Скромность и смирение: что такое, отличия

«Люди не хотят и не умеют признавать свои ошибки, и это большая культурная проблема. Нам необходимо поставить систему научного признания на новые рельсы. Должно быть нормальным признавать свою неправоту и не ожидать за это наказания или потери репутации», — говорит Джулия.

Этот проект как нельзя более своевремен: в последнее время огромное количество научных работ получает опровержение. По результатам повторения 100 психологических экспериментов подтвердились результаты лишь 40 % из них — достаточно болезненный факт для специалистов в области социальных наук.

Скромность и смирение: что такое, отличия

За последние несколько месяцев мне удалось поговорить со многими представителями научного мира об интеллектуальном смирении — термине, который можно использовать для описания процесса признания своих ошибок.

Я пришел к выводу, что интеллектуальное смирение может стать мощным инструментом познания, особенно в сегодняшнем хитросплетенном мире, где становится всё легче и быстрее распространять неподтвержденную информацию. В таких условиях необходима скромность и любопытство, и позже я объясню, почему.

Вот три главных препятствия на пути к интеллектуальному смирению:

  1. Мы можем не замечать собственные заблуждения. Наш мозг попадается в когнитивные ловушки мышления гораздо чаще, чем мы думаем. Поэтому нам необходимо как можно строже относиться к своим убеждениям.
  2. Нам может не хватить смелости для слов «Я был неправ». Чтобы каждому из нас было проще признать свои ошибки, нужно избавиться от страха перед последствиями.
  3. Полного интеллектуального смирения невозможно достичь. Нам нужно гораздо внимательнее относиться к собственным взглядам.

Одним словом, интеллектуальное смирение — сложная штука. Но оно того стоит!

Что такое интеллектуальное смирение?

По определению Марка Лири, специалиста в сфере социальной и личностной психологии Университета Дьюка, интеллектуальное смирение — это «умение признать, что твои убеждения могут оказаться неверными».

Не стоит путать смирение интеллектуальное с самоуничижением или покорностью. Оно не имеет ничего общего с самобичеванием, отсутствием уверенности в своих действиях или низкой самооценкой.

Интеллектуально смиренный человек не начинает грызть себя каждый раз, когда вспоминает о своих ошибках.

Интеллектуальное смирение — это, скорее, метод мышления, связанный с постоянной оценкой вероятности собственной неправоты и готовностью учиться на чужом опыте.

Это качество позволяет нам постоянно исследовать собственные когнитивные недостатки.

Именно оно заставляет ученого постоянно кружить около своей гипотезы, генерировать альтернативные объяснения какому-либо феномену и спрашивать себя: «Что еще я мог упустить?»

Интеллектуальное смирение не требует заоблачного IQ или развития особых навыков. Всё, что необходимо, — это обзавестись привычкой думать о собственной ограниченности.

Сама идея интеллектуального смирения далеко не нова.

Французский мыслитель XVI века Мишель Монтень упоминал подобную концепцию в своих «Опытах»: «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться» или «Безумие судить о том, что истинно, а что ложно, основываясь на своей осведомленности».

Много позже социальные психологи выяснили, что смирение связано и с другими ценными чертами характера: люди, которые набирали больше баллов в опросниках по определению уровня интеллектуального смирения, были более склонны к адекватному восприятию противоположных точек зрения. Также они с большей готовностью искали информацию, которая противоречит их картине мира, более строго относятся к доказательной базе и демонстрируют большую уверенность в себе, когда отвечают на вопрос неправильно.

Спросите интеллектуального сноба, слышал ли он о каком-нибудь Краснорождественском восстании (явно выдуманном историческом событии). Он обязательно ответит «Конечно!» Интеллектуальные скромники вряд ли так сделают. Исследования показывают, что способность к рефлексии и аналитическое мышление тесно связаны со способностью отличить фейковые новости от настоящих.

И, конечно, интеллектуальные скромники с большей готовностью признают свою неправоту. А когда нам легко признать ошибки, мы становимся ближе к истине.

На мысли об интеллектуальном смирении меня натолкнули наблюдения за поведением Дональда Трампа, безусловно, одного из влиятельнейших людей на планете — и вместе с тем одного из самых известных фанфаронов и бахвалов. Это он с легкостью может бросаться заявлениями вроде «Да я в одиночку всё исправлю» или «У меня врожденное научное чутье».

