Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Любой человек встречается со стрессом. По пути на работу, на протяжении трудового дня и по возвращении домой люди сталкиваются с напряженными ситуациями.

Для некоторых подобный образ жизни становится привычным, они постепенно адаптируются к нему, и это печально. Ведь последствием нервного перенапряжения могут стать различные физические и психические патологии.

Стресс: понятие, виды

Вследствие событий, которые происходят в жизни людей (конфликты, спешка, неприятности на рабочем месте, трудности с деньгами) возникают явления, влияющие на деятельность организма. Комплекс таких симптомов называется стрессом. Это совокупность физиологических и психологических реакций.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация Чтобы предотвращать такие состояния, успешно справляться с ними, следует иметь четкое представление о стрессе, видах, причинах данного явления.

Существует несколько различных классификаций этого понятия. Согласно одной из них выделяют эустресс и дистресс. Первая категория представляет собой ситуацию, которая воздействует на человека скорее положительно, чем отрицательно.

При эустрессе даже беспокойство и эмоциональное перенапряжение сопровождаются осознанием того, что возникшие препятствия можно преодолеть. Такое явление в целом позитивно воздействует организм, и его присутствие в жизни необходимо.

В отличие от первой разновидности, вторая – дистресс – представляет собой нарушение психологического равновесия. Это явление негативно сказывается на состоянии организма.

Виды стресса, оказывающего вредное воздействие

Итак, не всегда нервное перенапряжение отрицательно влияет на человека. При эустрессе люди направляют свои силы и используют внутренние резервы для получения результата. Когда цель достигнута, они испытывают радость и удовлетворение.

Однако при дистрессе ситуация противоположная. Такое явление возникает внезапно или развивается постепенно. В любом случае оно приводит к возникновению болезней, психических расстройств.

Виды эмоций стрессы такого характера провоцируют лишь отрицательные.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация Итак, разрушающее воздействие на организм человека оказывают следующие виды перенапряжения:

  1. Физиологическое.
  2. Психологическое.
  3. Кратковременное.
  4. Хроническое.
  5. Нервное.

Если стрессовое состояние присутствует в жизни человека постоянно, организму становится все труднее устоять перед перенапряжением и справляться с ним. Это приводит к снижению иммунитета, тяжелым патологиям и даже смерти.

Физиологическое перенапряжение

Это один из видов стресса, который появляется вследствие отрицательного влияния факторов внешней среды. Это может быть переохлаждение, перегрев, отсутствие достаточного количества питьевой воды и пищи.

В случае когда люди осознанно обрекают себя на такие испытания, они должны понимать, какие последствия способны вызвать данные явления. Даже после того как отрицательное влияние факторов внешней среды прекращено, человеку необходим период восстановления.

К физиологическому стрессу можно отнести следующие разновидности:

  1. Химический (возникает из-за влияние определенных веществ на процессы, происходящие в организме человека).
  2. Биологический (обусловлен наличием вирусных, инфекционных или иных патологий).
  3. Физический (связан с интенсивными занятиями спортом у профессионалов).
  4. Механический (вызван увечьем какого-либо органа, части тела либо хирургическим вмешательством).

Среди тех видов стресса, которые часто встречаются сегодня, выделяют перенапряжение, связанное с пищевыми расстройствами. Однако если ограничения в питании продолжаются недолго, они не наносят организму сильного вреда.

Психологический и эмоциональный стресс

Это явление представляет собой перенапряжение из-за обстоятельств, вызывающих беспокойство и сильные переживания. Иногда человеку свойственно придумывать себе проблемы и испытывать волнения по поводу несуществующих трудностей. Однако психологический стресс возникает даже в этом случае.

Это явление бывает кратковременным. В некоторых ситуациях мобилизация ресурсов организма способна спасти человеку жизнь. Кратковременный дистресс возникает внезапно, связан с опасностью. Он обычно проходит быстро и не оказывает отрицательного влияния на организм.

Хронический дистресс представляет собой постоянное эмоциональное перенапряжение. Оно воздействует на тело и психику людей негативно, провоцирует чувство страха, подавленность и даже попытки самоубийства. Также существует нервный дистресс. Это состояние, которое сопровождает лиц с неврозами.

