Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Малыши очень любят рисовать пальчиками и ладошками.Или, к примеру, растирать различные по консистенции субстанции (крем, гель, каша и др.) по поверхности стола и создавать из них объёмные рисунки.

Для самых маленьких можно предложить очень интересное упражнение с использованием довольно неожиданного материала – пены для бритья.

Тучки

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и предложите крохе её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И пусть малыш своими ручками творит из неё своё небо.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

  • Идёт дождик
  • Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.
  • Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

  1. Зайчик прыгает по травке
  2. Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.
  3. Винни-Пух идёт в гости
  4. Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.
  5. Варим кашку для зверят
  6. Круговыми движениями  кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.
  7. Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.

Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.

Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Индивидуальное рисование

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнёром

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Групповое рисование

Групповое рисование

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством — это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Читайте также:  Витамины от нервов и стресса: названия, список

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

Источник: https://babyzzz.ru/parents/9343.html

Арт-терапия для детей: лечим искусством

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Не секрет, что многие заболевания и у взрослых, и у детей тесно связаны с психологическими аспектами. И без устранения первопричины, предпосылок, которые легли в основу недуга, вылечить человека довольно сложно. Для выявления скрытых психологических факторов болезни и для оказания помощи ребенку, у которого имеются проблемы со здоровьем, существует такой метод, как арт-терапия. О том, что она собой представляет и эффективна ли она, мы расскажем в этой статье.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Арт-терапия включает в себя множество методов воздействия на психику и эмоциональную сферу ребенка искусством, творчеством, созиданием прекрасного. Арт-терапевтические занятия довольно широко используются детскими психологами, психотерапевтами, психиатрами, а также социальными педагогами и реабилитологами.

Посредством понятных и простых действий, которые составляют суть метода — рисование, танцы, музыка, лепка и т. д. – ребенок может открыть потаенные уголки своей души, выразить тревоги и волнение, которые не всегда в силу возраста или иных факторов может выразить словами.

Широкое применение упражнения арт-терапии получили в диагностике: психолог или психотерапевт по результатам детского творчества вполне может установить причины его беспокойства и даже заболеваний.

Довольно успешно арт-терапия применяется в лечении и коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка, некоторых психических заболеваний.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Увлекательные занятия помогают социальным педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

Педагоги используют упражнения и некоторые методы такого вида терапии в занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют более гармоничному развитию личности. Довольно эффективной является арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов.

Результаты такого «лечения», на которое дети идут с большим удовольствием и энтузиазмом, порой превосходят результаты от традиционных медикаментозных и физиотерапевтических методов терапии.

Официальная медицина давно приняла и признала эти методы, благодаря чему арт-терапию часто включают в общий комбинированный курс лечения.

Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: даже если на весь населенный пункт нет ни одного арт-терапевта, мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Арт-терпия имеет богатое прошлое. Первым термин придумал художник Адриан Хилл, случилось это в 1938 году. Он успешно применил некоторые способы и методы при работе с пациентами противотуберкулезного центра. Затем техники были взяты на вооружение американскими психологами. Их в основном применяли для реабилитации ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Самых потрясающих результатов удалось добиться в работе с малышами и подростками, которых вывезли из фашистских концентрационных лагерей во время Второй Мировой войны. Первая в мире профессиональная Ассоциация арт-терапевтов была учреждена в США в 1960 году.

Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Но первостепенно методы и виды лечения искусством рекомендованы:

  • ребятам, которые демонстрируют трудности с выражением чувств и эмоций (капризные, истеричные, замкнутые и стеснительные дети);
  • ребятам, пережившим сильный стресс;
  • детям, страдающим депрессией:
  • эмоционально нестабильным ребятам;
  • приемным детям, которые могут испытывать чувство собственной «ненужности», отторжения миром;
  • детям и подросткам, которые находятся в состоянии конфликта с родителями и ровесниками;
  • ребятам, в семьях которых царит неблагожелательная и психологически неблагополучная обстановка, а также детям из неполных семей;
  • ребятам, страдающим различными фобиями;
  • детям с аутизмом;
  • детям-инвалидам от рождения (ДЦП и т. д. );
  • детям, ставшим инвалидами в результате заболевания или травмы в осознанном возрасте;
  • детям с низкой самооценкой;
  • детям с нарушениями ЦНС, с задержкой речевого и психомоторного развития);
  • тревожным и гиперактивным ребятам.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Заниматься можно с самого раннего возраста, некоторые методы даже подходят детям до года. На пользу занятия пойдут и родителям, поскольку основные методы эффективны и в отношении взрослых. А потому совместные занятия только приветствуются.

Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.

  • Изотерапия (лечение рисованием) — широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.
  • Библиотерапия (лечение книжкой) — самый известный подвид этого метода — сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
  • Музыкотерапия (лечение музыкой) — метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
  • Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) — метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
  • Куклотерапия (лечение кукольным театром) — метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
  • Танцевальная терапия (воздействием танцем) — лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).
  • Песочная терапия (манипуляции с песком и мелкими фигурками) — метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
  • Глинотерапия (лечение лепкой) — этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.

Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия — метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.

Создавая фотографии, выбирая ракурсы и композицию кадра, дети раскрываются, становятся более понятными для взрослого (родителя, психолога). Понимание мотивов и проблем конкретного маленького человечка позволяет взрослому найти единственно верный «ключик» к поведению и поступкам ребенка.

Только на первый взгляд скептически настроенного взрослого рисование или лепка из глины никак не решают основной проблемы ребенка, если у него неизлечимое заболевание или он стал жертвой психологического насилия. На самом деле процессы, которые происходят при арт-терапевтическом занятии, хоть и незаметны визуально, имеют огромное значение для реабилитации ребенка.

В первую очередь арт-терапия дает возможность ребенку выплеснуть наружу все негативные внутренние эмоции, которые зачастую и становятся причиной болезней (страх, гнев, раздражение, нетерпимость, неприятие окружающего мира).

После переноса этих эмоций на лист бумаги, кусок глины, в танцевально-двигательную активность или в фотоснимок ребенок испытывает облегчение, а специалист-психолог или психосомат получает возможность выявить тревожные факторы, проблемы и беды маленького человечка, чтобы найти путь их решения.

Официальные источники энциклопедического свойства объясняют эффект от арт-терапии процессом сублимации — именно перенесение содержимого внутреннего мира наружу позволяет ребенку освободиться от негатива или ужаса, которые поселились в нем, и начать воспринимать мир иначе.

В качестве вспомогательной техники арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечебной практике психиатров и психотерапевтов. Обучение ребенка рисованию или танцам позволяет взрослому быстрее наладить контакт даже с самым необщительным и замкнутым ребенком.

Доказано, что даже один курс арт-терапии повышает детскую самооценку, развивает в ребенке самоконтроль, прививает хорошую привычку анализировать и осознавать собственные чувства и эмоции, а также развивает творческие способности, которые, как известно, есть абсолютно у каждого человека на Земле.

Отдельные виды арт-терапии нуждаются в отдельных пояснениях, поскольку многие родители хотели бы опробовать такие занятия со своими детьми. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из видов.

Нет на свете детей, которые не любили бы рисовать, а потому именно этот метод считается самым доступным и распространенным. Метод бывает пассивным и активным.

В первом случае родителям придется водить ребенка в картинную галерею или показывать репродукции известных полотен дома, рассказывая, что на них изображено, почему и как.

Обязательно нужно обсуждать с ребенком картину, давать устные характеристики персонажам и сюжету.

Пассивная изотерапия не подходит для очень маленьких детей, которые пока не в состоянии сформулировать мысли, а также для детей, для которых идентификация зрительных образов затруднена (слабовидящие и слепые). Вряд ли будет интересным данный метод и для подростков.

Активная изотерапия — это сам процесс рисования. При этом используется несколько техник.

Для ребенка любого возраста подойдет так называемая проективная изотерапия, при которой можно позволить себе перенести на бумагу мечты, цели, планы, страхи и дискомфорт.

Задания для таких рисунков могут быть любыми, лишь бы ребенок в ходе рисования мог представить ситуацию применительно к самому себе: «Я в будущем», «Как я провел день» и т. д.

Личностная изотерапия позволяет работать в основном с детьми младшего школьного возраста и старше. Суть в том, чтобы позволить ребенку вложить в рисунок свой стресс, тем самым освобождая себя от него. Для этого дается задание создать рисунок на вольную тему. Неограниченный тематикой, школьник сразу начнет изображать именно то, что волнует его больше всего.

Для ребят, переживших стресс, страхи можно применять технику «Нарисуй свой ужас». Собственно, это и есть тема рисунка. Не стоит удивляться, что ребенок использует черные и красные цвета, острые углы, непонятные формы. Чем более агрессивным будет рисунок, тем лучше.

