Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Здравствуйте, дорогие читатели! К сожалению, истерика у ребенка — достаточно частое явление. У одних детей такое бывает постоянно, у других — только в особые кризисные периоды. Но мало, кому удается вырасти совсем без истерик.

Как реагировать на такие ситуации? Какую стратегию лучше выбрать маме? Я буду опираться на советы психологов. Я изучила множество книг по развитию детей, и большинство психологов рекомендуют одну и ту же линию поведения. И я вижу по своим детям, что это действительно хорошо работает.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Какова ваша цель?

Первое, с чего нужно начать — определение цели. К чему вы стремитесь? Что для вас действительно важно? Вы просто думаете, как прекратить недостойное поведение малыша, чтобы не стыдиться перед окружающими? Что для вас важнее — сиюминутный результат или долгосрочная перспектива?

Я определила для себя такие цели:

  • Мы хотим успокоить малыша, а не напугать или как-то сдержать силой;
  • Мы хотим помочь своему ребенку;
  • Мы хотим научить ребенка справляться с трудностями, ограничениями;
  • Мы хотим, чтоб ребенок чувствовал себя любимым, а не одиноким и отвергнутым;
  • Мы хотим, чтоб наш ребенок стал внутренне спокойнее, и чтоб истерики повторялись как можно реже.

Если вы согласны — значит, нам по пути!

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Что нужно делать?

Теперь переходим к плану действий. Что делать, когда ваше чадо лежит на полу и истошно орет? Или разбрасывает все вокруг? Или просто истерично плачет, никого к себе не подпуская?

Первое, что нужно понять: нельзя ожидать от ребенка в 2 года, чтоб он контролировал свои эмоции. И даже в 3 года. Способность хоть как-то влиять на свои эмоции начинает появляться только после 5 лет. У некоторых детей — после 7 лет.

Поэтому наша основная задача — понять, как успокоить ребенка. Просто успокоить, а не преподать какой-то урок.

Эмоции — очень сложная штука. Даже взрослые далеко не всегда справляются с ними. Что же делать малышу, мозг которого еще недостаточно созрел для любого самоконтроля? Его просто «несет», и он не в состоянии быть культурным, спокойным, приличным и т.п.

Даже если вы уверены, что он работает «на зрителя». Какие эмоции заставляют его работать «на зрителя»? Почему он решил начать манипулировать вами таким способом? Подавлять манипуляции маленьких детей — это неверное решение. Важно понять, почему малыш ведет себя таким образом. И скорее всего, так проявляется недостаток любви и внимания.

Дети еще не умеют просить любви «допустимым способом». Поэтому требуют ее так, как получается. Форма этих требований абсолютно неважна. Прошу вас, обратите внимание на суть! Малыш нуждается в вас! Малышу не хватает внимания! И простите ему эти несовершенные способы заявлять о своих потребностях.

Конечно, если ребенку уже 10 лет — ситуация совсем иная. В этом возрасте пора учиться грамотно контактировать с родителями. И задачи воспитания в этом возрасте совсем другие. Но малышам до 5-7 лет необходима только любовь. Им не нужна строгость. И не нужны ваши уроки.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Почему это происходит?

Нужно сказать еще несколько слов о причинах истерик. Если малыш регулярно кричит и плачет перед сном — я настоятельно рекомендую ознакомиться с видеоуроками Людмилы Шаровой о детском сне. Мне очень помог ее курс, мы избавились от проблем с засыпанием.

Истеричный плач перед сном — результат перевозбуждения. Это — физиологическая причина. И вам обязательно надо с ней разобраться.

Частые истерики в магазинах и других подобных местах можно исключить, если бывать в «раздражающих обстоятельствах» как можно реже. Заказывать товары через интернет. Просить о помощи родственников. И так далее.

Также ведическая система воспитания рекомендует как можно реже говорить «нет» детям до 5 лет. Так как им еще тяжело переваривать запреты и ограничения. Я писала об этом здесь. Конечно, вы не сможете полностью исключить запреты. Но постарайтесь, чтоб их было как можно меньше.

Если же постоянные истерики не имеют объективных причин (отказы, усталость, голод, перевозбуждение) — возможно, малышу не хватает любви. Или вы неправильно реагируете на его эмоции. Или у него сейчас какой-то тяжелый период, который нужно максимально мягко пережить.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

План действий

Как остановить истерику?

