Стрессоустойчивость: что такое, психологические механизмы, ресурсы

Стрессоустойчивость: что такое, психологические механизмы, ресурсы

Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый и так далее. Этот список качеств идеального кандидата хорошо известен как соискателям, так и работодателям. Перечисленные характеристики содержат практически все CV. Но ведь в данные слова каждый соискатель вкладывает свой смысл — в зависимости от функциональных обязанностей конкретной должности

Четыре типа стрессоустойчивости

Заполнение раздела «Личные качества» в резюме вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Но такие особенности, как аккуратность, стрессоустойчивость, креативность, упоминаемые практически в каждом CV, уже набили оскомину работодателям.

Чем руководствуются соискатели, указывая подобный «стандарт-набор»? Придают ли ему значение рекрутеры, и какое? Ведь всем понятно, что вряд ли человек, ищущий работу, признается работодателю, что испытывает трудности, например, с умением держать себя в руках.

Напротив, большинство соискателей в числе личных характеристик непременно укажут такое качество, как стрессоустойчивость.

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность.

Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.

Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью.

Например, шум в call-центре, суета в торговом зале, ненормированный рабочий день, постоянное общение с большим количеством заказчиков – все это стрессовые ситуации.

Каждый соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому.

Претендент на должность секретаря таким образом сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем.

Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель.

Но эйчар не может читать между строк! По статистике, на обработку одного резюме у него в среднем уходит порядка 5 секунд. Если раздел «Личные качества» представляет собой перечень «модных» характеристик, подсмотренных в чужих резюме, не обижайтесь, что рекрутер не придаст им в лучшем случае никакого значения.

Вместо того чтобы указывать в CV абстрактное понятие «стрессоустойчивость», менеджеры по подбору персонала рекомендуют отмечать конкретные достижения и примеры, прямо или косвенно свидетельствующие о том, что кандидат обладает способностью достойно выходить из стрессовых ситуаций. Тем более что в каждой профессии существуют свои виды нервных напряжений.

Результаты опроса менеджеров на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами кадрового центра ЮНИТИ, показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*. Однако, если в резюме вы все-таки сделали акцент на своей устойчивости к стрессам, следовательно, вы тем самым показали, что готовы трудиться в подобных условиях, не снижая эффективности трудовой деятельности в течение длительного времени.

Типы стрессоустойчивости

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

  • стрессонеустойчивые;
  • стрессотренируемые;
  • стрессотормозные;

стрессоустойчивые.

Павел Цыпин, HR-директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard:

  • «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
  • «Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
  • «Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
  • «Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Определить, к какой из четырех групп относится соискатель, на основе одного резюме невозможно. Для правильной диагностики необходима встреча с кандидатом, то есть собеседование.

Совсем необязательно, что оно будет стрессовым, но и такую возможность исключать нельзя.

И если уж вы заявили в резюме такое качество, как стрессоустойчивость, вы должны быть морально готовы к тому, что рекрутер захочет проверить его наличие, используя метод стрессового интервью.

Стрессовое интервью

Стрессовое интервью является, наверное, одним из самых спорных методов оценки претендентов на вакансии в арсенале эйчаров. Большинство рекрутеров придерживаются мнения, что применять его следует только в исключительных случаях, когда стрессоустойчивость является действительно одним из определяющих требований к кандидатам на вакантную позицию.

«Большинство стрессовых собеседований направлено на выявление поведения человека, сталкивающегося с нестандартными ситуациями в общении, проверку скорости реакции, творческих навыков, степени воспитанности, терпения, – полагает Анна Лузина, менеджер отдела персонала компании. – Потенциальные „жертвы“ стресс-интервью – это кандидаты, претендующие на позиции, связанные с работой с людьми – менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу, продавцы-консультанты, операторы call-центров, секретари на ресепшн».

Проводя стрессовое интервью, рекрутер обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее и каким образом ориентируетесь в некомфортных для вас условиях. Самые распространенные приемы:

  • задержка на некоторое время начала собеседования;
  • вопросы о недостатках соискателя;
  • вопрос о причинах увольнения с прошлых мест работы;
  • интерес к личной жизни кандидата.

