Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Заикание – это форма расстройства речи, которая проявляется нарушением ее плавности и ритма. В 70-х годах начали дифференцировать этот недуг на 2 формы: невротическую и неврозоподобную.

Невротическое расстройство речи характеризуется тем, что возникает только в стрессовых ситуациях. Неврозоподобная форма заикания проявляется постепенным ухудшением речи, без видимой предшествующей причины.

Подробнее об этой разновидности речевых нарушений далее в статье.

Актуальность проблемы и возраст развития патологии

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Заикание не является редкой патологией. От нее страдает 1% взрослого населения и 2-3% детей. Причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра заиканию соответствует код F98.5.

Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.

Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.

Особенность патологии в том, что ребенок начинает заикаться без видимых причин.

Причины неврозоподобного заикания

Неврозоподобную форму еще называют органической. Из второго названия понятно, что речевому расстройству предшествует повреждение центральной нервной системы. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей. Те, чьи матери были больны сифилисом или туберкулезом, курили, принимали наркотические вещества во время вынашивания ребенка.

Заболеванию также подвержены дети из социально безопасных семей. Причина развития дефекта – внутриутробное повреждение плода или во время родов. К неврозоподобной форме заикания приводят такие патологии:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • инфекционные заболевания;
  • асфиксия при прохождении ребенка по родовым путям;
  • черепно-мозговая травма.

Но далеко не все дети, перенесшие перечисленные выше заболевания, страдают от неврозоподобного заикания. Это объясняется наследственной предрасположенностью к речевому дефекту. Существенно повышается шанс развития заикания у ребенка, если есть генетическая отягощенность со стороны ближайших родственников.

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Патогенез речевого дефекта

Патогенез – это этапы и механизмы развития болезни. Появление неврозоподобного дефекта речи связано со снижением активности коры головного мозга. Кора обладает тормозным влиянием на нижележащие структуры нервной системы. При нарушении ее функции подкорковые структуры становятся гиперактивными.

В норме от речевой системы идут импульсы обратно к головному мозгу. Благодаря им речь становится плавной, без запинок. При отсутствии тормозного влияния коры эти связи перестают быть эффективными. Формируются «неправильные» соединения, которые при формировании фразовой речи проявляются заиканием.

Так как в основе неврозоподобного заикания лежит органическое поражение коры, спонтанное выздоровление не характерно. Только усердные занятия с логопедом способны уменьшить выраженность дефекта.

Особенности развития детей с неврозоподобной формой заикания

В первые годы жизни малыша, еще до появления речевого дефекта, наблюдается нарушение поведения ребенка. Он криклив, плохо спит. Отстает от нормы физическое развитие. Детям тяжело сделать свои движения точными и координированными. Они расторможены, не понимают, что можно делать, а чего нельзя.

У некоторых детей можно заметить расстройства работы вегетативного звена нервной системы. Ребенок не может находиться в жарких помещениях, закрытых пространствах. Ему тяжело дается поездка в транспорте.

Клинические проявления

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

В зависимости от клиники заикание бывает тоническим и клоническим. При клоническом дефекте дети повторяют звуки и слова, при тоническом наблюдается задержка их проговаривания. Встречаются смешанные формы.

Неврозоподобное заикание начинается волнообразно. Периоды усиления дефекта речи чередуются с уменьшением его выраженности.

Полное прекращение заикания практически никогда не наблюдается.

Если вовремя не оказать логопедическую помощь, болезнь быстро прогрессирует. На речевой дефект наслаиваются дополнительные движения, эмболофразия (появление отвлекающих слов). Речевой дефект стабилизируется. Он монотонен, не зависит от факторов окружающей среды.

Еще больше ухудшается координация движений. Они становятся размашистыми, несоразмерными. Детям тяжело запомнить последовательность движений. Им трудно резко перестать делать одно занятие и приступить к другому. В запущенных стадиях нарушается походка, ребенок падает на ровном месте.

  • При неврозоподобной форме заикания наблюдаются такие сопутствующие проявления:
  • Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • дисграфия – нарушение письма;
  • синкинезии – непроизвольные движения.