Трамп — блестящий пример того, как в нашем обществе ценится не достоверность, а любая глупость, сказанная с достаточно уверенным видом.

Нам уже сравнительно давно известно, что высокомерный и самоуверенный стиль лидерства зачастую становится разрушительным для компаний (имеется в виду каноничный случай с энергетическим гигантом Enron, который обанкротился по причине недальновидных решений зарвавшихся топ-менеджеров).

Главная проблема излишней самоуверенности — в том, что она не победит истину. Можно сколько угодно и максимально уверенно отрицать экологические проблемы, но приближающаяся катастрофа всё расставит по своим местам (только будет уже поздно).

Скромность и смирение: что такое, отличия

Сложно заметить собственное неведение

Когда я изучал психологические исследования интеллектуального смирения, в голове у меня всё время крутился один вопрос: можем ли мы все быть такими?

Наша культура вознаграждает выскочек и не терпит ошибок. Совершая неудачный шаг, мы боимся встретиться с осуждением или унижением.

Так как же в таких условиях повысить престиж интеллектуального смирения? Я задавал и этот вопрос многим ученым, и вот к каким выводам пришел.

Прежде всего важно помнить, насколько наш мозг подвержен когнитивным искажениям и насколько мы склонны игнорировать пробелы в наших знаниях. Главный способ борьбы с когнитивными искажениями — знать о них. Это поможет нам сбить собственную спесь.

Еще важная вещь: сложно увидеть то, чего мы не знаем. Поэтому ошибаться — это нормально. Ошибки расширяют наш кругозор. Помните нашумевшее бело-золотое или черно-синее платье? Даже такие простые мемы должны напоминать нам о том, как легко ввести наш мозг в заблуждение: мы даже с простым анализом цветового спектра справляемся по-разному, что уж говорить о более сложных вещах!

Первое правило клуба Даннинга — Крюгера

Наше восприятие мало дает нам в смысле поиска истины: мы никогда не можем быть уверены, что воспринимаем вещи объективно. Мы можем лишь предполагать. Нам это, безусловно, не нравится: как это, я воспринимаю мир неправильно?

Мы часто путаем легкие выводы с точными. Когда мы без труда можем сделать какое-нибудь утверждение (например, о цвете платья), нам сложно поверить в другую возможную версию. То же, кстати, происходит и с распространением ложных сведений: если мы многократно услышим какую-либо новость, с каждым новым разом мозгу становится всё легче на нее реагировать. Скорость реакции мы путаем с истиной.

Наша интерпретация реальности часто весьма недостоверна, но мы упрямо ее отстаиваем и считаем, что наши-то выводы точно верны, в отличие от выводов, к которым пришли другие люди.

Люди европеоидного типа часто приписывают афроамериканцам более высокий рост, крупное телосложение и увеличенную мышечную массу. Это типичное искажение по расовому признаку (с некоторой долей социального конструкта).

Когда господствует мнение о том, что афроамериканцы более опасны и имеют больше проблем с криминалом, наш мозг искажает картину о реальной угрозе, исходящей от них, и вот вместо обычного человека мы уже видим головореза.

Это заблуждение приводит нас к тому, что мы испытываем меньше эмпатии и более спокойно относимся к насилию, совершаемому по отношению к афроамериканцам.

«Мы не способны осознавать глубину своей некомпетенции», — говорит Дэвид Даннинг (тот самый, которому мы обязаны за эффект Даннинга — Крюгера — феномен, когда низкоквалифицированные люди совершают ошибки и не способны их осознать в силу своей низкой квалификации). За маской уверенного эксперта часто кроется лишь глупость и неопытность.

Особая ирония эффекта Даннинга — Крюгера состоит в том, что многие из нас неправильно интерпретируют его значение и слишком уверены в своем понимании.

Как правило, когда мы рассуждаем об этом эффекте, мы подразумеваем, что ему подвержены окружающие — но никак не мы сами. Однако этот феномен рано или поздно настигает каждого.

(Кстати, 65 % американцев убеждены, что обладают интеллектом выше среднего, что само по себе тоже достаточно иронично.)

А еще мы излишне уверены в собственной памяти. Мы ошибочно воспринимаем память как возможность отмотать пленку назад и в точности восстановить события. В действительности наша память весьма пластична, и воспоминания подвергаются изменениям постоянно.

