Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

  • Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
  • Не выполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчет по производственной практике и т.д.
  • Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
  • Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Слишком большая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
  • Отсутствие интереса к учебным дисциплинам и выбранной профессии.
  • Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
  • Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Родители, социальные педагоги, преподаватели и близкие люди должны оказать студенту посильную помощь в преодолении стресса. В отдельных случаях может понадобиться помощь грамотного психолога.

Ниже приведены некоторые методы борьбы со стрессом у современного студента.

  • Нужно научиться правильно распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
  • Приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание или найти контрольную работу, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
  • Совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы.
  • Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время.
  • Искать положительные моменты в любой ситуации.
  • Заниматься спортом: активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресса, все-таки, можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Олег Писарев

18.04.2013 (15:59)

Источник: http://supreme2.ru/stress-v-zhizni-studenta/

Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений

Оставьте заявку на Реферат Получите бесплатную консультацию по

написанию

Сделайте заказ и скачайте

результат на сайте

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 31. Основные стресс-факторы в процессе учебы студентов 62. Особенности проявления экзаменационного стресса студентов 103. Предупреждение и нейтрализация стресса с помощью физических упражнений 18Заключение 21Список литературы 23 Фрагмент для ознакомления

Стрессовые ситуации можно удерживать под контролем и снижать негативное влияние стресса независимо от того, какие физические упражнения использовать. Студенты могут заниматься различными видами физических упражнений: оздоровительным бегом, атлетической гимнастикой, плаванием или футболом.

Установлено положительное влияние физических упражнений (независимо от вида спорта) на умственную и физическую работоспособность студентов. Главной причиной этого позитивного влияния, скорее всего, является гормональный фактор. При стрессовых ситуациях в организме человека выделяется значительное количество катехоламинов.

Метаболизм катехоламинов осуществляется при наличии кислорода, поэтому повышая интенсивность метаболизма с помощью физических нагрузок, а также увеличивая поступление кислорода, физические нагрузки в буквальном смысле сжигают все вещества, которые выделяются в ответ на стресс [4].

При этом достоверные различия в воздействии упражнений различных видов спорта на состояние лиц, которые тренировались, не установлены, хотя была выявлена взаимосвязь с уровнем подготовленности и стажем занятий студентов в используемом виде деятельности.

Очевидно, это связано с последующей обстоятельством: студенты, что имели лучший уровень подготовленности, выполняют упражнения более спокойно, уверенно и легко, тогда как слабо подготовленные студенты выполняют физические упражнения слишком напряженно, скованно, что ухудшает выведение продуктов распада из работающих мягких мышц и способствует накоплению усталости.

Длительные физические нагрузки, охватывающих большие группы мышц, стимулируют выделение эндорфинов — естественных седативных средств, что обладают успокаивающим эффектом, а также вызывают состояние эйфории, которая возникает во время или после физических занятий.

И второе — подготовленные студенты, очевидно, имеют более высокую психологическую устойчивость организма, высокий уровень волевых качеств и сильную иммунную систему, что позволяет им быстрее справляться с неблагоприятным воздействием стресса.
Как указывают Р.С.Паффенбаргер, Е.

Олсен [2], циклические физические упражнения — плавание, или ходьба, бег трусцой, для подготовленных людей могут стать своеобразной формой релаксации.

Ритмичные движения ног и рук во время ходьбы или бега могут осуществлять почти гипнотическое воздействие, а бег на длинные дистанции в удобном темпе вызывает почти такие же изменения в активности волн головного мозга, как и состояние глубокой медитации.
Исследования, проведенные Оlsеn E.

[5], показали, что использование релаксации ведет к повышению способности иммунной системы бороться с инфекционными заболеваниями, а количество Т-лимфоцитов (клеток убийц), атакующих вирусы и бактерии, увеличивается.
Якобсен Е. [6] рекомендует использовать метод релаксации, при котором занимающиеся лица, попеременно выполняют мышечные напряжения и расслабления.