В зависимости от выраженности перечисленных выше симптомов выделяют 3 степени заикания:

  • легкая – координационные расстройства выражены минимально, грамматика не страдает, речевое нарушение носит фонетический характер;
  • средней тяжести – нарушена статика и динамика движений, грамматическое построение предложений, расстройство речи носит фонетико-фонематический характер;
  • тяжелая – существенно страдает двигательная сфера, усиливается расстройство речи вплоть до общего недоразвития.

Отличие неврозоподобной формы от невротической

Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).

Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.

Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.

Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:

  • мутизм сразу после психической травмы – ребенок «замыкается в себе», не желает общаться;
  • логофобия – страх говорить и сделать ошибку в речи;
  • иногда дети полностью отказываются от общения.

Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.

Коррекция неврозоподобной формы заикания

Лечение патологии должно быть комплексным. Терапевтический подход был разработан в 1930 году логопедами и психиатрами. Он предполагает одновременную работу специалистов разных областей.

Цели комплексного лечения следующие:

  • избавление от судорог речевой мускулатуры, что приводит к устранению речевого нарушения;
  • укрепление центральной нервной системы;
  • психологическая помощь ребенку, перевоспитание, изменение его отношения к дефекту;
  • социальная адаптация.

Комплексная терапия предполагает коррекционную и лечебно-оздоровительную работу. Один из важных аспектов коррекционного направления – психотерапия.

Она направлена на устранение психологических наслоений: страха речи, изменения поведения, адаптации в социуме. Для устранения страха разговаривать используют суггестивную психотерапию.

Но она чаще применяется при невротических речевых расстройствах, где эта фобия выступает на первый план.

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Еще один вид психотерапии получил название тренировочного. Он разделяется на аутогенную и функциональную терапию. Аутогенный тренинг основан на самовнушении. Его цель – расслабить ребенка и закрепить у него это чувство.

При неврозоподобном заикании хорошо зарекомендовала себя частичная релаксация. Она направлена на устранение клонических судорожных сокращений речевого аппарата. Упражнения оформлены в виде игры, чтобы заинтересовать ребенка. Они также развивают внимание, память, мелкую моторику, мимику.

Важный этап логопедической работы – сделать речь интонационно выразительной. Специалисты корректируют темп речи, паузы, тембр голоса, ударения в предложении. Этим упражнениям сопутствуют занятия для восстановления ритма дыхания, артикуляции.

Помимо упражнений на артикуляцию, интонацию и другие аспекты речи, при неврозоподобном заикании важно корректировать двигательную функцию. Обращают внимание на такие моменты:

  • Тренировки должны быть регулярными и длительными с постепенным усложнением заданий.
  • Упражнения выполняются строго по образцу.
  • Задания распределены на составляющие. Ребенок постепенно повторяет каждый этап, пока не выполнит все задание.
  • Логопед комментирует все упражнения словесно.
  • Дети с неврозоподобным заиканием осваивают двигательные упражнения гораздо дольше, чем малыши с невротическим дефектом.

Каждый урок строится индивидуально с учетом степени речевого расстройства, прогрессом ребенка на предыдущих занятиях, особенности конкретной формы заикания.

Прогноз заболевания

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Важно! Большую роль играет настрой ребенка, его желание сделать речь лучше. Поэтому во время занятий логопед должен мотивировать, заинтересовать маленького пациента.

Заключение

Неврозоподобное заикание – серьезная патология, которая часто сопровождается психическими и двигательными расстройствами. Поэтому в лечении заболевания необходим комплексный подход с вовлечением логопеда, психолога и невролога. Своевременная помощь существенно улучшает прогноз, способствует социальной адаптации.

  1. Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/nevrozopodobnaya-forma-zaikaniya/

Заикание: симптомы, лечение

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

  • Заикание представляет собой частое повторение или пролонгацию звуков, слов, слогов, а также частые остановки, нерешительность в речи с нарушением ритмичного течения и плавности.
  • Симптомы
  • В основном заикание начинается в возрасте до 12 лет. Обычно оно имеет два острых периода:
  • между 2 и 4 годами
  • между 5 и 7 годами.