Даннинг надеется, что его работа поможет людям понять, «насколько это естественно — не знать границы собственного неведения». Однако мы с легкостью смиряемся с неведением других людей и почти полностью отрицаем собственное. Первое правило клуба Даннинга — Крюгера — не знать, что ты состоишь в клубе Даннинга — Крюгера.

Никто не осудит тебя за то, что ты неправ

В 2012 году психолог Уилл Гервейс удостоился чести, о которой мечтают многие: публикации в авторитетном журнале Science.

В своей работе вместе с коллегой Гервейс искал ответ на вопрос: как более рациональное мышление влияет на религиозные воззрения? В ходе эксперимента участники разглядывали либо статую Родена «Мыслитель», либо другое произведение искусства.

Согласно гипотезе ученых, созерцание «Мыслителя» должно было настроить участников на более глубокие размышления и снизило бы их готовность разделить религиозную веру. Полученные ими экспериментальные данные подтвержили гипотезу. Журналисты с радостью разнесли это известие: еще бы, такой небольшой фокус, а как влияет на мышление!

Проблема была в том, что это исследование проводилось на крошечной выборке, а в таких случаях крайне повышен риск столкнуться с ложно-положительным результатом. Несколько лет спустя подобный эксперимент повторила другая научно-исследовательская лаборатория с гораздо большим количеством участников, и результаты эксперимента Гервейса были опровергнуты.

Несмотря на то что Гервейс знал о недостаточной точности своего исследования, ему пришлось очень непросто: «Разумом я понимал, что ничего страшного не случится, если я признаю ошибочность своего исследования. Но тут же в дело вступала моя личная реакция, которая говорила мне: „Блин, о моем провале узнают все! А что будет с моей карьерой? Что будут думать люди о моих предыдущих и последующих работах?“»

Чувства Гервейса знакомы каждому из нас. Нам не хочется, чтобы кто-то обвинил нас в некомпетентности. Даже если мы действительно совершили ошибку, нам очень непросто признать это, мы боимся осуждения и насмешек.

Однако наши страхи напрасны. Адам Феттерман, социальный психолог Университета Техаса в Эль-Пасо, выяснил, что признание собственной неправоты обычно не приводит к осуждению: «Когда кто-то говорит о том, что был неправ, мы испытываем к нему скорее дружелюбие и понимание, чем думаем о его некомпетентности».

Да, никто не застрахован от троллинга за свои ошибки. Кто-то может начать строчить издевательские посты в соцсетях, и это будет весьма неприятно. Но мы не будем воспринимать это настолько остро, если избавимся от интеллектуального снобизма.

Нельзя просто взять и стать скромником

Итак, вы достаточно созрели для того, чтобы обрести интеллектуальное смирение. Вам будет непросто это сделать среди данных нам культурных ценностей.

Психологические науки переживают глубокий кризис воспроизводимости: то есть многие эксперименты, считающиеся классическими, не выдерживают проверку современными методами.

Так произошло со знаменитым «Зефирным экспериментом» или теорией истощения силы воли. Психологам в такой ситуации приходится непросто.

Автор последней теории, канадский психолог Майкл Инцлихт, после опровержения своего исследования с горечью писал: «Что же это получается, все эти годы я строил замки из песка?»

Изучая реакцию психологов на свои неудачи, я понял главное: для интеллектуального смирения нужна поддержка коллег и окружения. И такое окружение придется строить с нуля.

Симин Вазир, психолог и редактор, которая занимается вопросами воспроизводимости исследований, обращает внимание на еще одну важную вещь: конечно, современному ученому постоянно приходится проверять себя и сомневаться в результатах. Но как ученый понимает, что ошибся? Для этого ему необходима постоянная критика его работы и повторный анализ данных.

Скромность и смирение: что такое, отличия

И это вообще невеселое занятие. Вдумайтесь: даже ученым, людей, чья работа — сомневаться во всём, интеллектуальное смирение дается с трудом. Часто ученые отказываются признавать опровержения своих исследований, даже несмотря на новые доказательства. Один известный психолог даже сердито заявил мне: «Меня не волнует, кто там что говорит, я буду стоять на своем до конца жизни!»

Психологи — тоже люди. Когда они приходят к какому-либо выводу, им уже сложно принять другой. А тут еще на кону и успех собственной научной карьеры, которая зависит от количества опубликованных исследований с положительным результатом.