Такие люди нуждаются в помощи специалиста.

Виды стресса в психологии

Это явление возникает в результате переживаний, связанных с личностным кризисом или взаимодействием с окружающими. Различают следующие типы психологического стресса:

  1. Личностный (возникает из-за отсутствия гармонии человека с самим собой).
  2. Межличностный (появляется вследствие ссор в семье, напряженных отношений внутри рабочего коллектива).
  3. Эмоциональный (возникает из-за сильных переживаний, сопровождает длительное или хроническое перенапряжение).
  4. Профессиональный (появляется в результате проблем в трудовой деятельности).
  5. Информационный (возникает вследствие быстрого ритма жизни, большого количества задач, которые человек вынужден решать и с которыми ему трудно справляться).Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация
  6. Экологический (появляется из-за отрицательных воздействий факторов внешней среды).

Различные стрессовые ситуации неизбежно возникают в жизни у каждого. В противном случае человеческое существование было бы бессмысленным. Однако психологические стрессы часто связанны не столько со сложившейся ситуацией, сколько с тем, как реагирует на нее конкретная личность.

Этапы развития стрессовых реакций

Итак, организм человека определенным образом отвечает на воздействие факторов, вызывающих перенапряжение. Существует несколько фаз стрессовых реакций. Принято рассматривать следующие стадии:

  1. Фаза тревоги (предполагает включение механизмов защиты и мобилизацию ресурсов организма для борьбы с перенапряжением).
  2. Этап сопротивления (предполагает уменьшение активности механизмов, которые помогают бороться со стрессом). Если организм не может противостоять действию сильного раздражителя, он ослабляется.
  3. Фаза истощения (характеризуется сильной усталостью, снижением активности, болезненными симптомами).

Практически все виды психологического стресса предполагают прохождение этих стадий. Интенсивность реакций организма зависит от того, насколько сильным является перенапряжение и в течение какого времени его испытывает человек.

Признаки стресса

Сильное эмоциональное перенапряжение сопровождается появлением ряда симптомов. В качестве признаков стресса можно перечислить такие как:

  1. Повышенная возбудимость.
  2. Постоянные переживания, неспособность отвлечься от них.
  3. Ухудшение когнитивных функций.
  4. Раздражительность.
  5. Пассивность.Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация
  6. Подавленное настроение.
  7. Нарушения сна.
  8. Уменьшение или усиление аппетита.

Подобные симптомы свидетельствуют о том, что у человека присутствуют психические нарушения и ему требуется помощь специалиста.

Психологические особенности и их влияние на появление стрессовых реакций

Известно, что некоторые индивидуальные характеристики человека объясняют то, как он ведет себя в условиях перенапряжения. В результате многолетних наблюдений специалистам удалось установить зависимость между психологическими особенностями и манерой поведения в сложных обстоятельствах.

Люди с меланхолическим типом темперамента при стрессе чувствуют сильный страх, беспокойство. Они склонны винить себя в сложившейся ситуации, паниковать, не могут проявлять силу воли.

Холерики в критических ситуациях демонстрируют агрессию, срываются на других. Часто из-за повышенной возбудимости у них возникают патологии, такие как язвенная болезнь, повышенное давление, проблемы с сердцем. Лицам с холерическим темпераментом трудно смириться со сложившейся ситуацией, они не могут принять ее.

Флегматики, как правило, стараются быть уравновешенными в тяжелых обстоятельствах. Спасение от стрессов они ищут в еде, и это провоцирует проблему лишнего веса. При перенапряжении флегматики часто демонстрируют замкнутость, сонливость, вялость, нежелание справляться с трудностями.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Сангвиники в стрессовых ситуациях стараются мыслить позитивно, сохранять уверенность в себе. Они способны проявлять силу воли и эффективно справляться с перенапряжением.

Реакция на разные виды стресса, эмоциональный ответ на него во многом закладывается в детстве. Если мать и отец учили ребенка не паниковать, адекватно оценивать себя и свои возможности, он сможет в дальнейшем противостоять негативному влиянию сложных обстоятельств жизни.

