Что такое комплексы у человека в психологии

Что такое комплексы у человека в психологии

​​​​​​​Понятие «комплексы» в бытовом восприятии скорее всего означает, что человек чего-то боится, робеет, причём это связано с некими яркими скверными эпизодами в его прошлом, или с особенностями воспитания.

Внимание: речь не о работах Фрейда. Классическое понимание комплексов, бессознательного и пр. подразумевает лечение: классический психоанализ, раз в неделю на протяжении нередко ряда лет.

Мы же сейчас говорим именно о бытовом понимании комплексов, о самостоятельном их распознавании и самостоятельной работе с ними.

Фрейд такие вещи отнёс бы к «дикому психоанализу» (бяка); однако предлагаемые инструменты считаю полезными в рамках подхода «дёшево и сердито».

Итак. Если ты посмотрел в зеркало и увидел там старую облезлую обезьяну, дальше два варианта. Первый: какая замечательная обезьянка! – и пошёл на работу. Второй: если для тебя вот эта мысль очень больная, трагическая, — психика может защититься, вытеснив мысль в подсознание. Такая защита психики называется «вытеснение».

В результате про обезьяну в зеркале ты забыл, в сознании её нет. А в психике – есть, и психика постоянно тратит силы, чтобы не пустить эту мысль наружу, снова и снова «притапливает» её. Вот это постоянное напряжение – внутренний конфликт, то, что называется «человек с собой не дружит».

Эти вытесненные в подсознание страхи по поводу себя и есть то, что в быту называют словом «комплексы».

Чтобы снять это напряжение, наша психика делает следующий шаг. Мы находим кого-то из окружения (дома, на работе и пр.) и, как горячую картошку, перекидываем на него этот страх.

То есть, если я боюсь, что я некрасивый, я буду кричать: посмотрите, какая уродина идёт! Если я боюсь, что профессионально некомпетентен, буду обличать: Клавдия Петровна всю нашу фирму позорит!! И т.д. Сразу становится легче.

Ведь если мы кого-то в глаза или за глаза с жаром уличаем в некрасивости, или некомпетентности, недостатке ума и пр. – это подразумевает, что у нас с этим всё в порядке! Мир становится чёрно-белым, а мы – хорошими. Внутренний конфликт переходит в межличностный.

Такая защита нашей психики от внутренних страхов по поводу себя называется «проекция». Проекции и ряд других проявлений позволяют по косвенным признакам сделать пусть грубые, но достаточно точные и обоснованные предположения о наших вытесненных страхах. И успешно освобождаться от них!

Освобождаться от комплексов полезно:

  1. Они подспудно влияют на наши жизненные выборы, неоправданно нас ограничивая.
  2. Комплексы порождают неуверенность в себе. Действительно, уверенность по определению позиция «я в порядке – ты в порядке» («я o´k – ты o´k»). Чем больше человек «с собой не дружит», тем больше он проецирует свои страхи на других. «Кругом враги»:)))) Качества жизни такие глюки не повышают.
  3. Через наши комплексы нами могут манипулировать, причём со стороны наши страхи нередко очевидны. Во всяком случае нередко эти «рычаги» настолько «торчат», что доступны маленьким детям, не говоря об окружающих взрослых.

Как составить список своих комплексов?

1) Всё, что вызывает твою негативную ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ реакцию в других (их внешность, поведение и т.п.). Не имеет значения: есть объективно «недостаток» у другого, или нет. Если включилась эмоция (возмущение, гнев, презрение, негодование и т.п.

) – это реакция на собственные страхи по поводу «возможно, я на самом деле именно такой/такая, и это УЖЖЖАСНО!». Тут вот именно не просто нежелание, а панический страх.

На который включаются последовательно 2 защиты: вытеснение (ЭТО НЕ Я!!!) и проекция (ЭТО ВОТ, ВОТ ОНИ!!!).

Кстати. Это не значит, что мы «такие». Это значит, что мы подсознательно боимся, что мы «такие».

Гомофоб вряд ли «латентный гомосексуалист», а вот подростковый страх собственной немужественности – о да, скорее всего. Не психологи это придумали.

Вспомните место из Нагорной проповеди про сучок и бревно, а также детсадовскую мудрость (ответ на обзывания): «У кого чего болит, тот о том и говорит!».

2) «Пропущенные удары». Многие упрёки, нападки, обвинения нас просто не задевают. Вряд ли Вы будете переживать из-за «Ты ничего не понимаешь в трубопрокате!!!» Потому что где вы, а где трубопрокат. Если Вас что-то задело, Вы расстроились, обиделись, разозлились, потеряли контроль за лицом и т.п… — Попали в Ваш комплекс, запишите в список!

3) «Кнопки», на которые нажимает ближнее окружение. Не то, что близкие и сотрудники «злые». Просто мы все совершенно неосознанно влияем друг на друга. Суть в том, что никто не будет нажимать на кнопки, которые «не работают». «Клевок сверху» — упрёк (часто, кстати, с сочувствием, чтобы лучше прокатило). «Клевок снизу» — восхищение.

Так что если Вас периодически упрекают, что «плохая мать»/(дочь) – вероятно, у Вас есть страх быть плохой матерью и т.п. – т.е. Вы даёте реакцию (см. пункт 2). То же может означать и периодическое восхищение, как ты чудесно занимаешься с ребёнком (пока я смотрю футбол.

Соответственно «не мужик» — «настоящий мужчина», «неужели не понятно» — «только ты сможешь в этом разобраться». Конечно, и признание может быть – искренним, и упрёк – просто, в сердцах. И всё же, обратите внимание, сопоставьте с тем, что у Вас получилось по пунктам 1 и 2.

А дальше – где-то можно только добро улыбнуться, а где-то – и добро улыбнуться, и перестать управляться кнопками.