Можно предложить как минимум два решения, которые помогут психологической науке выбраться из этой ямы интеллектуального высокомерия. Думаю, эти решения пригодятся многим из нас.

Первое — необходима прозрачность. В современном научном мире становится всё более привычной практика пререгистрации, то есть предварительной заявки на проводимое исследование. Если объявить о планах заранее, соблазн отклониться от заданной траектории и выбирать подходящие под гипотезу данные будет гораздо меньше. Как бонус — открытость данных для всех, кто захочет провести повторный анализ.

Читайте также:  Успокоительное средство от нервов для женщин: что можно попить для быстрого действия

Второе — необходима культура принятия ошибок. В этом могут помочь сервисы вроде Loss of Confidence Project, предоставляющие комфортное место для рассказа о своих научных неудачах.

Ищем баланс

За интеллектуальное смирение приходится платить. Первое, что нам приходится доставать в качестве оплаты, — это гнев. Как только мы начинаем осознавать безграничность собственного неведения, мы испытываем глубокие негативные чувства: беспомощность, бесполезность усилий, отсутствие смысла.

Кажется, что гораздо лучше было бы оставаться в неведении о собственном неведении. Тогда вместо того, чтобы испытывать смятение перед огромным бушующим океаном, мы спокойно стояли бы  на берегу, закрыв один глаз и представляя, что это всего лишь небольшая лужа, и чувствовали бы себя прекрасно.

Как и в любом деле, смирению нужна мера. Не стоит загружать себя мыслями о том, можем ли мы утверждать с должной точностью, что земля круглая.

Профессор философии Майкл Линч предлагает такую технику: «Не надо думать о проблемах, как о кубике Рубика, который можно собрать нужным образом и поставить на стол. Воспринимайте каждый вопрос, над которым вы работаете, как возможность немного приблизиться к ответу, а не получить готовый».

Как всегда, секрет кроется в поиске баланса между нашим твердо устоявшимся мнением и смирением перед лицом истины. Заученные истины нужны нам для ощущения стабильности и надежности, а смирение — для того, чтобы услышать другие точки зрения. Пусть эти два полюса работают в тесной связке.

Вопрос, на который каждому из нас нужно найти ответ, звучит так: «Как сохранить свою открытость к чужом мнению и при этом не потерять собственные сильные убеждения?».

Интеллектуальное смирение вовсе не требует отбросить все идеи, которые вам нравятся. Вам нужно лишь переоценить их, выискивать их недостатки и быть готовыми внести в них коррективы. Снова и снова.

А еще вы можете подумать: об интеллектуальном смирении нам говорят те самые социальные науки, которые переживают кризис воспроизводимости. А вдруг это всё чушь? Что ж, вполне может быть. Но я убежден в том, что интеллектуальное смирение — это добродетель, и пока не нашел достойных аргументов против этого. Если у вас есть, я с радостью вас выслушаю.

Источник: https://knife.media/intellectual-humility/

Почему терпение и смирение — вредные качества

Скромность и смирение: что такое, отличия

Кадр из фильма «Морозко»

Терпение и смирение вошли в наш обиход, прежде всего, как христианские термины. К сожалению, люди часто толкуют их превратно, что ухудшает качество их жизни.

Что такое терпение и смирение?

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это — одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение — полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться — это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения — Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Искаженная трактовка

Между тем многие люди трактуют христианские понятия о терпении и смирении таким образом: следует терпеть свое нынешнее положение, будь то бедность, болезни, унижения и другие неприятные вещи, и смиряться с некомфортной ситуацией, поскольку ее послал Бог. Однако религия имеет в виду совсем другое: Господь посылает нам трудности не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали.

Разглагольствования о смирении и терпении, необходимости «нести свой крест» часто являются для нас своеобразной психологической защитой.

Необходимостью смиряться и терпеть мы объясняем свою пассивную позицию в жизни, лень, бездеятельность, отказ от ответственности за собственную судьбу.

Именно поэтому мы терпим нищету и издевательства начальства, вместо того чтобы поискать другую работу, или живем с человеком, который к нам плохо относится.

В связи с этим в современном мире понятия терпения и смирения несколько дискредитировались. Нередко приходится слышать: «Бог сказал, если тебя ударили по правой щеке, подставь левую: разве это правильно?» Мы не видим в библейских высказываниях их глубинного смысла, трактуем их буквально.

