь юном возрасте просто не в состоянии самостоятельно определиться с тем, какие профессии им подходят и что востребовано на рынке труда.

Иногда специальность или работу приходится менять в зрелом возрасте. Это происходит нечасто, но всё же случается, скорее всего, в силу жизненных обстоятельств. В этом случае особенно важно не ошибиться в выборе профессии, поскольку переучивание и набор опыта занимает немало времени.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Определяемся с выбором

Чтобы определить точно, к какому типу профессий у человека больше склонности, можно провести определённые тесты. Они основываются на разделении всех специальностей на 5 основных категорий:

  • человек – природа;
  • человек – человек;
  • человек – художественный образ;
  • человек – техника;
  • человек – знаковая система.

Каждая из них имеет свои особенности. Благодаря ответам на вопросы теста (их около 30) можно определить точно, какие профессии подойдут определённому индивидууму. Чаще всего нет «чистого» подвида, по результатам есть вероятность выпадения 1 или 2 категорий.

Это, несомненно, не основные факторы выбора профессии, но всё же они могут помочь определиться с индивидуальными предпочтениями и склонностями. Такой тест есть возможность пройти онлайн или в центре занятости. На эту процедуру вместе с подсчётами результатов уйдёт не более 30 – 40 минут.

Но это, конечно, больше подходит для школьников, которым сложно определиться с выбором специальности. Для более зрелого человека такие тесты могут быть излишни, если он сам осознаёт, какая работа ему необходима.

Также часто выбор профессии попросту навязывается выпускнику родителями, учителями, обстоятельствами и прочими факторами. Это может быть вызвано вопросами престижности, финансовой возможности получения специальности в высшем заведении, неправильном представлении о ней и т. п.

В большинстве случаев это приводит к разочарованию и нежеланию работать по профессии в будущем, даже если она актуальная и приносит неплохой доход. Как вариант, человек по желанию близких посвящает всю свою жизнь совсем не тому делу, к которому у него лежит душа.

Это явно не сказывается положительно на его профессиональных успехах и общем эмоциональном состоянии.

Сейчас не представляет труда сменить профессию. Есть масса возможностей получать параллельно дополнительное образование, посещать курсы или изучать понравившуюся науку самостоятельно. Причём это может быть как углубление знаний по уже имеющейся специальности, так и приобретение абсолютно новых, в другом направлении.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Работа по расчёту

При выборе будущей специальности немаловажным фактором является её востребованность на рынке труда. Необходимо учитывать, какие шансы устроиться на достойную работу будут после окончания определённого учебного заведения и получения диплома. О выборе профессии нужно задумываться заблаговременно, так же, как и над перспективами, которые в будущем она может предоставить.

Существуют множественные причины, влияющие на принятие окончательного решения, но это одни из наиболее весомых. Есть статистика, в которой ежегодно обозначаются наиболее востребованные и высокооплачиваемые профессии.

Кроме того, данные указываются по различным странам и по миру в целом. Поэтому можно не только определить нужное направление в будущей карьере, но и понять, будет ли проблематично найти работу при смене места жительства.

Такие факторы также немаловажны.

Некоторые предпочитают те специальности, которые будут приносить гарантированный высокий доход либо имеют отличные перспективы развития в будущем. Это относится и к семейным профессиям, которые наследуются поколениями, а все знания и тонкости передаются от отца сыну.

Такой выбор может быть продиктован собственным желанием или призванием, но не всегда происходит именно так.

Конечно, бесценно то, что близкий человек может посвятить вас в такие тонкости профессии, которые вам не расскажет ни один педагог в учебном заведении или наставник на рабочем месте.

Однако это справедливо только тогда, когда специальность соответствует вашим мечтаниям. В противном случае это будет пыткой и навязанным занятием.

Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Специальность по душе

Несмотря на все обстоятельства, влияющие извне на выбор будущей профессии, любой человек в первую очередь должен принимать во внимание собственные таланты и предпочтения.

Особенно это касается выпускников, которые стоят на распутье и чаще всего сомневаются в правильности собственного решения.

