Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Неврологическое заикание представляет собой нарушение плавности произношения. Обуславливается негативными эмоциональными и психологическими факторами.

Отличительной особенностью данной формы заикания считается недостаточная интенсивность проявления, обусловленная окружающей обстановкой и состоянием нервной деятельности больного, волнообразные и возобновляющиеся течения, присутствие дополнительных симптомов.

Диагностика базируется на выявлении психологической травмы, исключении различных органических расстройств, воздействующих на речевой аппарат. Терапия заикания производится логопедическим или неврологическим методом воздействия, иногда подключаются психотерапевты.

Невротическая форма расстройства

Такая патология обуславливается психологическими факторами, возникают проблемы с речью, меняется ритмика. Аналогично другим разновидностям заикания патология имеет взаимосвязь с коническими, нечистыми аномальными сокращениями мышечных тканей.

Функциональные особенности невротического заикания и взаимодействия с травмирующими психику обстоятельствами дает возможность относить этот вид патологии к категории неврозов. Поэтому невротическое заикание характеризуется врачами, как логоневроз.

Чаще всего патология проявляется в детском возрасте. По некоторым сведениям кратковременное замыкание отключается у 4 малышей из 100. Примерно в возрасте от 4 до 5 лет такая проблема возникает чаще всего.

Во сколько именно в это время у малышей активно развивается речевой аппарат.  Неврозоподобное заикание проявляется в разном возрасте, может выявляться у взрослых пациентов.

У представителей мужского пола эта проблема проявляется намного чаще.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Причины

Основной причиной возникновения невротического заикания считается травма психики или постоянные нервные переживания.

В первом примере заикание проявляется кратковременно, часто его признаки достигают существенной выраженности, наблюдается даже переходящий мутизм.

Когда расстройство развивается в хронической форме, речевая дисфункция закрепляется, могут присоединяться другие невротические патологии, если психологический травмирующий фактор воздействует на нервную систему неизменно.

У малышей примерно 60% случаев заболевания припадают на воздействие неблагоприятной речевой обстановки в окружении среди семьи. К таким факторам относятся попытки родителей стимулировать развитие речи малыша, слишком много требовать, перегружать. Люди могут разговаривать на разных языках, резко увеличивать требования к речевым возможностям детей.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Иногда заикание может проявляться у малыша, если он подражает взрослому человеку с дефектом речи. Так проблема передается по принципу невротической фиксации.

Классификация заикания

В семидесятые годы врачи определили две разновидности заикания:

  • Невротическое.
  • Неврозоподобное.

Расстройства могут различаться по этиологии и патогенезу.

Неврозоподобное заикание возникает из-за органического воздействия на нервную систему, проявляется медленно, без отчетливых причин, поражает малышей от 3 до 5 лет.

Это может стать следствием токсикоза у матери, есть угроза выкидыша, возникновения кислородного голодания у развивающегося плода, наблюдается действие других наследственных факторов.

Невротическая разновидность возникает у малышей без проблемы с внутриутробным развитием. Дети развиваются в соответствии с нормальными ритмами роста организма.

Болезнь проявляется в раннем возрасте, когда интенсивно начинают проявляться процессы мышления, ребенок энергичнее познает мир, поэтому его речевая функция усложняется.

В кратчайшие сроки малыши усваивают большое количество новых слов и понятий, их произношение становится более сложным, используются продолжительные речевые обороты, словарный запас расширяются.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Темп речи может быть ускорен, малыш пытается говорить быстрее, захлебывается словами, произношение недостаточно внятное, некоторые слоги заглатываются. Психика отличается лабильностью. Наблюдается высокий уровень впечатлительности, робость, застенчивость. Таких детей часто что-то тревожит. Заикание слишком острое, внезапное.

Процесс обуславливается психологической травмой, каким-то событием, подвергшим ребенка шоковому состоянию. Это может быть сложное заболевание, гибель кого-то из родных, испуг, иногда меняются обычные стереотипы поведения.

