Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Заикание – это патологический процесс, которым может страдать ребёнок и взрослый человек. Лечение речевого недуга является длительным процессом, который требует комплексного подхода. Пациентам рекомендуется выполнять упражнения от заикания, что позволит ускорить процесс терапии болезни.

Применение артикуляционной гимнастики

Если у пациента наблюдается заикание, то ему рекомендовано выполнение комплекса определенных упражнений:

  • Проводится одновременное надувание щек. После этого рекомендовано по очереди надувать правую, а потом левую щеку.
  • Складываем губы и хлопаем ними друг о друга, как рыбки.
  • Выполнение этого упражнения заключается в умеренном покусывании верхней и нижней губы.
  • На следующем этапе рекомендовано поочередно надавливать на левую и правую щеку языком.
  • Надуваем щеки и закрываем рот. Далее нужно хлопнуть руками по щекам, что позволит выйти воздуху с шумом.
  • Открываем ротик и зеваем или кашляем.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться комплексно и системно, что положительно отобразится на этом процессе.

Голосовая гимнастика

Выполнение упражнений от заикания требует от пациента научиться говорить уверенно и громко. В период выполнения гимнастики рекомендовано держать голову прямо. Пери этом важен зрительный контакт пациента с родственниками или логопедом. После привыкания больного устраняется скованность и стеснение.

Рекомендуется устроить спектакль для членов семьи. После этого рекомендовано пригласить на участие в нем друзей, которых очень хорошо знает пациент.

Благодаря применению этого метода пациент научиться говорить громко и не стесняться публики. Пациентам рекомендуется регулярно петь гласные буквы.

В период выполнения упражнения человек должен петь то громко, то тихо. На завершающем этапе громкость снижается к минимуму.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Следующее упражнение требует проводить распевание гласных. В этом случае громкость не меняется. Пациент должен проводить смену интонации. Для выполнения следующего упражнения человеку рекомендуется вообразить мячик, который будет биться о смену звуками «ма», «мо», «му» и т.д. На завершающем этапе проводится регулировка чувства такта речи.

Дыхательная гимнастика

При заикании очень полезными являются дыхательные упражнения. С их помощью проводится борьба с патологическим процессом, а также обеспечивается становление речи. Благодаря использованию разнообразных физиологических действий обеспечивается правильный вдох и выдох.

Пациентам рекомендовано выполнять определенные манипуляции, которые позволят пациенту расслабиться и научиться проводить контроль за дыхательным процессом. с помощью дыхательной гимнастики развиваются речевые способности человека.

Нужно наделать шариков из ваты и разложить их на столе. Потоком выдыхаемого воздуха человек должен сдуть все шарики со стола.

После того, как пациент научиться выполнять задачу на гладком столе, рекомендуется расстелить на его поверхности махровое полотенце и разложить по нем шарики, что усложнит задачу.

У человека появляется интерес, он старается набрать как можно больше воздуха, чтобы сдуть шарики.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Берется трубочка или соломинка и вставляется в стакан с водой. Через нее нужно дуть, чтобы воздух проступал через воду. Это очень интересное упражнение для детей. Можно выполнять упражнения на надувание мыльных пузырей. Для выполнения следующей манипуляции кроху нужно уложить на спину. На животик ребенка кладется мягкая игрушка.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

При вдохе ребенку нужно надуть животик, чтобы игрушка поднялась. После этого рекомендовано сделать выдох со звуком «пфффф». При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы дыхание было ровным и спокойным.

При заикании у ребенка наблюдается прерывимстость речи. У пациента наблюдается нехватка воздуха, поэтому он не может выговаривать полностью слова.

В период разговора наблюдается перенапряжение различных групп мышц, независимо от причины протекания патологического процесса.

Именно поэтому дыхательная гимнастика дополняется упражнениями, с помощью которых укрепляются мышцы. Они заключаются в том, чтобы обучить малыша расслаблению.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговоркиЧеловеку рекомендовано напрягать определенную часть тела на 5 секунд, а после этого расслаблять ее. После этого переходим к выполнению упражнения на другой части тела.