Именно в этот непростой момент и важно, чтобы близкие люди откровенно поговорили с ним, обсудили этот вопрос на семейном совете и посоветовали без навязывания, куда стоит пойти учиться.

Очень важно учитывать пожелания и прислушиваться к мнению самого подростка, ведь это его будущая профессия, которой он посвятит всю оставшуюся жизнь. А при удачном выборе она будет не только источником дохода, но и принесёт радость и удовлетворение, что также немаловажно.

Для родителей зачастую очень непросто воздержаться от различных манипуляций и переубеждений, если их уже взрослый ребёнок хочет заняться чем-то таким, что не удовлетворяет их собственным желаниям. Они начинают приводить множество всевозможных доводов и фактов, что влияет на выбор профессии впоследствии.

Однако стоит подумать, что важнее: правота родителей или удовлетворённость их ребёнка своей специальностью в будущем. Например, если отец и дед были пилотами, то они бы, конечно, предпочли, чтобы внук тоже пошёл в авиацию. Но парень любит музыку или же ему нравится вырезать по дереву.

Будет ли толк в том, что они настоят на своём и заставят его получить соответствующее образование?! Даже при таких обстоятельствах нет никакой гарантии, что парень после окончания ВУЗа пойдёт работать по специальности, а не займётся тем, что ему нравится.

Тогда стоит ли тратить время на обучение тому, что ему не нужно и никогда не пригодится?

Важно не забывать следующий факт при выборе специальности: чтобы стать настоящим профессионалом необходимо постоянно совершенствоваться. Нужно узнавать что-то новое, современные тенденции и методы, обмениваться опытом с другими и прочее.

Конечно, это делать намного проще и увлекательнее, когда специальность выбрана по душе и углубление познаний в этой области вызвано не необходимостью, а искренним желанием и интересом.

Если ограничиваться только тем, что было дано в учебном заведении, а тяги к получению опыта нет, то и работник получится довольно посредственный, что тоже не способствует развитию ни личности, ни профессионализма в том деле, которым занимается человек. По этой причине призвание при выборе рода деятельности всё-таки перевешивает большинство остальных факторов и причин.

Источник: https://za-lyubov.ru/karera/kakie-faktory-vlijajut-na-vybor-professii

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

  • ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ  НА  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ВЫБОР  МОЛОДОГО  ЧЕЛОВЕКА
  • Исмаилов  Роман  Эльчинович
  • студент  2  курса,  СТПТ,  г.  Самара
  • E-mail:  ramzestil@gmail.com
  • Попова  Светлана  Владимировна
  • научный  руководитель,  преподаватель  высшей  категории  СТПТ,  г.  Самара
  • E-mail:  umnica2006@mail.ru

В  современных  условиях  рыночной  экономики  у  выпускников  как  будущих  молодых  специалистов  самой  важной  задачей  становится  не  просто  формальное  получение  диплома,  а  стремление  стать  конкурентоспособным  на  рынке  труда,  на  котором  всё  чаще  наблюдается  явное  несоответствие  между  спросом  на  рабочие  ресурсы  и  предложением.  Основополагающими  факторами,  влияющими  на  конкурентоспособность  современного  выпускника,  являются  политический  строй  страны  и  развитие  промышленной  отрасли  в  конкретном  регионе. 

На  сегодняшний  день  выпускники  для  построения  своей  профессиональной  карьеры  должны  обладать  готовностью  и  стремлением  «продолжать  образование  в  течение  всей  жизни»  и  быть  социально  и  профессионально  мобильными.

  Следовательно,  каждый  учащийся  должен  осознавать,  что  для  того  чтобы  быть  успешным  в  жизни  и  востребованным  на  рынке  труда,  необходимо  постоянно  обновлять  и  пополнять  свой  запас  знаний.  Эта  позиция  чётко  прослеживается  в  работах  многих  отечественных  учёных-педагогов.

  Горюнова  Л.В.

  в  своём  исследовании  отмечает,  что  на  сегодняшний  день  профессиональное  образование  призвано  «подготавливать  специалистов  способных  легко  обучаться,  быстро  приспосабливаться  к  меняющимся  условиям  и  содержанию  профессиональной  деятельности,  заинтересованных  в  своём  непрерывном  образовании  и  самосовершенствовании»  [1]. 