На детей может воздействовать продолжительный психотравмирующий фактор, ошибки родителей при воспитании, постоянные конфликты в семье.

В подобных ситуациях нужно постараться наладить взаимодействие с малышом, добиться того, чтобы он успокоился, обеспечить любвеобильную, дружелюбную, бесконфликтную обстановку, создать у малыша чувство безопасности.

В семье необходимо стабилизировать психологический климат. Родителям придется в кратчайшие сроки обратиться к логопеду, помогающему в решении подобных проблем. Медикаментозный способ терапии заикания зачастую не приносит желаемых результатов.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Проблемы с произношением, как и другие виды патологии, требуют правильной диагностики, своевременного лечения. Для этого принимаются во внимание сведения из анамнеза в медицинской книжке малыша, проводится дифференциальный анализ с применением различных приспособлений. Диагностика выполняется логопедом, неврологом, иногда может работать психолог.

При обследовании малышей выявляются воздействие психологической травмы, полученной ранее. Изучаются особенности речи малыша, плавность, ритмичность. Выполняется неврологическая оценка, которая требуется для устранения органического генеза.

Диагностика

По симптомам неврозоподобное заикание напоминает тахикардию. Поэтому нужно проводить дифференциальную диагностику. Есть ситуации, когда проблемы с речью обусловлены органическим заболеванием.

Диагностировать нужно патологии ЦНС, с принятием во внимание анамнеза, в котором присутствуют повреждения, приобретенные в течение жизненного периода или после родов. Чтобы выяснить причины заикания, можно пользоваться инструментами или оборудованием:

  • МРТ.
  • Компьютерная томография.
  • УЗИ сосудов головы.
  • Электроэнцефалография.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Такие способы диагностики с повышенной вероятностью помогают выявить ишемическое или геморрагическое кровоизлияние, новообразования, аутоиммунные расстройства.

Логоневроз удается отличить от тахикардии, которая отличается ускоренным произношением, паузами, заиканием и ошибками в формировании предложений. Указанные признаки не имеют отношения к судорогам, возникающим в мышцах артикулярного аппарата. Такие патологии имеют функциональный характер, поэтому главное отличие заключается в клинической картине.

Логоневроз с учетом развития тахикардии имеет свои особенности.

Пациент не понимает, что с ним что-то не так, произношение улучшается, когда читается знакомая надпись в ненапряженной обстановке.

Симптомы ухудшаются при ответах, о которых нужно подумать, дать точную информацию. Иногда проблемы с речью возникают при эмоциональном напряжении, если сосредоточиться на какой-то проблеме.

Лечение

Терапия заболевания зачастую проводится комплексно, требует усилий логопеда, невропатолога. Проводятся различные занятия для улучшения речи. Будет трудно получить результат, если на ребенка продолжает оказываться травмирующее воздействие. Для устранения отношения пациента к подобным обстоятельствам и исключения психотравмирующего воздействия выполняются:

  • Психокоррекция.
  • Улица анализы.
  • Терапия.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  • Разные тренинги.
  • Художественная терапия.
  • Если логоневроз развиваются из-за конфликтной обстановки в семье, желательно заняться психотерапией, проконсультироваться у врача. У малышей немаловажное значение имеет так называемая положительная речевая атмосфера, обеспечивающая спокойное произношение.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  • Доброжелательное отношение окружающих.

Неврологическая поддержка требуется для выбора и регулирования медикаментозной терапии.  С учетом основных признаков болезни можно употреблять такие препараты:

  • Антидепрессанты.
  • Нейролептики.
  • Транквилизаторы.
  • Иногда применяется электросон и другие способы проведения рефлексотерапии.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Совместно с общепринятыми способами устранения логоневроза применяются разнообразные авторские методы. К ним относятся разработанные разными учетами методики социальной реабилитации, дыхательная гимнастика. В самых сложных ситуациях используется гипноз.