В процессе занятий они учатся запоминать ощущения, свойственные расслаблению, и потом по памяти используют их в повседневной жизни после активных умственных нагрузок.
Для повышения умственной работоспособности и психофункциональных состояния учащейся и студенческой молодежи можно рекомендовать физические упражнения, психорегулювання и активизированную релаксацию.

При этом величина физической нагрузки должна быть в пределах от средней до значительной, интенсивность – в зависимости от самочувствия, количество занятий — 2-3 раза в неделю, продолжительность — около 60 минут каждое занятие.

Вид спорта, из которого выбраны физические упражнения, не имеет значения, главное — чтобы упражнения были хорошо усвоены студентами, то есть, чтобы они могли выполнять их автоматически, без напряжения.

Студентов необходимо научить основам стратегии и тактики поведения и обучения: ранжировать по степени сложности изучаемые предметы и составлять индивидуальный график их усвоения, выбирать индивидуальную линию поведения, адекватную требованиям преподавателя, распознавать необоснованные требования, ставить реальные цели, решать их реальными способами и в реальный срок.

Заключение
Вопросы предупреждения и нейтрализации стресса с помощью различных средств является очень актуальным для студенческой молодежи, так как напряженный ритм занятий и учебной деятельности в период до и во время экзаменационной сессии часто приводят к стрессовым ситуациям.

Негативные эмоции, транспортные и бытовые проблемы, плохое питание, недосыпание, патовые ситуации, когда оценка «неудовлетворительно» означает угрозу отчисления, или ситуации, когда студент ликвидирует задолженности и одновременно три преподавателя назначают ему отработки на то же время, но в разных лабораториях или аудитория, которые могут находиться в разных корпусах на значительном расстоянии друг от друга, вызывают стрессы и, как следствие, психические перенапряжения и расстройства.
Реакция на стресс зависит: 1) от индивидуального восприятия стрессовых раздражителей; 2) от личных характеристик поведения и реагирования на стрессовые раздражители; 3) от мотивации преодоления неблагоприятных стрессовых событий или отрицательного воздействия на личность, стрессового опыта.
Жить и работать вообще без стресса невозможно, да и скучно, поскольку и тело и душа человека стареют без работы. Если пытаться только бежать от стрессов или избегать их, то могут наступить депрессия, безразличие, чувство скуки и тоски. С другой стороны, берясь за непосильную ношу или длительное время работая на пределе своих сил, можно проскочить за критический порог истощения, и тогда стресс становится губительным и для человека, и для его дела.
Стресс у студенческой молодежи представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в вузе и оказывает непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Для современного студента стресс не является сверхъестественным явлением, а скорее реакцией на накопившиеся проблемы, в бесконечном процессе борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
В результате исследования установлено, что основными причинами появления стресса у студентов есть большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества задач по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми. Стрессоустойчивость, во-первых, обусловливает значительное повышение уровня эффективности будущей профессиональной деятельности, во-вторых, обеспечивает кардинальные изменения образа и качества жизни. Чтобы сохранить свое психологическое здоровье необходимо иметь высокий уровень стрессоустойчивости, для этого существует ряд конструктивных способов преодоления стрессов:
1) сон, отдых и смена деятельности; 2) общение с друзьями или любимым человеком; 3) физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи)
4) анализ своих действий и поиск других вариантов; 5) изменение своего поведения в той или иной ситуации. Итак, стресс — это неотъемлемая часть жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями способа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и длительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Список использованных источников
Баева И.А. Психология безопасности как теоретическая основа анализа экстремальной ситуации / И.А. Баева // Практическая психология и социальная работа. — 2012. — № 11. — С. 50-56. Березовин Н. А. Адаптация студентов к жизнедеятельности вуза психолого-педагогические аспекты / Н. А. Березовин // Выбраны науковый працы БГУ. — Минск, 2001. — С. 11-25. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб .: 2003. — 352 с. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб .: Питер, 2009. — 336 с
Киселева В. Н. Диагностика и профилактика стрессов у подростков / В. Н. Киселева. — Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 2005. — 125 с. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и стойкость к психологическому стрессу / Р. С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. — М.: Женева, 1989. — С.121-126. Лазарус Р. С. Теория стресса и Психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс. — Л.: Знание, 1970. — 289 с. Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983. — С.24-47. Паффенбаргер Р.С, Ольсен Э. Здоровый образ жизни . — М . Олимпийская литература, 1999. — С .180-203.
Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб .: Питер, 2006. — 326 с. Пузиков В. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. — СПб: Речь, 2005. — 224 с. Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека / А.С. Ромен. — Алма-Ата: Казахстан, 1970. — 200 с. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом? / М.Е. Сандомирский. — Воронеж: МО-ДЭК. — 2000. — 176 с. Селье Г. На уровне целого организма / Г. Селье. — М.: Наука, 1972. — 122 с. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М .: Прогресс, 1979. — 180 с. Слоботчиков И.М. Переживание одиночества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических вузов / И. М. Слоботчиков // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 4. — С. 71-77. Соколков Е.А. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: Монография / Е.А. Соколов. — Новосибирск, 2006. — 368 с. Стрессы у студентов и возможность их коррекции на кафедре медицинского вуза / Н. А. Барбараш, Д. Ю. Кувшинов, М. Я. Тульчинский [и. др.]. — Кемерово, 2002. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу / К.В. Судаков. — М., 1998. — 268 с. Фаустов А.С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 33-35. Хоули Э.Г. , Фрэнкс Б.Д. Оздоровительный фит Несс. К. Олимпийская литература, 2003. — С .200-368.
Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистических программирования для снижения уровня стресса в студентов / Ю. В. Щербатых // Профилактика правонарушений в студенческой среде. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — С. 105-107. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. — СПБ: Питер, 2006. — 256 с. Blair SN Goodyear NN, Gibbons LW Cooper KN 1984 Physical fitness incidence of hypertension in healthy normotensive men and women . Journal of the American Medical Association. 252. 487-490.
Jacobsеn E. (1988) Progressive relaxation Chicago: University of Chicago Press.
Olsen E. 1986, August. How running relieves stress. The Runner. 38-43, 82.