Упражнения при заикании характеризуются высокой эффективностью. Важным аспектом в данном случае является их регулярное выполнение и строгое соблюдение всех правил.

Дополнительные рекомендации

Для обеспечения высокой эффективности упражнений пациенту рекомендовано выполнение других рекомендаций. При заикании человек зачастую думает о своих дефектах, что приводит к усугублению ситуации.

В этом случае наблюдается потеря нити беседы и упущение смысла разговора. Если человек будет концентрировать внимание не на своей речи, а на смысле самого разговора, то он станет меньше заикаться. Рекомендуется концентрироваться на том, чтобы прорабатывать речевую информацию.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Если во время разговора человек ощущает наступление заикания, то ему рекомендуется сделать паузу. Это позволит привести в порядок дыхание и высказать свою речь  без запинок. В период паузы делаются  регулярные вдохи и выдохи.

При этом пациент должен прислушиваться к дыханию. В период лечения патологического процесса важным аспектом является терпение и энтузиазм. Для этого рекомендуется читать книги, проводить просмотр фильмов. В этот период человек должен ставить себя на место главного героя и проживать все события.

Пациенты при патологии должны научиться правильно дышать. Для регулировки дыхания рекомендовано выполнение упражнений из йоги. Это позволит научиться контролировать вдох и выдох.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Категорически запрещено пропускать тренировки, так как это может затянуть лечение патологического процесса. Первые результаты терапии можно заметить по истечению нескольких недель после начала регулярного выполнения упражнений.

Заикание является тяжелым патологическим процессом, при котором у человека появляются разнообразные комплексы. Именно поэтому рекомендовано проведение своевременного лечения болезни. Идеальным вариантом в борьбе с заиканием является выполнение упражнений. С их помощью укрепляются мышцы, артикуляция, сила голоса, а также снижается степень выраженности патологии. Для обеспечения максимальной эффективности лечения болезни пациенту рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора при выполнении гимнастики.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/ot-zaikaniya.html

Правильное дыхание при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания.

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Читайте также:  Таблетки от страха и волнения, препараты при фобиях от навязчивых мыслей

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • скороговорки.

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Ладошки

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких.

В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к.

резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

  • Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.
  • Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.
  • Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:
  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме.

Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело.

Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

Источник: https://fotonamolotok.ru/info/pravilnoe-dykhanie-zaikanii/

Упражнения от заикания детей и взрослых

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Ребенок занимается дыхательной гимнастикой (фото: www.instamam.ru)

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/zaikanie/226-uprazhneniya-ot-zaikaniya-detej-i-vzroslyx.html

Лечение от заикания в домашних условиях. Дыхательные упражнения при заикании — Народная медицина

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

То, что заикание успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

1. Традиционное лечение заикания — Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой — Логопедические занятия 2. Нетрадиционные методы лечения заикания 3. Комплексные методики

Традиционное лечение заикания

Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается.

Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой

  • Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания.
  • Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с логоневрозом могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.
  • Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:
  1. «Насос». Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину.

    При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).

  2. «Повороты головы».

    Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными.  Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом ые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером.

Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики.

У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

Логопедические занятия

Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

  1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
  2. Методика Смирновой. Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
    • развить чувство ритма и темпа речи;
    • развить мелкую моторику рук;
    • добиться расслабления мышечного тонуса;
    • развить речевую и двигательную координацию.
  3. Методика Силивестрова. Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
    • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
    • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
    • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

    Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста. Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  4. Методика Шкловского. Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

  5. Методика Арутюнян. Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.

Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

Нетрадиционные методы лечения заикания

Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания.

И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике).

Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами.

Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

Комплексные методики

Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

  1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
  2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
  3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
  4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
  5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.
  1. Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно.
  2. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками.
  3. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина.

Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением.

  • Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя.
  • А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.
  • Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории
  • 12,498  1 
  • (186 голос., 4,73

Источник: https://bedrug.ru/lechenie-ot-zaikaniya-v-domashnix-usloviyax-dyxatelnye-uprazhneniya-pri-zaikanii.html

Типы упражнений от заикания. Логоневроз (заикание): эффективные методы лечения в домашних условиях

Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Общие правила выполнения упражнений

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Техники против заикания

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Гимнастика для дыхания

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Репетиции перед зеркалом

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Источник: https://alkomir.net/tipy-uprazhnenij-ot-zaikaniya-logonevroz-zaikanie-effektivnye-metody-lecheniya-v-domashnih-usloviyah/

Релаксационные упражнения

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.   

Комплекс № 2.

Упражнение №1. «Шалтай – Болтай» — Выполняется стоя. Ребёнок поворачивает туловище вправо–влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.

  •                                                               Шалтай – Болтай
  •                                                               Сидел на стене.
  •                                                               Шалтай  Болтай
  •                                                               Свалился во сне.

Упражнение № 2. «Полоскание белья» — Выполняется стоя. Наклониться вперёд и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать китями рук. Повторить несколько раз упражнение.                             

  1.                                                                 Маму я свою люблю.
  2.                                                                 Я всегда ей помогу.
  3.                                                                 Я стираю, полоскаю,
  4.                                                                 С ручек воду отряхаю.

Упражнение № 3. «Олени» — Выполняется сидя. Представим себе, что мы олени. Руки скрещены над головой с широко расставленными пальцами, напряжены. Уронить руки на колени, расслабить их.

  •                                                                  Посмотрите, мы – олени.
  •                                                                  Ветер рвётся нам навстречу!
  •                                                                  Побыстрей расправим плечи,
  •                                                                  Руки снова на колени.
  •                                                                  Руки не напряжены и рассла-а-бле-ны…

Упражнение № 4. «Кораблики» — Выполняется стоя. Представить, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Она напряжена, левая – расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились, расслабились.

Качнуло в другую сторону, прижимаем левую ногу, правая – расслаблена.

  1.                                                                 Стало палубу качать.
  2.                                                                 Крепче ногу прижимаем.
  3.                                                                 Ногу к палубе прижать!
  4.                                                                 А другую – расслабляем.

Упражнение № 5. «Любопытная Варвара» — Выполняется сидя. Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо и т.д.

  •                                                                 Любопытная Варвара
  •                                                                 Смотрит влево…
  •                                                                 Смотрит вправо…
  •                                                                 Тут немного отдохнёт.
  •                                                                 А потом опять вперёд –
  •                                                                 Шея не напряжена!
  •                                                                 А рассла-а-бле-на…

Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

  1.                                                                  А Варвара смотрит вверх!
  2.                                                                  Выше всех, всё дальше вверх!
  3.                                                                  Расслабление приятно!
  4.                                                                  Шея не напряжена
  5.                                                                  Возвращается обратно –
  6.                                                                  И рассла-а-бле-на…

 Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться,  расслабиться.

  •                                                                   А теперь посмотрим вниз –
  •                                                                   Расслабление приятно!
  •                                                                   Мышцы шеи напряглись!
  •                                                                   Шея не напряжена.
  •                                                                   Возвращается обратно –
  •                                                                   И рассла-а-бле-на…

Упражнение № 6. «Волшебный сон» — Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза, объясняет правила игры «Волшебный сон».

С закрытыми глазами вы внимательно слушаете и про себя повторяете мои слова. Шептать не надо. Нельзя закрывать глаза и двигаться, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.

 «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть  глаза! Встать!»