Однако важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и вы оцениваете свое будущее место работы.

Так, читательница «Энциклопедии карьеры» Мария Ветрова поделилась своим опытом прохождения стресс-интервью: «Пришла на собеседование с директором компании. Меня просили подождать, потому что он задерживался.

Примерно через пять минут после запланированного начала встречи пришла секретарь и сказала, что директор уже освободился, сейчас покурит и придет. Еще через 15 минут она сообщила, что сама очень удивлена его отсутствием и что директор вот уже скоро, наверное, придет.

Он опоздал на 45 минут. Я с улыбкой сказала, что на эту встречу я отвела ровно час, поэтому у нас осталось 15 минут. А через 15 минут действительно извинилась и ушла».

Если поведение интервьюера является, с вашей точки зрения, недопустимым, вы имеете полное право сказать своему оппоненту, что такие принципы построения беседы противоречат вашим убеждениям и вы не желаете продолжать общение в подобной атмосфере. Кстати, Марии Ветровой в вышеописанном случае предложение о работе поступило.

Источник: Hh.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/chto-takoe-stress-i-stressoustoychivost

Ресурсы преодоления стресса

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) [Lazarus, 1986].

Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е.

Водопьянова [2005J относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым.

Использование понятия «ресурс» более традиционно для моде­лей антивыгорания (например, теория консервации ресурсов), чем для теорий стресса. В последнее время ресурсные концепции стрес­са и выгорания завоевывают все большее признание. Это связано с тем, что, используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повы­шаем свою стрессоустойчивость.

Информационная модель стрессоустойчивости, выделяет напри­мер, несколько видов ресурсов.

Когнитивное преодоление — использование позитивного мышле­ния для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для прео­доления стресса. Когнитивные последствия стресса — нарушения кон­центрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.

Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний на переживании ситуации и др. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.

Поведенческое (деятельностное) преодоление — коррекция стра­тегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или дея­тельности. Поведенческие стрессовые реакции — агрессия, бегство, дезорганизация.

Социально-психологическое преодоление — коррекция жизнен­ных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных от­ношений [Куликов, 1995, 2000].

Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности.

В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г.

Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].

Читайте также:  Мужские комплексы и страхи в отношении женщин

С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу [Fontana, 1995].

Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса.

Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы — от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

  1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
  2. эмоциональная (например, любовь или забота);
  3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса.

Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин.

Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

Ресурсы стрессоустойчивости личности

В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С.

Старенкова [2005] включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

Таблица 2 Ресурсы стрессоустойчивости личности

Внутренние ресурсыВнешние ресурсы
Личностные Активная мотивация преодоления стресса. Интернальный локус контроля. Уверенность в себе. Позитивное и рациональное мышление. Эмоционально-волевые качества. Эмоциональный интеллект. Знания.Жизненный опыт, опыт преодоления по­добных ситуаций.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/preodoleniya-stressa-resursy.html

Стрессоустойчивость как психологический феномен

В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.

Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что, в свою очередь приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.

Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью, устойчивости психики сотрудников различных организаций в условиях специфической профессиональной деятельности. Данный аспект может быть реализован в том случае, если сотрудник сможет умело противостоять стресс-факторам, воздействующим на него в процессе профессиональной деятельности.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.

Очевидным становится тот факт, что устойчивое поведение сотрудников в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной.

Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у сотрудников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности.

Для того чтобы научить сотрудников успешно преодолевать стрессовые ситуации, необходимо, прежде всего, провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».

Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для сотрудников организации, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:

  • «устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),
  • «нравственная устойчивость» (В.Э. Чудновский, 1978),
  • «психическая устойчивость» (В.М. Генковска, 1990; М.Ф. Секач, 1999; А.А. Коренев, 2006),
  • «психологическая устойчивость» (С.А. Козлов, 1995; В.В. Аршинова, 2007; С.А. Шувалова, 2008),
  • «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),
  • «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),
  • «нервно-психическая устойчивость» (A.M. Столяренко, 1972; П.П. Дорогов, 2008),
  • «помехоустойчивость» (Н.П. Казаченко, 1976; А.Ф. Ануфриев, 1984),
  • «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),
  • «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),
  • «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),
  • «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко, 2008).