  1. Принять эмоции ребенка. В одной из книг по психологии Ньюфелда говорится, что слезы грусти — это очень хорошо для истерики. Если же никакой грусти нет, а есть лишь агрессия — надо перевести ее в слезы. Сказать, насколько ребенок беспомощен, что он не может изменить обстоятельства… Но в любом случае, мы должны принять эмоции малыша, а не гасить их. «Я вижу, как тебе грустно» или «Ты злишься из-за того, что у нас нет лошади-качалки».
  2. Чтобы усилить сочувствие, я обычно рассказываю, как я тоже злюсь или огорчаюсь в похожих ситуациях. Обычно дочка немного затихает при этом и с интересом слушает: неужели мама испытывала что-то подобное? Например, у дочки что-то сломалось… Тогда я говорю: «Ты злишься, и я очень понимаю тебя. Помнишь, как у меня недавно сломался телефон? Я тоже очень злилась, это очень обидно, когда внезапно ломаются вещи…»
  3. В принципе, на этом можно закончить. Можно развернуть рассказ о том, как грустно, когда что-то идет не так, как вы понимаете своего ребенка. Скорее всего, на этом этапе истерика перейдет в простой плач. И ваша задача — пожалеть малыша, обнять, дать немного выплакать эмоции…
  4. После того, как ребенок сбросил основное напряжение, можно закончить на позитиве. Иногда советуют помечтать вместе с малышом. Представить, как будто вы — волшебники, и перевести это в игру. Но лично мне проще перевести ситуацию в позитивное мышление и найти какие-то плюсы. Сломалась игрушка? Зато можно будет потом на День Рождение заказать новую. Что-то теряется? Когда Господь берет — он дает взамен что-то более ценное.

Каждая мама имеет какие-то свои небольшие секреты. Лично я люблю переводить все в философию. Не знаю, насколько дочка в 3-4 года понимает это, но отвлекается, сосредоточенно слушает, забывает о своей проблеме… И улавливает самое главное: все хорошо!

Некоторые педагоги рекомендуют отвлекать от истерики. Уносить куда-то, внезапно придумывать что-то эффектное и волнующее… Но у меня с дочерью это никогда не получалось.

Как быть, если ребенок в совсем неадекватном состоянии? Быть рядом, стараться поддерживать, пока не выйдет основной пар, и вы не сможете обнять его.

Источник: http://pozdnyakova.org/isterika-u-rebenka/

Как справиться с детской истерикой: советы психолога

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Даже самый послушный и тихий ребенок наверняка хоть раз неприятно удивлял своих родителей истерикой. Крики, нарастающий плач, ругань и агрессия по отношению ко взрослому в виде укусов и толчков — это явление всегда выглядит как эмоциональный взрыв, который трудно погасить. Как правильно реагировать на истерики? Как вести себя с малышом, когда он успокоится? На эти вопросы для «О!» отвечает психолог Наталья Горлова.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Наталья Горлова, психолог развития, экзистенциальный терапевт, преподаватель кафедры психологии развития и консультирования Сибирского федерального университета

Что чувствует ребенок

Если взрослого детская истерика может пугать, раздражать или вводить в ступор, то сам ребенок в этот момент переживает более сложную гамму отрицательных эмоций. В зависимости от того, что послужило причиной эмоционального «пожара», малыш может чувствовать гнев, злсть, ярость, агрессию, тревогу, страх, огорчение, разочарование.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Причины детских истерик

Пока ребенок совсем мал и не умеет справляться со своими эмоциями, истерику у него могут вызывать даже физиологические причины. Он устал, проголодался, хочет спать, заскучал, перенес стресс, взрослый хочет дать ему горькое лекарство или, наоборот, не дает игрушку или сладость, малыш увлекся игрой в песочнице с друзьями, а его вдруг ведут домой, — все это может привести к истерике.

Если ребенок переживает возрастной кризис, то проявления этого эмоционального взрыва могут быть очень яркими. В разговоре о кризисе трех лет отмечалось, что ребенок в этот период стремится и в желаниях, и в действиях быть самостоятельным, независимым от взрослого, выказывает негативизм и упрямство. Все это способно усилить накал истерики.

Как должен вести себя взрослый

Отвлеките. Попробуйте остановить истерику в самом начале, отвлекая ребенка на что-то, переключая его внимание.

Не вмешивайтесь. Если вам не удалось отвлечь ребенка, то истерика сама закончится примерно через 15 минут. В течение этого времени старайтесь говорить с ребенком спокойно, уверенно, твердо, но не жестко.

Сохраняйте спокойствие. Пожалуйста, не проявляйте в этот момент своих сильных чувств: ответная агрессия не приведет ни к чему хорошему.

Лучше оставить ребенка одного на эти 15 минут, чем пытаться призвать его к порядку криками и шлепками. Учитесь держать себя в руках.

А для этого вы должны себя хорошо чувствовать: если вы устали, голодны или не выспались, вам будет тяжелее реагировать на истерику спокойно.

Демонстрируйте уверенность. Ребенок должен понять по вашему поведению и тону голоса: вы знаете, что истерика временна, что она скоро кончится.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Как разговаривать с детьми после истерики

Лучше общаться с ребенком на уровне его глаз, то есть присесть, чтобы вести разговор «на равных». Ваш голос должен быть спокойным, твердым уверенным.