Развиться заикание может в течение нескольких недель или нескольких месяцев. Начинается данный процесс с повторения начальных согласных либо целых слов, являющихся началом предложения. По мере того, как расстройство прогрессирует, повторения становятся частыми с заиканием на важных фразах и словах. В некоторых случаях заикание может отсутствовать при пении, чтении вслух и разговоре с неодушевленными предметами и домашними животными.

Читайте также:  Профессиональное самоопределение личности: выбор профессии, что такое,в психологии

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Диагноз заикание ставится при продолжительном расстройстве на протяжении не меньше 3 месяцев.

Тонико-клоническое заикание – это нарушение ритма и плавности речи в виде остановок и запинок с выраженными нарушениями дыхания и частым повышением вокала, которые сопутствуют речи. Также можно наблюдать дополнительные движения в мышцах конечностей, шеи и лица.

Клонико-тоническое заикание – это нарушение плавности, темпа и ритма речи в виде повторения слогов или звуков, в начале речи наблюдаются клонические судороги, которые переходят в тонические.

Осложнения данного расстройства заключаются в снижении успеваемости в школе вследствие стеснительности страха речевых нарушений, а также ограничение профессии. Те, кто страдает хроническим заиканием, зачастую страдают депрессиями, тревогой и фрустрацией.

Лечение

Терапия заключается в нескольких направлениях. В основном, это внушение, релаксация и отвлечение внимания. Больных заиканием учат говорить одновременно с ритмичными движениями пальцев и рук, а также монотонно и нараспев. Эффект, как правило, временный.

Классический психоанализ, психотерапевтические методы в лечении заикания не эффективны.

Современные методы основываются на следующей точки зрения6 заикание – это форма выученного поведения, которое не связано с неврологической патологией или невротическими проявлениями.

При этом рекомендуют снизить факторы, которые усиливают заикание, минимизировать вторичные нарушения, убедить больного говорить даже с заиканием свободно, без страха и стеснения, для избегания вторичных блоков.

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Эффективным считается и метод самотерапии, который основывается на предпосылке, что заикание – это определенное поведение, которое можно скорректировать. Данный подход заключается в десенсибилизации, которая снижает эмоциональные реакции и страх перед заиканием.

Медикаментозная терапия выступает, как вспомогательное направление и направлена на купирование выраженного страха, тревоги, депрессии и облегчение коммуникативных взаимодействий. Показаны седативные, успокаивающие и общеукрепляющие средства. Если наблюдаются спастические формы, то могут применяться спазмолитики.

Транквилизаторы используют осторожно, непродолжительными курсами. Существенный эффект можно ожидать от курсов дегидратации.

В комплексное лечение заикания входят физиотерапевтические процедуры, курсы специализированного и общего логопедического массажа, речевая терапия и психотерапия с использованием суггестивного метода.

Источник: http://lechdok.ru/nevrologiya/zaikanie/

Формы заикания: невротическая и неврозоподобная

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Современные врачи выделяют невротическую и неврозоподобную форму заикания. Разделить их удалось после многочисленных наблюдений и экспериментов. Каждая из этих форм имеет свои механизмы возникновения, проявления и методы лечения.

Особенности невротической формы заикания

Как правило, невротическая форма заикания является следствием психической травмы, испуга, и начинает остро проявлять себя у детей в возрасте 2-4 лет.

У пациентов не отмечается патологий внутриутробного развития или осложнений во время родов.

Речевое развитие обычно раннее, дети начинают произносить первые слова к 10 месяцам, а к 16-18 месяцам у них уже формируется фразовая речь. За 2-3 месяца такие дети осваивают развернутые фразы, сложные грамматические конструкции, быстро пополняют словарный запас.

Часто у них можно встретить быстрый темп речи, ребенок будто захлебывается словами, глотает окончания и пропускает слоги.

Заикание возникает после какой-либо психической травмы, часто это испуг. Также спровоцировать его может раннее обучение второму языку или иные сильные учебные нагрузки. Дети становятся нервными, раздражительными, плохо спят.