Симптоматика

Отличительной особенностью неврологической разновидности заикания считается неравномерность проявления речевой дисфункции.

У одних и тех же детей выраженность симптомов отличается в разное время, никогда нельзя сказать точно, в какой ситуации и продуктивность речевого контакта будет минимальная.

Зачастую в привычной для пациента обстановке среди близких родственников болезнь проявляется незначительно, человек заикается слегка.

Интенсивность симптомов усугубляется при нервозности, психологическом напряжении, возникновении чувства ответственности или повышенной значимости того или иного процесса. Все пациенты, у которых диагностировали логоневроз, утверждают, что симптомы быстро усиливаются, когда нужно разговаривать с незнакомым человеком, выступать перед множеством людей.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/nevroticheskoe-zaikanie.html

Неврозоподобная форма заикания: как проявляется, причины у детей и взрослых, диагностика и лечение

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Неврозоподобное заикание имеет свои особенности патогенеза и этиологии. Исправить ситуацию можно только лишь устранив первопричину патологии.

Для этого специалисты проводят специальную диагностику, на основе которой выставляется диагноз и назначается лечение.

Процесс восстановления длительный и пошаговый, и самое главное – самостоятельно, без квалифицированной помощи не обойтись.

Как проявляется неврозоподобная форма заикания, связанная с нарушением работы или поражением мозга, как диагностируется и лечится, в чем причины данной проблемы? Подробности — в статье.

Определение понятия

  • Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличияСуществует несколько классификаций типов заикания – по характеру речевых судорог, по месту локализации (на вдохе или на выдохе) и пр.
  • По причине появления выделяют эволюционное и симптоматическое заикание.
  • Неврозоподобный вид – эволюционное заикание, возникающее в раннем детстве, от 2 до 6 лет, отличительной особенностью и причиной этого вида является органическое поражение центральной нервной системы и головного мозга.
  • Для неврологического вида заикания характерна судорожность речи, наличие тиков (непроизвольные сокращения мышц лица и рук).

Причины возникновения у детей и взрослых

Основная причина – функциональные изменения центральной нервной системы, вызванные, прежде всего, мозговыми нарушениями и патологиями головного мозга ребенка.

Предрасполагающие триггеры появления врожденного заикания:

  1. Внутриутробные патологии (обвитие пуповины, неправильное предлежание плода).
  2. Тяжелая беременность (токсикоз, кислородное голодание – гипоксия плода).
  3. Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  4. Родовые травмы (асфиксия, затяжные роды, внутричерепные сдавливания и травмы при родах).
  5. Гипертония мамы (особенно на поздних сроках скачки давления – эклампсия).
  6. Нарушение кровообращения (плацентарная недостаточность).
  7. Инфекционные заболевания родителей (сифилис, туберкулез).
  8. Нервно-психические расстройства (депрессия, шизофрения, неврозы и психозы).
  9. Курение, употребление наркотиков, алкогольная зависимость одного из родителей.
  10. Самолечение матери во время беременности (бесконтрольное употребление сильных препаратов).
Читайте также:  Профессии после 9 класса: для девушек, список, для мальчиков

Особое место занимает генетическая предрасположенность к заиканию (речевые патологии близких родственников). Доказано, что заикание может передаваться по наследству.

Неврозоподобное заикание не связано с психотравмой, стрессами ребенка, не зависит от внешней ситуации (волнение, возбуждение, испуг, сложные отношения в семье и пр.).

Патогенез и механизмы развития

Чаще всего заикание неврозоподобного характера появляется без наличия видимых причин на 3 или 4 году жизни ребенка, развивается постепенно.