Избегайте выражений «Ты не должен» и тем более «Не смей»: этим вы не объясняете, почему требуете от ребенка определенного поведения. Облеките ваше требование в форму просьбы: «Я не хочу, чтобы ты так делал».

Как уже отмечалось выше, истерика может быть вызвана тем, что ребенок не получил того, что хотел. Уже с самого раннего возраста пробуйте договариваться с малышом: «Мы сделаем то, что ты хочешь, но при определенном условии». Например: «Ты получишь десерт, но только когда пообедаешь», «Ты можешь пойти погулять, но сначала приберись на своем столе».

Когда нужно проявлять непреклонность

Иногда, если то, что хочет ребенок, невозможно или неприемлемо, вам остается только твердо заявить свое «нет» или «нельзя». Порой это можно и нужно делать без оправданий и объяснений, по праву старшего.

Так нужно поступать в тех случаях, когда ребенок подвергает себя опасности и у вас нет времени ему объяснять, почему он не прав: «Ты не будешь перебегать дорогу один и на красный свет. Нет, я запрещаю так делать», «Не прикасайся к кипящему чайнику, нельзя!».

Потом, в спокойной обстановке, расскажите ребенку, чем опасны такие поступки.

Старайтесь употреблять слова «нет» и «нельзя» только в экстренных и опасных ситуациях. Если вы слишком часто их говорите, они утратят свою ценность, а ребенок перестанет прислушиваться к вашим требованиям.

Согласно теории привязанности, готовность ребенка слушаться зависит от надежной связи с родителями.

Если малыш чувствует их защиту, заботу, воспринимает маму с папой как свою опору, он следует их указаниям — для него это понятно и не вызывает протеста.

Как пишет Людмила Петрановская, чем больше родители для ребенка «свои», тем естественней для него их слушаться. Важно, чтобы ребенок был уверен, что может на вас рассчитывать в любых ситуациях, а особенно — в сложных.

  • 8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка
  • 7 советов, которые помогут повысить эмоциональную устойчивость у детей
  • Как помочь ребенку победить страх: 5 эффективных техник
  • ADS Portrait/Maria Evseyeva/VGstockstudio/Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9540

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой.

Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка.

Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое.

Читайте также:  Невроз мочевого пузыря: симптомы, лечение, рексетин

Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку.

Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.

Читаем подробно: детская истерика в магазине — как реагировать родителям

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить.

Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен.

Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей.

Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности.

И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя.

Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк.

Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Читаем также: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

  • Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.
  • Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка.

Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам.

Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада.

Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски.

После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

  1. Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/2-tipa-isterik-u-detey-i-pravilnaya-reaktsiya-roditeley.html

Как бороться с детскими истериками: 11 советов для родителей

Детские истерики, которые доводят родителей до отчаяния, чаще всего случаются в возрасте от 1 до 4 лет. По своему характеру они напоминают природный катаклизм, которого никто не ждал. Это буря, ураган и наводнение в одном флаконе.

Они могут как все разрушить на своем пути, так и внезапно прекратиться. Взрослые испытывают не менее яркие эмоции, чем малыши: гнев, бессилие, злость, разочарование.

Им кажется, что только у никудышных родителей ребенок может валяться на полу, биться головой и орать на весь магазин.

Зачем нужны детские истерики — 4 причины

Чаще всего бурные детские истерики случаются с детьми в дошкольном возрасте. В этом время дети только учатся обращаться со своими чувствами и эмоциями.

Любая ситуация, на которую они не могут повлиять или обозначить словами, может вызвать резкий перепад настроения. Этот этап переживают все дети.

Но в зависимости от темперамента и условий развития одни малыши более склонны к истерикам, чем другие.

Читайте нас в Instagram

Психологи подчеркивают, что к этому явлению надо относиться спокойно и учитывать, что эмоциональные бури малыша могут повлиять на его психическое здоровье в будущем.

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

 Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать

4 причины не считать детскую истерику злом:

  1. Это способ свободно выразить свои эмоции, снять эмоциональное и физическое напряжение. Иногда это помогает ребенку расслабиться, заняться своими делами и даже лучше спать.

  2. Если правильно переживать вспышки детских эмоций, то они помогают ребенку избавиться от агрессии и легче идти на контакт со взрослыми.

  3. Чаще всего дети устраивают истерики тем, с кем чувствуют себя в безопасности и кому доверяют. Хорошо, если этот человек может вынести эти эмоции и правильно на них среагировать.

  4. Дети учатся слышать «нет» и чувствовать границы дозволенного.

