Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Расстройство личности

05.12.2017

3.9 тыс.

2.6 тыс.

9 мин.

Долгое время аддикцией обозначали зависимость от химических веществ (алкоголя, психоактивных и лекарственных препаратов). Однако в настоящий момент определение «аддиктивное поведение» используется также для описания так называемых поведенческих аддикций: интернет- и компьютерная зависимость, пищевая, зависимость от совершения покупок (шопоголизм) и многих других.

В психологии под аддикцией подразумевают стойкое желание индивида оградить себя от реального мира.

В настоящее время данные явления изучаются специалистами самых разных областей: психологии и психиатрии, социологии.

Выделена как самостоятельная дисциплина аддиктология – наука об изучении причин возникновения зависимостей, особенностей поведения индивида, профилактики и лечения различных форм аддиктивных состояний.

Среди всего многообразия причин, влияющих на возникновение и течение зависимостей, невозможно выделить единственную «виновную» в возникновении данного явления.

Принято считать, что возникновению аддиктивных состояний способствуют различные сочетания таких факторов:

  • неблагоприятная психоэмоциональная обстановка, в которой растет ребенок;
  • трудности с адаптацией в различных социальных институтах (детский сад, школа, спортивные секции и др.);
  • нехватка внимания и поддержки родителей и близких;
  • эмоциональная лабильность, психические расстройства, неадекватная критика и самооценка.

Для удобства классификации было принято решение объединить наиболее значимые причины в следующие группы:

Причины Описание
Психологические Отсутствие самоконтроля и конструктивной критики, лабильность психики, хронические и экстремальные стрессовые ситуации, отсутствие мотивации, психическая зависимость
Социальные и социально-психологические Неблагоприятная социальная обстановка в микро- и макросоциуме, «социальное давление», неблагоприятное влияние «плохих компаний», нарушение связи между поколениями
Биологические Влечение к повторению алкогольного и наркотического опыта, отсутствие осознания пагубного влияния на организм, физическая зависимость

Считается, что зависимости выражаются только в негативных явлениях. Однако это не совсем корректно. Наряду с «негативными» существуют так называемые социально-приемлемые аддикции:

Тип зависимости Описание
Социально одобренные Различные духовные практики, творчество, спорт, трудоголизм
Социально неприемлемые Зависимость от алкогольсодержащих напитков, психоактивных веществ (ПАВ); токсикомания, клептомания (стремление к воровству), компьютерная и интернет-зависимости, включая социальные сети; игромания

Формы различных аддикций и их подвиды описаны в таблицах.

В данную группу выносят все физические зависимости, подразумевающие употребление различных веществ химической природы, способных влиять на высшую нервную деятельность, тем самым изменяя состояние индивида.

Химические аддикции – крайне опасное социальное явление, поскольку деструктивно влияет на организм и психику человека.

Форма Описание
Алкогольная зависимость Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая На сегодняшний день является наиболее распространенной, в связи с чем подвергается детальному исследованию специалистами различных областей. Наличие этой патологии вызывает как психическую, так и физическую зависимость. Появление последней обуславливает крайне тяжелое воздействие на все системы органов человека, особенно на центральную нервную систему (ЦНС), угнетая ее нормальную деятельность и приводя к необратимым изменениям личности, вплоть до стойкой инвалидизации
Наркотическая зависимость (наркомания) Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая Выражается в появлении непреодолимой тяги к наркотическим средствам. К данной категории можно отнести токсикоманию – пристрастие к химическим веществам, не входящим в официальный список наркотических препаратов. Нарко- и токсикомании – чрезвычайно опасные как для социума, так и для конкретного индивида явления. Появление толерантности (привыкания) приводит к желанию увеличить дозировку употребляемого вещества, тем самым делая человека «рабом» наркотика

Включают в себя все нехимические аддикции. Психологические зависимости характеризуются появлением непреодолимого влечения без возможности самостоятельно от него избавиться. Нередко люди придают своим действиям сверхценное значение, тем самым определяя собственное поведение.