Каждый  выпускник  при  выборе  профессии  должен  учитывать  свои  способности  и  возможности.  Соответствие  требованиям  выбираемой  профессии  делает  возможным  достижение  необходимого  профессионального  уровня.  Первым  фактором,  влияющим  на  профессиональный  выбор  абитуриента,  являются  требования  работодателя  к  нему  как  к  потенциальному  работнику.

  1. Основными  требованиями,  выдвигаемыми  работодателями  к  специалисту  среднего  звена,  можно  выделить:
  2. ·     наличие  профессионально  важных  качеств:  системность  и  фундаментальность  знаний,  дисциплинированность,  ответственность,  заинтересованное  отношение  к  своей  работе;
  3. ·     готовность  к  постоянному  самообразованию  и  повышению  своей  профессиональной  квалификации; 
  4. ·     способность  к  самоанализу  процесса  и  результатов  своей  трудовой  деятельности;
  5. ·     наличие  личностных  качеств:  настойчивость,  самообладание,  энергичность,  активность,  обязательность  и  др.;
  6. ·     сформированность  умений  и  навыков  работы  в  команде;  умение  сотрудничать,  организаторских  способностей,  умения  руководить;
  7. ·     сформированности  навыков  в  поиске  и  работе  с  различными  источниками  информации,  способность  к  восприятию  новых  идей;
  8. ·     выработка  способности  принимать  ответственные,  быстрые  и  адекватные  решения  в  нестандартных  ситуациях.
Читайте также:  Выпадают волосы от стресса: что делать, лечение, как остановить

Раньше,  в  условиях  распределительной  системы,  выпускник  мог  постепенно  адаптироваться  во  время  стажировки  и  в  начальный  период  работы  под  руководством  наставников,  когда  от  него  ещё  не  требовалось  полной  профессиональной  самоотдачи.

  В  современных  условиях  рынка  труда  сильно  сокращаются  сроки  приобретения  молодым  специалистом  профессиональных  навыков  и  доведение  их  до  требуемого  работодателем  профессионализма.

  Даже  высококвалифицированный  специалист,  не  продолжающий  своё  самообразование,  в  связи  с  быстро  изменяющимися  технологиями,  может  оказаться  невостребованным  и  неконкурентоспособным.

  Статистические  данные  показывают,  что  в  наши  дни  может  сложиться  ситуация,  когда  специалисты,  являющиеся  (по  объективным  оценкам  результатов  их  профессиональной  деятельности  и  мнению  коллег  и  наставников  и  т.  п.

)  достаточно  высококвалифицированными  работниками,  не  смогли  занять  достойной  ниши  в  сфере  своей  профессиональной  карьеры.  Они  как  бы  «затерялись»  в  стремительно  изменяющихся  социально-экономических  условиях,  когда  другие,  находящиеся  на  том  же,  а  то  и  на  более  низком  уровне  профессионального  развития,  смогли  остаться  востребованными  на  своих  рабочих  местах  [2].

Изменение  потребности  в  работниках  той  или  иной  профессии  под  воздействием  внешних  и  внутренних  причин  удовлетворяется  в  основном  путём  внутреннего  распределения  рабочей  силы  по  рабочим  местам  и  может  сопровождаться  даже  сменой  видов  деятельности.  Обеспечение  рабочих  мест  трудовыми  кадрами  в  этих  условиях  будет  определяться  профессиональной  мобильностью  имеющейся  рабочей  силы  [3]. 

Следующим  фактором  является  мотивация  молодого  человека  получить  конкретную  профессию.

  Мотивы  к  получению  какой-либо  профессии  могут  быть:  внутренними,  основанными  на  личностных  потребностях  человека  и  внешними,  сформированными  под  влиянием  внешних  факторов:  потребность  общества  в  тех  или  иных  специалистах,  престиж  профессии,  перспективы  её  изменения  и  развития  (одни  профессии  исчезают,  видоизменяются,  другие  наоборот  появляются),  материальные  и  моральные  ценности,  уровень  жизни  семьи  и  т.  д. 