Часто заикание проявляется только в определенных ситуациях, например, при публичных выступлениях. Однако со временем характер заикания может стать постоянным. Постепенно на фоне неудач в речи у детей развивается логоневроз.

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Эта форма заикания обусловлена генетической предрасположенностью, а также осложнениями во время беременности и родов, угрозами выкидыша, асфиксией.

Как правило, неврозоподобное заикание проявляется у детей в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин.

Дети этой группы в первые годы жизни беспокойны, капризны, невнимательны, быстро устают. У них часто отмечается задержка речевого развития, первые слова такие дети начинают произносить к 1,5 годам. Фразовая речь развивается только к 3 годам, этот момент обычно и совпадает с началом проявления неврозоподобного заикания.

Характерная особенность этой формы — постоянство в проявлениях заикания вне зависимости от ситуации. Речевые нарушения часто сопровождаются нарушениями также и в координации, моторике, мимике, артикуляции.

Подходы при лечении разных форм заикания

В этой статье мы рассмотрели особенности двух форм заикания. При обеих формах заикания требуется комплексная терапия. Она включает в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Однако акценты лечения при невротической и неврозоподобной формах будут расставлены по-разному.

При неврозоподобной форме заикания акцент будет сделан на устранение или ослабление физиологических нарушений: речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Невротическое заикание требует упора на психологической работе по устранению страха речи.

Лечению всегда должно предшествовать тщательное исследование, чтобы установить, какой именно формой заикания страдает пациент. Ставить диагноз и подбирать тактику лечения может только грамотный специалист с медицинским образованием.

Может быть полезно

Большинство людей с уверенностью могут сказать, что знают, что такое заикание. Сложно не заметить его у человека, который повторяет звуки или слоги, затрудняется начать говорить, напрягает при этом мышцы лица и шеи.

Перед тем, как начать разговор о причинах заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».

Источник: https://zaikanie.spb.ru/articles/o-lechenii-vzroslyh/nevrologicheskoe-zaikanie/

Заикание (откуда берётся и как убирать)

?

Егор Миронов (fillum) wrote, 2015-05-22 12:18:00 Егор Миронов fillum 2015-05-22 12:18:00 Categories:

.Мало кто любит говорить о своих «недостатках» вообще (даже если они были в прошлом), тем более показывать явно_видимые (явно_слышимые). Если внутреннюю «болячку» снаружи не видно, а лысину на голове можно кепкой прикрыть, то заикающийся, только открыв рот, сразу всё о себе в этом плане и «рассказывает». Конечно, заикание не рак, подумаешь, мол, велика беда! Руки-ноги целы, и ладно! Но тот, кто сам находится в этой «шкуре», думает и ощущает совершенно иначе, и часто жизнь человека с заиканием — это один сплошной кошмар (возможно, с перерывом на сон…).Я там был. Я заикался больше 30 лет (с пятилетнего возраста), и психология помогла мне убрать это из себя. Теперь я помогаю сделать это и другим людям.

Лично в моём случае и «попасть туда», и выйти «оттуда» оказалось очень просто. Но люди — разные. Механизм проявления заикания — один. Механизмов (возможностей) возникновения заикания — ограниченное число. А вот механизмов (возможностей) выхода оттуда — вагон и маленькая тележка.

  • Итак, способы выхода оттуда описаны в конце этого поста (самые простые способы) и — по этой ссылке: «Дневник (когда-то) заикавшегося психотерапевта» — там мой дневник на одном из форумов, «посвящённом» вопросам заикания, описан мой личный опыт, профессиональная практика, да и просто «мысли вслух». Материала там много, но выберите время, почитайте не урывками, а всё подряд — будет полезно и для решения конкретных вопросов, и для общего понимания )))))
  • Механизм проявления

— с точки зрения Биологических Законов  — это активная СБП для мускулатуры гортани, т.е. — конфликт внезапного испуга (для правшей) либо конфликт территориальной угрозы (для левшей), плюс, если человек «залип» в своём заикании — конфликт самообесценивания.