Острые реакции на стресс

Такие явления возникают тогда, когда человек попадает в критические ситуации, которые угрожают его жизни, или становится их свидетелем.

Это могут быть военные действия, стихийные бедствия, теракты, аварии, ДТП, преступления.

Такие ситуации оказывают негативное воздействие не только на тех, кто претерпел физический и моральный ущерб, но и на их родных и друзей. Виды острых реакций на стресс бывают следующими:

  1. Перевозбуждение, повышенная двигательная активность (проявляется на фоне сильного испуга, паники, когда человек не способен контролировать свои действия).
  2. Торможение (снижение активности, вялость, равнодушие по отношению к происходящему, отсутствие желания разговаривать и совершать какие-либо действия).Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Часто люди, которые становились участниками или свидетелями каких-либо травмирующих событий, испытывают настолько сильное эмоциональное перенапряжение, что нуждаются в медицинской помощи.

Виды стрессов в профессиональной деятельности

Любой человек, который работает, сталкивается с эмоциональным перенапряжением. Оно связано как с трудовой деятельностью, так и с общением и между начальством и подчиненными, внутри коллектива. Среди видов профессионального стресса можно перечислить следующие:

  1. Коммуникативный (связан с межличностными отношениями между людьми, работающими в коллективе).
  2. Профессиональный стресс достижения (возникает из-за боязни сделать работу неправильно, не добиться поставленных целей).
  3. Профессиональный стресс конкуренции (стремление быть лучше, чем коллеги, неоправданные жертвы ради этого).
  4. Стресс успеха (ощущение бессмысленности тех усилий, которые были направлены на достижение результата).
  5. Стресс подчинения (страх перед ответственностью, боязнь начальства, повышенная тревожность при исполнении обязанностей).
  6. Перенапряжение, связанное с рутиной (явление, характерное для офисных работников, которым приходится решать довольно монотонные задачи, отсутствие новизны, позитивных эмоций).

Переживания, связанные с профессиональной деятельностью, нередко приводят к психическим нарушениям и развитию депрессивных расстройств. Иногда отдых, занятие любимым делом, спорт или путешествие помогают справиться с проблемой. Но если стресс приобрел хроническое течение, необходима помощь психолога.

Как предотвратить эмоциональное перенапряжение?

Имея представление о том, какие бывают виды стресса и его признаки, многие задают вопрос о методах борьбы с этим явлением. Справиться с перенапряжением нелегко, так как не всегда людям удается предотвратить или избежать ситуаций, которые его провоцируют.

Однако если придерживаться общих рекомендаций (хорошо высыпаться, заниматься спортом, проводить свободное время с близкими, мыслить позитивно), можно значительно уменьшить перенапряжение. Но не все способны эффективно справиться со стрессом.

Если ситуация слишком сложная, можно обратиться за медицинской помощью.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация Как правило, успокоительные препараты помогают уменьшить неприятные переживания. Однако лекарства следует принимать только по назначению врача. Если в жизни человека присутствует хронический стресс, он должен выработать тактику борьбы с ним, так как это явление опасно тем, что провоцирует проблемы со здоровьем.

Источник: https://www.syl.ru/article/354876/vidyi-stressa-i-klassifikatsiya—opisanie-osobennosti-i-posledstviya

Основные виды стресса – изучаем врага, выигрываем сражение

Стремление к покою характерно не только для каждого тела во вселенной, но и для нашей нервной системы. Любое внешнее воздействие запускает в организме адаптационную реакцию – стресс.

Какие бывают базовые виды стресса? Выделяют четыре основных группы: эустресс, дистресс, физиологическая и психологическая форма.

Классификация стрессов учитывает степень пагубного влияния раздражителей, способность самостоятельно справится с нагрузкой и скорость восстановления стабильности нервной системы.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Классификация стресса по влиянию

В психологии принято разделять подобную нагрузку на две основные категории:

  • «Хорошая» форма (эустресс);
  • «Плохая» форма (дистресс).

Механизм запуска стресса необходим человеку для выживания, поскольку является формой адаптации к изменяющемуся миру.

Краткосрочные стрессы тонизируют организм, высвобождая энергию, позволяющую человеку быстро мобилизовать внутренние ресурсы.