  • К  внутренним  мотивационным  факторам  можно  отнести:
  • ·     материальные  мотивы  —  стремление  получить  высокооплачиваемую  работу,  хороший  социальный  пакет,  льготы;
  • ·     социальные  мотивы  —  занять  свою  нишу  в  обществе;
  • ·     моральные  мотивы  —  стремление  быть  полезным  обществу;
  • ·     престижные  мотивы  —  стремление  к  карьерному  росту,  выбор  уважаемой  профессии,  которую  оценят  окружающие;
  • ·     профессиональные  мотивы  —  стремление  быть  мастером  своего  дела  и  овладеть  всеми  нюансами  профессии;
  • ·     познавательные  мотивы  —  стремление  изучать  профессионально-значимую  информацию;
  • ·     утилитарные  мотивы  —  стремление  иметь  возможность  работать  в  городе,  иметь  работу  недалеко  от  дома,  возможность  продолжить  своё  образование  в  ВУЗе,  советы  более  старшего  поколения  или  друзей;
  • ·     творческие  мотивы  —  иметь  возможность  творчески  самореализовываться,  быть  оригинальным.

Мнение  семьи  для  абитуриента  при  выборе  профессии  зачастую  оказывает  очень  важное  влияние.  Молодой  человек  нередко  прислушивается  к  мнению  своих  близких,  в  первую  очередь  —  родителей.

  Согласно  опросу  абитуриентов  около  40  %  спрашивали  совета  у  родителей,  около  30  %  не  обсуждали  свой  выбор  в  кругу  семьи,  но  родители  всё  равно  высказывали  своё  мнение  относительно  планов  своего  ребёнка,  30  %  выбрали  профессию  самостоятельно,  исключительно  из  личных  соображений,  при  этом  родители  не  высказывали  ребёнку  свою  позицию.

По  результатам  опроса,  10  %  первокурсников  утверждают,  что  поступили  в  техникум  по  настоянию  родителей,  около  60  %  назвали  основной  причиной  желание  получить  именно  эту  профессию,  30  %  подали  документы  в  техникум  случайно  (за  компанию,  расположение  техникума  ближе  к  дому  и  т.  д.).

При  выборе  учебного  заведения  абитуриенты  отмечали  следующие  факторы,  повлиявшие  на  их  выбор:  качество  преподавания  специальных  дисциплин  и  материально-техническая  база,  наличие  компьютерных  классов  и  интернета,  взаимоотношения  преподавателей  и  студентов,  организация  внеучебной  деятельности,  возможность  участвовать  в  различных  исследовательских  проектах.

Во  время  обучения  студентов  в  техникуме  на  3—4  курсах  у  20  %  появилось  желание  перейти  на  другую  специальность  или  получить  дополнительный  диплом.  Многие  старшекурсники  начинают  рассматривать  возможности  освоения  смежных  специальностей  в  начале  своей  трудовой  карьеры.

  По  результатам  анкетирования  выпускников  разных  лет  выяснилось,  что  около  25  %  хотят  или  уже  сменили  полученную  специальность.  Но  более  40  %  выпускников  не  просто  ею  удовлетворены,  а  стремятся  продолжить  обучение  в  ВУЗе.

  Выпускники,  которые  добились  конкретных  профессиональных  успехов,  отмечают  постоянно  возрастающий  интерес  к  своей  профессии. 

Можно  выделить  ряд  типичных  ошибок,  которые  допускают  молодые  люди  при  выборе  будущей  профессии:  предосудительное  отношение  к  некоторым  «непристижным»  профессиям,  которые  на  самом  деле  являются  весьма  достойными  и  очень  важными  для  общества;  однобокое  увлечение  только  внешней,  какой-нибудь  частной  стороной  профессии;  неадекватная  оценка  своих  физических  возможностей  и  способностей;  отождествление  учебного  предмета  в  школе  с  профессией;  незнание  основного  содержания  выбираемой  профессии.