Читайте также:  Ранняя профориентация дошкольников

3

1. Баева И.А. Психология безопасности как теоретическая основа анализа экстремальной ситуации / И.А. Баева // Практическая психология и социальная работа. — 2012. — № 11. — С. 50-56. 2. Березовин Н. А. Адаптация студентов к жизнедеятельности вуза психолого-педагогические аспекты / Н. А. Березовин // Выбраны науковый працы БГУ. — Минск, 2001. — С. 11-25. 3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб .: 2003. — 352 с. 4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб .: Питер, 2009. — 336 с5. Киселева В. Н. Диагностика и профилактика стрессов у подростков / В. Н. Киселева. — Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 2005. — 125 с. 6. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и стойкость к психологическому стрессу / Р. С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. — М.: Женева, 1989. — С.121-126. 7. Лазарус Р. С. Теория стресса и Психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс. — Л.: Знание, 1970. — 289 с. 8. Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983. — С.24-47. 9. Паффенбаргер Р.С, Ольсен Э. Здоровый образ жизни . — М . Олимпийская литература, 1999. — С .180-203.10. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб .: Питер, 2006. — 326 с. 11. Пузиков В. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. — СПб: Речь, 2005. — 224 с. 12. Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека / А.С. Ромен. — Алма-Ата: Казахстан, 1970. — 200 с. 13. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом? / М.Е. Сандомирский. — Воронеж: МО-ДЭК. — 2000. — 176 с. 14. Селье Г. На уровне целого организма / Г. Селье. — М.: Наука, 1972. — 122 с. 15. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М .: Прогресс, 1979. — 180 с. 16. Слоботчиков И.М. Переживание одиночества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических вузов / И. М. Слоботчиков // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 4. — С. 71-77. 17. Соколков Е.А. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: Монография / Е.А. Соколов. — Новосибирск, 2006. — 368 с. 18. Стрессы у студентов и возможность их коррекции на кафедре медицинского вуза / Н. А. Барбараш, Д. Ю. Кувшинов, М. Я. Тульчинский [и. др.]. — Кемерово, 2002. 19. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу / К.В. Судаков. — М., 1998. — 268 с. 20. Фаустов А.С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 33-35. 21. Хоули Э.Г. , Фрэнкс Б.Д. Оздоровительный фит Несс. К. Олимпийская литература, 2003. — С .200-368.22. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистических программирования для снижения уровня стресса в студентов / Ю. В. Щербатых // Профилактика правонарушений в студенческой среде. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — С. 105-107. 23. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. — СПБ: Питер, 2006. — 256 с. 24. Blair SN Goodyear NN, Gibbons LW Cooper KN 1984 Physical fitness incidence of hypertension in healthy normotensive men and women . Journal of the American Medical Association. 252. 487-490.25. Jacobsеn E. (1988) Progressive relaxation Chicago: University of Chicago Press.26. Olsen E. 1986, August. How running relieves stress. The Runner. 38-43, 82.

  • ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ народного хозяйства И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Пермский филиал РАНХ и ГС
  • Реферат
  • муниципального права
  • Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации
  • Пермь 2013
  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Понятие, содержание, виды муниципальных выборов в российской Федерации

Глава 2. Предвыборная агитация в ходе муниципальных выборов.

  1. Типичные нарушения и способы их нейтрализации
  2. Вывод
  3. Список используемых источников и литературы
  4. Введение

Муниципальные правовые отношения и институты, начиная с 1993г., находятся в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее эффективных путей их формирования и развития.

в то же время, продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства, избирательной системы. Эти процессы происходят параллельно, влияя друг на друга, выдвигая новые требования к законодательству и правоприменению.

В демократическом государстве важное значение имеет избирательный путь реализации народовластия. Избирательный путь формирования многих важнейших органов власти, проведение свободных и честных выборов — один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя.

Статья 3 Конституции РОССИЙСКОЙ федерации предусматривает, «Носителем суверенитета и единственным источником власти в российской Федерации является многонациональный народ, …высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы».

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, наиболее важное проявление демократии. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и, таким образом, право на участие в управлении делами государства.

Источник: https://myknow.ru/377131/

Причины возникновения стресса у студентов медицинского университета

Ключевые слова:  здоровье, стресс, студенты, ВУЗ.

Актуальность: На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту стрессовых расстройств среди студентов. Стресс(stress) в переводе с английского — нагрузка, напряжение, состояние повышенного напряжения[1].

Читайте также:  Боязнь фотографироваться: как называется, дисморфобия, лечение, причины

Но стресс – это не только состояние психофизиологического напряжения, но и  комплексная приспособительная реакция всего организма к изменяющимся условиям окружающей среды.

Селье, канадский физиолог, определил стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых  каким — либо из стрессовых факторов. Ключевым моментом в определении является то, что стресс – это реакция организма в ответ на внешнее раздражение. Выделенные Г.

Селье стадии развития стресса (тревога, резистентность (сопротивление),истощение) стали основополагающими уровнями для любого адаптационного процесса.

 Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека увеличивается частота дыхательных движений и сердечных сокращений, поднимается артериальное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль.

Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается.

А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

Стадия резистентности (сопротивления). Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации.

Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение.

Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

Стадия истощения. Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса.

На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния, что приводит к нарушению деятельности всех органов и систем организма.

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и внезапных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс, который особенно ярко выражен в период экзаменационной сессии. Экзаменационный стресс — это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [2].

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни.

Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом[3], поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Научная гипотеза: Независимо от курса студенты испытывают одинаковые стрессовые ситуации во время обучения.