Возбудимая стадия эустресса продолжается считанные минуты, поэтому нервная система быстро восстанавливает стабильность работы и негативные аспекты не успевают проявиться.

«Плохим» стрессом в психологии называют воздействие, с которым организм не в состоянии справится самостоятельно. Речь идёт о длительном стрессовом воздействии, когда ресурсов психики не хватает для адаптации, либо идёт речь о нарушении физического здоровья.

Дистресс предполагает пагубное влияние на организм – в критических случаях человек без должного лечения полностью теряет работоспособность.

Длительный стресс способствует истощению иммунной системы, что в свою очередь влечёт за собой ряд хронических или острых заболеваний.

Физиологический стресс – элементарная форма адаптации

Классификация стрессов также базируется на способе запуска адаптационных процессов. Категории «простого» стресса учитывают минимальный набор воздействий –факторы окружающей среды, физические перенагрузки. Результатом становится физиологический стресс.

Данная форма подразумевает острую реакцию тела на агрессивное воздействие окружающего мира.

Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации.

К пусковым механизмам физиологического стресса следует также относить чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием (обжорством или голоданием).

Читайте также:  Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

В популярной психологии выделяется особая, пищевая форма стресса, которую провоцирует неправильное питание (нарушение режима, неадекватный подбор продуктов, чрезмерное поглощение пищи или отказ от неё).

В нормальных обстоятельствах физиологическая форма проходит бесследно за счёт высокой выносливости человеческого организма. Однако в случае, когда человек продолжительное время пребывает в дискомфортном состоянии, его организм перестаёт правильно адаптироваться и происходит сбой на физическом уровне – возникает болезнь.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог «Цикл лекций по психологии. Лекция 12: стрессы»

Психологический стресс

Психологический стресс – бич современности. Данная форма стала характерной чертой эпохи, поскольку напрямую связана с адекватностью взаимодействия человека с обществом. Если на физическом уровне адаптация является первичным залогом выживания и облегчается мощным механизмом инстинктивных реакций, то психологический стресс способен надолго выбить человека из колеи.

«Подорванная» психика является результатом экстремальной реакции на два вида воздействия – информационные или эмоциональные факторы.

  1. Информационные перегрузки. Работники умственного труда по собственному опыту знают, какие бывают последствия от поступления большого количества информации. Хотя обработка информации является базовой функцией полушарий головного мозга, излишек данных приводит к пагубным последствиям. Сбой напоминает зависание компьютера – снижается способность к концентрации, замедляются мыслительные процесса, наблюдаются нарушения логики, снижается острота мысли, иссякает воображение.
  2. Эмоциональные перегрузки. Собственно психическая форма стресса подразумевает эмоциональные перегрузки различного рода (позитивные и негативные), являющиеся неотъемлемой частью жизни человека в социуме.

В этой категории также выделяют два вида стресса: межличностный и внутриличностный.

Межличностный стресс

Психологический стресс возникает после переживания интенсивных эмоций, к которым человек был эмоционально не готов. Внезапное счастье столь же пагубно воздействует на психику, как и внезапное горе.

Резкие изменения в жизни приводят к психическим перегрузкам и состоянию длительного стресса.

Нередко после достижения желанной цели или фрустрации (потери желаемого) человек надолго теряет способность активно действовать и переживать тонкие эмоции – возникает такое специфическое явление, как «эмоциональная тупость».

Основной средой для возникновения психологического стресса является внутрисемейное общение, а также профессиональные ожидания. Создание семьи и карьерные достижения входят в набор основных человеческих желаний, поэтому любые изменения в этих сферах дестабилизируют психику.

Внутриличностная форма

Пагубное воздействие оказывает на психику острый конфликт с самим собой, вызванный несовпадением реальности с ожиданиями, а также возрастные кризисы, вызванные необходимостью перехода на новый социальный уровень и сопряжённые с физиологическими изменениями (старение).

Психологический стресс вызывает набор стандартных реакций. На первоначальной стадии возникает резкое увеличение активности и высвобождение внутренних психических ресурсов. Потенциально человек, пребывающий в острой стадии стресса, способен совершать всевозможные подвиги и «чудеса».

