Профилактика заикания (логоневроза): предупреждение рецидивов, памятка для родителей, предрасполагающие причины

Всем привет! Сегодня я к вам с плохой новостью. От 3% до 7% первоклассников страдают проблемой заикания. И возникает она, как правило, в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Поэтому профилактика заикания у детей сегодня является крайне важным моментом.

Профилактика заикания (логоневроза): предупреждение рецидивов, памятка для родителей, предрасполагающие причины

Я изучила этот вопрос и теперь спешу поделиться важной информацией!

Причины

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала… это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Группы риска

Категории, которые я укажу ниже, к сожалению, явление нередкое. Поэтому, прошу обратить пристальное внимание, если ваш малыш относится хотя бы к одной рисковой группе.

  • Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
  • Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
  • Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
  • Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
  • Когда дитя растёт в двуязычной семье.

Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет. Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике.

Профилактика заикания (логоневроза): предупреждение рецидивов, памятка для родителей, предрасполагающие причины

Меры профилактики

Изучая материал, узнала любопытную вещь. Оказывается, в 80% случаев появление недуга берётся из семьи. Я не говорю сейчас про генетическую предрасположенность. Это может быть из-за частых сор родителей, да просто их переживаний, которые приносят домой с работы.

А сколько мам и пап увлечены карьерой, оставив деток на попечение бабушек или нянек? Это всё играет весомую роль в речевом развитии малышей. А всего-то нужно уделять должное внимание своему чаду и пользоваться мерами профилактики:

  1. Соблюдать благоприятный эмоциональный климат в семье. Никаких ссор и бурных переживаний.
  2. Обязательно соблюдать режим дня.
  3. Обращать внимание на детские страхи. Не кидайте кроху в омут с головой. Найдите компромисс. Например, он боится спать один в тёмной комнате. Покажите, что там никого нет. А ночью пользуйтесь ночником. Сейчас огромный выбор детских ламп. Мы, кстати, недавно приобрели такую. Выбирали вместе с дочкой. Правда, она и до этого спала сама. Но ночником мы пользовались всегда. Просто совместные покупки всегда нравятся деткам. Это, скорее всего, убедит кроху засыпать в одиночестве.
  4. Если в вашей семье говорят на двух языках, остановитесь на каком-то одном. Не создавайте проблем для детской речи.
  5. Не перегружайте дитя информацией. В меру и по делу.
  6. Обязательно пойте песенки, и учите стихи! Только не большие. А ещё здорово играть на музыкальных инструментах — детских духовых.

А что делать, если у крохи только начались неприятности с речью? Может ли родитель сделать так, чтобы заикание не укоренилось?

А если болезнь появилась?

Ваш малыш говорил в соответствии с возрастом. Но вдруг замолчал. А после молчания заговорил прерывисто, начал тянуть слоги. Это первый звонок. Причём тревожный. Вспомните, возможно, был перенесён некий стресс? И первым делом исключите этот стресс из жизни крохи. А кроме того, соблюдайте такие правила:

  1. Обязательно покажите дитя врачу. Пока заикание не укоренилось, недуг будет легче победить.
  2. Соблюдайте собственный речевой тембр. Говорите медленно и чётко.
  3. В процессе лечения избегайте эмоциональных перегрузок. Не предъявляйте к дитю сильных требований. Он не может кушать самостоятельно, а вы его учите? Помогите ему. Если он отказывается наотрез брать ложку, не насилуйте. Докормите чадо. Поверьте, до 18 лет с тарелкой за ним бегать не будете.
  4. Не показывайте крохе, что вы сильно обеспокоены его речью. Ведите себя обычно. И ни в коем случае не передразнивайте малютку.
  5. Следите за правильным дыханием малыша: глубокий вдох и медленный выдох.
  6. Специалисты советуют ограничить общение с людьми, страдающими подобной проблемой.
  7. Игры должны быть тихими (по возможности) и спокойными. Хорошо лепить, собирать пазлы, рисовать.

Да, коррекция этой проблемы не всегда происходит быстро. Но, поверьте, лучше предупредить, чем потом лечить запущенную стадию. Согласны?