4) Как минимум нередко за некоей крайностью — стоит поискать противоположность. 4 высших образования – не всегда, но – страх недостатка ума? Пикап (соблазнение, как спорт) – о, в части случаев никаких страхов, просто наслаждение жизнью и сексом. Думаю, в меньшей части случаев. О том, как скромность может скрывать гордыню, вы легко вспомните присказку «уничижение паче гордости».

Работа с комплексами.

1) Составить список своих комплексов. Деться-то они, может, и никуда не денутся. Но само знание своих «болевых точек» процентов на 80 защищает Вас от попыток через них на Вас влиять. Самые эффективные манипуляции – те, которые объект не осознаёт, а это уже не про Вас.

2) «Драгоценный алмаз».

Понимание того, что: а) В Вас есть ровно ВСЁ человеческое (как и в любом человеке) — жестокость, теплота, скупость, самопожертвование, глупость в чём-то, сердечность, равнодушие и т.д., и т.п.

); б) Любое из этих качеств – «драгоценный алмаз», ценнейший Ваш ресурс, который необходим при определённых обстоятельствах. Это как крыло, которое у Вас есть.

Если не хватает противоположного качества – его надо развивать, «отращивать противоположное крыло» и учиться использовать то или другое по ситуации. Но не «отпиливать» то, которое у Вас УЖЕ есть: это очень ценная Ваша часть.

Любая «войнушка» с собой разрушительна! И автоматически переходит вовне через проецирование (см. выше); в) Скупость=бережливость. И наоборот. Упорство=упрямство. И наоборот. Простодушие? – Глупость? То, что один назовёт «подлостью», другой – «прагматизмом». Вопрос: думать о себе – как недруг? Или как друг?

3) Карнавал комплексов. Пойти навстречу страху. Устроить из него шоу, карнавал. И пережить – а это каждый раз очень личное переживание! – что небо на голову не упало. И тогда – ощущение крыльев за спиной! В Синтоне это одно из направлений Дистанции: нестандартные поступки.

Итак. Мы говорили с вами о комплексах как вытесненных в подсознание страхах по поводу себя. Мы можем научиться их распознавать и освобождаться от них. Чтобы жить — лучше. Более точно, уверенно, смело и счастливо. И мы рассмотрели те инструменты, которые с этой целью вы можете использовать самостоятельно — прямо сейчас.

Удачи!

Что такое комплексы у человека в психологии

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-kompleksy-v-povsednevnoy-zhizni

Психологические комплексы: откуда они берутся и как их победить

Дата публикации 26 ноября 2018. Опубликовано в Статьи по психологии

Что такое комплексы у человека в психологии

Большинство психологических комплексов приобретено в детстве, так как ребёнок не умеет фильтровать увиденную и услышанную им информацию, весь негатив на свой счёт у него откладывается прямо в подсознании.

Также существуют комплексы, приобретённые в течение жизни и зависят от реакции человека на чужое мнение. У людей возникают различные комплексы, которые могут касаться разных сфер и вызывают у человека неуверенность в себе и собственных действиях.

Проявление комплексов происходит по-разному, они могут быть не видны, но в зависимости от роста, могут переходить в нервные срывы, депрессии, агрессию.

Виды психологических комплексов

По мнению психологов выделяется два вида комплексов, относительно характера их происхождения:

  1. Физические комплексы — относятся к физическим данным человека, его внешности, особенностям тела. Такие, как нос, уши, фигура, рост, весовые характеристики.

  2. Психические комплексы — относятся к умственной и душевной сфере, предубеждениям. Например, неуверенность в себе, комплексы вины, жертвы и т. д.

Комплекс неполноценности

Уверенность человека, что остальные люди превосходят его по красоте, уму, физическим данным, такие люди чувствуют себя нестоящими поощрения.

Этот комплекс формируется в детстве из отрицательного опыта и вносится в сознательную жизнь. Люди, с таким комплексом, подвержены давлению окружающих, их манипуляции.

Они ведут себя неуверенно в компании, живут в ожидании упрёков и переживают по многим поводам.

Комплекс превосходства

Уверенность человека, что он лучше всех остальных, превосходит их в чём-то.Эти люди имеют завышенное, преувеличенное и нереалистичное представление о себе.

Такие люди выделяются в общении с другими своей манерой разговаривать, смотреть на них с превосходством. Они всегда хорошо выглядят внешне, но при любом удобном случае дадут понять другим, что те не дотягивают до их уровня.

На самом деле, такое поведение является защитой против чувства неполноценности.

Как избавиться от комплексов?

Изучив вышеизложенную информацию, можно прийти к следующим выводам. Наличие комплексов у человека обозначают наличие проблем, негативное влияние, которое приводит к занижению самооценки.

Большое множество людей живут с неправильным представлением о себе из-за кажущегося непонимания и неприятия со стороны общества.

Причинами комплексов являются противоречия между собственным сознанием и тем, что пытается навязать общество.

Самые опасные комплексы это те, которые человек не может сам объяснить. Чтобы от них избавиться в первую очередь нужно определить первопричины болезненного состояния. Очень действенным способом является признание проблемы. Человеку нужно разобраться в себе, работать над собой и над возникнувшей проблемой, повышать самооценку, пересмотреть свои взгляды и отношения в обществе.

Нужно помнить, что каждый человек индивидуален, прекрасен и нет причин беспокоиться по любому поводу, прививая себе различные комплексы.

Ирина, www.vitamarg.com

Будем благодарны, если поделитесь статьей: Самое популярное и лучшее:

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/article/9382-kompleksy-otkuda-oni-berutsya

Комплекс неполноценности

Что такое комплексы у человека в психологииКомплекс неполноценности – это иррациональное переживание собственной ущербности, когда себя чувствуют бракованным товаром, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выбросят. Комплекс неполноценности – одна из главных причин всех неврозов. Эта тема уже не раз освещалась на сайте под разными углами: чувство собственной важности, самолюбие, неуверенность в себе, самоутверждение – все это проявления колеблющейся самооценки, которая мечется между гордостью и неполноценностью.