Все перечисленные виды устойчивости специфичны, но в их основе находятся утверждения, что это:

  1. способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;

  2. способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Однако устойчивость в целом нельзя свести только к под­держанию определенных состояний, она охватывает сохраняе­мость процесса — последовательность состояний во времени. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой час­тью развития, стороной процесса адаптации.

Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Исходя из этого, можно предположить, что все существующие виды устойчивости, являются составными компонентами такого целостного явления как – психическая устойчивость личности, но характеризуют его различные стороны.

В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы дея­тельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

Исходя из этого, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности.

Таким образом, стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.

Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

С.В.

Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].

В работах Б.Х. Варданяна и С.В. Субботина прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, на основании этого стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель [1, с. 156].

О.В.

Лозгачева в своей работе по формированию стрессоустойчивости на этапе профессионализации под стрессоустойчивостыо понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [5, с. 158].

В социально-психологическом исследовании по формированию стрессоустойчивости у человека Ли Канг Хи сформулировал следующее определение «стрессоустойчивость — психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), то есть находясь в состоянии психофизического равновесия» [4, с. 26].

По мнению ведущего современного специалиста в области изучения психологического стресса В.А. Бодрова, исходной позицией в изучении стрессоустойчивости должно служить определение этого понятия, которое ряд авторов сводит лишь к понятию эмоциональной устойчивости, хотя данные понятия не являются тождественными.

Под стрессоустойчивостью он понимает «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности.

Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.

И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» [2, с. 352].

Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость можно рассматривать как динамическую структуру (М.Ф. Секач, 1999; А.А. Напримеров, 2001; О.Д. Привалова, 2004 и др.).Основными компонентами динамической структуры личности являются:

  • эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;
  • волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.
  • интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

Однако приведенный перечень для отражения сущности понятия стрессоустойчивости далеко не полон. Некоторые авторы (Ю.Н. Гурьянов, 2001; С.А. Козлов, 1995; В.Ф. Власов, 1990) выделяют еще ряд структурных компонентов:

  • мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию;
  • физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;
  • познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи. Познавательный компонент обеспечивает функцию создания, структурирования ориентировочной основы профессиональной деятельности, текущего анализа и прогнозирования динамики служебных ситуаций;
  • операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности. Операциональный (моторный) компонент обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями по использованию технических и др. средств;
  • коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[3, с. 470].
    Читайте также:  Защита от манипуляций: как противостоять, техники

    Изучая устойчивость к стрессу у оперативных сотрудников таможенных органов Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

    • психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);
    • мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;
    • эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
    • волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
    • профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
    • интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [5, с. 158].

    В зависимости от характера деятельности структурные компоненты, как психической устойчивости, так и стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом «удельный вес» составныхкомпонентов не всегда одинаков. Все они находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

    Таким образом, обобщая вышеуказанное, можно сделать следующие выводы:

    В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в сложных условиях исследователи применяют различные термины: «психическая устойчивость», «психологическая устойчивость», «стрессоустойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «помехоустойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психофизиологическая устойчивость», «профессионально-психологическая устойчивость» и др.

    На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения.

    Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характерис­тика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчи­вости. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятель­ности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.

    В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

    Литература:

    1. Банников В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. … канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.

    2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.

    3. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Академия ФПС России, 2001. С. 470.

    4. Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26.

    5. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. …канд. психол. наук:Екатеринбург , 2004. С. 158.

    6. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии – 1997 — № 1.

      Источник: https://moluch.ru/archive/44/5363/

      Что такое стресс и стрессоустойчивость? Как бороться со стрессом?

      В данной статье, мы расскажем Вам о стрессе. О том что это такое, что запускает его механизм. Также мы рассмотрим такое понятие как стрессоустойчивость, что её составляет и что делать в случае, если стресс пришел в Вашу жизнь.

      Термин «стресс», очень плотно вошел в нашу жизнь, но как вводится применяется он не всегда к месту, например нельзя назвать просто испытываемое человеком напряжение стрессом.

      Давайте более подробно рассмотрим этот феномен и разберемся, что же стоит за этим понятием.