Читайте также:  Героиновая ломка: сроки, снятие, в домашних условиях

Есть категория детей и подростков, которые рисовать не хотят. Для них специально созданы особые раскраски-антистресс. Большое количество мелких деталей, которые нужно раскрасить, помогут успокоиться, сосредоточиться, расслабиться.

Если мама решила заниматься изотерапией с ребенком, следует понимать, что каждый живописный «шедевр» необходимо обсудить с сыном или дочкой, постараться сделать так, чтобы ребенок рассказывал, что и почему изображено, как он лично относится к тому, что изобразил. В помощь начинающим можно порекомендовать почитать книгу Е. Свистуновой «Разноцветное детство» или книгу Армине Вороновой «Арт-терапия для детей и их родителей».

Лечение словом показывает отличные результаты для ребят различного возраста. В психотерапии чаще всего используют басни, сказки и рассказы. Применительно к детям большей популярностью пользуется сказкотерапия.

Слушая сказку или басню, малыш может ассоциировать себя с тем или иным героем повествования. Он получает редкую возможность пережить самые разные страхи, пройти через различные испытания не проходя через них в реальности.

Все стрессовые ситуации ребенок переживет в своем воображении.

Лечение книжкой очень полезно детям с задержкой психического и речевого развития. Оно обогащает их представления о мире, стимулирует интеллектуальные способности, позволяет найти свое место в социуме, а также дает представление о путях выхода из сложных ситуаций по примеру полюбившихся героев.

Этот метод подходит для ребят младшего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Для подростков существуют более сложные техники — разбор и обсуждение серьезных литературных произведений более крупных форм.

Родителям, которые хотели бы практиковать сказкотерапию, стоит обратить внимание на русские народные сказки с простыми и понятными сюжетами. Также рекомендуется прочесть пособие группы авторов Прохорова, Рубановой и Отрадновой «Исцеляющая сила сказки — сказкотерапия для взрослых и детей».

О чудесных свойствах хорошей музыки знают все. Некоторые мамы включают классическую музыку не только своим маленьким детям, но и еще не рожденным малышам, во время беременности. Действительно, гармоническое воздействие звуков на кору головного мозга человека трудно переоценить.

Для детей дошкольного и школьного возраста доступна активная музыкотерапия. Для малышей — в основном рецептивная музыкотерапия. Рецептивным называется метод прослушивания музыкальных композицией, а активным — метод самостоятельного музицирования на музыкальных инструментах.

Для пассивного прослушивания подойдут классические мелодии, чаще всего в психотерапии используют музыку Баха, Моцарта, Вивальди. Она насыщена эмоциями и позволяет ребенку ассоциировать собственные чувства со звуками и гармонией (грусть, радость, ожидание чего-либо).

Для подростков и школьников среднего звена можно использовать специальные музыкальные композиции для релаксации и медитации.

Мама дома может практиковать музыкотерапию как сопутствующий метод при занятиях рисованием, лепкой, танцами. Негромкая и ненавязчивая музыка может играть практически постоянно — во время совместной уборки с ребенком, во время приготовления пищи.

Доказано, что пассивное прослушивание музыки снижает уровень эмоционального напряжения, позволяет расслабиться и избавиться от стресса. Активное музицирование пробуждает творческие способности, повышает коммуникативные навыки, способности к обучению. Так, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в математике и черчении, в геометрии и изучении иностранных языков.

Для коррекции особых состояний и отдельных заболеваний существуют выделенные разновидности музыкотерапии. Чтобы узнать о них больше, можете прочесть такие книги: «Музыкотерапия при заикании» (С. Машура, З. Матейова), «Музыкальная терапия для детей» (Методическое пособие), «Основы музыкотерапии и гениальности» (А. Рощин), «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (Д. Алвин).

Два выдающихся детских психолога И. Медведева и Т. Шишова разработали уникальный метод воздействия на детскую психику посредством кукольных представлений. Этот метод хорошо помогает в решении конфликтов и терапии фобий.

Задача взрослого – разыграть маленький импровизированный спектакль на тему происшествия или ситуации, которая травмировала ребенка.

В главной роли будет кукла или мягкая игрушка, которой малыш всецело доверяет и которая является его любимой игрушкой.

Каких кукол мама захочет использовать для домашних представлений, не имеет большого значения — подойдут и марионетки, и пальчиковые куклы, и куклы-варежки, а также самые обычные куклы и игрушки.