Примеры острого психологического стресса

Типичным примером острого психологического стресса является ситуация, когда человек оказывается на грани между жизнью и смертью. Нервное напряжение, вызванное нахождением в горячей точке, позволяет солдату долгое время не испытывать боль от тяжелейшей раны.

Мать, наблюдающая картину смертельной опасности для своего ребёнка, способна активизировать невероятные физические силы и с лёгкостью оттолкнуть от малыша тяжёлый автомобиль.

Напуганный человек, в обычной жизни не способный без одышки подняться даже на второй этаж, при нападении собаки легко перепрыгнет через двухметровый забор.

Последствия острого стресса

Когда момент опасности проходит, наступает стадия расслабления и наблюдается полное психологическое истощение.

Если физическое восстановление происходит относительно быстро (в зависимости от наличия или отсутствия повреждений, болезней), то психика может восстанавливаться годами.

Впрочем, чаще всего последствиями эмоциональной перегрузки становится тяжёлое физическое заболевание, вызванное подрывом иммунитета или сбоем в работе внутренних органов.

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Будничный стресс – офисная болезнь

Самой противной разновидностью эмоциональных перегрузок является хронический стресс.

Нагрузки на психику не отличаются особой интенсивностью, но происходят циклично – каждый день человеку приходится сталкиваться с рядом неприятных и довольно однообразных проблем.

Отсутствие ярких впечатлений, смены обстановки, нарушение режима дня и постоянное получение негативных эмоций приводит к состоянию хронического стресса.

При отсутствии должного лечения возможно возникновение ряда психических отклонений – деперсонализации, невроза, депрессии. Человек, не обладающий глубокими познаниями в психологии, не способен самостоятельно справиться с хроническим стрессом.

Необходима консультация опытного психолога, который подберёт первичное лечение. Впрочем, на начальных стадиях (до возникновения тревожной апатии и ощущения бессмысленности жизни) помогает смена обстановки (отпуск) и нормализация режима дня.

Весьма эффективным методом борьбы с хроническим стрессом являются досаточные физические нагрузки, а также частые прогулки на свежем воздухе. В ситуации когда наблюдаются серьёзные личностные изменения, разумнее не заниматься самолечением, а попросить помощи у специалиста.

Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/osnovnye-vidy-stressa.html

Классификация стрессов и их последствия для организма человека

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Рекомендации психолога Денисенко Ю.С.

  • Стрессоры
  • Последствия
  • Стрессоры в окружающей среде
  • Личные стрессоры
  • Производственные:
  • перегрузки (недогрузки);
  • необъяснимые перемены;
  • изменения расписания;
  • плохое оборудование
  1. Потребности
  2. Надежды и достижения
  3. Субъективные:
  • расстройства;
  • утомленность;
  • чувство тревоги;
  • чувство вины;

Ролевые:

  • ролевой конфликт;
  • ролевая неясность;
  • ответственность за людей;
  • недостаток поддержки;
  • недостаток статуса

Эмоциональная устойчивость

Поведенческие:

  • опасность инцидента
  • «нехорошие» разговоры

Структурные:

  • слабая коммуникация;
  • недостаток соучастия;
  • неправильно построенная иерархия

Гибкость

Когнитивные:

  • слабые решения;
  • плохая сосредоточенность

Карьерные:

  • замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе;
  • несправедливость;
  • недостаток возможностей для продвижения;
  • отсутствие необходимой подготовки

Толетарность

Физиологические:

  • высокое содержание холестерина;
  • растущее кровяное давление;
  • язвенная болезнь;
  • коронарные заболевания

Отношенческие:

  • отношения с руководством;
  • отношения с подчиненными;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с клиентами;

Неясности

Внеорганизационные:

  • отношения в семье;
  • состояние экономики;
  • обстоятельства жизни;
  • рост преступности;
  • рост цен

Самооценка

Организационные:

  • прогулы;
  • текучесть кадров;
  • низкая производительность труда;
  • неудовлетворенность работой
  • 11. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМАИ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Эффекты саморегуляции:– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
  • Естественные приемы регуляции организма:
  • – смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;
  • – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • СПОСОБЫ
  • САМОРЕГУЛЯЦИИ

I. Способы, связанные с управлением дыханиемУправление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

  1. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
  2. Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • Способ 3
  • Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,– глубоко выдохните; – задержите дыхание так долго, как сможете;– сделайте несколько глубоких вдохов;
  • – снова задержите дыхание.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движениемПод воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;– дышите глубоко и медленно;– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;– прочувствуйте это напряжение;– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;– сделайте так несколько раз.В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.Можно работать со следующими группами мышц:– лица (лоб, веки, губы, зубы); – затылка, плеч;– грудной клетки; – бедер и живота;– кистей рук; – нижней части ног.