Так, зачастую мы воспринимаем смирение и терпение как недостаток. Нам представляется безвольный, покорный человек, привыкший прогибаться перед миром и другими людьми, с рабской психологией.

Истинное и ложное

Есть ли место этим понятиям в современном мире? По мнению языковедов, современное понятие «смирения» представляет собой производное от двух слов: «смерение» (в значении «умеренность», «ограничения») и «смирение» (в значении «примирение, „выход из состояния войны“). С точки зрения психологии, это связано с контролем над своими личными границами и примирением с тем, что находится за их пределами, вне нашего локуса контроля.

Так, отсутствие внутренней умеренности порождает страсти, которые берут над человеком верх, подчиняют его себе. Это может быть что угодно: еда, алкоголь, наркотики, азартные игры, онлайн-зависимость, просмотр сериалов, наконец, любовная зависимость.

Смирение — это духовная работа по саморазвитию, с тем чтобы научиться управлять своими страстями и желаниями. Что же касается зоны вне наших границ, то здесь речь идет о согласии со всем, что находится за пределами нашего контроля.

Постоянное недовольство несправедливым устройством мироздания только отбирает у нас жизненную энергию и направляет ее в деструктивное русло.

Это выражается в принципе: „Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне разум, чтобы отличить одно от другого“.

Лучше употребить свои силы и энергию на то, что можно изменить, а не на то, что мы не можем контролировать.

В наших силах получить хорошее образование, найти достойную работу, а если кто-то нарушает наши границы, то за нами — право выбора: позволять ему это или нет.

В то же время нет смысла пытаться изменить других людей и реальность вообще. Вот в чем смысл истинного, а не ложного терпения и смирения.

Продукты, замедляющие старение организма

Источник: https://woman.rambler.ru/psychology/39533461-pochemu-terpenie-i-smirenie-vrednye-kachestva/

Итоговое сочинение: Как связаны скромность и смирение? | Литрекон

(470 слов) Зачастую человек, которого характеризует слово «смирение», отличается еще и скромностью. Эти два качества находятся бок о бок и дополняют друг друга, потому что они очень похожи по сути и по эмоциональной тональности.

Скромность — это нежелание рисоваться и выпячивать себя, а смирение — готовность понять и принять жизнь такой, какая она есть. Человек, который отличается кротостью и терпением, непременно будет еще и скромен, потому что не в его характере привлекать к себе внимание.

Проследить эту закономерность на практике позволяет литература.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская сочетает в своем характере скромность и смирение. Героиня терпит жестокие и нелепые выходки отца, который приближает к себе компаньонку дочери, лишь бы сделать ей больно.

Автор не скрывает, что старый князь желает уколоть дочь побольнее, пользуясь ее безответностью. Марья же понимает и принимает своего родителя и не вынуждает его меняться, но это прощение требует большого терпения и напряжения воли с ее стороны.

Героиня всегда замкнута и молчалива, ведь это необходимо, чтобы сдерживать себя и не отвечать на провокации. Также она старается не раздражать отца и постоянно контролирует свое поведение. Все эти меры отразились на поведении девушки, сделав ее не только терпеливой, но и скромной.

Так, одно качество неизменно порождает другое: смиренный человек становится кротким, осторожным и предельно вежливым в отношении с людьми.

Аналогичный пример мы можем найти в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Главная героиня пережила много бед и потрясений. Сначала она потеряла отца, и они с матерью стали жить очень бедно. Потом умерла и мать. Следом Варенька потеряла возлюбленного, который умер от чахотки.

Но и на этом ее беды не закончились: хитрая и меркантильная родственница фактически продала ее помещику Быкову, который воспользовался невинностью девушки и надругался над ней. В итоге ее, изможденную и больную от пережитого ужаса, взял под свое покровительство дальний родственник — Макар Девушкин. Теперь героиня была в безопасности.

Она никого не винила и смирилась с пережитыми унижениями и потерями. Вместе с тем девушка, которая и раньше отличалась кротостью, стала болезненно скромной и переживала, когда Макар задаривал ее и чересчур опекал. Ее волновало, что скажут люди, ведь у нее и так плохая репутация.