Кончено, детские истерики не вызывают родительской радости. Слишком частые и бурные всплески могут привести к физической травме, головным болям и проблемам в поведении. Поэтому важно не только дать ребенку выразить свое негодование, но и помочь с ним справиться.

 «Что делать, если я не люблю своего ребенка»: 4 полезных совета матерям

Истеричное поведение ребенка очень выматывает родителей. Самое главное для многих — это невозможность повлиять на ситуацию и контролировать процесс. Когда маму или папу охватывает отчаянье, то они переходят на крик и приказы.

Это только усугубляет ситуацию и приводит к тому, что ребенок прячет свою злость и обиду внутрь себя. Впоследствии запрещенные чувства переходят в психосоматические заболевания, внешнюю агрессию, отчуждение и недоверие к родителям.

Читайте также:  Боевое нлп: гипноз

Как реагировать на истерики ребенка (как вести себя)

Читайте нас в Telegram

Как успокоить ребенка во время истерики:

  1. Не ищите одного универсального способа борьбы с истерикой. Ребенок может истерить по разным причинам: усталость, голод, невозможность с чем-то справиться, страх, обида. Во всех этих случаях ваше поведение будет разным. Иногда достаточно будет просто обнять и утешить, а порой надо будет проявить твердость.

  2. Не считайте, что детская истерика делает вас плохим родителем, а ребенок истерит вам назло. Просто это такой период, который ребенку важно научиться переживать.

  3. Четко обозначьте границу и придерживайтесь этого. Например: «Я понимаю, что тебе очень хочется съесть еще одну шоколадку. Но сначала надо пообедать». Ваша выдержка будет уместна и поможет ребенку научиться придерживаться правил.

  4. Покажите, что вы сочувствуете ребенку. Да, ему очень хочется купить эту машинку в магазине, но еще одна игрушка не входила в ваши планы. Выразите ребенку ваше понимание того, что ему хочется ее купить, а также ваше сочувствие по поводу того, что вы не можете это сделать сейчас.

  5. Не запрещайте ребенку проявлять свои чувства. Эмоциям надо дать выход, чтобы они отпустили ребенка.

  6. Не говорите ребенку, что он плохой, потому что чувствует негативные эмоции.

  7. Если ребенок никак не реагирует на ваши слова, попробуйте спокойно заниматься своими делами. Будьте поблизости, но сохраните невозмутимый вид. Когда малыш лишится зрителей и успокоится, обнимите его без укоров и нотаций.

  8. Будьте осторожны с тем, чтобы оставить ребенка одного во время истерики.

    У детей 1,5-3 лет могут быть сильные эмоциональные приступы, когда они могут биться головой и нанести себе увечья.

    Малыши еще не могут справиться с такими чувствами самостоятельно, поэтому истерики могут затягиваться. В таких случаях подойдет любой метод: объятия, смена места, отвлечение, обещание сюрприза.

  9. Старайтесь сохранить самообладание. Дети отзеркаливают поведение родителей. Чем больше накручивают себя взрослые, тем интенсивнее и продолжительней может быть истерика. Спокойный родитель показывает, что им манипулировать не получится. А вот крики, шлепки, угрозы — это проявление слабости, а не авторитета.

  10. Проговаривайте чувства ребенка. Детям трудно понять и выразить свои чувства словами. Придите им на помощь, скажите, что он разозлился, испугался, расстроился, обиделся, назовите причины этого, утешьте и дайте время примириться с ситуацией.

  11. Изучайте поведение своего ребенка. Если вы знаете, что какое-то место или событие может спровоцировать у него истерику, избегайте этого. Когда такое невозможно, разумно подготовиться к предстоящей катастрофе и попробовать ее предотвратить. Например, взять в песочницу запасную лопатку, перекус в дорогу, любимую игрушку в путешествие.

Помните, что период истерик пройдет, и ребенок постепенно научится управлять собой и своим поведением. Малышам в истеричном припадке тоже не сладко. Им нужен родитель, который не даст манипулировать собой, но при этом успокоит, поддержит и поможет пережить бурю.

 3 особенности психики ребенка, о которых должны знать родители

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Источник: https://estet-portal.com/statyi/kak-borotsya-s-detskimi-isterikami-11-sovetov-dlya-roditeley

Как реагировать на истерики ребенка

(с)

Как реагировать на капризы и истерики ребенка.

У меня есть недостаток – я чувствительна и наблюдательна. И чем больше возрастает моя чувствительность, тем больше я наблюдаю то, что раньше ускользало от моего внимания. Например, как реагируют люди на капризы и истерики детей.

Каждый раз, когда я вижу истерику ребенка – на улице, в парке, на детской площадке – я испытываю сочувствие к обеим сторонам конфликта. Я понимаю, что родителям в этот момент нужна поддержка точно так же, как и ребенку.