  1. Способ 6
  2. Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:– движения большими пальцами рук в «полузамке»;– перебирание бусинок на ваших бусах;
  3. – пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

III. Способы, связанные с воздействием словаИзвестно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. ормулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

– Сформулируйте самоприказ.

– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:«Именно сегодня у меня все получится»;«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

  • – Мысленно повторите его несколько раз.
  • Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образовИспользование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений.

Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.

Для этого запоминайте:1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).– При ощущении напряженности, усталости:1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;2) дышите медленно и глубоко;3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

Читайте также:  Психология на работе: отношения с подчиненными, с коллегами

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Заключение: в работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери.

Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация

Источник: https://infourok.ru/klassifikaciya-stressov-i-ih-posledstviy-dlya-organizma-cheloveka-980125.html

Классификация стресса

 Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматически начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям.

Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным биохимическим и физиологическим нарушениям, например, повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий.

Очень часто в такой период у людей ощущаются затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д.

При этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональные проявления стрессового напряжения, поскольку они затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон и придают пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний. Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами.

К субъективным причинам можно отнести:

• несоответствие ожидаемых и реальных событий; • стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным; • стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия; • несоответствие виртуального и реального миров; • стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими); • невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации); • неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.); • неадекватная реализация условных сигналов.

К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:

• условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.); • взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми); • экономические факторы; • политические факторы; • чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства). Виды стрессоров окружающей среды, влияние характеристик, классификация Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции. К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий. Эти факторы могут привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении сензитивности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении сна, нехватке времени, повышенной утомляемости, спешке, проблемам при общении. Ежедневно люди сталкиваются с различными ситуациями и событиями, которые негативно на них влияют. Поступающий информационный поток так велик, что мозг активно начинает работать, стараясь его «разложить по полочкам». Эта дифференциация проявляется в стрессе переработки мозгом информации. При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, тем самым нарушая межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса, который характеризуется депрессией. Информационный стресс пробуждает у нас негативные эмоции, такие как страх, тревогу, раздражительность. Очень распространенным сегодня среди людей всех стран и континентов является двигательный стресс. В норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Современные технологии, многочасовое просиживание в офисах, за компьютерами не дает людям такой возможности. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе. Неразрывно связанный с двигательным стрессом – стресс жителя мегаполиса. Он возникает в связи с тем, что, в основном, вся среда большого города для человека неестественна. Если раньше человек ложился спать с закатом, то сегодня искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня. Значение имеет так же пребывание на высоте более третьего этажа, что, безусловно, тоже приводит к стрессу (в дикой природе на таких высотах человек не жил). Далее – постоянный шумовой фон, чего, конечно же, не было в естественной среде человеческого обитания. К зрительному стрессу приводит то, что раньше человек смотрел, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас, большую часть времени, в монитор компьютера. Человек так устроен, что для него неестественно перемещение со скоростью большей, чем он может развить сам. Для него так же физиологичны только те расстояния, которые он мог бы пройти пешком. Отсюда возникает еще один стресс – это стресс скорости и расстояния. Сюда же можно отнести и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз, т.е. мы наблюдаем сбой всех физиологических ритмов. Дефицит теплого, душевного контакта, поверхностное, формальное общение, к тому же скученность проживания приводят к возникновению эмоционального стресса и связанного с ним стресса постоянных изменений. Все стремительно изменяется в нашем мире. То, что раньше считалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться. Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров. Очень важной проблемой является рабочий стресс, который, по статистике, испытывают около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни. Три четверти работников считают, что всего каких-то 20-30 лет назад работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров. Немаловажными считаются условия труда, которые так же являются причиной рабочего стресса. Эти причины не являются единственными источниками стрессов, перечислять можно еще достаточно много. Но важнее понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно. Стресс имеет склонность накапливаться, так как он – есть ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело и психика реагируют физически, эмоционально на всякие изменения в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс. Поэтому очень важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь — Вы сами! Существует множество вариантов разных классификаций стрессовых ситуаций. Приводимые нами варианты, носят относительный характер. Стрессы, которые испытывает человек, можно классифицировать следующим образом. 1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы. 2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы. 3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы.