Что дает ребенку такой спектакль? Он снимает напряжение, позволяет малышу взглянуть на его проблему или страх со стороны. Мама может придумать истории любую концовку, тем самым подсказать ребенку выход из сложной для него ситуации. Помимо того, кукольное представление развивает, обучает и воспитывает.

Источник: https://o-krohe.ru/tvorchestvo/art-terapiya/

Арт-терапия для детей. Помощь ребенку (любого возраста) — простые методики и упражнения

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Арт-терапия — это современный и эффективный метод практической психологии, в котором для оказания психологической помощи применяется творчество в разнообразных художественных направлениях. Похожие на баловство, совсем не сложные упражнения позволяют определить психологическое состояние человека, излечить от душевных болезней и травм. Помимо всего – это отличный способ просто поднять настроение отвлекаясь от проблем.

В таком виде терапии, в отличие от искусства, царит безграничная свобода самовыражения. Здесь нет никаких ограничений. Простые методики и упражнения арт-терапии благотворно воздействуют на подсознание, даже если вы не обладаете способностями и талантами в каких-то видах искусства. Спонтанный рисунок может рассказать обо всех срытых травмах, тревогах и конфликтах.

Благодаря системе образов и символов такие упражнения могут разблокировать все зажимы сознания, безболезненно выпустить наружу все глубинное бессознательное.

Достоинство арт-терапии состоит в огромном количестве разнообразных программ, которые подходят и дают великолепный результат при работе с людьми любого пола и возраста, сочетающая в себе как групповые, так и индивидуальные занятия.

У специалистов существует практически неограниченная свобода для разработки новых методов и упражнений. На сегодняшний день разработано множество направлений и разновидностей арт-терапии.

Традиционными и самыми известными методами считаются: терапия с помощью рисования (изотерапия), цветотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, лепка, скульптуры, составление коллажей, инсталляции и многие другие виды.

Большую популярность набирает один из новых, простых методов – артсинтезтерапия. Она объединяет в себе комплекс семи различных видов творчества: рисование, танцы, музыка, игра в ассоциации, стихосложение, риторика, драматургия и театр.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

http://a-s-t.ru

Для их создания могут использоваться всевозможные материалы и предметы: краски, пластилин, мелки, еда, ткани. Эта методика считается одним из самых эффективных направлений для развития личности, поднятия самооценки и самовыражения. Артсинтезтерапия проводится в форме групповых тренингов и требует от специалистов большого опыта и серьезных знаний.

Занятия для детей и подростков

Дошкольники

Методики и упражнения арт-терапии подойдут для детей любого возраста, очень полезны для малышей. Все они любят рисовать пальцами или размазывать что-нибудь ладошками по поверхности. Можно использовать не только краски, но и любые материалы, даже еду. Любой нелюбимый процесс можно превратить в своеобразную игру. Малышу это точно понравится.

Детишки будут в восторге от пересыпания сыпучих материалов: крупы, соли или песка. На первый взгляд это может показаться простым баловством. Но на самом деле, такие игры для детей младшего возраста помогут развить им мелкую моторику и познать окружающий мир.Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Развитие маленького человека как личности начинается уже в 2-3 года. Например, задание «Нарисуй свой автопортрет» поможет открыть ему собственное «Я», помочь познать самого себя, а родителям разобраться в его эмоциональном состоянии.

Детям школьного возраста хорошо подойдут групповые или парные тренинги. По итогам занятий можно вместе анализировать получившиеся рисунки и поделки, делиться общими впечатлениями. Это научит детей командной работе, особенностям взаимоотношений, а также решить проблемы в общении и избавится от стеснения.

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Подростковый возраст – сложное время для многих родителей и самих подростков. Самое большое влияние оказывает стремительный процесс полового созревания. Им очень тяжело так быстро принять и осмыслить резкие физические и психоэмоциональные изменения. Подростки начинают внимательнее относиться к своей внешности и очень остро реагировать на ее недостатки.

Появляется чувство взрослости и самостоятельности. Но для окружающих, особенно для родителей, он еще остается ребенком. В этот период необходимо очень внимательно отнестись к новым потребностям и особенностям еще маленького, но уже взрослого человека.Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Упражнения по арт-терапии помогут подростку освободиться от комплексов, разрешить внутренние и межличностные конфликты, избавиться от избыточной энергии. Очень эффективным считается «Сказка о герое».

Предложите подростку сочинить легенду, где он будет выступать в роли ее главного героя. Пусть он опишет себя, расскажет свою историю о приключениях, походах.

Занятия такого плана помогут диагностировать психоэмоциональное состояние подростка и скорректировать его, если это необходимо.