Каждая СБП, которая имеет разрешение конфликта, также имеет (внутри фазы восстановления) эпилептический и/или эпилептоидный кризис (между PCL-A-фазой и PCL-B-фазой), т.е. переход  от фазы отёка к фазе рубцевания в самой «низкой точке» ваготонии.

Эпилептические припадки с мышечными спазмами это особая форма эпикризиса после разрешения двигательных конфликтов.Территориальные конфликты в эволюционном плане это самые «продвинутые» конфликты, реагировать на которые наши предки «научились» позже всего, тогда, когда у них появилась кора головного мозга.

  Соответственно, реле для запуска этих конфликтов находятся в коре головного мозга.

У каждого человека, независимо от пола, правая часть коры отвечает за «мужской тип реакции» на территориальный конфликт, а левая часть коры отвечает за «женский тип реакции».

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типаНа схеме выше:

Реле 3 – это реле  мускулатуры гортани (двигательный центр, отвечающий только за движения (функционирование) мышц.

Структурно, на уровне ткани, мышцы относятся к новой мезодерме и управляются из паренхимы больших полушарий головного мозга (белое вещество) с реакцией на конфликт самообесценивания).

Этот же центр является центром речи — центр Брока (отвечает за заикание);

Реле 4 – это реле мускулатуры бронхов (двигательный центр);Реле 5 – реле плоского эпителия слизистой гортани;Реле 6  — реле плоского эпителия слизистой бронхов.Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

  Женский тип реакции (левое полушарие)

Биологический конфликт  Конфликт, связанный со страхом-испугом. Конфликт неспособности говорить (например, потеря голоса из-за абсолютно неожиданной опасности = женская реакция, мужчина немедленно ответил бы активной защитой, например «громким рыком» или атакой).

Читайте также:  Алкоголизм среди молодежи: профилактика

Активная фаза конфликта (СА-фаза)   

Источник: https://fillum.livejournal.com/60505.html

Лечение клонического заикания

Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой.

В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание.

Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д.

Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку).

Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания. Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.).

Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона.

Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний.

Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения.

К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Источник: https://kemgkb4.ru/lechenie-klonicheskogo-zaikanija/

Заикание у детей: причины и лечение / Mama66.ru

Заикание у детей — это не только проблема в деятельности речевого аппарата, но и отголосок определённых трудностей в психоневрологическом здоровье ребёнка. Основной период проявления дошкольного заикания — возраст от 2 до 5 лет, когда идёт активное развитие речевых способностей становления фразовой речи.

Ребёнок младшего возраста, старающийся донести свою мысль до окружающих, торопится, перебирая второстепенные по его мнению слова, может проглатывать слова или окончания, жестикулировать вместо вербального обозначения действий, применяя все средства общения. На этом фоне формируется сбивчивая неразмеренная речь, ещё более нервирующая самого ребёнка.

При лечении заикания народные методы помогают в очень редких случаях, а экспериментировать на ребёнке нельзя.

Только специалисты могут установить истинные причины отклонения в речевом развитии и помочь его вылечить, применяя современные методики и упражнения, технические способы и массаж.

Иногда необходимы дыхательная гимнастика, медикаментозные средства, таблетки и иное лечение.

Причины заикания

По своему происхождению заикание может иметь невротический характер – при нарушениях работы мозга, причины которых имеют физиологический характер — это интоксикация или родовые осложнения. Недуг также возникает при перевозбуждении речевых центров, как следствие органического поражения нервной системы.

При заикании на фоне невроза, называемом логоневрозом, можно выделить несколько видов этого заболевания. Возникновение логоневрозов вызывается  также спонтанным появлением некоторых факторов, например, проблем в домашних условиях, бурно влияющих на эмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста.

При речевых неврозах полагают, что основной причиной является психологическая нестабильность и предрасположенность ребёнка младшего возраста к возникновению сбоев в речевой активности.

Причиной может послужить наличие в семье взрослого заикающегося. Вылечить невроз в таких случаях сложно. Успокоительная трава и обычная гимнастика, другие общеукрепляющие процедуры и лечение, которые часто советуют многие мамочки, не являются универсальными средствами. Лечение может быть поэтапным, когда вначале специалисты занимаются больше психикой, а потом – логопедическими проблемами.