Этапы протекания:

    Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  1. 1 — 6 месяцев — заикание волнообразное, периоды без нарушений сокращаются; ребенок позже начинает ползать, держаться на ногах и ходить.
  2. От 1 года — появляются сопутствующие симптомы – обильные движения, сорные звуки, слова, ужимки и уловки (эмболофразия).
  3. 1 — 2 года – начинает говорить первые слова, речевой дефект приобретает форму монотонности и стабильности (закрепляется).
  4. Далее, к 3 -3,5 годам ребенок начинает формировать первые фразы, появляется нарушение мелкой и крупной моторики разной степени – недостаточная координация и подвижность речевого аппарата, нарушение координации ног и рук.

Кроме того, уже в первый год жизни ребенок проявляет беспокойство, кричит без причины, плохо спит днем, просыпается ночью. Возможно отставание и в физическом развитии (часто отмечается нижняя граница нормы).

Поведение – расторможенность, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, ориентир на мать. Ребенок часто капризничает, не переносит жару, духоту, в транспорте его сильно укачивает.

На занятиях в детском саду и при любой физической нагрузке работоспособность низкая, малыш быстро утомляется, внимание истощается в течение 15 мин.

Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы.

Отмечается появление гиперкинетического синдрома — не запоминает последовательность движений, движения рук и ног несоразмерные, напряженные, резкие. Музыкальный слух плохо развит — темп и ритм не держит в памяти.

Речевые нарушения – трудности в произношении звуков, словарный запас низкий, грамматический строй речи нарушается, появляются трудности в формировании и воспроизведении целой фразы.

Клиническая картина: симптомы и проявления

Разграничения эволюционных видов заикания (невротическое и неврозоподобное) весьма условное, часто встречаются смешанные типы – логоневрозы сопровождаются различными соматическими расстройствами.

Отличительные особенности проявления неврозоподобного заикания:

  • речевая активность повышена;
  • судороги появляются именно в артикуляционном аппарате – губы, язык, мягкое небо;
  • темп речи ускоряется;
  • звукопризношение чаще всего нарушено, отмечается общее недоразвитие речи;
  • Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  • речь невыразительная, глуховатая, монотонная:
  • движения скованные, неуклюжие, однообразные, мимика невыразительная, вялая;
  • страдает мелкая моторика – плохо рисует, штрихует, испытывает трудности при разукрашивании;
  • отмечаются частые стереотипные сопутствующие движения рук и ног (кривляние, активные жесты);
  • заикание носит постоянный характер;
  • трудности при счете, запоминании цифр и букв;
  • не наблюдается целенаправленность в преодолении заикания;
  • уровень когнитивной сферы (внимание, память, мышление) снижен;
  • часто эти дети леворукие;
  • заикание проявляется в период становления речи (в 3 года);
  • полностью отсутствует страх речи (ребенок не замечает дефекта, не фиксирует внимание);
  • стресс, повышенная возбудимость, смена ситуации влияют незначительно.

При переутомлении, речевых и физических нагрузках, соматических и инфекционных заболеваниях (гастрит, цистит, ветрянка, ОРВИ, грипп и пр.) ситуация усугубляется, симптомы заикания проявляются ярче и сильнее.

Как происходит диагностика проблемы?

При заикании, любых речевых нарушениях необходимо, прежде всего, обратиться к логопеду, детскому психологу и психоневрологу.

Если ребенок посещает детский сад, то воспитатели и логопеды рекомендуют после 3 лет обратиться за помощью к специалистам психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК), которая работает в любом городе и районе.

Здесь проходит комплексная диагностика ребенка логопедом, дефектологом, психоневрологом и психологом. Консилиум ставит речевой диагноз, дает направление на дополнительную диагностику (при необходимости уточнения диагноза), определяет коррекционную программу развития ребенка (специальные логопедические группы).

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличияЛогопедическое обследование позволяет обнаружить патологии строения речевого аппарата:

  • недостаточная подвижность языка, губ;
  • нарушения координации артикуляционных движений;
  • исследуется тонус мышц языка;
  • отмечается повышенная саливация (слюноотделение) в процессе произношения и покое.