Источник: https://my-happybaby.ru/profilaktika-zaikaniya-u-detej

Рекомендации для родителей ребенка, идущего в 1-ый класс для предупреждения рецидива заикания

Профилактика заикания (логоневроза): предупреждение рецидивов, памятка для родителей, предрасполагающие причины

Рекомендации для родителей ребенка,

идущего в  1-ый класс для предупреждения рецидива заикания.

Школа — серьезное жизненное испытание как для детей, так и для родителей. Далеко не все легко справляются с ним. Понятно, что для детей с уязвимой психикой школьная ситуация окажется особенно трудной. Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе.

Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. Следует заранее сообщить о речевых трудностях ребенка. Расскажите, что логопед не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать, даже если он знает материал урока.

Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы. Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему. Заикающиеся дети, так же, как и их родители обычно предъявляют к себе завышенные требования.

Не чувствуя себя достаточно уверенно, они отказываются от устного ответа. Проследите за подготовкой к устному опросу.

Не ставьте перед собой цель добиться того, чтобы у вашего ребенка была речь оратора. Недаром в психологии существует понятие демосфенова комплекса — желание ценой сверхусилий не только преодолеть недостаток речи, но именно в этой области утвердить свое превосходство.

Читайте также:  Препараты для кодирования от алкоголизма: внутривенно, названия

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи

Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.

При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-rebenka-iduschego-v-iy-klass-dlya-preduprezhdeniya-recidiva-zaikaniya-1817827.html

рекомендации родителям по устранению заикания

Рекомендации родителям по устранению заикания.

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка».

По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться.

Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки.

Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание.

Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Причины заикания

Физиологические

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д.

В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

ПсихологическиеПричины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг.

Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

СоциальныеЕсли родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.

Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания.

Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие.

Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго.

Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.Соблюдать распорядок дняДля ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановкуПостоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общенииРебенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровьеРодители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Соблюдать правила• Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.

• Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.

• Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Основные методы лечения заикания у детей

Читайте также:  Курение и спорт: бег, совместимы ли, выносливость

Дыхательные упражнения

Источник: http://www.mbdou10-tula.ru/sovety-roditelyam/sovety-spetsialistov/355-rekomendatsii-roditelyam-po-ustraneniyu-zaikaniya

Пути профилактики развития заикания у дошкольников

Известно, что заикание является сложным психофизиологическим расстройством речевой непрерывности и плавности, обусловленным возникновением судорожных спазмов в разных отделах речевой мускулатуры (И.А.Сикорский[63], Э.Фрешельс[68], Г.Д.Неткачев[53] и др.).

Несмотря на разнообразие причин, факторы психической травматизации и подражания приобретают особое значение, как наиболее распространенные в случаях возникновения невротического заикания (Е.Ю.Рау[38, 56-59]).

Случаи хронической психотравматизации часто связаны с дисгармонией семейных взаимоотношений, особенностями воспитания, в том числе и воздействием на формирование речи ребенка неправильного речевого образца, зачастую связанного с устойчивыми привычками родителей к торопливости, несдержанности, импульсивности в их собственном речевом поведении (Е. Ю. Рау[38, 56-59], Е. С. Казбанова[29]).Таким

  • образом, особую роль в развитии заикания у детей имеет семейное окружение, причем как в плане воспитания, так и плане речевой атмосферы.
  • В профилактике заикания выделяются три основных направления:
  • 1) предупреждение возникновения заикания;
  • 2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
  • 3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

При «остром» начале заикания необходимо срочно создавать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Такими условиями могут быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на более нейтральную; создание специального охранительного режима.

При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять свое беспокойство, сильно акцентировать внимание на дефекте ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки над речью заикающегося.

При инициальном заикании следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых ситуациях. Речь взрослых должна быть при общении с ребенком плавной, певучей, эмоциональновыразительной, неторопливой, с минимальной фонетической редукцией, полногласной.

Сна момент острого заикания желательно играть с ребенком в спокойные игры, организовать совместные занятия рисования, лепки, аппликации и другие виды ручной деятельности в спокойной обстановке без конфликтов и сильных эмоциональных потрясений.

Полезно ребенку выполнять ритмические упражнения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.), при этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял все эти упражнения с удовольствием и без напряжения.