В первую очередь, потому что они находятся, как правило, в смятении, не зная, как поступить.

Мы все не рождаемся родителями. В школах и институтах нас никто не учит действительно важным знаниям о вопросах, с которыми столкнется любой из нас в жизни. Одна из таких важных тем — как контактировать с ребенком.

Ошибки в воспитании мы совершаем не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за них, а из-за нехватки знаний и умений.

Женщина, в первую очередь, как правило, находится во власти иллюзии, что как только она станет мамой, включится инстинкт и она будем автоматически знать, как вести себя правильно. Но родить ребенка и стать хорошей матерью –это не одно и то же.

И когда мы сталкиваемся с непониманием своего ребенка или теряем радость от контакта с ним, мы находимся в смятении, и именно это является критерием, что мы все больше отдаляемся от тех навыков и знаний, которые дают нам полноценное родительское счастье.

  • Так что же делать, если ребенок закатывает истерику?
  • Ответ в том, какой выбор вы делаете, как родитель.
  • Существует две системы воспитания и соответственно два способа реакции на то, что проявляет ребенок.

Традиционная система ( я рискну утверждать, что она продолжает оставаться доминирующей и на Западе, и особенно, на территории постсоветского пространства) сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно во всем слушаться своих родителей, и любая цена при этом хороша.

Поэтому реакция на истерику ребенка уже обозначена в вопросе выше, если вы его прочитаете внимательно: это надо пресекать, и с этим надо бороться.

Традиционная система воспитания вообще очень насильственна, и если сейчас физические наказания детей уже, скажем так, вышли из моды ( особенно в развитых станах Запада), то в отношении эмоционального террора, которому мы подвергаем детей, — у нас царит полное средневековье.

Альтернативная система воспитания. В наше время приходят дети, которые заставят нас измениться.

Эта система воспитания возникла в ответ на полную неэффективность традиционной, и ориентирована на то, чтобы избегать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия его еще погруженного в мечту сознания.

С другой стороны, альтернативное воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство подходящими для этого средствами примера и подражания.

Альтернативная система очень юная и мы живем именно в то время, когда она формируется, поэтому можно сказать, что у более прогрессивных родителей во многих случаях нет готовых моделей поведения на трудные ситуации с ребенком. Альтернативную систему еще называют воспитание в осознанности, и это самое сложное, потому что, чтобы воспитывать детей в осознанности, нужно самому быть там.

Давайте сделаем упражнение на осознанность прямо сейчас.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который возвращает вас в осознанность: «Когда ребенок капризничает или в истерике, в чем ваш личный дискомфорт?»

Чаще всего, ответ один. Мы не готовы к проявлению ребенком негативных эмоций. Не готовы потому, что нам самим их запрещали в детстве.

Более того, мы привыкли оперировать термином «негативные эмоции», хотя на самом деле они являются неотъемлемой составной нашей жизни, и гнев, раздражение, страх, печаль, это такие же естественные эмоции, как радость, восторг и удовлетворение.

Называть их негативными, по большому счету, все равно, что называть негативными реакциями организма кашель, рвоту или мочеиспускание.

Но в каждой семье существуют запрещенные чувства (как правило, по двойной морали запрещенные только для детей), Они были недопустимы, потому что родители их боялись и не знали, что с ними делать.

Когда мы выражали неразрешенные чувства, например, гнев, мы нарывались на брань, угрозы, наказания или презрение. Со временем память о таких переживаниях научила нас отрицать свой гнев.

Но поскольку никогда не испытывать гнев мы все равно не можем, догадайтесь, куда он уходит.

Ответ, на самом деле, короткий, – В НАШИ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТОЧКИ!

90% всех болезней спровоцированы застрявшими в нашем теле, не прожитыми, полузадушенными эмоциями. К середине жизни тело среднестатистического человека завалено многолетними эмоциональными блоками.

И если мы отрицаем какие-то определенные эмоции, мы не позволим и ребенку их выражать. Что же делают дети?

На практику насилия и подавления чувств, практику унижения воли, практику ограничения и лишения любви, тепла, что, в общем-то, даже и не считалось в прежние времена наказанием, одна группа детей, живущих на планете (мальчики), реагирует тем, что становятся столь же агрессивны к окружающим, даже во много раз более агрессивными, это присуще мужской психике. Мужчина склонен проявлять эту энергию непрожитых негативных эмоций в социальном ключе, и часто начинает мстить за то, что с ним делали, ближним, дальним, или всему обществу. Вторая группа тех, кто подвергается традиционному методу воспитания на основе страха и подавления – это девочки, и для женской природы больше характерно движение вовнутрь, поэтому они не действуют в ответ на насилие, причиняя такое же насилие окружающим. Они начинают свершать насилие над собой и более склонны к саморазрушению, чем мужчины.