Также логопед исследует темп речи, модуляцию голоса и речевое дыхание.

Психологическое обследование диагностирует:

  • эмоционально-волевую сферу;
  • уровень психических процессов (память, внимание);
  • устанавливается соответствие возрастным нормам уровня мышления (как известно, речь и мышление взаимосвязаны);
  • ребенок проходит тесты на работоспособность, утомляемость.

При неврологическом осмотре врач изучает анамнез, выписку из истории протекания беременности и родов, анализирует сопутствующие заболевания.

Какие дополнительные исследования проводятся?

При анализе клинической картины, для уточнения диагноза ребенок направляется на дообследование:

    Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  1. Проверка устной речи у логопеда, в более позднем возрасте исследуется письменная речь учителем начальной школы.
  2. Рентгенография головы – краниография – исследование черепа, костей свода, лицевого скелета и головного мозга.
  3. Эхоэнцефалоскопия (Эхо ЭС) – ультрозвуковая оценка наличия патологии в веществе головного мозга (например, внутричерепное давление).
  4. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – безболезненное исследование функционального состояния мозга, его активности.
  5. МРТ позволяет детально изучить мозг, выявить патологии, опухоли, аневризмы, сосудистые патологии, выявляет проблемы нервной системы в целом.

Такая дифференциальная диагностика позволяет:

  • исключить раковые и доброкачественные новообразования, дискинезию;
  • определить наличие сопутствующих синдромов (церебрастенический, гиперактивность, расстройство движений и координации);
  • выявить первопричину неврозоподобного заикания (энцефалит, гематомы, киста и др. органические повреждения мозга).

Методы лечения и коррекции

При таком типе заикания лечение назначается строго индивидуально, включая не только медикаментозные методы, но и регулярные занятия с логопедом и психологом.

Неврологичесое воздействие:

    Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

  • назначаются ноотропные лекарства (фенибут, пирацетам, глицин и пр.);
  • обязательна витаминная терапия (комплекс витаминов, витамины группы В, полисахариды);
  • при повышенном давлении назначаются дуаретики по показаниям (сульфат магния, ацетазоламид и пр.);
  • седативные препараты растительного происхождения (валериана, пустырник);
  • при необходимости врач выписывает антидепрессанты (амитриптилин, флуоксетин).

Сразу после обнаружения проблемы заикания необходимы системные занятия с логопедом (не менее 1 года), в процессе которых корригируются проявления дислалии и дизартрии.

Психолог поможет преодолеть психомоторные проблемы. В ходе занятий особенно эффективны методы арт-терапии (лечение музыкой, недиррективное рисование, лепка, глинотерапия и пр.).

Рекомендуется получить консультацию у психолога по коррекции внутрисемейных отношений, устранение конфликтных и стрессовых ситуаций.

В заключение следует отметить, что профилактической мерой считается планирование беременности, здоровый образ жизни обоих родителей, своевременное лечение инфекций и болезней, вызывающих неврозоподобное заикание.

Главное помнить – только системное комплексное лечение и коррекция способно избежать утяжеления патологии и обеспечить полное восстановление речи.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z/nevrozopodobnoe.html

Неврозоподобное заикание

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Неврозоподобное заикание — вид заикания, обусловленный остаточными органическими изменениями головного мозга, возникшими после перенесенных внутриутробно, перинатально или в раннем детском периоде патологических состояний. Заикание неврозоподобного типа характеризуется повышенной активностью речи, обилием сопутствующей моторики, отсутствием логофобии, усилением при психомоторном возбуждении и после перенесенных соматических заболеваний. Как правило, возникает на фоне некоторой задержки психомоторного развития, отдельных нарушений моторики и недостаточности эмоционально-волевой сферы. Диагностика осуществляется логопедом, неврологом и психологом. План лечения включает медикаментозную терапию церебральных нарушений, логопедическую коррекцию, занятия с психологом и психотерапию.