Все дисциплинированные требования должны говориться спокойным тоном и не носить агрессивный характер. Если ребенок сопротивляется выполнению определенных требований, то следует переключить его внимание на другую деятельность.

Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикнаия, рекомендуется длительное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.

Предупреждение нарушений социальной адаптации начинается еще в дошкольном возрасте. Неуверенны, тревожные по характеру дети нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей. Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действий. [12]

Советы для родителей по профилактике речевой судорожности у детей (Л.И.Белякова[9-13], Е.Ю.Рау[38, 56-59], Е.С.Казбанова[29]):

  1. – Речь взрослых при общении с ребенком должна быть плавной, певучей, эмоционально-выразительной, неторопливой с минимальной фонетической редукцией, полногласной;
  2. – Взрослым следует задавать ребенку только конкретные вопросы и не торопить с ответом;
  3. – Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно учить вместе стихи и читать, петь песни сопровождая их соответствующими ритмизированными жестами и движениями, играми по возрасту ребенка;
  4. – При наличии дефектов речи у родителей, рекомендуется постараться их устранить, чтобы не допускать появления этих дефектов у детей, опираясь на их подражательную способность;
  5. – При появлении физиологических интераций, либо первых запинок, желательно установить режим ограничения речи, молчания или шепота, играть с ребенком в спокойные игры, либо организовывать занятия по совместной аппликации, лепке, рисованию и другими видами творческой ручной деятельности в спокойной обстановке без конфликтов и сильных эмоциональных потрясений, а также придерживаться четкого распорядка дня, ограничивая активное общение с детьми (при необходимости исключить посещение детского сада).

Источник: https://studbooks.net/2591166/pedagogika/puti_profilaktiki_razvitiya_zaikaniya_doshkolnikov

Консультация для родителей «Профилактика заикания у дошкольников»

Консультация для родителей

«Профилактика заикания у дошкольников»

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые могут возникать в разных его отделах – артикуляционном, голосовом, дыхательном.

  • Предупредить появление у ребенка заикания значительно легче, чем его преодолеть.
  • Дети «группы риска» в отношении заикания
  • •    Дети с неблагоприятной наследственностью в отношении заикания       ( заикание или левшество  у родителей,  признаки леворукости  у самого ребенка).
  • •    Дети с неблагоприятным ранним анамнезом ( осложненное протекание беременности и родов у матери, в результате чего может быть поврежден головной мозг ребенка).

•    Дети с неустойчивой нервной системой и «тревожным характером», что проявляется в нарушении сна, аппетита, повышенной  плаксивости, в сильной привязанности к матери, в истерической реакции на помещение его в детский сад и т. п.

•    Дети с ранним речевым развитием и повышенной речевой активностью.

•    Дети с задержкой речи, у которых первые слова появились к двум годам, а фраза после 3х лет. Они часто «застревают», не умея подобрать слово, сформулировать фразу.

  1. •    Дети из семьи с двуязычием, которое осложняет весь процесс становления речи.
  2. •    Дети с ускоренным темпом речи
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ 
  4.      Профилактика любого расстройства и речевого в том числе предполагает устранение из жизни ребенка тех причин, которые приводят к появлению этого расстройства.
  5. •    После рождения ребенка для сохранения его нервной системы в здоровом состоянии очень важно организовать правильный режим  его жизни (полноценное питание и сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, спокойные условия жизни в семье, без стрессов, доброжелательное отношение к ребенку со стороны всех членов семьи).
  6. •    В среднем и старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на тщательный отбор телепередач, компьютерных игр, так как большинство из них расшатывает нервную систему не только у детей, но и у взрослых.

•    Очень важен и правильный подбор друзей, с которыми у детей не должно возникать частых конфликтов. Общение со сверстниками должно доставлять радость и способствовать сохранению хорошего настроения.

•    Нужно постараться устранить из жизни ребенка стрессовые ситуации, начиная с исключения резких неожиданных окриков, бурного выяснения отношений между родителями.

Стрессом для маленького ребенка может быть и новогодний «сюрприз», придуманный взрослыми для его развлечения.

Подобные ситуации приводят к резкому перевозбуждению, а значит, и к последующему срыву взаимодействия между процессами возбуждения и торможения, осуществляющими регулирующую роль в отношении речи.