Необходимо  отметить,  что  работодатели  наиболее  заинтересованы  в  работниках,  которые  наиболее  подготовлены  и  ориентированы  на  освоение  смежных  профессий.  Этот  фактор  будет  способствовать  развитию  взаимозаменяемости  и  взаимопомощи  в  трудовых  коллективах,  а  также  организации  многоступенчатого  обучения  как  условия  их  профессионального  роста.

  Выделенные  качества  выпускника,  как  будущего  специалиста  формируются  «под  влиянием  глубокого  интереса  к  выбранной  специальности,  определяются  профессионализмом  преподавателей,  производственной  практикой,  активностью  в  самообразовании,  скоростью  восприятия,  понимания  и  прочного  усвоения  больших  массивов  сложно  организованного  знания»  [4].

 

По  данным  государственной  службы  занятости  населения  Самарской  области  около  40  %  безработных  имеют  высшее  или  среднее  профессиональное  образование.

  Среди  некоторых  выпускников  бытует  мнение,  что  для  приобретения  достойной  должности  достаточно  получить  только  диплом  и  хорошую  характеристику  с  места  учёбы.  В  наше  время  этого  мало.  Высокая  оплата  не  связана  напрямую  с  определённой  профессией.

  На  высокую  оплату  за  свой  труд  могут  претендовать  высококвалифицированные  специалисты.  Оплата  труда  —  это  результат  собственной  деятельности  человека  и  его  желания  самообразовываться,  самосовершенствоваться,  стремиться  получать  новые  знания.

  Оплата  труда,  как  правило,  является  индикатором  соответствия  уровня  человека  с  его  возможностями  и  способностями.

  Поэтому  формирование  конкурентоспособных  и  профессионально  мобильных  специалистов,  чьи  личностные  и  профессиональные  качества  будут  наиболее  востребованы  на  рынке  труда,  становится  главной  задачей  средних  специальных  учебных  заведений  [3].  Качество  профессиональной  подготовки  молодого  специалиста  будет  соотноситься  работодателями  с  конкурентоспособностью  учебного  заведения,  подготовившего  данного  выпускника.

Список  литературы:

1. Горюнова  Л.В.  Профессиональная  мобильность  специалиста  в  контексте  компетентностного  подхода//  Гуманитарные  и  социально-экономические  науки.  Спецвыпуск  «Педагогика»  №  3,  2006.

2.Зеер  Э.Ф.  Психология  профессий:  учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  2-е  изд.,  перераб.,  доп.  М.:  Деловая  книга,  2003.  —  336  с.

3.Попова  С.В.  Педагогические  условия  формирования  профессиональной  мобильности  специалистов  среднего  звена//  Образование  и  саморазвитие  —  №  4  (26),  Казань,  —  2011,  —  С.  149—153.

4.Паронджанов  В.Д.  Возможна  ли  новая  революция  в  образовании?  //  Высшее  образование  в  России  —  №  2,  М.,  —  2007.  —  С.  1—11.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xiii/34313

Какие факторы влияют на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Ответ

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало.

Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства.

Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей.

Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек — природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек — художественный образ» — эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходящая, а профессиональный успех — удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, — все это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Источник: https://historyedu.ru/kakie-faktory-vliyayut-na-vybor-professii/

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников



Мотиваация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении педагога дополнительного образования. Именно они, педагоги дополнительного образования, непосредственно сталкиваются с профессиональным определением обучающихся.

Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Учащиеся 10–11 классов испытывают стрессовое состояние, находясь перед выбором профессии. Сегодня необходимо помочь им в выборе их профессиноальной деятельности.

Именно для оказания такой помощи существуют квалифицированные специалисты, способные профессионально подойти к этому процессу.

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому типу профессий, который именуется «человек — человек».

Работа в профессии такого типа требует высокой квалификации специалистов.

В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается мотивационный компонент, способный обеспечивать преобразование знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

Читайте также:  Что такое привычка: вредная, здоровая, плохая

В процессе профессионального обучения актуально рассмотрение вопроса мотивации. В различных научных сферах свое определение мотивации. Так, в психологии, мотивацией является совокупность внешних и внутренних условий, спосбных побуждать субъекта к активности.