Цель исследования: Определение причин возникновения стресса у студентов 1-3 курсов РостГМУ.

Материалы и методы: Исследование проводилось в Ростовском государственном медицинском университете. Использовался метод анкетирования.

Анкета состояла из 14 вопросов, направленных на выявления причин возникновения стресса, определение изменения уровня постоянного стресса за последние три месяца учебы, выявление признаков экзаменационного стресса у студентов, определение  приемов снятия стресса. В исследовании принимало участие 60 человек.

Из них сформировались группы по курсу. Статистическая обработка данных проводилась сравнением средних показателей  при помощи пакета программ для обработки данных Statistica 6.0. 

Результаты исследования: В ходе исследования было выявлено, что из 60 опрошенных: 24 человека(40%)- студенты 1 курса, 19(31,7%)- 2 курс,17(28,3%)-3 курс.  Причины возникновения стресса студенты оценивали по 10-бальной системе.

Так, по мнению студентов, весомыми причинами возникновения стресса являются (больше 7): большая учебная нагрузка(85%), строгие преподаватели(48,3%), отсутствие учебников(48,2%), неумение правильно организовать свой режим дня(43,4%).

  А конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии, проблемы в личной жизни для большинства опрошенных либо никак не сказывается на их психическом состоянии, либо данная проблема отсутствует. Жизнь вдали от родственников — это стрессовый фактор для первокурсников.

У  вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических ресурсов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей.

Возникает необходимость более гибко регулировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе.

Также определили  изменение уровня постоянного стресса за последние три месяца учебы: значительно уменьшился(21,7%), незначительно уменьшился(16,7%), не изменился(23,3%), незначительно возрос(20%), значительно увеличился(18,3%). Установили, что студенты(85%) сильно волнуются перед экзаменами. Наблюдается тенденция снижения волнения к 3 курсу обучения.

Определили, какие признаки экзаменационного стресса студенты отмечали у себя чаще всего: учащенное сердцебиение -50 человек (83,3%), скованность, дрожание мышц-32(53,3%), сухость во рту-23(38,3%), головные боли-21(35%), затрудненное дыхание-15(25%).  Наиболее часто стресс отражается на сердечно-сосудистой системе.

Это проявляется в учащении пульса, то есть создается неблагоприятный режим для работы сердца. Под воздействием стрессовых ситуаций нарушается деятельность иммунной системы, что приводит к увеличению роста как хронических, так и инфекционных заболеваний. В результате избыточного действия гормонов стресса (кортизола, адреналина) возникают заболевания сердечно-сосудистой, нервной, опроно-двигательной, пищеварительной систем. Выяснили, какие приемы снятия стресса практикуют опрошенные: сон-45 человек(75%), общение с друзьями или любимым человеком-39(65%), прогулки на свежем воздухе-36(60%), перерыв в работе или учебе-33(55%), поддержка или совет родителей-28(46,7%), физическая активность-25(41,7%), вкусная еда-18(30%), хобби-13(21,7%), телевизор-6(10%).

Вывод: Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. В ходе данной научной работы можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стрессовых ситуаций в жизни студента.

Таким образом, независимо от курса обучения стрессу в одинаковой мере подвергаются все студенты. Хронический стресс – спутник студенческой жизни, но необходимо уметь приспосабливаться к разным условиям окружающей среды, избегая стрессовых ситуаций или повышая стрессоустойчивость.

Основными направлениями повышения стрессоустойчивости можно считать:

  • рациональное соотношение труда и отдыха;
  • сбалансированное питание;
  • закаливание;
  • активный отдых;
  • необходимость двигательной активности, для предупреждения гиподинамии стремление к здоровому образу жизни.

Также можно использовать следующие рекомендации, в частности для студентов:

  • своевременное выполнение учебных заданий на протяжении всего семестра;
  • соблюдение режима умственного труда и отдыха;
  • совершенствование коммуникабельности между студентами и преподавателями вуза;
  • соблюдение всех основ здорового образа жизни;
  • обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxiv/80647

Стресс во время учёбы у студентов. Стресс в жизни современного студента

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Смена обстановки

Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом.