В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на:

• механические; • физические; • химические; • биологические.

Психоэмоциональные стрессы делятся на:

• информационные; • эмоциональные. Эмоциональные стрессы подразделяются на эмоционально положительные и эмоционально отрицательные стрессы (в зависимости от личного восприятия события). Например, такое важное событие, как свадьба у одного человека вызывает эмоции радости и состояние стресса и, одновременно, у другого человека — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс.

Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вызванный позитивными эмоциями предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь. Когда мы рассматриваем эмоционально положительный стресс, то, он казалось, должен порождать положительные эмоции. Однако, у людей со слабым здоровьем повышается шанс получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше, т.е. эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве. Негативный вид стресса разрушает весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может так же являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Такое состояние может приобрести хронический характер.

  • Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса (дистрессах), то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.
  • Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы по-разному отражаются на здоровье человека.
  • Перечисленные факторы оказывают негативное влияние как на деятельнось самого педагога, так и на учащихся.

Источник: http://psychoportal.ru/klassifikatsiya-stressa.html

Факторы, провоцирующие стресс

Поводов для стресса существует множество. Знание основных факторов, приводящих к этому состоянию, поможет избежать стресса.

Смена сезонов, смерть близкого человека, развод, новое место работы и многое другое – все это может привести к возникновению общей реакции организма на различные воздействия, получившей название стресса.

Стресс не всегда носит отрицательный характер, так как может иметь и адаптивную функцию. Но длительный или часто возникающий стресс приводит к возникновению ряда заболеваний, поэтому нужно знать о факторах, приводящих к стрессу, или стрессорах, и уметь избегать их воздействия.

Классификация стрессоров

Прежде чем более подробно рассказать о стрессорах, познакомимся с их видами. В основном используется деление по степени возможного контроля.

  • Управляемые стрессоры, то есть факторы, которые зависят от человека, он может на них воздействовать.
  • Неуправляемые стрессоры, на которые человек не может повлиять.
  • Стрессоры как результат интерпретации: эти факторы изначально стрессорами не являлись, но вследствие определенного толкования человеком превратились в причину стресса.

Дихотомическая классификация позволяет говорить об объективных и субъективных стрессорах.

Также стрессоры различаются по природе:

  • факторы окружающей среды (погодные явления);
  • химические (токсины);
  • психологические (депрессия, снижение самооценки);
  • социальные (смерть, развод или свадьба).
Читайте также:  Фагофобия — боязнь подавиться пищей, как избавиться

Важно еще раз подчеркнуть, что о каком бы виде стрессора мы ни говорили, реакция на эти факторы будет общей, генетически заданной.

Управляемые стрессоры

К такого рода стрессорам чаще всего относят те, которые носят межличностный характер, – конфликты с окружающими, стереотипы поведения, а также перегрузки на работе или дома, недостаток знаний о нормах и правилах.

Избежать неадаптивной реакции на эти факторы можно, если выработать определенные навыки и умения: способность контролировать свои эмоции, грамотно строить коммуникации, распределять время и нагрузку, планировать свои действия.

Прежде чем приступать к работе над собой, необходимо определить, что именно является источником проблем, и концентрировать усилия на исправление именно этого. Так, в случае проблем с коллегами причиной может быть незнание норм компании (например, в новом коллективе), неуверенность в себе, отсутствие навыков социального общения.

Отличительной чертой управляемых стрессоров является их локализация в настоящем (или ближайшем будущем), что и позволяет на них повлиять, изменив ситуацию.