  1.                                                                  Реснички опускаются…
  2.                                                                  Глазки закрываются…
  3.                                                                  Мы спокойно отдыхаем…(два раза)
  4.                                                                  Сном волшебным засыпаем…
  5.                                                                 Дышится легко…ровно…глубоко  
  6.                                                                 Наши руки отдыхают…
  7.                                                                 Ноги тоже отдыхают…
  8.                                                                 Отдыхают…засыпают…(два раза)
  9.                                                                 Шея не напряжена
  10.                                                                 И рассла-а-бле-на…
  11.                                                                 Губы чуть приоткрываются…
  12.                                                                 Всё чудесно расслабляется. (два раза)

                                (Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

  •                                                                 Мы спокойно отдыхали,
  •                                                                 Сном волшебным засыпали…
  •                                 Громче, быстрее, энергичнее:
  •                                                                 Хорошо нам отдыхать!
  •                                                                 Но пора уже вставать!
  •                                                                 Крепче кулачки сжимаем,
  •                                                                 Их повыше поднимаем…

                                                                Потянуться! Улыбнуться!..

                                                                Всем открыть глаза и встать!

Упражнение № 7. «Волшебный сон №2» — Дети в позе покоя. Инструкция (см. упр. №16)

  1.                                                                  Напряженье улетело…
  2.                                                                 И расслаблено всё тело…
  3.                                                                 Губы чуть приоткрываются…
  4.                                                                 Всё чудесно расслабляется…
  5.                                                                 И послушный наш язык
  6.                                                                 Быть расслабленным привык!
  7.                                              Чуть громче:
  8.                                                                 Мы спокойны всегда! (два раза)
  9.                                                                 Говорим всегда красиво,
  10.                                                                 Смело и неторопливо!
  11.                                                                 Вспоминаем обязательно,
  12.                                                                 Что учили на занятиях!
  13.                                                                 Каждый день – всегда, везде,
  14.                                                                 На занятиях, в игре,
  15.                                                                 Ясно, чётко говорим,
  16.                                                                 Потому что не спешим! (два раза)
  17.                                                                 Паузы мы соблюдаем! (два раза)
  18.                                                                 Звук ударный выделяем! (два раза)
  19.                                                                 И легко нам говорить!
  20.                                                                 И не хочется спешить!
  21.                                                                 Так спокойно, так приятно
  22.                                                                 Говорим – и всем понятно!

                                      (Длительная пауза. Более тихим голосом.)

  •                                                                 Хорошо нам отдыхать…
  •                                                                 Но пора уже вставать!
  •                                                    Громче:                               
  •                                                                Веселы, бодры мы снова
  •                                                                И к занятиям готовы!

Упражнение № 8. «Заводные игрушки» —  Дети превращаются в заводные игрушки. Повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась – застыть в определённой позе, почувствовать напряжение, расслабиться.

Упражнение № 9. «Овощи растут» — Дети превращаются в маленькие ростки овощей. Присесть на корточки. Солнышко пригревает, дождик поливает, растения вырастают. Медленно поднимаем руки, ростки тянутся к солнышку.

Почувствовать напряжение. Солнышко сильно припекло, завяли наши растения. Расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище. Опуститься на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить несколько раз.

Упражнение № 10. «Пугало» — Выполняется стоя. Руки в стороны, ноги – на ширине плеч. Шея, руки, ноги, туловище напряжено.

  1.                                                       Шла Ульяна с огорода,
  2.                                                       Повстречала там урода.
  3.                                                       А урод стоит на палке
  4.                                                       С бородою из мочалки.

Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Изобразить летящих птиц. Тело расслаблено.

Упражнение № 11. «Деревья шумят» — Выполняется стоя. Поднять руки над голо-вой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребёнок при этом издаёт звук «Ш-Ш-Ш». Это упражнение проводить на счёт – раз-два. Повторить несколько раз.

Упражнение № 12.  «Маятник» — Выполняется стоя. Наклониться вперёд. Одна рука за спиной, вторая в расслабленном состоянии повторяет движения маятника. Несколько раз сменить положение рук.                     

Источник: https://ya-logoped.ucoz.net/load/uprazhnenija_dlja_korrekcii_zaikanija/relaksacionnye_uprazhnenija/13-1-0-20

Ссылка на основную публикацию