Два качества стали взаимно дополнять друг друга: простив всех обидчиков, она замкнулась в себе от стыда за совершенное с нею зло и старалась не привлекать к себе внимания. Варенька пыталась сохранить мир в своей душе, поэтому удалилась от окружающего мира — враждебного и опасного.

В данном примере скромность — это тоже средство для окончательного смирения, которое поддерживает решимость человека понять и принять то, что с ним произошло.

Таким образом, смирение связано со скромностью одной тональностью чувства, одним стилем поведения. Кроткий и терпеливый человек старается не раздражать других и скрывается от конфликтов в молчании, вежливости и предупредительности.

Как правило, такие люди от природы деликатны и интеллигентны, поэтому они не стремятся показывать себя и привлекать внимание. Для них внутренний мир важнее, чем внешний, поэтому смирение зачастую выступает в дуэте со скромностью.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/kak-svyazany-skromnost-i-smirenie/

Что такое скромность

Пятница, 13 Фев 2015

Скромный – умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.Толковый словарь русского языка Владимира Даля

Скромность – это отсутствие стремления к роскоши; скромному человеку для комфорта достаточно малого.Скромность – это отсутствие намерения превозносить себя; скромный человек искренне интересуется окружающими не менее, а зачастую более чем собой.Скромность – это уважение к принятым в обществе нормам морали и нравственности.

  • Скромность – это готовность признавать и уважать достоинства других людей.
  • Преимущества скромности

Скромность даёт свободу – от самоуверенности и тщеславия.Скромность даёт возможность – учиться у окружающих людей, перенимая их лучшие качества.Скромность обеспечивает независимость – от излишнего комфорта и роскоши.

  1. Скромность обеспечивает стимул – к достижению большего; скромный человек считает, что прежде чем люди оценили его как личность, он должен достичь результатов в своем деле.
  2. Проявления скромности в повседневной жизни

Слушание. Человек, который любит и умеет с искренним интересом слушать собеседника, скромен.Уступки. Уступая в обычных бытовых ситуациях, человек проявляет скромность и уважение к окружающим.Благотворительность. Человек, занимающийся благотворительностью и не афиширующий этого, демонстрирует целый ряд добродетелей; скромность – одна из них.

Семейное воспитание. Воспитывая в ребенке искренний интерес к окружающим людям, и подавляя проявления эгоизма, родители воспитывают в нем скромность.

Как достичь скромности

Скромность — это во многом результат воспитания и результат внутренней работы человека над собой. Скромность подконтрольна человеку, и её можно воспитать в себе, всячески избегая тщеславия.Отношения с родными.

Проявляя уважение и почтение к старшим, интерес к равным и заботу о младших – человек развивает в себе скромность.Интерес к окружающим людям. Скромному человеку искренне интересны окружающие; у каждого из них есть, чему поучиться. Интересуясь людьми и не выпячивая собственное «я» человек учится скромности.

Помощь нуждающимся. Помогая тем, кому это необходимо, и не ожидая отдачи в виде славы, человек проявляет скромность.

Снисходительность к ошибкам. Скромный человек не кичится образованностью и не указывает окружающим на их просчеты; будь то незнание какой-либо литературной цитаты или же неправильный выбор столового прибора для поедания рыбы.

  • Золотая серединаТщеславие, высокомерие | полное отсутствие скромностиСкромностьСамоуничижение | возведенная в абсолют скромность, оборотная сторона гордыни
  • Крылатые выражения о скромности

Чрезмерная скромность есть не что иное, как скрытая гордость.- А. Шенье —

В 1969 году я опубликовал небольшую книжку о скромности. Эта новаторская работа, насколько я знаю, осталась непревзойденной.- Лорд Лонгфорд —

Нужно остерегаться доведения скромности до степени унижения.- А. Бакиханов —

Достигай скромности, если хочешь достичь мудрости. Умножь скромность, если мудрости ты уже достиг.- Е.П. Блаватская —

Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.- Жюль Ренар —

Что почитать?

Читайте также:  Синдром принцессы - комплекс у женщин и у ребенка, психология

Преподобный Макарий Оптинский / Письма преподобного Макария Оптинского. О смирении, самоукорении и терпении скорбейПреподобный оптинский старец Макарий являл собой при жизни пример особой скромности и смирения. И письма его к мирянам проникнуты тем же духом стяжания истинных христианских добродетелей.Федор Достоевский / Бедные люди

Роман Достоевского «Бедные люди» интересен не столько своим социальным пафосом, сколько ярким образом скромного чиновника Макара Девушкина, который автору удалось раскрыть во всей красе и благородстве его души, используя форму переписки героя с возлюбленной.