В социологии мотивацию рассматривают как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ.

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Мотивационные факторы занимают ведущее место в структуре поведения личности и являются основным понятием, которое используют для объяснения движущих сил деятельности в целом. Так что же такое мотив? Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта, неразрывно связанное со стремлением удовлетворять определенные потребности.

Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Педагог обязан донести до обучающихся важность внутренней мотивации. Именно она поможет определиться с выбором дальнейшее профессии.

В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может идти только о внеейяя мотивации.

В исследованиях практической деятельности используют не только методологию выявления личностных мотивов, но также используют и усредненные, которые помогают в изучении мотивации профессиональной деятельности социальных групп.

Анализ выбора старшеклассников способствует обнаружению большго разнообразия мотивов, кторые влияют на результативность процесса профессионального самоопределения.

Наряду с экономическими мотивами большое значение имеют и психологические мотивы, такие как самоуважение, моральное удовлетворение работой, признание со стороны членов профессионального коллектива.

Все мотивы основываются на изучении спроса, что является причиной рождения двух уневирсальных мотивационных теорий: содержательной и процессуальной.

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно, деятельности личности. Энтузиастами данного подхода являются такие психологи, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клеланд.

В основу второго подхода положены процессуальные теории, такие как теория справедливости, теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, и модель Портера Лаулера.

В разработке мотивационной теории наибольших успехов достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов.

Ими была выдвинута гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.

На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду деятельности.

Так, по мнению А. И. Зелинченко и А. Г. Шмелёву, мотивационные факторы разделены на внутренние и внешние.

К внешним мотивационным факторам относятся:

  1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера(служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
  2. Факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки).
  3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:
  • − этой профессии легко научиться;
  • − так поступили мои друзья;
  • − учебное заведение находится близко от дома;
  • − работа не очень трудная.
  1. Факторы социально-экономического характера:
  1. − люди с этой профессией везде нужны;
  2. − материальные блага.
  3. К внутренним факторам мотивации отнесены следующие понятия:
  1. Желание принести пользу обществу.
  2. Привлекает содержание этой профессии.
  3. Притязание на общественное признание.
  4. Наличие практических качеств.
  5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.

В тех случаях, когда учащиеся недостаточно осведомлены о мире профессий, о своих личностных качествах, большую роль в выборе профессии играют внешние факторы.

Среди различных психологических явлений, которые принимаются за мотив или побуждение к деятельности, наибольшое внимание уделяется интересу. Интерес представляется как волевой импульс, который направляет действия человека.

С точки зрения психологии мотивации интерес может быть рассмотрен в двух аспектах: интерес как отношение и интерес как потребность.

В большинстве случаев современные психологи связывают интерес с потребностью, но представляют эту связь в абсолютно разных формах. В. Вичев, А. К.

Ковалёв, представляют что это всего лишь интерес к определённой форме самых разных потребностей, а такие психологи как Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, В.

Макдауголл считают, что интерес — это не простая потребность, а более сложное и широкое явление.

Проведя краткий анализ связи потребностей и интересов, можно прийти к выводу, что потребности формируют интересы, но интересы не сводятся только к потребностям.

Интерес выражает личную симпатию индивида к какому-либо виду деятельности, в то время как потребность выражает лишь необходимость.

В тех случаях когда интерес к данному виду деятельности перерастает в необходимость, он трансформируется в мотив при выборе профессии.

Многими психологами интерес рассматривается как отношение, которое на первый план выводит его эмоциональную окрашенность. Так, Б. И. Додонов рассматривает интерес как необходимость в переживании отношений, положительных эмоций. При этом эмоции могут быть индикаторами потребностей человека и не только положительными, но и отрицательными.

Следовательно, только положительные эмоции, которые испытывает индивид при удовлетворении своих потребностей, могут перерастать в положительно-эмоциональное отношение, что в дальнейшем пробуждает интерес к деятельности, удовлетворяющей потребность.

Однако, формирование профессионального интереса далеко не всегда возникает с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Как правило, интерес появляется инстинктивно, как следствие эмоциональной привлекательности какого-либо вида деятельности.