Неуправляемые стрессоры

Существует множество факторов, воздействовать на которые человек не может. Это и характер, и поведение других людей, и климат, и высокие цены…

Значит ли это, что данные стрессоры неизбежно вызовут соответствующую неспецифическую реакцию? Далеко не всегда – если вы не можете работать с ними, вы можете работать с собой.

Такие методы, как мышечная релаксация, визуализация, прогулки на свежем воздухе, и ряд других позволяют выработать большую устойчивость по отношению к внешним воздействиям.

Стрессоры как следствие интерпретации

Любое событие, самый маленький факт может стать стрессором, если вы воспринимаете его таковым. Чаще всего эти стрессоры ориентированы на прошлое или будущее: вы переживаете, что забыли выключить утюг (хотя на самом деле это не так), на вас косо посмотрели в метро, вы боитесь смерти, взрыва.

В данном случае для уменьшения негативного воздействия факторов, провоцирующих стресс, требуется работа с личностью человека и его установками. Развитие оптимистической ориентировки и чувства юмора, устранение негативных мыслей, овладение навыками позитивного мышления – все это поможет справиться с обилием стрессоров. Помощь психолога в этом случае будет очень полезна.

В обычной жизни довольно сложно выделить один фактор, провоцирующий стресс, так как все они комбинируются, образуя сложные сочетания. Тем более что и сами природные стрессоры во многом социальны, так как переживаются человеком опосредованно. По словам исследователей, даже цвет может привести к появлению стресса.

Умение анализировать обстановку, оценивать свои силы и работать над собой и ситуацией позволят адекватно преодолевать стресс, не допуская его развития и усугубления.

Источник: https://vitaportal.ru/psihologiya/faktory-provotsiruyuschie-stress.html

Природа и классификация стрессов (стр. 1 из 7)

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Природа и классификация стрессов
  • 1.1 Физиологический аспект
  • 1.2 Модель стрессовой реакции
  • 1.3 Профессиональный стресс
  • 1.4 Причины и признаки стрессового состояния
  • 1.5 Анализ процесса реагирования
  • 2. Практические рекомендации по предотвращению стрессов

2.

1 Можно ли «выскочить» из стресса?

  1. 2.2 Профилактика стресса
  2. 2.3 Короткие советы по профилактике стресса
  3. 2.4 Методы борьбы со стрессом
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы
  6. Введение

В начале XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом.

Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека.

В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Актуальность темы исследования. С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы и вступать в конфликты.

Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно.

В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни.

Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими.

Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно.

В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни.

Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов.

В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно.

Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

  • Из всего вышесказанного вытекает цель нашей работы, а именно рассмотреть природу и классификацию стрессов.
  • Согласно поставленной цели работы перед нами стоят следующие задачи:
  • — показать природу и причины стресса;
  • — рассмотреть классификацию стрессов;
  • — разобраться с моделями стрессовых реакций;
  • — показать в чем состоит профессиональный стресс;
  • — рассмотрим в чем заключается физиологический механизм стресса;
  • — практически покажем примы и методы профилактики и выхода из стрессовых ситуаций.
  • 1. Природа и классификация стрессов
  • 1.1 Физиологический аспект

Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье.

В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году) впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса.

При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.

[23] Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[1]

Под словом неспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела.

На солнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе.

Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество.

Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям.[2]

  1. Это навело его на мысль о рассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленное организму требование.
  2. С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:
  3. А) Активной или борьбы.
  4. Б) Пассивной — бегства из трудности, или готовности терпеть её.

Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.

Природа предусмотрела множество способов, с помощью которых приказы атаковать или терпеть яд передаются нашим клеткам на химическом языке.

Биохимические исследования стресса показали, что эти два типа реакций во внутренне среде нашего организма обеспечиваются двумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьба обеспечивается выделением кататоксических агентов которые химически стимулируют выработку разрушительных ферментов активно атакующих возбудителя болезни, ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделением синтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающих состояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касается сохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизни человек должен сам решать какую реакцию избрать исходя из оценки наличной или прогнозируемой ситуации.[3]

Источник: https://mirznanii.com/a/198558/priroda-i-klassifikatsiya-stressov

Ссылка на основную публикацию