      Итак, стресс — это адаптационная реакция организма, которая выражается в повышении тревожности, упадке жизненных сил, повешенном напряжении. Реакция стресса включает в себя как физиологические, так и психологические компоненты.

      Посредством стресса организм приводит себя в состояние готовности для адаптации к новым жизненным условиям и защиты.

      Автор теории стресса, канадский физиолог Ганс Селье, считал стресс совокупностью запрограммированных, стереотипных реакций, подготавливающих организм к физической активности (борьба, бегство). [3, с. 14]

      Вопреки всеобщему мнению стресс может носить не только негативный характер, но и быть весьма полезным. Посредством умеренных воздействий стресса, к примеру, можно улучшить свою адаптивность к воздействию тех или иных факторов. Таким образом, дозированный стресс может иметь выраженное тренировочное действие.

      Следует понимать, что слабые воздействия не приводят к стрессу. Стресс возникает только тогда, когда влияние того или иного фактора (стрессора) достаточно велико и превосходит приспособительные возможности.

      В случае с тренирующим действием стресса воздействие стрессора должно превосходить эти возможности лишь незначительно.

      Положительное влияние дозированного стресса может проявляться в улучшении ряда психологических и физиологических свойств:

      1. Улучшение внимания и интеллектуальных показателей. Человек более сосредоточен, его внимание более устойчивое.
      2. Улучшение заинтересованности. Человек более мотивирован и заинтересован в достижении поставленной цели.
      3. Поскольку умеренный стресс способствует выработке эндорфина (гормон удовольствия), человек под его воздействием может испытывать «радость действия».

      При стрессовых воздействиях в кровь начинают поступать гормоны адреналин, кортизол, пролактин. Как следствие их действия полностью изменяется режим работы всего организма. Увеличиваются защитные функции, учащается сердцебиение и пульс, повышается свертываемость крови. Таким образом организм готовится к борьбе за выживание.

      Виды стрессоров.

      Стрессоры — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. [2, с.530]

      • Факторы, вызывающие стресс, делятся на физиологические и психологические.
      • Физиологические — физическая нагрузка, болевое воздействие, перепады температуры (жара, холод), голод, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия.
      • Психологические — выбор и принятие решений, ответственность, обида, вина, конфликтная ситуация, приближение опасности.

      Стрессоры также бывают реальными и вероятными.

      При этом сила воздействия вероятных стрессоров (предполагаемых как вероятность, но на данный момент ещё не существующих) может быть ни чуть не меньше, а в некоторых случаях больше, чем от реальных стрессоров. Например, страх столкновения с чем-либо, что мы не можем контролировать или с тем, с чем предположительно не сможем справиться.

      Виды стресса.

      Существуют следующие виды стресса:

      Эустресс — тренирующий, положительный стресс. Благодаря его воздействию происходит тренировка адаптационного ресурса организма, а также рост многих параметров, на которые стрессор направлен. Например, стимулируя мышцы работой, мы можем вызвать их рост, увеличить выносливость и силу.

      Дистресс — негативный стресс, приводящий к разрушению организма. Под воздействием данного вида стресса организм становится более уязвим к воздействию стрессора, происходит ослабление организма. Под воздействием данного вида стресса происходит снижение иммунитета, увеличивается риск возникновения различных заболеваний.

      Психологический стресс. Наиболее опасны и разрушительны для нашего организма стрессы вызываемые психологическими стрессорами. [1, с. 45]
      Психологические стрессы бывают следующих видов:

      Информационные — возникают в условиях информационных перегрузок, что не редкость в наше время, и хотя человеческий мозг устроен таким образом что может работать с очень большими объемами информации, всё же может наступить стадия перенапряжения. Как следствие мы можем наблюдать ухудшение внимания и восприятия, ухудшение способности делать логические выводы, также теряется способность к воображению, снижается острота мысли.

      Эмоциональные — являются результатом эмоциональных процессов идущих рука об руку со стрессом.

      На эмоции человек реагирует прежде всего своим телом, поскольку в процессе переживаний эмоций начинает действовать вегетативная нервная система и эндокринная составляющая регулирующая её работу.