Суррогаты «полноценной жизни»

Альфред Адлер утверждал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности не безграничны, и далеко не все желания реализуемы.

Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших возможностей – это физическое тело (на уровне материальном) со всеми своими потребностями, и морализирующее воспитание (на уровне психологическом).

Детские игры, наполненные фантазиями – один из способов компенсировать эти ограничения.

Используя игрушки, ребенок, преодолевая ограничения, отыгрывает различные роли, реализовать которые в реальной жизни возможности нет – таким образом опосредованно воплощает свои желания.

С годами повзрослевший ребенок продолжает такое отыгрывание своих ограничений в актуальных его положению играх для взрослых. Можно свою энергию сублимировать и выражать в творчестве. Можно свои комплексы отыгрывать, терроризируя окружающих – не самый продуктивный вариант.

Можно изображать из себя особенного, или великого человека, как это делают духовные мастера. Можно реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром воображения, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов, просмотр сериалов, где, забываясь, проживают чужую жизнь.

Читайте также:  Боязнь фотографироваться: как называется, дисморфобия, лечение, причины

Один из самых популярных и общественно одобряемых вариантов компенсации комплекса неполноценности – это так называемый «успех». Неважно в чем, главное, чтобы человек сам в своей полноценности более не сомневался

То есть вариантов успокоить сомнения на собственный счет – множество. Практиковать тиранию, манию величия, срывать звезды с неба для этого необязательно.

Противоречивость комплекса неполноценности

В основе комплекса неполноценности таится страх. На поверхности – это страх оказаться неполноценным, и потому нелюбимым, отвергнутым, униженным, брошенным и одиноким. На глубинном уровне эти переживания сводятся к страху смерти.

Какой бы искусственной и топорной ни была общественная мораль, в целом она (надо бы отдать ей должное) на свой лад побуждает к конструктивным переменам. Каждому знаком вкус удовлетворения, когда на прокорм совести был предложен так называемый «правильный» образ жизни.

Мы радуемся и отдыхаем со спокойной душой после проделанного труда. В этом ракурсе комплекс неполноценности работает в купе с инстинктом выживания; природа, таким образом ограждает нас от опасного для жизни безделья.

Поэтому и чувство вины, и чувство собственной ничтожности нельзя однозначно назвать какими-то зловредными неврозами. Они побуждают нас развиваться.

Но в этом вся загвоздка.

Именно так вовлекаются в порочный круг, когда комплекс неполноценности вызывает одновременно и жажду самореализации, и страх в процессе этой «реализации» облажаться, пережив собственную никчемность и беспомощность теперь уже в обостренной форме.

В итоге комплекс неполноценности стимулирует двигаться одновременно в двух противоположных направлениях. Человек жаждет перемен и одновременно этих перемен до ужаса боится, потому что они требуют реальных действий, которые со всей очевидностью выявляют все слабости.

В противостоянии жажды перемен и страха перед ними, как правило, поочередно побеждает то одно, то другое. Но если побеждает страх, ко всем прочим негативным ощущениям, может добавиться депрессия как переживание безвыходной бессмысленности собственной жизни. И в таком положении комплекс неполноценности цветет и плодоносит, опуская сознание в бездну личного ада.

Самообман комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы гримаса боли от этой занозы не коверкала фасад личности, обряжаются поверхностными масками на показ себе и окружающим.

Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», личина, за которой человек прячет свои неугодные черты. На progressman.

ru эта тема рассматривается глубже в статье о слоях личности.

Комплекс неполноценности порождает сомнения в собственных истинах, в том, кто ты есть и на что можешь опираться, следуя по жизни – все это и приводит к общей неуверенности в себе. Закомплексованный, неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу.

Мы создаем самообман, чтобы спрятаться от реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают от осознания собственной беспомощности перед лицом жизни. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в серьезных клинических отклонениях.

Источник: https://progressman.ru/2011/06/complex/

Понятие комплекса в психологии

30.10.2009

По сравнению с другими формами жизни человек является организмом неполноценным (в биологическом смысле).

Он лишен всякого оснащения, свойственного животным, которое бы позволяло ему вести борьбу за свое существование.

Это чувство неполноценности и ненадежности всегда присутствует в человеческом сознании. И это же постоянный стимул к самореализации и поиску своего предназначения.

Судьба человека заключена в его душе.

Геродот

Комплекс (в психологии) — отклонения в поведении человека, которые проявляются в виде ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т.п.

 В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя.

Карл Густав Юнг пишет: «Комплексы — это, прежде всего такие психические величины, которые лишены контроля со стороны сознания».

Это так называемые «больные точки», о которых не очень-то хочется вспоминать и еще меньше хочется, чтобы о них напоминали другие, но которые самым неприятным образом напоминают о себе сами, они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь.

Нередко понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности. Но это не так. Используемое в науке понятие комплекса значительно шире. Комплексы есть у каждого из нас. Но их наличие не предполагает обязательно неполноценности человека, который их имеет. Более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою.

Этимологией происхождения комплексов зачастую является так называемая психологическая травма, эмоциональный шок или нечто подобное. Одной из наиболее распространенных причин служит моральный конфликт. Основа всех комплексов формируется из негативного отношения к жизни.

По большей части комплексы возникают в детстве или юности; именно тогда ребенку грозят первые потрясения, застающие его врасплох. Часто говорится, что человек равен своим возможностям. Это означает, что когда человек сталкивается с новым, неизведанным опытом, у него хватает силы встретить вызов.