Вопрос стоит не том, переживать или не переживать вашему ребенку негативные эмоции, а в том, КАК переживать, чтобы эти маленькие атомные взрывы прошли безопасно для окружающих, и главное, безопасно для самих детей.

Практические рекомендации родителям:

1. Самое главное: позвольте детям выражать негативные эмоции, примите это как данность, что ребенок имеет право и возможность периодически не быть веселым и послушным.

2. Потратьте какое-то время на изучение природы вашего ребенка ( в этом пункте у нас, родителей, ужасающее невежество).

Когда вы будете знать, например, что нормальные трехлетки обязательно говорят на все, что вы им предлагаете, «нет», и в истерике падают на землю и сучат ногами, вы будете к этому готовы, гораздо легче и быстрее переживете этот период. Я бы даже рискнула пообещать – гораздо веселее и комичнее.

3. Внимание! Ребенок абсорбирует ваши текущие эмоции, и если вы сами подавляете свой гнев или обиду, ребенок будет становиться все более неуправляемым. Займитесь своим эмоциональным состоянием – автоматически успокоится ребенок.

4. По этой же причине родители, особенно, мама должны следить за тем, чтобы ваша усталость не принимала угрожающих масштабов, вы ОБЯЗАНЫ позаботиться о себе, о своем отдыхе, иначе вы будете испытывать скрытое (от вас) раздражение, которое ваш ребенок отразит, как зеркало.

5. Сохраняйте благожелательность и спокойствие, когда ребенок кричит и требует. Не наказывайте его, и не кидайтесь исполнять то, что он хочет ( это тоже реакция на страх перед негативными эмоциями, вынесенный с детства).

Родители, удовлетворяя капризы ребенка, по сути, мешают ему пережить негативные эмоции. А если негативные эмоции не пережиты, человек начинает терять связь с позитивными эмоциями, со своей внутренней системой управления, которая перерастает со временем в жизненную мудрость, и тогда начинается беспредел эгоизма.

6. Часто родители спрашивают: «А что делать, если ребенок все время просит то это, то то, я же не могу ему это все дать?»

Специализированная литература по детям и многочисленные источники в интернете пестрят рекомендациями о том, что ребенок должен рано узнать, что такое нельзя, и должен понимать, что не любое его желание может быть исполнено.

А собственно, почему? В чем проблема, если он будет желать? Все, что нас окружает, из чего мы пьем, едим, на чем спим, чем любуемся, что слушаем, чем красим губы, на чем ездим, было когда-то чьим-то желанием. Нет никакой проблемы, чтобы ваш ребенок желал, более того, чем масштабнее его желания, тем больше растет его личность, тем лучше для него.

Проблема начинается, когда мы решаем, что все, что он просит, мы должны ему дать, и немедленно. Но это не более, чем наша бредовая установка.

  1. Что-то вы ему даете, а на что-то СПОКОЙНО и БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО отвечаете:
  2. «Извини, в этот раз не получится, может быть, в другой раз»
  3. «Прости, но мне нужно кое-что сделать»
  4. «Извини, я понимаю, что ты этого хочешь, но сейчас мы будем делать то-то и то-то»
  5. «Хорошее желание, немножко нужно времени на него. Лучше давай сейчас займемся вот этим»
  6. «Сейчас время пришло делать то-то и то-то»
  7. «Мы ведь с тобой собирались сделать вот это и это, так и поступим».
  8. Таким образом, вы даете ребенку бесценный навык хотеть большего и при этом иметь терпение, понимание, что не все в этом мире должно происходить немедленно, умение наслаждаться не только достижением цели, но и движением к ней, предвкушением цели.

Самое бесценное, что вынесет ребенок из этого опыта, — это то, что в этом мире можно открыто выражать разные эмоции и тебя все равно любят, а не только в том случае, если ты полностью совпадаешь с желаемой картинкой родителей. Это то, за что дети бесконечно благодарны нам. Это то, что делает их очень счастливыми.

Наталья Михайловская — Сертифицированный тренер-консультант, психолог, директор Центра Позитив Плюс, член Украинского Союза Психотерапевтов, Европейской Ассоциации Психотерапии.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/93227689-3786470/

Беседа с психологом: капризы и истерики детей

Дорогие мамы, папы, а также дедушки и бабушки, интервью с психологом готово. Спасибо большое тем, кто принял участие и задал свои вопросы. Надеюсь, ответы помогут вам и вашим деткам лучше ладить.
На вопросы отвечает Наталия Талай,сотрудник центра психологической поддержки «Вектор жизни» (г.Минск).