Причины проявления логоневрозов — травмирующие детскую психику события, стрессы, подавление личностных проявлений в поведении ребёнка, давление, оказываемое взрослыми или каким-то фактором на его психику. Не всегда удаётся проследить, что именно явилось причиной начала развития логоневроза.

Порой провоцирующим фактором служит целая цепь событий, при которой ребёнок испытывает эмоциональную усталость и дискомфорт длительное время.

Если этап становления активной фразовой речи совпадает по времени с эмоциональной нагрузкой, болезнью и стрессом, это может значительно навредить развитию коммуникативных навыков. Вызовет полное нежелание разговаривать, замкнутость в коллективе или в привычных домашних условиях, а также станет причиной развивающегося заикания.

Виды заикания

Виды логоневрозов встречаются у детей те же, что и у взрослых:

  • тонический;
  • клонический;
  • смешанный — могут наблюдаться симптомы и тонические, и клонические.

Тонический логоневроз

При тоническом логоневрозе некоторые звуки в словах оказываются слишком растянуты, а последующие могут проглатываться. Отсутствует плавность речи, получается сбивчивый, запинающийся рассказ, у детей появляется раздражительность, боязнь разговаривать, дыхательная аритмия. Иногда они срываются на крик, так как не могут физически совладать со своим речевым аппаратом.

Во время пауз при тоническом заикании можно заметить непроизвольное напряжение мышц челюстно-лицевого аппарата, языка говорящего. Даже специальный массаж и упражнения, логопедическая гимнастика не снимают напряжения.

Тоническое заикание хорошо поддаётся коррекции, лечение проводится при помощи специалистов – логопедов и дефектологов. Для ребёнка необходимо установить полный покой в эмоциональном плане, создать благоприятную среду для общения.

Но ни в коем случае не форсировать развитие речи, стараться поддерживать режим тишины, предлагая ребенку сначала подумать, что именно он хочет сказать. Такой режим и терапевтические средства, а также логопедический массаж и дыхательная гимнастика при поддержке грамотного логопеда дают свои плоды уже через полгода занятий.

Дети, не имеющие проблем в психическом развитии, сами ощущают облегчение от занятий и стараются хорошо выполнять поставленные задания, с удовольствием позволяют проводить массаж. С детьми, имеющими также отклонения в развитии психики, обязательно должен работать психоневролог.

Специалисту необходимо устранить волнующие малыша дошкольного возраста проблемы, а также назначить поддерживающую медикаментозную терапию (седативные таблетки и др.) и помочь в создании условий, щадящих нервы ребёнка. Препараты, логопедические упражнения, гимнастика и массаж установят психическое равновесие, поспособствуют развитию речевых способностей и помогут вылечить логоневроз.

Клонический логоневроз

При клоническом логоневрозе можно заметить, что ребёнок испытывает сложности при произнесении сложных по фонематической структуре слов и повторяет несколько раз один из слогов слова, чаще– первый.

Причины клонических повторов слогов — прерывистые судороги, в которых участвует дыхательная система и речевой аппарат. Кроме того, осуществляется нервная проводимость сигналов в мозг, в речевые центры, которые регулируют всю цепочку речевой деятельности.

Для преодоления этих проблем нужно устранять возникающие спазмы речевых мышц, что является первоочередной задачей врача-психоневролога и практикующего занятия с ребёнком логопеда.

Специалисты проведут не только терапию и упражнения, но и массаж соответствующий возрасту, подберут при необходимости нужное лекарство. Общеоздоровительная гимнастика не должна перенапрягать малыша, нужно следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Читайте также:  Трудоголизм, как форма зависимого поведения: избавление, признаки

Смешанный тип

Логоневрозы смешанного типа говорят о нестабильности психо-эмоционального развития ребёнка, о значительном дискомфорте для его неокрепшей психики. Лечение тоно-клонических проявлений дисфункции речи дошкольного периода занимает много времени, не всегда устраняется бесследно и, исчезнув однажды, может вернуться после пережитого стресса или перенесённого заболевания.

