Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития.

Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса.

Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ.

Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека.

Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

  • Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:
  • – состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;
  • – механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);
  • – ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).
  • Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:
  • – состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;
  • – наличие эпилепсии, судорог;
  • – инфекционные заболевания полости рта;
  • – высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;
  • – склонность к кровотечениям из носа;
  • – рвота, тошнота;
  • – конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

  1. Виды логопедического массажа классифицируются на:
  2. – классический – со стандартным набором ручных приемов;
  3. – точечный – воздействие на биоактивные точки;
  4. – аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым
  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым
  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым
  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым
  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Источник: https://wotsite.ru/ventilation/kak-delat-logopedicheskii-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie/

Точечный массаж при заикании

  • Главная » Разное » Точечный массаж при заикании
  • В последнее время для лечения заикания специалисты все чаще прибегают к методу точечного массажа – шиацу.
  • Стимуляция конкретных акупунктурных точек снимает повышенную раздражимость речевых центров и способствует нормализации нарушенной речи.
  • В совокупности с консультациями врачей-логопедов и терапевтическими процедурами рефлексотерапия дает наиболее ощутимый эффект.

Что такое заикание

Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Этот процесс характеризуется нарушением дыхания, сбоями в ритме и плавности речи, изменениями высоты и силы звука.

Природа происхождения заикания сложна и неоднородна. Кроме расстройств речевой и общей моторики у людей наблюдается скованность и угловатость движений, общее мышечное напряжение или наоборот чрезмерная двигательная нервозность.

Им свойственны застенчивость, повышенная раздражительность, чувство подавленности, а также боязнь вступать в диалог. С возрастом речевые нарушения имеют особенность усиливаться.

Зачастую причиной заикания становится перенесенная в раннем возрасте психоэмоциональная травма. Глубокий испуг или конфликт родителей не всегда способствует срыву речевого аппарата, но предрасполагает к дальнейшим нарушениям. Возникновению заикания могут способствовать такие факторы:

  • повреждения черепно-мозговой коробки;
  • сложное течение беременности, сопровождающееся стрессами;
  • склонность к нервным заболеваниям;
  • длительные заболевания инфекционного и соматического характера с повышением температуры;
  • хронические стрессы – ссоры в семье, недостаток любви и ласки, проблемы с воспитанием;
  • наследственная предрасположенность.

Может ли помочь точечный массаж при заикании

Шиацу при лечении заикания помогает добиться спокойного и расслабленного состояния организма, что содействует устранению нарушения речи и ее восстановлению. Продолжительность лечения состоит из нескольких курсов и может занять месяцы, а то и годы.

Первый и второй курс должны быть пройдены с интервалом не менее двух недель, между вторым и третьим циклом – от 3-х месяцев до полугода. В будущем циклы массажа возобновляются каждые полгода на протяжении двух-трех лет.

Курс представлен пятнадцатью сеансами: первые 3 процедуры осуществляются каждый день, дальнейшие – через день.

Результат точечного массажа обуславливается степенью речевого расстройства и формы заикания. Порой положительная динамика наблюдается уже после первого курса, но нужно продолжать процедуры для закрепления полученного результата. В тяжелых случаях улучшение не наступает и после второго-третьего сеанса. Важно запастись терпением и продолжать массаж.

Внимание! В паузах между курсами точечного массажа симптомы заикания могут усилиться. В данной ситуации следующий курс следует начинать, не дожидаясь прошествия шести месяцев.

При корректировании заикания методом шиацу используются два двигательных приема:

  1. Разминание – вращательное движение с надавливанием с частотой 30-60 поворотов в минуту, при этом палец строго зафиксирован на точке и не смещается.
  2. Поглаживание – медленное и непрерывное круговое движение подушечкой указательного, большого или среднего пальца в биологически активной зоне.

Точечный массаж шиацу при заикании может применяться человеком любой возрастной категории (см. возрастной макияж). Его навыки доступны для понимания и просты в использовании в домашних условиях.

Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

Источник: http://magisso.ru/raznoe/tochechnyj-massazh-pri-zaikanii.html

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?