Тема нашей беседы: капризы и истерики детей: как реагировать и что делать родителям

Вопросы от читателей:

Спрашивает Алеся:
Как справиться с капризами и непослушанием ребенка? И еще вопрос: когда уже можно родителям в психушку, а то я скоро реально туда пойду ????
Ответ от Наталии

— В психушку родителям – НИКОГДА! Пока Вы позволяете себе расслабляться в болезни, убегая от ответственности за ребенка, он страдает и нуждается в родителях, ведь у него кроме Вас никого нет.

Очень эмоциональным родителям нужна группа поддержки, где они знакомятся с индивидуальностью своего ребенка, учатся оптимальным способам взаимодействия с ним, и наблюдают за другими родителями, набираясь опыта.

Капризы и непослушание ребенка пройдут, как только родители выровняют свое психологическое состояние, обретут спокойствие и уверенность в своих воспитательных мерах, научатся питать любовь не только ребенка, но и свои отношения.

Вопрос от Екатерины:
— Как привить послушание?
Ответ от Наталии

— Для меня послушный ребенок – это ребенок безвольный, безынициативный, лишенный естественной спонтанности и непосредственности.

Такие дети, выходя из-под контроля родителя, легко попадают под влияние кого угодно.

Включите видение на перспективу: «Вася, доешь всю кашу – будешь сильным…Вася, стань на стульчик почитай стишок – мама порадуется…Вася, затянись сигареткой – все это делают…Вася, брось камнем в окно – это круто …»

Да, активный своевольный ребенок – испытание для родителей, но с пониманием индивидуальных особенностей и потребностей такого ребенка, им можно и нужно научиться управлять. Я знаю детей, охотно идущих на сотрудничество, уважающих авторитет взрослого, умеющих принять компромиссное решение и эти качества действительно прививаются с детства. И вместе с этим, за ребенком оставляется право чего-то не хотеть, чего-то не сделать, забыть, устать и т.п. Вы же иногда позволяете себе это.

Более общие вопросы от меня:

— Как правильно реагировать на истерики и капризы ребенка?
Ответ от Наталии

— На мой взгляд, от каприза до истерики длинный путь. Каприз — сиюминутное желание, прихоть ребенка, а истерика — эмоциональный всплеск от бессилия и невозможности получить желаемое. Возникает вопрос, что нужно сделать родителю, чтобы ребенок впал в истерику.

Когда ребенок требует: «хочу это и сию секунду», реакция родителя может варьироваться в зависимости от ситуации и от возможности выполнить желание ребенка. Родитель может спокойно выслушать и принять желание ребенка «Да, вижу, как сильно ты хочешь мороженное сейчас.

Мы поедим мороженное вместе после ужина».

Если родитель не собирается выполнять прихоть ребенка, считая, это блажью, пусть оставит это при себе, а вместо этого выслушает ребенка и переключит его внимание на что-то другое. С моими детьми это работает всегда. Например, в магазине: «Мама, я хочу этого трансформера» Я отвечаю, присев рядом с ребенком: «Ух, ты классный трансформер, и в кого он превращается…, а что тебе больше в нем понравилось…, ой давай посмотрим в список, что нам нужно купить для тебя…» — потихонечку разворачиваю ребенка и увожу в другой отдел.

Реакция родителя, которая провоцирует истерику – категоричное «нет» и злобная тирада в адрес ребенка. Мое глубокое убеждение, что большинство истерик детей случаются от нехватки времени и усталости родителей.

Если истерика все же случилась нужно ограничить количество зрителей и помочь ребенку успокоиться. За злостью и желанием наказать ребенка в ответ на истерику, скрывается неуверенность, стыд и прочие страхи родителя.

Всегда важно понять, что стоит за регулярными истериками ребенка, какая важная его потребность игнорируется родителями.

— Как правильно себя вести, если ребенок дерется?
Ответ от Наталии

— Сразу хочется спросить, с кем дерется ребенок. Если ребенок дерется со сверстниками, то нужно научить его мирно решать конфликты. Неуемную энергию, подвижность, стремление доминировать детей с холерическим темпераментом необходимо направлять и структурировать их деятельность. Таким детям нужен постоянный досмотр – и это конечно напрягает взрослых.

Если ребенок дерется еще и с родителями, то для меня это сигнал об отсутствии родительского авторитета в семье в сочетании со скрытой или явной агрессией, которую постоянно наблюдает ребенок. Взрослый обязан демонстрировать ребенку социально приемлемые модели поведения. Проще говоря, нужно показать пример, как лучше вести себя в той или иной ситуации. Когда мы ругаем, а тем более, физически наказываем ребенка за что-то, мы излишне концентрируемся на негативном поведении, тем самым закрепляя его.

— Что делать родителям, если ребенок игнорирует их просьбы, словно не слышит
Ответ от Наталии

Психологическая глухота – защитная реакция психики ребенка. Чтобы понять, что делать родителям, важно понять контекст взаимодействия родителя и ребенка, на что именно он так реагирует. Действительно ли родители просят или они требуют. Как часто родители обращаются к ребенку с просьбами. Какие именно просьбы игнорируются и в какой ситуации.