      Многократное повторение возбуждения вегетатики может привести к нарушениям в работе организма и различным психосоматическим феноменам.

      Стадии стресса.

      Выделяют несколько стадий стресса:

      1. Стадия тревоги — продолжается от нескольких часов до двух суток. Включает в себя две фазы: фазу шока и противошока. На последней происходит мобилизация защитных реакций организма.
      2. Стадия сопротивляемости. На данной стадии повышается сопротивляемость к воздействиям стрессора. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.
      3. Стадия истощения — на данной стадии адаптационные ресурсы организма истощаются. В наиболее запущенных случаях данная стадия может закончиться гибелью организма. [2, с. 19]

      Профилактика стресса и воспитание стрессоустойчивости.

      Прежде всего поговорим о мерах профилактики стресса. По сути его профилактика, является основой стрессоустойчивости.

      Стрессоустойчивость — это совокупность черт личности, позволяющих человеку переживать стресс с минимальными разрушительными последствиями для организма и психики (как своей, так и психики окружающих людей).

      Существует заблуждение, что это некое сочетание внутренней черствости, грубости и бесчувственности. Некоторые люди даже пытаются работать над собой, двигаясь в этом направлении (говорят что некоторые даже преуспевают на этом пути). Вопрос в том, захочет ли кто-нибудь иметь дело с человеком обладающим таким арсеналом качеств?

      Важно понимать, что стрессоустойчивость — это не умение долго терпеть стресс и не бесчувственность, а прежде всего умение принимать правильные решения и делать правильный выбор для того чтобы уменьшить его воздействие.

      Обратите внимание на первые два пункта приведенного ниже списка.

      1. Самое важное! Учитесь чувствовать себя и регулировать нагрузки (физические, умственные, психические и т. д.). Старайтесь не перерабатывать и вовремя брать отдых.
      2. Очень важно! Нервная система человека устроена таким образом, что не приспособлена выдерживать длительное воздействие стрессоров. Поэтому, чувствуя воздействие какого-либо стрессового фактора, во-первых, Вы должны определить его, а во-вторых, принять меры по его устранению или уменьшению его действия. Не стоит стараться уменьшить стресс медитациями, дыхательными упражнениями и прочими приведенными ниже вариантами. Эти способы не бесполезны, но прежде всего они помогают привести себя в состояние баланса и гармонии уже после того, как стрессор будет локализован и в отношении него будет принято грамотное решение, уменьшающее его воздействие или сводящее его к минимуму. Поэтому, прежде всего подумайте, как снизить воздействие стрессора.
      3. Некоторые люди, менее подвержены стрессу чем другие. Если рассматривать их образ жизни и мышления, то у них можно выделить следующие личностные черты, отличающие их от других:
      • позитивность мышления
      • чувство юмора
      • любовь к жизни и благодарность за то, что она у них есть
      • сосредоточенность на том хорошем, что есть в их жизни и благодарное отношение к судьбе за то, что они имеют

      Все эти аспекты являются ключами к позитивным ресурсным состояниям, которые позволяют значительно повысить адаптивные возможности организма и психики.

      1. Физические нагрузки — позволяют сжигать остатки гормонов стресса, которые прежде всего имеют природную направленность на борьбу или бегство, т.е двигательную активность. Следовательно, интенсивные физические нагрузки позволяют использовать их по назначению. Кроме того, разумные физические нагрузки способствуют выработке эндорфинов (гормонов удовольствия), что может значительно улучшить Ваше психологическое состояние и настроение.
      2. Умение расслабляться — может позволить в определенной степени бороться с последствиями воздействия стресса на организм. Можете использовать для этого аутогенные тренировки, можете выполнять йога-нидру, можете просто принять расслабляющую ванну или отправиться на прогулку.
      3. Дыхательные упражнения. Тайчи, цигун. Дыхание и движение — это те функции, которые мы можем контролировать абсолютно. Когда мы дышим медленно и глубоко, мы приходим в состояние спокойствия, в этот момент мы как бы вовлекаем всё своё внимание в этот процесс. Тоже касается и тонко-скоординированного движения, в момент осуществления которого мы полностью вовлекаемся в процесс его осуществления (посмотрите на записи выполнения комплексов упражнений тайчи). Особенно эффективно сочетание дыхательной практики и двигательной. Данное соединение способствует проведению самостоятельной психорегуляции и приводит человека к состоянию внутренней гармонии и телесной целостности, что в свою очередь устраняет все последствия стресса, стирая их как из сознания так и из мышечной памяти.
      4. Хобби и творчество. Творчество может служить мощным исцеляющим фактором. Для того чтобы создать что-то, чего ещё в этом мире нет, человек погружается в целостное состояние психики, которое в буквальном смысле исцеляет и излечивает его от стресса. Творчество является дополнительным или даже основным методом при лечении многих расстройств психики (Рекомендую прочесть книги великого врача психиатра-психотерапевта Марка Евгеньевича Бурно).
      Читайте также:  Климактерический невроз: с вегето-сосудистыми нарушениями, симптомы, лечение