Детей, страдающих заиканием, не следует перегружать эмоционально, ведь успехи, достигнутые на логопедических занятиях также дороги и самому ребёнку дошкольного возраста, как его педагогам и родителям.

Хорошо, когда ребёнок мотивирован, верит в то, что способен вылечиться, побороть недуг, и с готовностью принимает помощь логопеда. Будет обидно потерять первые положительные результаты и намечающуюся положительную динамику из-за разового случайного эмоционального напряжения.

Родителям заикающихся детей

Обычно логопед, работающий с ребёнком дошкольного возраста, имеющим логопедические проблемы, проводит полный инструктаж для членов семьи ребёнка.

Есть специальные упражнения, средства и общие правила, которым необходимо следовать в домашних условиях, если вы хотите помочь малышу как можно быстрее. От выполнения этих условий зависит исход лечения и коррекции речи в дошкольном возрасте.

Вы поможете ребёнку, если:

  • откажетесь на время от сложных развивающих занятий, усиленного дошкольного обучения, посещения различных дополнительных кружков и секций, бассейна, танцев;
  • исключите визиты гостей, проведение бурных праздников, вызывающих эмоциональное перенапряжение малыша;
  • сможете внимательно следить за соблюдением режимных моментов и выполнять упражнения, назначенные логопедом, и массаж, если будет своевременно проводиться дыхательная гимнастика и другое лечение;
  • позволите выражать ребёнку все его эмоции без оглядки на окружающих,  не станете стыдить его за плач и недовольство.

Просмотр телепередач и пользование интернетом могут перенапрягать психику дошкольника. Стоит выбирать спокойные, уже знакомые мультфильмы, читать его любимые книги, подходящие по возрасту.

В речевом общении между вами и малышом нужно установить правила, которые помогут ему раскрепоститься. Родителям необходимо помогать ребенку справляться с накатывающими эмоциями, правильно подбирать слова и выражения, использовать все инструменты речи.

Следует научиться вместе с ребёнком обсуждать те события, которые невольно вызывают переживания, различные стрессовые ситуации, не осуждая при этом поведение, не выдавая оценок. Если ребёнок сам затрудняется описать что-либо – сделайте это за него, дополните его рассказ чёткими грамотными ми, как если бы он сказал сам.

При общении с ребёнком или в его присутствии нужно избегать сложных речевых конструкций, обсуждения незнакомых ему тем или волнующих сюжетов. Нельзя давить на малыша, заставляя его говорить быстрее или медленнее, запрещая ему выражать негативное отношение к кому-либо или чему-либо, к происходящим событиям.

Ребёнок – всегда личность, даже едва начинающий говорить. Он обладает невероятной восприимчивостью, усваивает множество эмоций взрослых. Поэтому, к тому моменту, когда оформляется фразовая речь, он уже имеет множество своих представлений о жизни.

Усилия следует приложить к нормализации эмоционального климата в семье и в детском коллективе, где бывает ребёнок. Для дошкольника хороший контакт с родителями и домочадцами позволяет в большой степени быстро решить проблему заикания, преодолеть возникшие трудности.

Коррекцию речевой проблемы можно начинать с подбора специалиста, который сможет найти к ребёнку хороший подход, не рассчитывая на народные способы лечения. Хотя в некоторых случаях для нормализации эмоционального спокойствия лекарством может служить успокоительная трава и расслабляющие упражнения, гимнастика, иногда — таблетки.

Особую роль в лечении детей дошкольного возраста играют массаж и дыхательные упражнения, предлагаемые логопедом.

Источник: https://mama66.ru/detskie-bolezni/zaikanie-u-detejj

Тоническое заикание

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Оглавление:

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность.

Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием.

Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов.

В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Формы заикания

По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят.

Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться.

К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Признаки заикания

Заикание у детей

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.

При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.

При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие.

Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Источник: http://ka-mode.ru/tonicheskoe-zaikanie/

Ссылка на основную публикацию