Разовьются в личности комплексы или нет, это почти целиком зависит от отношения к событиям (позитивного или негативного), а не от событий. Источником всех комплексов являются страх и чувство поражения или неполноценности.

Эти биопсихологические эмоциональные реакции на переживаемые (или предполагаемые) события возникают, когда человек придерживается негативного отношения к жизни, отношения, основанного на представлении себя слабым существом, которому противостоят значительно более мощные силы природы и где все решается столкновением сил. Страх порождается памятью поражения.

Но необходимо различать разницу между объективным фактом поражения и субъективным чувством поражения.

Если мореплаватель встречает шторм и обнаруживает, что мачта и парус его суденышка унесены ветром, он разбит силами природы, действующими на него, и заведомо намного превосходящими его по силе, настолько, что он не может и мечтать о том, чтобы противопоставить им равную силу.

Он может, однако, найти в своей внутренней жизни творческие силы, которые дадут ему возможность шаг за шагом успешно приспособиться к внешнему воздействию шторма, уклониться от него или использовать для своей цели.

 В той мере, в какой человек использует свои внутренние силы для творческих целей, он, будучи побежден, не будет разбит; он может потерпеть объективное поражение, но у него не возникает субъективного чувства поражения, ведущего в конце концов к пораженческому настрою.

Человек рожден для развития своих внутренних сил

Мы никогда не сможем изменить направление ветра. Но в нашей власти поставить нужные паруса.

Роберто Гойзуэто

Ключевым моментом является различие в том, куда направляется ход жизни: на борьбу с внешними силами или на развитие внутренних творческих сил.

Если в жизненном соревновании с природой человек сосредоточит свое внимание на столкновении своих, доступных его сознанию сил с силами природы, картина в результате столкновения будет для него весьма мрачной.

Там, где сила противостоит силе, человек, в конце концов, будет разбит, ибо неумолимые силы природы (как в физическом мире, так и в психическом царстве бессознательного) рано, или поздно разобьют силы человечества, тем более силы индивидуальной личности.

Поэтому вера в то, что человеческая жизнь это, прежде всего борьба сил, логически переходит в негативное отношение к опыту, в философский пессимизм и пораженчество.

Но есть другая возможность! Если сущностная цель жизни человека в том, чтобы последовательно актуализировать внутренние силы и способности, присущие его творческому духу, тогда вся картина меняется. Сам факт, что бесконечно превосходящие человека силы природы могут опять и опять повергать его, перестает быть столь важным. Единственно существенным становится способность человека актуализировать все новые творческие силы для отражения постоянных ударов природы.

Различие бесцельной борьбы силы против силы и целенаправленного развития внутренних творческих сил на поле конфликтов определяет большинство практических и жизненно важных проблем, с которыми сталкивается каждый из нас.

Представление о человеческой жизни как о слепой борьбе ради выживания породило духовное пораженчество, которое привело миллионы людей в сумасшедшие дома. На другом полюсе находится человек, проникнутый верой, что он рожден для развития своих внутренних сил под солнцем и в бурю, через боль и счастье равным образом.

Его внимание сосредоточено на внутреннем творчестве, а не на сравнении сил своего организма с ударами жизни. Он использует весь жизненный опыт как пьедестал для творческой демонстрации внутреннего духа.

И ему не грозит чувство поражения, сколь бы ни была велика потеря и сильны удары, если только он в состоянии понять, что получил урок и вырос как личность в этом трагическом опыте. И тогда, будучи по видимости разбит в соревновании с жизнью, человек, тем не менее, одерживает духовную победу.

Позитивное отношение к поражению возможно только тогда, когда человек считает приобретение субъективных ценностей и творческое саморазвитие единственным, что имеет существенное значение.

Если же вместо этого внимание сосредоточивается на объективных потерях в борьбе с природой, и эти потери повторяются снова и снова, ему не избежать чувства унижения и поражения. Это чувство начинает окрашивать следующие подобные встречи с жизнью.

Человек обезоружен памятью поражения, превращающейся в страх.

Внешние условия могут уже измениться, он может действительно стать сильнее; он мог бы легко победить на этот раз, но подавленный страхом узник своего комплекса терпит поражение еще до столкновения с новым опытом.

Терпит поражение, потому что видит себя ничтожной, слабой силой в противостоянии другой, могущественной силе. Все, что заставляет его видеть свой жизненный опыт таким образом, враждебно психологическому здоровью. Приобрести комплекс, значит принять поражение от преобладающих сил. Для того же, кто видит поражение только в невозможности роста, в невозможности учиться и актуализировать свою духовную потенциальность, нет комплексов есть только усталость.

Что делать с комплексами

Мне не важно, что комплексы у вас, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.

К.Г. Юнг

От комплексов не свободен никто. Важно научиться их использовать. Что же можно для этого сделать? Сначала — осознать. Комплексы — дети бессознательного. Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступить и с комплексами.

Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит. Потом — принять их как давно знакомую часть своей души. Комплексы нельзя изгонять, с ними нужно вести переговоры. И, наконец, преобразовать.

Тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты: комплекс неполноценности — в самокритичность, превосходства — в самоуважение, вины — в чувствительность и сострадание, Клеопатры — в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана — в умение добиваться действительно любимой женщины.

Нам следует знать, что это нам по силам. Но для этого необходимо Вера, смирение и спокойствие.

Смирение и спокойствие — стратегия жизни

Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.

Евангелие от Матфея (26:37-46)

То, что преподносит нам судьба, то, что не зависит от нас, требует смирения и силы духа. В смирении есть терпение и мудрость человека, спокойствие и мужество. То есть все понятия, лишенные эгоизма. Смирение — это уверование, что все что ни делается все к лучшему. Смирение — это духовное качество.