      На этом я завершаю эту статью. Желаю Вам здоровья и только положительных по своему воздействию стрессов!

      С Уважением.
      Психолог Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»

      Альхименко Илья Александрович.

      Источник: https://energy-family.ru/kak-borotsya-so-stressom/

      Стрессоустойчивость

      Стрессоустойчивость – это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения. Понятие стресса ввел Г. Селье, и обозначил им состояние внутреннего напряжения, которое обусловлено деятельностью личности в сложных условиях. Зависимо от меры выраженности, стресс способен воздействовать на деятельность индивида положительным образом либо отрицательно.

      Что такое стрессоустойчивость? Это способность выдерживать психологическую нагрузку и не подчиняться негативным чувствам, которые отобразились бы на окружающих.

      Под психологической стрессоустойчивостью понимается умение сдерживать негативную реакцию на стресс, и спокойно переносить стрессовые нагрузки.

      У стрессоустойчивого индивида стресс заканчивается естественным способом, посредством восстановления ресурсов организма.

      Организм не стрессоустойчивого индивида реагирует на психологические проблемы психосоматикой, и часто люди неверно трактуют заболевания организма, считая их органическими. Если человек длительно и неизлечимо болеет, стоит применить психологическое вмешательство.

      Стрессоустойчивость организма высокого уровня предоставляет индивиду способность сохранить состояние внутреннего спокойствия в критической ситуации, помогает сохранить оптимизм, радость, содействует принятию правильных, адекватных решений и эффективному поведению, не позволяя нарушать границы личности и сохранять личностную психологическую эмоциональную целостность.

      Стрессоустойчивость организма низкой степени делает личность уязвимой, приводит к разрыву её личностных границ, разрушению психоэмоционального состояния и различным болезням.

      Индивид со слабой стрессоустойчивостью не может управлять собой всецело, он ослабевает энергетически, его поведение неэффективное.

      Формирование стрессоустойчивости может происходить независимо от текущего возраста, поэтому каждому стоит направить силы на развитие стрессоустойчивости.

      Стрессоустойчивость личности

      Чтобы определить это понятие, нужно прежде понять, чем является стресс. Стрессоустойчивость организма определяет возможность человека выдерживать стрессовые ситуации без плохих последствий для его деятельности и окружающих.

      Часто по человеку определяют, является ли он стрессоустойчивым, учитывая внешние показатели. Так, считают, что если он все свои переживания демонстрирует, выплескивая на других негативные эмоции – значит, он не есть стрессоустойчивым, и поддается стрессам.

      Если человек сдержанный, спокойный, веселый, то он стрессоустойчивый.

      Подобная классификация стрессоустойчивости по наблюдению весьма ошибочна. То, что индивид в момент действия на него стрессового фактора не выражает свой негатив перед окружающими, не свидетельствует, что внутренне он совсем не переживает подавленность или чувство угнетенности.

      Это сообщает об умении быть тактичным, при этом хорошо играть роль. Однако этот человек вредит собственной психике, поскольку замыкает стресс, не дает выходам и рискует подвергнуться внутренним разрушающим факторам. Эмоции должны находить выход, но только правильным способом.

      • Согласно современным исследованиям психологическая стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая  заключается в нескольких компонентах:
      • — психофизиологическом (характеристика нервной системы),
      • — волевом (осознанная саморегуляция действий, относительно ситуации),
      • — мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость),
      • — эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных влияний ситуаций),
      • — интеллектуальном (анализ ситуации и принятие правильного способа действий).