Особенные дети

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возрастаОтдельного внимания заслуживают программы для особенных детей. Об этом не принято широко говорить, но кроме обычных здоровых детишек, не требующих каких-то определенных подходов, есть и те, которые нуждаются в особенном внимании. Это дети с синдромом Дауна, задержками психического развития, различными нарушениями зрения, слуха и другими проблемами.

Эти особенности оказывают большое влияние на способность к обучению, адаптацию в коллективе, восприятие окружающего мира и самого себя. Их внутренний мир очень сложен и может открыться не каждому. Арт-терапия представляет огромную ценность для таких детей. Особые занятия помогут им раскрыть и понять самих себя и дать возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

Упражнения для взрослых

Простые и творческие занятия по арт-терапии помогут взрослому, не только избавится от проблем, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, но и просто расслабится.

Каким бы не был результат вашего творчества, не имеет значения. Никто не будет ругать вас за некрасивый рисунок, ведь главное здесь — это получить удовольствие от самого процесса.

Познать себя и восстановить душевное равновесие можно благодаря простым и интересным упражнениям.

«Создание необычного коллажа» заставит успокоиться и отвлечься от проблем. Для этого понадобятся: бумага, ножницы, старые журналы, газеты, клей и любые другие материалы.

Вырезайте любые фигурки, статьи, фотографии, которые понравятся, и приклеивайте их на бумагу.

Выбор картинок и форм расскажет специалисту о волнующих проблемах и вопросах, о чем очень сложно или вы просто не можете рассказать словами.

Читайте также:  Гипноз против курения: чтобы бросить, за один час, лечение

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Отпустить обиды, даже на себя, поможет коробка прощения. Сложите в нее предметы, что ассоциируются и характеризуют обидчика с хорошей стороны. Напишите внутри успокаивающие слова и разрисуйте ее в понравившиеся, приятные цвета. Сам процесс создания коробки, заменит негативные эмоции и воспоминания на позитивные и поможет забыть обиду.

Такие упражнения не имеют противопоказаний и ограничений, вы сможете проявить себя и свою фантазию, успокоится и отпустить проблемы.

арт-терапия для взрослых для детей Методики упражнения

Источник: http://artfan.pro/art/art-terapiya-dlya-deteyi/

Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет

  • Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет
  •        Упражнение «Цвет моего настроения».
  • Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован  силуэт человека.

« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».

Упражнение «Рисуем круги».

Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.

Нарисуйте еще один-два  круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.

Упражнение «Рисуем имя».

Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.

   После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

Работа со сказкой « Страна Чувств».

«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны  чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех.

Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости.

А жителей его звали Радужки.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами.

А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось.

Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.

Проходя мимо следующего города, я  увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал.

Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду.

Как вы думаете, что это был за  город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.

 Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они  то  и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много  о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия.

Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска.

А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать.

Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.

Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну.

И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица.

Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.

— Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?

Упражнение «Мимическая гимнастика».

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Упражнение  «Рисуем маски»

Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.

Упражнение « Драматизация с масками».

«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»

Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей. 

  1. Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?
  2. Что чувствовали?
  3. Что хочется делать под такую музыку?
  4. Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»

Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.

Рисование на тему  «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.

Упражнение « Радостный танец».

Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.

Графическое упражнение « Изобрази злость».

Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.

  • Упражнение « Простучи злость на барабане».
  • Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.
  • Упражнение «Сундук того, что меня сердит»

« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука.

Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук.

Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.

Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».

Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь»

Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.

  1. Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».
  2. Каждому ребенку предлагается  закончить незаконченное предложение.
  3. Задание «Ритуал уничтожения страха»

Участникам предлагается,  поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.

Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»

Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».

Участникам предлагается рисовать все,  что они захотят пока звучит  музыка. Ассоциации,  рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.

Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».

Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.

Обсуждение:  Что можно сказать о звуках мелодии?

Какие звуковые сочетания запомнились? О чем  рассказывает музыка?

  •  Упражнение «Дирижер».
  • Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.
  • Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».
  •  Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы

Музыкотерапия. «Мелодия группы».

Участникам  рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.

1 задание. Участники пробуют   звучание инструмента.

2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.

3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.

Какие звуковые сочетания запомнились? О чем  рассказывает музыка?

Изотерапия.

 «Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.

Танцедвигательное упражнение.

  Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые.

В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/podborka-art-terapevticheskikh-igr-i-uprazhnenij-dlya-detej-5-6-let.html

Ссылка на основную публикацию