•    Отсутствие единства требований к ребенку со стороны отца и матери в мерах воспитательного воздействия на ребенка, то в этих условиях он постоянно находится в неуравновешенном нервном состоянии, расшатывается его нервная система.

•    Длительное общение с заикающимися взрослыми или сверстниками. В подобных случаях заикание у детей может возникнуть в силу активного или пассивного подражания.

Читайте также:  Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

•    Резкое переучивание левшей. Сначала следует проконсультироваться со специалистами в целесообразности такого переучивания.

В случае его необходимости родители обязаны проявить крайнюю осторожность: недопустимы никакие резкие запреты и стремление завершить весь этот процесс в короткий срок.

Дело здесь не только непосредственно в самих руках, но и в очень сложных процессах, параллельно происходящих в головном мозге ребенка.

•    Усиленное стимулирование речевого развития ребенка. Это заучивание больших стихотворений или текстов, сложных по содержанию и рассказывание их «перед аудиторией». Такая непосильная для анатомически и функционально еще незрелого речевого аппарата нередко приводит к его «поломке».

•    Если ранний анамнез ребенка оказался неблагополучным, то в этом случае необходимо безотлагательно, на первом году жизни провести назначенное врачами медикаментозное лечение, рассчитанное на значительное сглаживание последствий раннего органического поражения головного мозга.

•    При первых признаках отставания ребенка в речевом развитии нужно сразу проконсультироваться у специалистов и немедленно начать принимать необходимые меры. Родителям не следует пугаться необходимости обращения к специалистам, поскольку их консультация не добавит ничего нового, что у ребенка уже имеется, а лишь внесет необходимую ясность и поможет правильно сориентироваться в ситуации.

•    Очень важно развивать двигательную сферу ребенка, поскольку предрасположенные к заиканию дети отличаются моторной неловкостью. С ними нужно проводить различные упражнения на координацию движений и на их переключение, то есть на переход от одного движения к другому.

  • •    Особое внимание следует обратить на развитие тонкой ручной моторики, то есть на воспитание свободных и ловких движений пальцев рук.
  • •    Отдельное внимание следует уделить развитию артикуляционной моторики ребенка, то есть позаботиться о том, чтобы он мог свободно выполнять органами артикуляции те движения, которые необходимы для правильного произношения звуков.
  •     Хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что предупредить появление заикания несравненно легче, чем его преодолеть, поэтому нужно очень серьезно отнестись к изложенным здесь рекомендациям.

Учитель-дефектолог Новик Т.А.

Источник: https://sanator1.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-profilaktika-zaikanija-u-doshkolnikov

Как родители могут помочь своему ребёнку преодолеть заикание

  • Подготовила учитель-логопед 
  • Матигина Анна Алексеевна
  • МБДОУ детский сад № 11 «Солнышко», 
  • посёлок Малыгино, Ковровский район 
  • Владимирской области

  Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

  Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

  Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

  Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи.

Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать «срыв» речи – заикание.

Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

  Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.

  Эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-психолого-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей.

Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности речи — основные компоненты работы.

  Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

  1. Памятка  родителям заикающихся детей
  2.   Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.
  3. Рекомендации.
  4. 1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это  достигается:
  5. — общей спокойной, доброжелательной обстановкой;
  6. — отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;
  7. — последовательностью требований взрослых к ребёнку;
  8. — учётом страхов ребёнка, его тревог.

Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

  • 2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:
  • — выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;
  • — строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;
  • — ежедневно гулять с ребёнком;
  • — ежедневно делать физическую зарядку;
  • — избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);
  • — ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.
  • 3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:
  • — спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;
  • — обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);
  • — совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;

— выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);

— как можно чаще заниматься пением;

— читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

— выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

  1. — создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);
  2. — усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.
  3. Пятнадцать основных правил красивой речи

Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри на собеседника.

Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 5.

Источник: https://logopeddoma.ru/publ/dlja_vas_roditeli/konsultacii_dlja_roditelej/kak_roditeli_mogut_pomoch_svoemu_rebjonku_preodolet_zaikanie/7-1-0-34

Ссылка на основную публикацию