Современная логопедия выделяет 2 вида заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое обусловлено психотравмой и может возникать в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функционировании церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического.

Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции — у детей 3-4-х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиться невротические симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза.

В связи с этим многие авторы выделяют в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание.

Невротическое заикание (неврозоподобное): что наблюдается, патогенез, отличия

Неврозоподобное заикание

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга.

Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде.

К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

Неврозоподобное заикание появляется исподволь и развивается постепенно обычно в период активного формирования фразовой речи. Типична преимущественная локализация судорог в артикуляционном аппарате: губах, языке и мягком небе.

Более резко они проявляются при произнесении таких согласных звуков, как «б», «г», «п», «д», «т» и «к». Речевая активность обычно повышена, характерна тахилалия. Зачастую неврозоподобное заикание появляется на фоне выраженной дислалии или существующей в стертом виде дизартрии.

В отдельных случаях наблюдается общее недоразвитие речи.

Читайте также:  Сколько дней длится белая горячка

Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями).

Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным.

В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта.

Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.

) заболеваний.

В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках.

Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер.

Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни.

Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию.

Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность.

КТ или МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная патология) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание как отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания (в иностранной литературе — poltern).

Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности.

Патогномоничной особенностью спотыкания является улучшение речи при чтении незнакомого текста и ее ухудшение при чтении знакомого текста. Типично отсутствие осознания собственных речевых проблем.

Неврозоподобное заикание является междисциплинарным заболеванием и его лечение требует участия специалистов нескольких профилей — невролога, логопеда и психолога.

Лечение церебральной патологии проводится ноотропами (пиритинол, пирацетам, гидролизат головного мозга свиньи), метаболическими (фенибут, глицин, гинко билоба, витамины гр. В) и рассасывающими (гиалуронидаза) препаратами.

Для уменьшения внутричерепного давления назначаются мочегонные средства (ацетазоламид), раствор магния сульфата. В комплексной терапии возможно применение гомеопатических средств.

Уменьшению речевого дефекта способствуют регулярные логопедические занятия по коррекции заикания, а также коррекция дизартрии и коррекция дислалии. Немаловажное значение имеют занятия с психологом, направленные на психомоторное развитие ребенка.

Использование в лечении методов психотерапии становится целесообразным при смешанном характере заикания. Может применяться психокоррекция, арт-терапия, семейная психотерапия, групповая психотерапия и др.

При необходимости психотерапия может быть дополнена назначением седативных препаратов (валерианы, пустырника) и антидепрессантов (амитриптилина, экстракта травы зверобоя, флуоксетина).

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/neurosis-stuttering

Невротическое и неврозоподобное заикание

Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы.

Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка.

В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении

Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье.

Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны.

У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки.  Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aaf5a9a482677079f53dccf/5ad09e9f2f578cabca0ee436

Невротические и неврозоподобные состояния при заикании

     С.В.Леонова 
отмечает, что моторные функции у 
заикающихся детей с такой 
формой часто нарушены. У детей 
наблюдается первичное нарушение 
координации и одновременности 
движений, вялая либо напряженная 
мимика, синкенезии, гиперкинезы [3].

  •      Заикание 
    возникает остро на фоне развитой фразовой речи после пережитой психической 
    травмы.
  •      Невротическая форма заикания может возникнуть и у детей при введении в 
    активную речь второго языка в 
    возрасте 1,5 – 2,5 лет.
  •      Динамика 
    речевого нарушения при невротической 
    форме заикания характеризуется 
    рецидивирующим течением, временами 
    речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении 
    заикание появляется вновь.
Читайте также:  Боязнь прикосновений (гаптофобия): причины, как лечить

     Невротическая форма заикания может иметь благоприятное 
и неблагоприятное течение. Если в семье и в окружающей обстановке создаются все условия для 
устранения заикания, то наступает 
достаточно быстрое улучшение.