— Если ребенок делает все наоборот, как реагировать?
Ответ от Наталии

— Реакция негативизма может быть как возрастной, так и формой протеста против родительского контроля, проверкой границ дозволенного. Возрастной негативизм следует воспринимать спокойно, с пониманием, что ребенок учится отстаивать сое мнение, делать что-то по-своему.

Родителям следует оставаться принципиальными в вопросах здоровья и безопасности ребенка. А вот некоторые домашние правила и ритуалы можно пересмотреть и видоизменить.

Часто ребенок протестует именно из-за того, что он вырос из установленных ограничений, как из прошлогодних штанишек, а родители этого пока не видят.

Если ребенок продолжает своевольничать и в 1,5 и в 2,5 года этот протест означает, что следует пересмотреть сложившийся стереотип взаимодействия родителей и ребенка.

— Как родителям сохранить нервы ребенка и свои, когда у малыша начинаются кризисы (1-го, 3-х лет и т.п.)
Ответ от Наталии

— Во-первых, зачем нервничать? Возрастные кризисы – это замечательно, после каждого кризиса ребенок приобретает новые качества, становится взрослее. Да, действительно, каждый кризис сопровождается эмоциональным накалом и напряжением всех членов семьи.

Учитесь принимать и понимать эмоции ребенка, проявляйте больше внимания и заботы друг к другу. Во-вторых, учитесь понимать себя: какие чувства вы испытываете, слыша плач ребенка, что ощущаете, не понимая, чего требует ребенок.

Признайте, хотеть чего-то от жизни и добиваться желаемого – совершенно нормально, с помощью плача ребенок учится выражать свои потребности, а родитель помогает понять их и по возможности удовлетворять.

Есть у нас еще один вопрос, немного не по “теме”, но маму Наталью волнует следующее:
— Меня очень волнует вопрос о том, как строятся дружеские отношения в 8-летнем возрасте. ОЧЕНЬ!!!! Как реагировать, что говорить, что объяснять … Моя достаточно общительная первоклашка испытывает вот такую трудность. я в замешательстве (и это мягко сказано).
Ответ от Наталии

Дружбе учатся, дружбу предлагают. Кто-то заводит знакомство, угощая конфетами, кому-то интересно вместе полистать книжку. Чаще всего дети заимствуют модели взаимодействия у взрослых и переносят их на сверстников.

Таким образом, в школьном коллективе дети наблюдают и обмениваются различными способами установления дружеских отношений. И, вероятней всего, Ваша достаточно общительная первоклашка просто не знает на какой модели взаимодействия остановиться: на той, что принята в семье, или на той, что используется большинством одноклассников.

Поясните дочери свое понимание дружбы, приведите примеры отношении со своими подругами и… задумайтесь, что вам самой мешает дружить.

И еще раз, спасибо Наталии Талай за уделенное время и ответы на такие важные вопросы для родителей.

Хотелось бы немного рассказать об услугах центра психологической поддержки «Вектор жизни», в котором работает Наталия. В центре предоставляются оригинальные и малораспространенные услуги.

Например, программа «Семейный психолог», преимущество которой заключается в том, что психолог устанавливает доверительные отношения с каждым членом семьи, и каждый имеет возможность получения компетентной помощи в любой нестандартной ситуации посредством, как традиционной консультации, так и он-лайн и телефонной поддержки, при этом психолог сохраняет конфиденциальность, как за пределами семьи, так и внутри, а общая стоимость программы гораздо ниже, чем оплата каждой отдельной консультации в течение того же времени.

Еще одна авторская программа «Жизнь с детьми», ориентированная на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Эта программа дает возможность молодой маме получать профессиональную поддержку в сложных вопросах воспитания детей, посещать тематические лекции и занятия с детками в мини-группах, где хорошо решаются вопросы индивидуального подхода к ребенку, его социализации и адаптации к детсаду. Относительно новая услуга консультирование мамы с ребенком на дому.

Другие подробности на сайте Центра психологической поддержки «Вектор жизни».

Дорогие читатели, если у вас возникли еще вопросы, то пишите их в х к статье или сразу на Наталие на e-mail natalia@vzhizni.by. Постараемся вам помочь решить возникшие проблемы.

Ваша Марина, Оранжевая семья

ВНИМАНИЕ!!! Свои вопросы психологу можете оставлять в х к статье Анонс. Беседа с психологом: ребенок в социуме

Источник: http://orangefamily.ru/razvitie_i_tvorchestvo_detey/vospityvaem-detey/beseda-s-psihologom-kaprizyi-i-isteriki-detey.html/

Ссылка на основную публикацию