      Психологическая стрессоустойчивость определяется субъективными особенностями и мотивационной системой личности. Люди проявляют разные реакции на критические ситуации: тревогу, страх, возбуждение или ступор.

      Однако, есть люди, которые устойчивы и способны контролировать эмоции. Такие индивиды могут мобилизовать внутренние резервы и преодолевать ситуацию, без отрицательного следствия для них, но этих людей очень мало.

      В мире стрессоустойчивых людей насчитывается около 30%. Если не каждый владеет стрессоустойчивостью, то люди таких профессий, как пожарные, полицейские или военные должны работать на повышение стрессоустойчивости, от неё зависит их жизнь и непосредственно жизнь других.

      1. Развитие стрессоустойчивости должно осуществляться каждым человеком, чтобы сделать организм выносливым и не разрешать внешним отрицательным факторам его ослаблять.
      2. Повышение стрессоустойчивости помогает человеку:
      3. — на работе, выполнять поставленное задание в стрессовых условиях; при внешних отвлекающих факторах (плохом освещении, шуме, холоде); при психологическом давлении окружающих людей (угрозах начальства, отвлечении коллегами, надзирательном контроле);
      4. — выделяться среди других, как уравновешенная и вдумчивая личность;
      5. — не отзываться на критику, оскорбления, провокации или сплетни других;
      6. — легко находить выход в острой ситуации.

      Как повысить стрессоустойчивость

      Развитие стрессоустойчивости необходимо каждому индивиду, поскольку на психику разрушающим образом действуют негативные стрессы. Повышение стрессоустойчивости позволяет быть более уверенным человеком, сохранять физическое здоровье.

      Хронические заболевания очень часто начинаются именно от хронических стрессов. Выдержка и собранность помогают принимать верные и стремительные решения в напряженных ситуациях. Стрессоустойчивые работники очень ценятся работодателями.

      Отдельные работодатели даже проводят тестирование своих работников на уровень стрессоустойчивости.

      Формирование стрессоустойчивости состоит из нескольких факторов.

      Повышение профессионального уровня увеличит уверенность человека, укрепит его знания, соответственно обеспечит психологическую выносливость на рабочем месте. В непонятной ситуации нужно взвешивать каждое слово, это помогает не реагировать резко на все сразу и сохранять терпение. Прогулки на свежем воздухе, выездные поездки, занятия спортом способствуют развитию данного качества.

      Также для формирования стрессоустойчивости нужно освоить дыхательные техники и уроки медитации, посещать массаж, расслабляться правильными и здоровыми способами. Следует заняться самоорганизацией, упорядочение дел помогает упорядочить блуждающие мысли. При выполнении дел, нужно концентрироваться на его выполнении.

      Важно изучать соответствующую психологическую литературу для развития стрессоустойчивости.

      Расслабиться помогут занятия творческой деятельностью. Активный отдых надо чередовать с пассивным.

      Чтобы знать, как правильно вести себя в случае стрессовой ситуации, нужно наблюдать за поведением других, видеть, как они выражают свою стрессоустойчивость и перенимать их опыт.

      Также стоит подвергать анализу все стрессовые обстоятельства и трезво анализировать каждый случай, прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

      Повысить стрессоустойчивость поможет настрой на позитив, он формирует положительное мышление. Жизнь каждого наполнена множеством проблем, но, никакие трудности не должны препятствовать полноценной жизни и умению радоваться ей.

      Требуется выбрасывать лишние и незначительные проблемы из мыслей, больше думать о радостных жизненных мгновениях и решать трудности по мере поступления.

      Иногда люди ошибочно полагают, что если будут думать о трудностях все время, то они решатся быстрее, но они реально сами не решатся, но здоровье свое они подорвут.

      Чтобы увеличить стрессоустойчивость, нужно попытаться переменить отношение ко всему происходящему. Например, если человек реально не может повлиять на актуальную ситуацию, тогда стоит попробовать взглянуть на  определенные вещи по-другому, намного проще.