И как духовное качество, оно проявляется и в качествах характера, и в чувствах, и в эмоциях. Смирение — это способность познать меру самому себе, что значит сохранить в себе внутренний мир — а мы чаще всего его нарушаем, этот внутренний мир, свой и других людей, потому что не знаем меры ни в чем, ни в себе, ни в своем бытии.

И в этом смысл познания смирения как духовного качества жизни. Смирение, другими словами, это трезвое видение самого себя. Внешне оно проявляется отсутствием гордости и надменности, терпением и способностью ждать. «Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. (Мф. 11,29)». Спокойствие — это то, в чем проявляет себя смирение.

Неспокойная душа неспокойна страстями, мечтами и желаниями, которых ей не удалось достичь. Мудрость рождает смирение, смирение рождает спокойствие и терпение. Развить его несложно — сложно принять решение его развить.

Что вы представляете себе, когда произносите слово «смирение»? Сгорбленную спину, забитое существо, прячущееся в углу, скрывающее лицо за капюшоном? На самом деле, слово «смирение» означает «с миром». Т.е., я принимаю с миром то, что не в моих силах изменить.

На первый взгляд может показаться, что смиряться — значит проявлять слабость, а на самом деле смирение — это то, что позволяет человеку адекватно оценить свое место в мире. Смирение — нравственное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Смирение не является трусостью или слабостью.

Смирение ведь не означает, что ты не боец, смирение — это способность остановить зло, но по-другому. Сделать это не привычным способом, когда человек отвечает на зло, пусть даже и защищаясь. Ведь в этом случае, строго говоря, ты его не останавливаешь, ты его передаешь дальше, и оно, уже умноженное, может к тебе вернуться.

А можно поступить по-другому: зло ополчилось на тебя, но ты прекратил его развитие тем, что принял его в себя и погасил. Нам следует знать, что вся наша сила внутри нас. Смирение — это целостное восприятие Жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека.

Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество раскрытого достоинства человека. За годы воинствующего атеизма в понятие «смирение», как и в другие добродетели, был заложен искаженный смысл, подменяющий истинное значение.

Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. Смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно. «Смирение есть свободное подчинение истине». (Н. Бердяев).

Боже, дай мне Разум и Душевный Покой, чтобы я смог принять то, что изменить не в силах; Мужество, чтобы изменить то, что могу и Мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Из молитвы оптинских старцев

В статье использованы работы: Л. С. Выготского, З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, К. Г. Юнга, С. Киркегора, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, В. Савельева, Н. Ю. Маркиной, С. К Нартовой-Бочавер, свящ. Г. Кочеткова.

И. Гринь, практический психолог 
г. Киев

Источник: https://sportzal.com/post/2841/

Проявление психологических комплексов в студенческой среде

Проблема  комплексов актуальна, ведь комплексы блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере.

Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности и они, если не пытаться избавиться от них, способны перерасти в психический сдвиг.

Формированию комплексов способствуют поведение, воспитание и оценки родителей, сверстников, преподавателей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону.

  • Студенческая пора – уникальное время   для изучения различных личностных особенностей человека, в том числе и комплексов.
  • Наше исследование заключается  в изучении природы различных комплексов, которые могут возникнуть у студентов во время учебы в колледже.
  • Объект исследования: студенты Амурского о медицинского колледжа; 74 человека; пол – женский,  мужской;   возраст – 17-20 лет.
  • Предмет исследования:  комплексы, встречающиеся у студентов и  самооценка студентов.
  • Цель: изучение психологических комплексов студентов.

История появления термина «комплекс». Существование комплексов открыл еще в начале 20 века известный психолог, любимый ученик Фрейда – К.Юнг в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций. .

Согласно К.Юнгу, комплекс — это система черт, образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определённого, центрального переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов.

Комплексы — дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. Комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни.

Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы внутренних психологических конфликтов. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.

Комплексы образуются у человека в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг ещё был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию.

 Но  комплекс может  поселится в нашей душе и позже, и в 20 и в 30 лет. Но в этом случае необходимо, чтобы на уже существующую «болевую точку» вновь и вновь кто-то или что-то «капало», укрепляя в нас подсознательную неуверенность.

Считается, что чем раньше появился в нашей психике комплекс, тем труднее от него избавиться.

В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой. Они сочетаются с защитными реакциями, которые в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (замена).

Самые распространенные комплексы.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) — первый ученик Фрейда в 1911 году  опубликовал  работу «Исследование неполноценности и ее физического отражения» и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием «трудных» детей. . Адлер  взял за основу  появления комплекса чувство неполноценности.

Комплекс неполноценности — обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства.  Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении.

При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое, в самом деле, встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки.

Однако, в представлении Адлера, содержание комплекса неполноценности нетождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.

В обыденном представлении человек, страдающий комплексом неполноценности, предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По мнению Адлера, на основе комплекса неполноценности развивается невроз. Сталкиваясь с трудноразрешимыми проблемами, невротик и не пытается их решить, уклоняется от конструктивной деятельности.

Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря разнообразным уловкам, невротик добивается «успехов» в этом воображаемом мире, что позволяет ему почувствовать себя выдающейся личностью.

Он отдается во власть мании величия, принуждает окружающих считаться со своими прихотями, сосредоточившись лишь на своих — по большей части извращенных — представлениях и игнорируя чужие.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство.

Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий.

Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Комплекс неполноценности один из наиболее существенных факторов, препятствующих личностному развитию.  А умеренное чувство неполноценности может стать источником конструктивных усилий и достижений человека.

Комплекс превосходства. Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, что бы тем самым компенсировать свою ущербность.

Верх в нём берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные. Закомплексованность может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь».

Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни  парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями.

Более того, он может безотчётно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть как то привлечь к себе внимание и вызвать сострадание со  стороны близких.