Фото : на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается  с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения  выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и  дефективных сложностях
Читайте также:  Что делать, если не нравится работа: советы психолога, терпеть или уйти

Что такое логопедический массаж?

Фото : логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и  нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее  организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

Фото : сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры.
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи.
Обязательно проводить все процедуры  в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону  симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает  массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование  тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии. К первоначальным симптомам на болезнь относят: ужасную дикцию, невероятные замены звуков в структуре слога, невнятную речь.

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение  дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед  проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж  на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры  не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы

Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе. К ним относят зонды.  Делятся они на два подвида: разработанные из металла  и из пластмассы. Форма их достаточно разнообразна:

  • Шарик, улитка, топорик, усы, грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка.

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения  массажных упражнений:

  • Расположение  — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле, с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений: кресла, коляски). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое. Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения, проводимые при дизартрии:

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке. Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам, для их укрепления. Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами. Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка, держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий.

Дети, имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Сохранить

Источник: https://heaclub.ru/kak-delat-logopedicheskij-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie-sushhestvuyut-metodiki-priemy-i-instrumenty-dlya-logopedicheskogo-massazha

Артикуляционный массаж при заикании

  • Массаж артикуляционного аппарата
  • и артикуляционные упражнения
  • не только улучшают двигательную
  • функцию отстающих систем мозга,
  • но и вовлекают в работу
  • близлежащие мозговые системы.

       М.Е. Хватцев

Речь – одна из основных высших психических функций.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.

И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

   К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механическая дислалия; при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).  

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Читайте также:  Как называется боязнь прикасаться к деньгам: хрометофобия, борьба со страхом

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов.

Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д.

Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

  1. Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.
  2. Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.
  3. Основные задачи логопедического массажа:
  4. — нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  5. — уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

— снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

  • — стимуляция проприорецептивных ощущений;
  • — увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • — активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется   недостаточная сократительная активность;
  • — формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Массаж — это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему.

Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему.

В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия.

Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов.

Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е.

нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими.

Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований.

В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы.

В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный — пирамидный — путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения.

Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые ба-зальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние.

Главным двигательным центром является кора головного мозга.

Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса.

Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов.

Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/1208-artikulyatsionnyj-massazh-pri-zaikanii.html

Логопедический массаж при заикании (Дьяковой)

Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована Е.А. Дьяковой)

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса.

При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.Методика сегментарного массажаСегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур.

Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя.

Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.“Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно”.

Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.2.

поза — полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.Основные приемы сегментарного массажа:1. поглаживание: а) поверхностное поглаживание;б) глубокое охватывающее поглаживание.2. растирание.3. разминание.4.вибрация или поколачивание.5. плотное нажатие.1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру.

Читайте также:  Страх сойти с ума и потерять контроль (лиссофобия): симптомы, как бороться

Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.а) Поверхностное поглаживаниеЭто наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием.

Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы.

При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.2. Растирание— выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей.

Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.3. Разминание — максимально активизирует работу мышц.

Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.Диагностика состояния мышцДля правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:— мышц шеи и верхнего плечевого пояса;— мимических мышц;— артикуляционных мышц;— мышц языка.Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

^ КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИОбщие указания к проведению расслабляющего массажа1. Массаж производится в медленном темпе.2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.3.

Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.Расслабление мышц шеиУ заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:1) Медленно поглаживать шею ладонямиобеих рук сверху вниз:а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы).

2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:а) голову уронили вперед — “уснули”;б) голову слегка запрокинули; из этого положения движения вправо-влево и вниз.

в) голову опустили, затем “уронили”.Расслабление лицевой мускулатуры1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1а).2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).6.

Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.Массаж для расслабления круговой мышцы глаза1.

Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).2. Поглаживание круговых мышц глаз.

Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).Расслабляющий массаж мышц губПроводятся легкие движения в следующих направлениях:1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).2.

По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.Массаж гортаниОсторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении.

В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:1) мышцы шеи;2) мышцы верхнего плечевого пояса;3) мимическая мускулатура;4) мышцы губ;5) область гортани.

С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретическиеявления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-228825924

Ссылка на основную публикацию