Что приводит к стрессу?

Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу:

  • проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе;
  • ослабление родительского влияния и контроля;
  • необходимость заботиться о себе самому;
  • смена круга общения и интересов;
  • материальные трудности.

Все эти проблемы могут выбить из колеи человека, делая его уязвимым и для других неприятностей.

Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с соседями по комнате или одногруппниками.

Физические и умственные нагрузки

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Другие факторы

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

Виды стресса

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Стресс влияет на физическое состояние человека

Фазы стресса

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Симптомы

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Читайте также:  Комплекс блудницы и мадонны (синдром): лечение, у мужчин, симптомы

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Борьба с учебным стрессом

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Профилактика

Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

  • нельзя занижать самооценку;
  • справедливо относиться к уровню знаний;
  • стараться не перенапрягаться;
  • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов.

Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения.

Такие методы часто используют люди разных возрастов.

  Племена каннибалов, которые до сих пор едят людей

Поход в музей поможет расслабиться

7 удивительных фактов, которые помогут воспитать гения

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/psihologiya/stress-faktory-v-protsesse-ucheby-studentov-rekomendatsii-diagnostika.html

Стресс-факторы в процесс учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физической культуры

  • Введение                                                                                                            3
  • Глава I. Теоретические 
    аспекты изучения стресса в жизни 
    студента
  • 1.Сущность понятия 
    «стресс»                                                                      4
  • 2 Стресс в жизни 
    студента                                                                             8
  • Глава I I.
  1. Методы борьбы со стрессом                                                                    12

Заключение                                                                                                     16

Введение

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими 
обществами, различными мероприятиями 
и весельем. Она кажется беззаботной 
и легкой для многих студентов. Для 
других, однако, это всего лишь очередное 
изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться.

Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым 
людям; но они могут быть и уже 
взрослыми, тогда на них и так 
уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими 
годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях.

В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это 
стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический 
стресс — спутник студенческой жизни.

Стресс, испытываемый студентами, может 
сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической 
успеваемости.

Трудности с успеваемостью 
в свою очередь также создают 
дискомфорт, в результате чего общий 
стресс усиливается. Некоторые исследователи 
отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью 
и весом.

  1. Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые 
    роли и модифицировать старые, в 
    результате чего они также могут 
    испытывать стресс.
  2. Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и 
    пр.
  3. Глава I. Теоретические 
    аспекты изучения стресса в жизни 
    студента
  4. 1.Сущность понятия «стресс»
  5. В психологии понятие стресса 
    рассматривается с многих точек 
    зрения.
  6. Стресс понимается как 
    нажим, давление, напряжение (англ).

Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее 
состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Неспецифическая 
реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений 
живого организма в ответ на любое 
предъявленное ему требование, иначе 
общий адаптационный синдром, (таким 
образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет 
жизни).

Феномен неспецифической 
реакции организма в ответ 
на разнообразные повреждающие воздействия 
называется общим адаптационным 
синдромом, или стрессом. Такое определение 
стрессу дал Г. Селье.

Также стресс — это состояние 
индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом 
уровнях.

Экстремальные условия — чрезвычайно 
сильные воздействия внешней 
среды, которые находятся на грани 
переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные 
факторы (Кузнецов А.

Г) — вызывают в 
организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Встречается и такое определение 
стресса — ситуация, в которой человек 
испытывает перенапряжение.

Виды стресса можно 
классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные 
экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального 
состояния — стресса.

а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая 
или низкая температуры, болевые 
стимулы и т.д.