Комплекс превосходства — это желание добиться собственной «крутости». Да так, чтобы все вокруг пали ниц и кричали тебе: «О, какой ты великий и могучий!». В комплексе превосходства очень важно казаться великим.

Комплекс превосходства не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что даёт ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Особенностью этого вида комплекса является то, что он вырабатывается в сознании человека в качестве защитного механизма — в первую очередь вследствие комплекса неполноценности и враждебности.

Чувство превосходства формирует эгоцентричность, и способствует постоянному отдалению человека от общественной жизни, таким образом, усугубляя возникающее со временем депрессивное состояние.

Комплексы «двоечника» и «отличника». В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник — то хороший, а получаешь тройки и двойки — значит, плохой.

Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, «отличник» порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем «двоечник».

«Двоечник» понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения.

«Отличник» же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку.

С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой «отличник» вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для «отличника» это будет тяжелым стрессом.

Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь — это не класс.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id1248/Projavlenie-psihologicheskih-kompleksov-v-studencheskoi-srede

Комплексы: их виды, что значит комплексовать, как неуверенность влияет на поведение личности

Комплекс — совокупность мыслей, воспоминаний, установок личности относительно себя, субъективное мнение о себе, не соответствующее реальности. Все эти искажения родом из детства и всегда связаны с психологической травмой или большим стрессом, в котором ребенок не смог справиться со своими чувствами. Все, что происходило в детстве, обязательно будет влиять на жизнь человека в будущем. События могут стереться из памяти, но из бессознательного все равно будут напоминать о себе в разных ситуациях.

Откуда появляется недовольство собой

В психологии выделяют пять основных источников зарождения комплексов:

  1. Первые главные люди в жизни ребенка — это родители. Дети в своей семье впервые познают действительность, учатся первым представлениям о мире и о себе — зарождается человеческое мировоззрение. На родителях лежит важная задача: от них зависит, будет ли малыш любить себя, и насколько безопасно он будет чувствовать себя среди людей. Незрелые родители делают много ошибок, говоря ребенку в порыве злости неприятные слова. Родительский пар сойдет на нет, и позднее они могут даже пожалеть о сказанном. Но к сожалению, неосторожные слова уже навсегда останутся с ребенком и будут влиять на всю его жизнь.
  2. Ребенок подрастает, в его жизни появляются друзья. В один момент мнение сверстников становится очень значимым для растущего индивида. Авторитет родителей уходит на второй план. Ярче всего это наблюдается в подростковом возрасте. Нестабильный гормональный фон и психика подростка впитывают все подряд, не разбираясь в объективности происходящего рядом с ним и по отношению к нему.
  3. Вторая половина может повлиять на представление личности о себе даже во взрослом возрасте. Когда мы влюбляемся, бабочки в животе мешают нам видеть реальное положение дел. Влюбленный человек, находясь в состоянии эйфории, верит всему, что говорит объект его чувств. Например, безответная любовь может привести девушку к выводу, что она недостаточно умна или красива или заставит усомниться в своих достоинствах уверенного в себе юношу или мужчину.
  4. Общество — люди, среди которых мы живем. Каждый из нас стремится к похожести на других, нивелируя, таким образом, чувство отчужденности и одиночества. К сожалению, это не всегда получается из-за наличия различных социальных слоев.
  5. Человек как источник своих комплексов: порой сам индивид в силу своего характера, воспитания и чересчур фантастичного мышления приписывает себе то, чего нет. Обрекая себя на страдания.

Виды комплексов

Психологи выделяют несколько видов комплексов человека. Относительно своего отношения к чему-либо комплексы делятся на:

  • Психические относятся к душевному настрою, чувствам. Например, известный комплекс неполноценности заставляет человека чувствовать себя не таким как все, ущемленным, обделенным, недостойным. Сюда также относятся такие комплексы: Эдипов, Наполеона, отличницы и другие.
  • Физические говорят об отношению к своему телу. Например, девушке может не нравиться ее фигура или какая-то ее отдельная часть. Еще выделяют следующие комплексы: голоса, роста, веса, возраста, физических данных.

По своему влиянию:

  • Позитивное влияние толкает человека на действия, способствующие его совершенствованию. Например, лишний вес и его непринятие приводят человека в спортзал;
  • Негативное — способствует появлению отрицательных чувств, эмоций и черт характера, поведения.

Полюса влияния могут постоянно меняться. А также у каждого индивида один и тот же комплекс может отражаться по-разному. Одна девушка с лишним весом возьмется за себя и будет стараться добиться идеальных результатов своей внешности. Другая — навсегда поверит в свою некрасивость и будет всю жизнь заедать боль несовершенства, набирая вес все больше и больше.

Одной из отличительных черт любого комплекса неполноценности является зависимость от других людей и химикатов, как следствие непринятия себя и недоверия к своим чувствам, ощущениям и мыслям. Понять неразумное поведение зависимого человека здоровому порой бывает крайне сложно.

Зависимые женщины, как правило, попадают под влияние мужей, иногда терпя манипуляции, побои и унижения по причине того, что не могут жить самостоятельно. Мужские зависимости всегда говорят об инфантильности, нежелании быть взрослым и нести ответственность за себя и свою семью. И в том, и другом случае зависимость будет означать страх человека перед взрослой жизнью и ответственностью.

Существуют более 60 видов зависимостей человека. Список самых встречающихся из них:

  • Психические зависимости: игромания, зависимость от еды, чужого мнения, клептомания, трудоголизм, нимфомания и т. п.
  • Зависимости от химических веществ или попросту плохие привычки, разрушающие здоровье и психику: наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания.

Черты закомплексованной личности

Следует знать, чем отличается закомплексованная личность от других людей и что значит комплексовать.