Но бывает и так, что заикание приобретает 
хроническое течение, и тогда 
речевое нарушение становится все 
более тяжелым. Это происходит в 
тех случаях, когда в семьях, не создаются условия для исправления 
дефекта речи.

     У многих детей с невротической 
формой заикания, несмотря на благоприятное 
его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Это связано с увеличением эмоциональной и физической нагрузкой, а также в результате повышения психической и речевой напряженности.

     В подростковом возрасте рецидив может 
возникнуть личностная реакция на речевое 
нарушение.

У подростков появляется стойкая логофобия – боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием 
речевых неудач. Они начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты.

Но возможны случаи, когда подростки с такой формой заикания, наоборот, становятся более агрессивны, навязчивы в общении.

     У взрослых с невротической формой заикания также возникают проблемы в общении, они испытывают ситуационный страх перед речью, зачастую находятся в подавленном настроении. Комплексное медико-педагогическое воздействие на таких лиц незначительное.

     Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова выделяют следующие 
характерные особенности невротической 
формы заикания:

    • Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.
    • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
    • Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т.п.)
    • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).
    • Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.
    • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающихся и условий речевого общения.
    • Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения) [1].

     Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3 – 4 лет, постепенно, без видимой 
причины и родителями обнаруживается не сразу. При беседе с родителями выясняется , что у матери во время 
беременности были тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша, асфиксия при родах.

Такие дети в раннем возрасте беспокойны, крикливы, физическое развитие зачастую идет с задержкой, у них наблюдается плохая координация движений, моторная неловкость. Для данных детей характерна двигательная расторможенность, недостаточность активного внимания, снижение памяти.

     При неврозоподобной форме заикания речевое развитие замедленно. Первые слова появляются к полутора – 
двум годам, элементы фразовой речи – 
к 2,5 – 3 годам. Развернутые фразы 
– после 3,5 лет.

Их речь характеризуется 
нарушением звукопроизношения, медленным 
накоплением словаря, поздним и 
неполным освоением грамматического 
строя речи.

У них отмечаются элементы, либо полная картина недоразвития речи.

     В процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга, которые сочетаясь с особенностями моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стриопаллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов).

     Неврозоподобная форма заикания протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, но периодов, когда речевые запинки отсутствуют нет. Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявления речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении, в период соматических заболеваний.

     Психическое развитие детей с неврозоподобной 
формой заикания происходит в пределах нормы.

     Подростки и взрослые с данной формой заикания пассивно относятся к своему речевому дефекту, однако испытывают личностные переживания по поводу речевого нарушения. Заикающиеся этой группы с трудом адаптируются к внешним условиям, что связано с аффективной 
неустойчивостью, склонностью к 
дисфориям, ригидности мышления, нарушениям памяти, внимания.

     Речевое поведение в разных условиях общения 
при неврозоподобной форме заикания характеризуется тем, что речевые 
запинки проявляются в любой 
обстановке как наедине с самим 
собой, так и в обществе.

     Логопедическая 
помощь при неврозоподобной форме 
заикания должна быть оказана своевременно и достаточно длительный промежуток времени, если заикающийся сам не проявляет должного терпения и старания, то появляется склонность к прогредиентному 
течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Такие 
дети чаще всего получают образование 
в специализированных школах для 
детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

     Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова дав характеристику заикающимся с неврозоподобной 
формой, выделяют следующее:

    • До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения.
    • Отмечается патология моторных функций разной степени выраженности.
    • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 – 4 лет.
    • Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
    • Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.
    • Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало зависит от речевой ситуации.
    • Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи [1].

     Таким образом, рассмотрев характеристики невротического и неврозоподобного заикания, можно 
сделать следующие выводы.

Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротической форме в анамнезе заикающихся отмечается раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики.

У детей этой группы наблюдается тесная связь с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Эти дети легко поддаются коррекции при своевременно оказанной помощи.