б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

  • У стресса можно выделить две формы:
  • а) стресс полезный — эутресс,
  • б) стресс вредоносный — дисстрес.
  • Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или 
    внешних факторов.
  • Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
  • Положительный эмоциональный 
    фон;
  • Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
  • Одобрение действий индивидуума 
    со стороны социальной среды;
  • Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
  • Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного 
    характера:

Эмоционально-когнитивные 
факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство 
беспомощности перед возникшей 
проблемой и т.д.;

Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности 
организма;

Большая продолжительность 
стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Необходимо отметить, что 
стресс — это сложное, неоднозначное 
явление, проявляющееся на самых 
различных уровнях биосоциального существа под названием — человек. Стрессам подвержен каждый человек вне 
зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик.

Пока мы живём и взаимодействуем 
с окружающей нас средой путём 
осуществления каких-либо поведенческих 
актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив 
деятельности, обдумывая свои планы 
на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной 
степени его выраженности.

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой 
различной: от лёгкого возбуждения 
в предвкушении, допустим, поездки 
в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического 
стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую 
сферу.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим 
инструментом тренировки и закаливания 
человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики 
и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы.

Стресс является нашим верным союзником 
в непрекращающейся адаптации к 
любым изменениям в окружающей нас 
среде. Ганс Селье писал: «Вопреки 
расхожему мнению мы не должны, да и 
не в состоянии, избегать стресса.

Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию 
жизни».

Термин «стресс» часто 
употребляют весьма вольно, появилось 
множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому 
полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное 
напряжение. Стрессовые реакции присущи 
и низшим животным, вообще не имеющим 
нервной системы, и даже растениям. Стресс — не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода 
от стресса означает смерть.

2 Стресс в жизни 
студента

Студенческая жизнь полна 
чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной 
работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у 
студентов начинается по крайней 
мере за 3-4 дня до начала сессии и 
сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие 
эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная 
сессия сопровождается непрерывным, хроническим 
стрессом.

Последствием такого стресса 
может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда 
страдает, в первую очередь, нервная 
система, ее ресурсы истощаются, заставляя 
работать организм на пределе.

Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению 
болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек 
длительное время находится в 
состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных 
стрессовых условиях.

В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи 
и другие события жизни, которые 
психиатры обозначают как психические 
травмы. Период обучения оказывает 
значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических 
расстройств возрастает с каждым годом обучения.

Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е.

снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью).

Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к 
стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно 
определенных пределах негативных факторов среды.

В результате организм оказывается 
подготовленным, натренированным к 
стрессовой ситуации. Т.е. напряженная 
работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию.

Наблюдения показывают, что основная масса студентов 
совершенно не придерживаются этого 
правила.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном 
процессе необходимо регулировать. Это 
задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении 
в учебный процесс основ здорового 
образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих 
технологий.

Интенсивность и напряженность 
современной жизни провоцирует 
на психологическом уровне возникновение 
негативных эмоциональных переживаний 
и стрессовых реакций, способных 
привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое 
или физическое напряжение, которая 
является физиологическим безусловным 
рефлексом. Стресс — это часть нашей 
повседневной жизни.

Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время 
сна.

Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется 
в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических 
расстройств или других болезней.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся 
проблемы, на бесконечный процесс 
борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью 
организации или событиями в 
личной жизни человека.

  1. Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:
  2. недостаток сна;
  3. несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
  4. не выполненные или 
    выполненные неправильно задания;
  5. большое количество пропусков 
    по какому-либо предмету;
  6. отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
  7. недостаточно полные знания по дисциплине;
  8. плохая успеваемость по определенной дисциплине;

перегрузка или слишком 
малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить 
за конкретный период времени;

конфликт ролей. Он может 
возникнуть в результате различий между 
нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может 
почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать 
требования преподавателя — с другой;

отсутствие интереса к 
дисциплине или предлагаемой студенту работе;

Источник: http://stud24.ru/sport/stressfaktory-v-process-ucheby-studentov/385434-1268750-page1.html

Ссылка на основную публикацию