На самом деле комплексующий человек сталкивается с большими проблемами в жизни: ему сложно знакомиться людьми, устраиваться на работу. Его коммуникативная функция страдает в первую очередь.

Такие люди нередко сокращают свой круг общения до минимума, некоторые совсем не выходят из дома, предпочитая живому общению игры в интернете и переписку по сети.

Отличительными чертами таких индивидов являются:

  • Высокий уровень тревоги, возникающий в ситуациях принятия важного решения, там, где маячит тяжесть ответственности перед другими. Если же ответственность взята, то этот факт будет вызывать у личности сильное волнение и переживание, страх не справиться и подвести кого-либо.
  • Неуверенность в себе провоцирует пассивность. Человек не идет даже на совсем малые на риски, боится всего нового, лишает себя радости и удовольствия от жизни. Он предпочитает пусть скучное, но контролируемое постоянство, чем интересную, спонтанную жизнь, вызывающую страх неопределенности.
  • Какое бывает поведение человека: он может выпадать из жизни, не поднимать трубку, внезапно уходить с дружеских встреч, не являться в указанное время и место, всячески избегать контактов с другими.

Способы избавления и советы

Человеческие комплексы: проявление и способы их устранения — эта тему изучает наука психология. Ведь любые психические отклонения от нормы рождаются прежде всего в голове, плотно закрепляются в психике и поведении, влияя на всю жизнедеятельность в целом.

Психология как наука делится на множество школ, каждая из которых имеет свою методологию, инструментарий и отличительный подход к работе с психической составляющей индивида. Перечислим некоторые из них:

  1. Гештальттерапия — психологическое направление, интересующееся человеческими чувствами и их выражением, его творческим приспособлением в мире. Признавая свои чувства и ощущения, принимая их и спонтанно выражая, человек обеспечивает себе полноценную жизнь без невроза.
  2. Когнитивная психология работает с мышлением человека — когнициями. Разрушающие установки, мысли и фантазии индивида порой делают его жизнь невыносимой, провоцируя одиночество, депрессию и суицидальные наклонности. Когнитивный психолог помогает клиенту расширить его мировоззрение и взглянуть на его картину мира под другим углом, без комплексов.
  3. Арт-терапия также дает возможность личности посмотреть на свою жизнь с разных сторон, помогает получить опыт творческого выражения себя с помощью рисования, лепки, проигрывания игр. Проживая новый опыт в играх, человек обретает уверенность и переносит потом этот опыт в свою жизнь.

Вся психотерапия, любые ее виды и направления строятся на осознавании и принятии себя, своих нежелательных сторон. Черты характера и его особенности, которые связаны у человека с болью, стыдом, невозможностью их «переварить», лишают личность полноценного существования и радости бытия.

Человек без комплекса — это свободная в своем выражении личность, принимающая свои положительные и отрицательные стороны, осознанно проживающая любой опыт. Такая личность не избегает реальности, не приукрашивает ее розовыми очками, и не видит того, чего нет на самом деле.

Источник: https://chebo.biz/otnosheniya/vidy-kompleksov-v-psihologii-i-sposoby-ih-ustraneniya.html

3 шага к избавлению от комплексов

В современном мире сложно найти человека, который хотя бы раз не испытывал чувство стеснительности и неуверенности в собственной привлекательности и в своих силах.

Страх выглядеть в глазах других смешным, глупым, некрасивым или некомпетентным присущ очень многим людям, и именно этот страх зачастую является главным препятствием на пути к счастью.

К примеру, страх показаться некомпетентным и глупым мешает человеку уволиться с низкооплачиваемой работы и пойти на собеседование в хорошую компанию, страх показаться смешным и некрасивым – устроить личную жизнь и др.

В основе всех этих страхов лежат психологические комплексы – «вредные» установки и представления, что мешают человеку адекватно оценивать себя, окружающих людей и ситуацию в целом.

Комплекс неполноценности, комплекс отличника, постоянное чувство вины и ряд других комплексов, в той или иной мере присутствующие в более чем половины населения нашей страны, считаются и психологами, и рядовыми гражданами проблемой, с которой нужно бороться.

Психологические комплексы существенно влияют на поведение, а следовательно, и на жизнь человека, поэтому закономерно, что люди, регулярно замечающие за собой зависимость от чужого мнения и необоснованный страх перед окружающими, ищут способ, как избавиться от комплексов.

Что такое психологические комплексы?

Прежде чем изучать популярную психологию в целях найти универсальный метод, как избавиться от комплексов, человеку нужно определить, действительно ли его проблема именно в наличии комплекса, или же на самом деле ему просто недостает уверенности в себе.

В отличие от заниженной самооценки, любой психологический комплекс является закрепившейся на бессознательном уровне установкой на определенную модель восприятия себя и поведения в тех или иных ситуациях.

В простонародье комплексы нередко называют «больной мозолью», так как один из главных признаков психологического комплекса – наличие в человека определенного «слабого места» (внешность/социальное положение/интеллектуальные способности и др.), которое он считает первопричиной всех своих неудач.

  1. Регулярные переживания из-за своей «больной мозоли», что возникают без внешней причины
  2. Чувство страха и беспокойства перед общением и в процессе разговора со значимыми людьми
  3. Чувство стеснения, дискомфорта и страха при необходимости выполнять какую-либо задачу под присмотром других людей
  4. Вера в несправедливость и предвзятость других людей
  5. Постоянное чувство вины перед другими людьми
  6. Наличие в мировоззрении некого недостижимого идеала, к которому, тем не менее, нужно стремиться изо всех сил
  7. Неверие в собственную привлекательность и способность заинтересовать других людей
  8. Уверенность в своей недостойности любви других людей.