Форма Подвид Описание
Игровая аддикция Стойкое влечение человека к азартным играм и прочим аналогичным развлечениям. Помимо огромного ущерба, наносимого психике человека, они опасны для социального благополучия как самого индивида, так и его семьи. К характерным признакам увлечений азартными играми относятся: чрезмерная заинтересованность процессом, изменение круга общения, потеря контроля над собой. При попытке вмешательства в игру индивид испытывает раздражение, проявляет агрессию, регулярно повышая ставки, загоняет себя в «долговую яму», становится тревожным, боязливым
Аддикция отношений Подразделяется на любовную, интимную и аддикцию избегания. Характеризуются эти отклонения некорректным восприятием отношений с противоположным полом и отсутствием адекватной оценки своего поведения
Любовная форма Проявляется в зацикленности индивида на «любовном» объекте. Аддикт – зависимый – испытывает непреодолимое желание быть рядом с объектом своего обожания, ограничивает общение с другими людьми. В том случае если по той или иной причине отсутствует возможность быть рядом со своим партнером, аддитивная личность испытывает сильнейший стресс
Форма избегания Характеризуется игнорированием отношений с противоположным полом, отсутствием желания поддерживать связь. Такие люди стремятся сохранять дистанцию, подсознательно опасаясь расставания
Интимная (сексуальная) аддикция Заключается в появлении неконтролируемого полового влечения к тому или иному объекту, несмотря на создаваемый дискомфорт окружающим людям и объекту желания в частности
Трудоголизм Сравнительный анализ различных типов работниковВариант бегства от реального мира, при котором делается упор на работу. Важным моментом является то, что трудоголик не ставит своей целью зарабатывание большой суммы денег. Фиксация на трудовой деятельности позволяет человеку отказаться от развлечений, отношений с близкими, хобби и др.Стремясь к успеху, аддикт зацикливается на работе, ограничивая общение с собственной семьей. В случае если трудоголик лишается рабочего места, он испытывает сильнейший стресс, который не в состоянии побороть без дополнительного воздействия. Нередко такие личности становятся зависимыми от алкоголя или химических веществ. В то же время одним из вариантов реабилитации химических аддиктов является трудоголизм
Компьютерная и интернет-зависимость Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическаяНа текущий момент наряду с химическими зависимостями является одним из наиболее распространенных вариантов аддиктивного поведения, часто встречается у подростков.Заключая личную жизнь, собственные чувства и переживания в мир онлайн-игр или социальных сетей, человек «выпадает» из реальности, теряет контакт со своими близкими
Спортивная зависимость Носит социально приемлемый характер, но является заболеванием. Крайнее увлечение спортом способно осложниться проявлениями химической зависимости – применением препаратов для наращения мышечной массы, различных жиросжигателей, анальгетиков и других лекарственных средств. Нередким явлением среди спортсменов является пристрастие к спиртным напиткам и психоактивным веществам
Шопоголизм Предполагает неконтролируемое желание купить ту или иную вещь. С точки зрения психологии представляет собой интересный феномен, при котором аддикт получает некоторую «дозу счастья» от покупки. Этот эффект недолговременен, и его приходится продлевать, вновь и вновь совершая покупки. Порой шопоголик тратит деньги на вещи, совершенно ему не нужные, проводя все свободное время в торговых центрах и на распродажах.Такое патологическое поведение становится угрозой для личной и профессиональной жизни аддикта. Появление материальных проблем влечет за собой одалживание денег у друзей и близких, оформление кредитов.В том случае, если у шопоголика отсутствует возможность совершить ту или иную покупку, у него появляется раздражительность, плаксивость, гипотимия (сниженное настроение), и все эти симптомы можно снять только одним способом — вновь совершить акт приобретения. Нередко шопоголики мучаются чувством вины после совершения очередной ненужной для них покупки.В XXI в связи с широким распространением интернет-магазинов шопоголизм стал настоящей проблемой, поскольку у аддиктов отпала необходимость выходить из дома для совершения покупок
Аддикции к еде (пищевые) Патологическая фиксация на еде. Включает в себя следующие формы: голодание, нервная анорексия, переедание и булимия.Пищевая аддикция является как психической, так и физической зависимостью. Последнее достигается за счет того, что формируется патологическое искусственное раздражение центра голода, находящегося в головном мозге
Переедание Человек испытывает непреодолимое чувство голода непосредственно после приема пищи. Бороться с этим ощущением крайне тяжело, поэтому аддикт начинает употреблять в пищу огромное количество продуктов, лишь бы набить желудок. В конечном счете такие люди испытывают стыд, нарастающий после завершения приема пищи. Данная психологическая ситуация только усугубляет положение: скрывая свою зависимость, аддикт вынужден принимать пищу тайком, а стресс дополнительно стимулирует голодовой центр, замыкая порочный круг. В конечном счете развиваются компульсивное переедание («заедание стресса»), набор масса тела, сбой в работе систем внутренних органов и нарушения метаболизма
Голод Возникновение зависимости к голоданию проявляется двумя вариантами: появляющийся аппетит подавляется, возникает чувство эйфории – человек чувствует себя невесомым, у него повышается настроение, открывается «второе дыхание». Возникшее состояние нравится аддиктам, и они перестают принимать пищу, стремясь продлить ощущения, которые их «окрыляют». В дальнейшем у людей исчезает адекватная критика происходящего: происходит отказ от пищи даже в угрожающих жизни ситуациях.Иным вариантом является отказ от приема пищи с целью похудания. Используется огромное количество диет и методик, способных в корне подорвать здоровье человека. Желая приобрести соответствующий имидж, такие люди нередко доводят себя до крайнего истощения. Возникает отвращение к пище, больных может тошнить при одном виде на продукты питания

Ни одна из форм зависимостей не купируется самостоятельно. Отсутствие осознания проблемы, нежелание с ней бороться, бездействие близких и отсутствие контроля над ситуацией нередко приводят к печальным последствиям, включая летальный исход.