      Необходимо научиться отпускать ненужные эмоции, от их удержания в себе, индивид не делается сильнее, наоборот, это его истощает. Важно регулярно, адекватным способом, выпускать эмоции.

      Хорошим способом для выплескивания эмоций и роста стрессоустойчивости, являются физические нагрузки, продолжительные прогулки, танцы, подъем в горы и др.

      Таким образом, высвобождаются негативные эмоции с отрицательными переживаниями, преобразовавшись в положительные, и это также предоставит удовольствие.

      Человек должен периодически полноценно отдыхать.

      Если ритм жизни напряжен, и человек мало спит, и не позволяет даже немного себе расслабиться, то его организм станет функционировать на износ, нельзя этого допускать, иначе стрессоустойчивость организма станет минимальной, и его защитная функция вообще перестанет действовать.

      Чтобы до этого не дошло, следует давать организму отдыхать. Надо ложиться спать раньше привычного времени, перед этим приняв душистую ванну и выпив чай с мелиссой. Так, человек сможет хорошо выспаться, организм немного возобновится, стрессоустойчивость повысится.

      Поскольку стрессоустойчивость связана с деятельностью нервной системы, значит нужно поддерживать её, принимая витамины D и B, и получая в полноценном количестве калий и магний. Чтобы не привелось принимать поливитаминные препараты, лучше всего сбалансировать питание, в котором будут присутствовать все полезные вещества.

      Многим помогает расслабиться классическая музыка, но некоторых людей она наоборот, раздражает, тогда можно слушать звуки природы и заниматься под них йогой или медитацией в комнате, наполненной свежим воздухом, скрытой от посторонних шумов.

      Чтобы поднять стрессоустойчивость, желательно уделять время для приятных занятий, даже когда те не приносят непосредственную пользу. Если жизнь личности в основном составляют рабочие обязанности, то организму трудно противостоять стрессам. Занимаясь один день в неделю любимыми занятиями, поможет снять накопившийся стресс.

      Не нужно всегда думать, что скажут остальные, как они смотрят на вас, что думают. Нельзя нравиться каждому, главное – нравиться себе и окружить себя людьми, которые вас любят, этого достаточно.

      А размышлять о том, что думают окружающие – лишний стрессовый фактор, какой человек сам себе создает.

      Стоит поступать согласно собственным убеждениями и совестью, придерживаясь моральной этики, тогда мысли, как это воспримут все окружающие, не будут волновать.

      Залог хорошей стрессоустойчивости – правильная расстановка приоритетов. Самые срочные и неотложные дела должны выполняться первоначально, второстепенные и менее значительны, смогут подождать.

      Нужно рассчитывать на личные силы и принимать на себя тот массив работы, который сможете выполнить.

      Когда человек сразу несколько дел начинает одновременно, и не успевает окончить ни одно – он впадает в панику, конечно стрессоустойчивость такого человека стремится к нулю.

      Дети могут унаследовать стрессоустойчивость от родителей при воспитании. Такие дети смогут заступиться за себя, ответить сдачей в разборке, не суетиться при попытке их спровоцировать. Такие дети потом вырастают и становятся успешными лидерами, которых никто не может испугать своими интригами или угрозами.

      Чувство собственной значимости и уверенность таких людей настолько высокая, что они даже серьезно не воспринимают угрозы, не поддаются провокациям. В мыслях стрессоустойчивого человека нет места страху, ему не удастся испортить настроение или отвлечь от основного дела. Стрессоустойчивый человек уверено и бодро идет к цели, это его стиль жизни.

      Если индивиду требуется немедленно защитить себя от негативного раздражителя, он может использовать дыхательную практику. Для самообладания и стрессоустойчивости в ситуациях, где физическая активность ограничена, подойдет специальное дыхание.

      В стрессовой ситуации дыхание человека стает сбитым и поверхностным, поскольку мышцы живота и грудной клетки напрягаются.

      Необходимо контролировать свое дыхание, делать глубокие и сознательные вдохи и медленные выдохи, так, чтобы предельно расслабить живот, это повторить несколько раз до восстановления пульса и спокойного дыхания.

      Источник: https://psihomed.com/stressoustoychivost/

      Ссылка на основную публикацию