Зависть, замкнутость и неумение строить дружеские и романтические отношения зачастую идут «в комплекте» с психологическими комплексами. Поэтому чем раньше человек осознает наличие в себя такой проблемы, тем быстрее он сможет избавиться от нее и существенно улучшить свою жизнь. Рассмотрим, можно ли избавиться от комплексов самостоятельно, и как это сделать.

Как избавиться от комплексов?

Шаг №1: определение причины

Так как в основе психологического комплекса лежит «слабое место» человека – явный или мнимый недостаток внешности, уверенность в своих слабых умственных/организаторских/коммуникативных способностях, болезненная зависимость от чужого мнения и др.

, первое, что нужно сделать – определить, что именно послужило причиной для возникновения этой «больной мозоли».

Как правило, спусковым крючком, запускающим механизм формирования комплекса, выступает травмирующая для психики ситуация, произошедшая в детстве и включающая в себя осуждение ребенка авторитетными для него людьми.

Родители, воспитательница, первая учительница, объект первой влюбленности – зачастую именно эти люди неосторожным словом или необдуманной колкостью взращивают в душе ребенка или подростка комплекс неполноценности.

Пример: взрослая женщина испытывает сильное стеснение в общении с симпатичными ей мужчинами и подсознательно избегает отношений с ними, так как уверена, что недостойна их внимания и любви.

При поиске причины такой реакции на мужчин она вспомнила, как в далеком детстве мать, ругая ее, регулярно повторяла: «такую бестолковую растяпу ни один нормальный мужчина замуж не возьмет».

Именно эти слова матери стали тем семенем, что взрастили в сознании женщины установку, мешающую устроить личную жизнь с достойным мужчиной.

Шаг №2: трезвый анализ проблемы

Определив свое «слабое место» и причину его возникновения, человеку следует трезво и объективно проанализировать «больную мозоль» и ситуацию, в которой она возникла. Чтобы сделать это, нужно как можно более подробно и объективно ответить себе на следующие вопросы:

  • Действительно ли все окружающие осуждают меня за мой недостаток или же большинство людей не обращают на него никакого внимания?
  • Действительно ли мое «больное место» является непреодолимой преградой к счастью?
  • Как бы я отреагировал на человека, обладающего тем же недостатком, что и я?
  • Является ли тот человек, который навязал мне комплекс, непререкаемым авторитетом, имеющим право критиковать и навешивать ярлыки на других людей?
  • Какая именно причина могла вынудить мать/воспитательницу/отца/учительницу/другого человека колкими словами взрастить в моем сознании психологический комплекс?

Честно и беспристрастно ответив на себе эти вопросы, человек обнаружит, что на самом деле его «больное место» не обладает большой значимостью и поймет, что большинству окружающих нет никакого дела к его мнимым недостаткам.

Также, скорее всего, он сможет определить, что тот, кто навязал комплекс, сделал это не со злого умысла, а по причине плохого настроения и собственных проблем.

Главная цель анализа психологического комплекса заключается в том, чтобы обесценить и снизить значимость своего «слабого места», а значит, перестать тратить эмоциональные и психологические ресурсы на размышления и страдания по поводу этой проблемы.

Пример: мужчина, имеющий небольшой дефект речи и долгое время боявшийся обращаться с просьбами и предложениями к малознакомым людям (в том числе – коллегам, начальству, работникам коммунальных служб и развлекательных заведений), определил, что начал придавать особое значение своему звукопроизношению после того, как учительница сказала ему фразу на подобие: «И я, и весь класс устали слушать, как ты мямлишь. Научись нормально разговаривать, а то мы тебя не понимаем». Проанализировав свою проблему, мужчина определил, что все знакомые люди прекрасно его понимают, а его дефект речи не настолько значимый, чтобы создать реальные трудности в общении с другими. Учительница, сформировавшая в него в свое время комплекс, не являлась экспертом в области логопедии и не имела никакого права определять правильность его произношения, а также говорить от лица всего класса. И скорее всего, бросая колкую фразу, она не хотела обидеть ученика, а попросту «сорвала» на нем злость из-за личных проблем.  

Шаг №3: устранение внутренних и внешних причин комплекса

Борьба с причинами психологического комплекса должна включать в себя две основных меры – прощение человека, навязавшего в свое время комплекс, и излечение «больной мозоли». Понять и простить обидчика очень важно, так как только искреннее прощение поможет «спустить» того, кто стал причиной возникновения комплекса, с пьедестала непререкаемого авторитета в разряд обычных людей, которые время от времени ошибаются и говорят неправду. И наоборот, культивируя и взращивая гнев и обиду, человек в собственном сознании наделяет обидчика правом судить и осуждать, а все его слова возносит в ранг абсолютной истины.

Но также нельзя забывать и об внешних методах борьбы с комплексом, а именно – устранением того недостатка, что является «слабым местом».

В современном мире у каждого человека есть масса возможностей самосовершенствоваться – улучшить внешность (подобрать подходящую прическу и стиль одежды, сбросить лишние килограммы, скрыть какой-либо дефект с помощью косметики или пластики и др.

), повысить свою квалификацию, освоить новые навыки и умения и завести новые знакомства. Этими возможностями следует воспользоваться, причем сделать это следует не только для того, чтобы избавиться от комплекса, но и с целью сделать свою жизнь более полной и счастливой.

Пример: Девушка, много лет считавшая себя некрасивой и непривлекательной из-за особой формы носа, определила, что ее комплекс возник вследствие безосновательных насмешек старшей сестры.

Девушка смогла простить сестру, так как поняла, что причина ее насмешек – ревность к родителям, сложности переходного возраста и попытка самоутвердиться любым способом.

Вместе с тем, девушка сменила прическу на ту, что визуально делает черты ее лица мягче, и научилась накладывать макияж, придающий ей сходство с известной актрисой.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/3-shaga-k-izbavleniyu-ot-kompleksov

Ссылка на основную публикацию