Это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок в процессе игры примеряет на себя различные профессии. Заканчивается это в ранней юности, когда появляется необходимость осознанного решения, которое будет отражено на протяжении дальнейшей жизни индивида.

Принятие такого решения возможно только в том случае, если в этот момент интерес стал потребностью, которая и выступит решающим фактором в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

Не стоит забывать и о том, что помимо интереса к избранной деятельности должны необходимо соотносить и интеллектуальные способности, и возможности индивида.

Интересы, в том случае, когда они основаны на личностных способностях, более сильны и реалистичны, чем те интересы, которые просто обусловлены системой ценностей в данном обществе или же факторами престижа.

Пилотажное исследование показало, что частым явлением в профессиональном самоопределении, является наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности. Этот интерес часто имеет лишь романтический характер, не связанный с реалиями данной деятельности.

Случается, что такой выбор, оказывается удачным, не смотря на то, что он основан лишь на внешнем впечатлении или же подкреплён советами окружающих.

Но чаще романтика выбранной профессии улетучивается достаточно быстро, остаются «серые будни», а именно к ним человек совершенно не готов ни эмоционально, ни физически, ни по своим интиллектуальным способностям.

В этот момент работа перстает приносить удовлетворение человеку, превращаясь в затяжную медленную пытку. В этом случае человек вынужден менять профессию, делая новый выбор, основанный уже не только на внешних мотивах, но и внутренних.

В этот момент, мотивационные факторы становятся движущей силой процесса, определяющей его характер или отдельные черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессии старшеклассниками. Профессию необходимо выбирать с четом многих обстоятельств, необходимо брать во внимание как ретроспективу данного выбора, так и прогнозировать его возможное развитие.

Выбирать профессию можно двумя способами.

Первый способ предполагает метод «проб и ошибок», пробуя себя в различных областях, пока не находишь ту единственную профессию, которая приносит тебе не только материальное благосостояние, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса работы. Используя это способ выбора профессии можно потратить многие годы, но нет гарантий, что поиск увенчается успехом.

Возможен еще один путь поиска себя в профессиональной деятельности.

Он сводится к тому, что сначала необходимо изучить самого себя, затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями.

И только в том случае, если требования профессии к человеку совпадают с его индивидуальными качествами, выбор профессии будет осознанным и достаточно точным.

Успешность выбора профессиональной деятельности во многом определяется психологической готовностью старшеклассника к принятию осознанного решения в выборе профессии, которая имеет глубокую связь с формированием профессиональной направленности личности.

Адекватная самооценка способностей, реалистичность уровня притязаний, устойчивость профессиональных намерений, достаточная информированность о профессиях — вот главные составляющие успеха в выборе профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение — это один из главных компонентов социализации личности.

В том возрасте, когда человек еще не осознает до конца всех отдаленных жизненных выборов, таких как социальное продвижение, создание семьи, материальное благосостояние или духовное развитие, он уже сталкивается с проблемой выбора профессионального пути. Этот выбор является первым значимым шагом, с которого и начинается самостоятельный жизненный путь человека.

Этот первый шаг человек делает не опираясь на жизненный опыт, а скорее делает его интуитивно, опираясь на свои представления о своем будущем, о будущем того общества, того социума в котором ему предстоит жить.

Своевременная помощь, оказанная молодому поколению в выборе профессии побуждает задуматься о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию мотивационных факторов выбора профессии.

Литература:

  1. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [текст]: / Т. М. Буякас // Вопросы психологии, 2002. – № 2.
  2. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе // Вестник Ге Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А., Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010рценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
  3. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационно-смысловой сфере как один из основных факторов, обуславливающих предрасположенность к асоциальному поведению. Сборник материалов 12-ой Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
  4. Макарова Л. П. Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.2013. № 12 (59).С. 494–496.
  5. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 201–204.
  6. Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность. Образование и наука. 2014. № 2. С. 139–153.
  7. Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, мотив, выбор, вид деятельности, профессиональное самоопределение, мотивация.

Источник: https://moluch.ru/archive/148/41497/

Ссылка на основную публикацию