Источник: https://lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/2046-2015-02-13-13-36-59.html

Смирение — это… Что такое Смирение?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе.[1] Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный» [2]. Смирение не является трусостью или слабостью.

На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.

Смирение — добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким.

Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность.

Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.[3]

Не все люди, которые кажутся смиренными, обладают настоящим смирением. Некоторые лица, кажущиеся смиренными, на самом деле, может быть, гордые и не останавливаются ни перед чем, пока не добьются того, чего хотят. Затем есть и такие, которые пользуются маской ложного смирения, чтобы произвести впечатление на других.

Лицо, имеющее смирение, не привлекает неуместным образом внимание на самого себя или на свои способности.

Ещё одна польза смирения состоит в том, что она удерживает нас от хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. Смиренный человек слушается совета и принимает наставление.

«Наставительные поучения — путь к жизни». (Пр. 6:23) Гордые люди не принимают наставления; они думают, что они никогда не делают ничего неправильного. Смиренные люди, напротив, знают, что они делают ошибки, и благодарны за наставление.

Если мы облеклись смирением, мы будем уважать других.

Люди соглашаются, что столкновения между народами и расовая борьба объясняются национальной и расовой гордостью. Но гордость — это противоположность смирению, и «погибели предшествует гордость и падению надменность». (Пр.

16:18) Для условий жесткой борьбы за власть или ресурсы, в которой каждый руководствуется собственными, а не общими интересами, характерно отсутствие или недостаток смирения.

В современном обществе существует мнение, что хвастовство, амбициозность, желание выделиться, любыми путями прорваться вверх по служебной лестнице, позволяет достичь большего жизненного успеха, нежели смирение.

Бердяев о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине».

Другой вариант — смирение это целостное восприятие Жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека.

Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый процесс осуществления Жизни. Необходимо разделять достоинство эго и достоинство Бога в человеке.

Как правило происходит подмена последнего на первое и смирение обозначают как унижение достоинства эго-личности, забывая о том, что достоинство Бога унизить невозможно.

Смирение — одна из высших добродетелей человека без которого любое «человеческое добро есть мерзость пред Богом» так как это внешнее добро есть лишь благообразная маска прикрывающая внутреннее несовершенство. Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество раскрытого божественного достоинства человека как творения Божия.

Во многих основных религиях, таких как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др. смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно с Богом уже в этой жизни. За годы воинствующего атеизма в понятие «смирение», как и в другие добродетели, был заложен искаженный смысл, подменяющий истинное значение с целью утверждения жизни без Бога, что уже изначально является ложным так как до сих пор человек лишь открывает законы мироздания, изучает их действие, а не создает их.

См. также

  • Смирение (в христианстве)

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/683552

О кротости и смирении

  • Наставления из проповедей архиепископа Серафима
  • Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.
  • Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.
  • Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.
  • Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.
  • Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.

Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа.

За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.

Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.

Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.

Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно.

Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам (Матф. 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.

Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп.

Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св.

Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.

Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (Матф. 11:28-29).

Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: “Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”

Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: “Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором.

А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы.

Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.

Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли.

К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о.

Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.

Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о.

Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о.

ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о.

Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

Читайте также:  Защита от стресса: способы, методы, виды

На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.

Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.

Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.

Будем всегда помнить о увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: “Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.

Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.

Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления Самому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5:48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.

Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей.

Но вершины горы нельзя достигнуть не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и прежде всего к приобретению их основы – христианского смирения.

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними.

Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних.

Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.

Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери (Иоан. 13:14-15). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних.

Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.

Блаженный Августин говорит: “Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних.”

К сожалению в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость; не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою наших бесед, при чем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.

Как бы следовало нам всегда помнить великого пастыря земли русской, о. Иоанна Кронштадтского. Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека: “Правда ли, что все это было?” – спросил великий пастырь своего собеседника.

– “Правда”, ответил тот. – “В таком случае, сказал о. Иоанн, не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно.

И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то может быть греховность наша собственная превзойдет их греховность.”

Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий.

В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский.

На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: “Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей.”

Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих.

Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц.

И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков.

Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: “Может быть – говорил он обличаемому, – я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня.”

Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.

Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.

Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.

Да поможет нам Господь иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. Гал. 3:27) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства.

Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/o-krotosti-i-smirenii

Смирение: что значит быть смиренным и что происходит, когда мы смиряемся перед людьми и Богом?

Что значит быть смиренным? Позволить Богу проявляться через нас в этом мире и познавать этот мир через нас. Научиться принимать всё спокойно: как хорошее, так и нехорошее, и быть за это одинаково благодарным Судьбе.

Понимая, для чего нам дано пережить те или иные события, болезни, отношения, мы начинаем видеть мир иначе, относиться ко всему спокойнее. Рамки восприятия окружающей действительности раздвигаются, и нам становится понятным происходящее с нами. Мы начинаем осознавать, что всё — к лучшему.

Даже если происходят вещи, неприятные для нас, в конечном итоге они идут нам во благо. Это наш жизненный опыт, в результате которого мы начинаем понимать многие вещи, которые раньше были нам непонятны; начинаем ценить то, о чём раньше не задумывались; глубже видим первопричины поведения других людей.

Мир — это не только Свет и Добро, но также Тьма и Зло. Не было бы заката, ночи, не наступил бы день, начинающийся прекрасным утром, поражающий каждый раз удивительным восходом солнца…

Жизнь часто складывается совсем не так, как нам хотелось бы. Мы что-то планируем, переживаем, нервничаем… Но когда приходит время воплощения задуманного нами в жизнь, неожиданно возникают обстоятельства, препятствующие этому. И очень важно принять эти обстоятельства спокойно, без раздражения.

Понять, что всё, что ни делается — к лучшему. Если именно так угодно Богу, а не иначе, значит, именно это нужно в данный момент для развития Души. Значит, если бы всё пошло так, как хотим мы, но не угодно Богу, последствия этого навредили бы нам или судьбе окружающих нас людей.

Мы не можем видеть всей картины мира в целом, поэтому не можем знать, к чему в будущем приведёт желаемое нами. Богу же ведомо всё. Важно это понять для того, чтобы внутренне принять обстоятельства, идущие вразрез с нашими желаниями.

Важно принять Волю Бога, поскольку она превыше всего. Это — смирение перед Богом.

Смирение перед людьми проявляется в нашем внутреннем приятии их слов, поступков, действий.

Насколько мы разрешаем им быть самими собой, настолько проявляется наше смирение перед ними. Каждый человек мыслит и действует соответственно своему уровню развития. Каждый получает свой жизненный опыт.

Каждому воздастся по его делам, словам и поступкам независимо от того, как мы на них реагируем, — наша реакция отразится на нашей жизни, но не на их.

Поэтому мы должны позволить каждому пройти свои жизненные уроки, получить свой жизненный опыт, и не стоит портить свою жизнь осуждением других.

Принимая жизнь такой, какая она у нас есть на данный момент, понимая, что она — результат наших прошлых мыслей и поступков, и умея благодарить за неё Всевышнего, мы создаём условия для более благоприятных событий в нашем будущем.

Принимая людей такими, какие они есть на данный момент, и умея их благодарить как за хорошее, так и за нехорошее, осознавая, что отношения с ними — наш жизненный опыт, мы смиряемся перед ними и Богом.

Это меняет нас и тех, перед кем мы смиряемся. Мы перестаём возвышаться над ними, а значит, перестаём их обижать и обижаться сами. Те же, перед кем мы смиряемся, становятся мягче и добрее.

Смиряясь перед Богом, мы чувствуем, как Его милость наполняет благодатью наши сердца. Смиряясь перед людьми, мы ощущаем Божью благодать вдвойне, как награду нам за то, что мы помогаем их Душам стать чище.

Бог награждает за смирение не только в духовном плане. Смирение — одно из качеств благочестия Души. Благочестивым открываются не только двери Рая, — им доступны все блага материальной жизни на Земле. Чем человек благочестивее, тем успешнее складываются его дела, а значит, в его жизнь легко приходят здоровье, деньги и любовь.

Благодарю за лайки и подписку на канал. Если статья понравилась, делитесь с друзьями в соцсетях. Будьте здоровы и берегите себя!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab9ec33d7bf213a36656102/5b5b28e9920ffd00a92ea6a1

Ссылка на основную публикацию