     При неврозоподобном заикании выявляется некоторое запаздывание в развитии речи, протекающее на фоне недостаточности 
моторных функций организма. Заикание возникает постепенно и носит 
тяжелый характер.

Для данной формы 
характерны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Комплексная 
терапия приводит к редукции психоорганических 
и неврозоподобных симптомов, расстройство же речи требует длительной коррекции.

 
      
      
      

  1. Факторы, способствующие возникновению заикания.

 

     По 
мнению исследователей причины возникновения 
заикания носят комплексный характер. Нельзя утверждать, что это могут 
быть лишь биологические или психологические 
факторы.

Проводя исследования и 
наблюдения за заикающимися, ученые пришли к выводу, что в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, Н.А.Власова, Н.И.

Красногорский, Н.П.Тяпугин) [2].

     На 
данном этапе выделяют следующие 
группы причин: предрасполагающие и 
производящие. Одни из них способствуют развитию заикания, другие непосредственно 
вызывают его.

     К предрасполагающим причинам относят:

    • Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет). Наиболее часто заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи. Так как в этот возрастной период наиболее интенсивно идет становление речи, то данная функциональная система является наиболее ранимой при воздействии вредоносных факторов.
    • Состояние центральной нервной системы. К этой причине относятся поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
    • Ускоренное развитие речи (3 — 4 года). Л.С.Волкова утверждает, что коммуникативная, познавательная и регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми; у многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер [2].
    • Функциональная ассиметрия мозга. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова отмечают, что существует тесная связь заикания с левшеством. Число заикающихся среди леворуких детей выше чем среди праворуких. Это может быть связано с процессом переучивания леворукости на праворукость. Нервная система ребенка сформирована недостаточно, она является наиболее ранимой, поэтому на этой почве и возникает заикание[1]. При переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи.
    • Наследственная отягченность. Данный фактор обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности – повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений [4].  Если среди близких родственников есть один заикающийся, то процент развития заикания возрастает. Однако необходимо отметить тот факт, что генетическая наследственность проявляется только при наличии какого-либо ещё одного вредоносного воздействия.
    • Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

     К производящим причинам относят те причины, которые уже непосредственно 
вызывают заикание, как бы «производят» его эти причины играют роль непосредственного 
толчка. К таким причинам относят 
психические и социально-бытовые факторы, способствующие возникновению заикания.

     Психические травмы могут быть острыми и хроническими. Хроническая психическая травма – длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций.

     Острая 
травма – сильный, внезапный, в основном однократный шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще всего 
это реакция испуга или страха.

     Исследователи выделяют следующие группы острых психических 
травм:

    • Психотравма нанесена домашними или дикими животными.
    • Психотравмы получены в результате пожаров, обстрелов, транспортных катастроф; сильных звуковых раздражителей, пугающих явлений природы.
    • Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк).
    • Психотравма нанесена людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
    • Психотравма связана с физической травмой.
    • Заикание развилось в результате ятрогении (негативная реакция на врачей и лечебное учреждение).
    • Заикание возникло в результате дидактогении (ошибки, допущенные педагогами детских учреждений).
    • Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребенка[3].

     К социальным факторам, влияющим на возникновение 
заикание можно отнести неправильное отношение родителей к детям: чрезмерная строгость, суровость, неумение сдерживать свои негативные эмоции на поступки детей.

При появлении заикания стоит обратить внимание на подражание заикающимся. Различают две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося.

К такому подражанию чаще всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети

     Заикание 
может возникнуть в семье, где 
ребенка в раннем дошкольном возрасте обучают двум языкам, речь ребенка 
ещё полностью не сформирована, а 
речевые нагрузки в связи с 
овладением второго языка увеличиваются.

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/nevroticheskie-i-nevrozopodobnye-sostoyaniya-pri/80979.660533.s2.html

Ссылка на основную публикацию