Из-за отсутствия конструктивной критики аддикты теряют способность адекватно оценивать свое состояние. Больные различными психологическими зависимостями настолько искажают собственное восприятие проблемы, что отгораживают себя от остальных людей и живут в собственном мире.

Для достижения успехов в лечении врач-психиатр проводит тщательную диагностику. Беседа с больным и его близкими, сбор анамнеза жизни и заболевания, налаживание контакта с пациентом способны прояснить клиническую картину аддиктивного поведения.

Психотерапия – главный способ лечения зависимостей.

В том случае, если отклонение вызвало тяжелые изменения в организме человека (химические зависимости, переедание или голодание), требуется госпитализация пациента в стационар.

Психотерапия направлена на диагностику причин, вызвавших ту или иную зависимость, нормализацию психоэмоциональной обстановки в семье, индивидуальную коррекцию восприятия сложившейся проблемы.

Профилактика аддиктивных состояний должна проводиться в образовательных учреждениях. Детям и подросткам необходимо сообщить о том, какие формы девиантного поведения и зависимостей существуют, каковы их причины и неблагоприятные последствия как для организма, так и для психики. Только в этом случае ребенок будет предупрежден об опасности данных состояний.

Немаловажным является пример родственников. Если кто-то из родителей курит или злоупотребляет алкоголем, вероятность возникновения зависимостей у их детей резко возрастает в сравнении с детьми людей, ведущих здоровый образ жизни.

Коллективные беседы психологов, родителей и детей способны помочь последним в оценке возникшей проблемы и поддержать их в сложившейся ситуации.

В случае если человека удалось вырвать из тисков зависимости, необходимо принять меры для реабилитации его в социуме: обучить жить рядом с другими людьми, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, научить вести здоровый образ жизни без употребления стимулирующих веществ.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/addiktivnoe-povedenie.html

Аддиктивное поведение в психологии — виды и причины

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Независимых людей нет и каждому человеку присуща та или иная зависимость – считают наркологи и психиатры. Аддиктивное поведение выходит за рамки обычного, и является пограничным состоянием между нормой и патологическим пристрастием. Употребление наркотических веществ, переедание и голодание, потребность в бесконечных покупках вещей – все это зависимое поведение.

Аддиктивное поведение — что это?

Несколько десятилетий назад «аддикция» считалась термином в работе наркологов и подразумевала зависимость человека от разного рода химических веществ. На сегодняшний день, аддиктивное поведение это – форма деструктивного поведения, направленная на саморазрушение.

Аддикт – человек, пытающийся избегать реальность с ее проблемами путем ухода из нее с помощью определенного рода зависимости к веществам, явлениям, предметам. При аддикции, у человека вырабатывается стойкая эмоциональная связь или привязанность к объекту зависимости.

Причины аддиктивного поведения

Понятие аддиктивного поведения включает в себя множество причин или предпосылок возникновения:

  1. Биологические причины. В 1990 г. американский ученый К. Блюм проводил исследования генетики алкоголизма, обнаружил ген аддиктивности, прозванный им «геном награды». Позднее, в исследовании людей склонных к курению, перееданию этот ген также был выявлен. Другая причина заключается в том, что центр удовольствия в головном мозге аддикта не активизируется должным образом и человек начинает восполнять дефицит удовольствия с помощью синтетических веществ или навязчивых действий.
  2. Социальные причины. Условия, способствующие развитию аддиктивной личности:
  • невнимание родителей
  • семейные конфликты, громкие скандалы;
  • пренебрежение к проблемам, чувствам ребенка;
  • родители «заливают» проблемы алкоголем, употреблением наркотиков.
Читайте также:  Женские комплексы: что такое, как распознать, избавление

Психологами отдельно выделяются причины, связанные с личностными особенностями развития аддикта (часто это проявляется в подростковом возрасте):

  • эмоциональная скудность;
  • желание выделиться среди сверстников;
  • низкий уровень адаптивности к сложным условиям;
  • личностная незрелость;
  • беззащитность;
  • стремление к острым, будоражащим ощущениям.

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Признаки аддиктивного поведения

Склонность к аддиктивному поведению не всегда распознается на ранних этапах и сложно определить формирующийся тип зависимости. Признаки, по которым можно распознать аддиктивную личность:

  • страх и непереносимость одиночества;
  • боязнь быть отвергнутым;
  • ранимость в ответ на критику;
  • из страха быть непринятым, соглашается с другими, даже если они не правы;
  • нет чувства ответственности;
  • лживость;
  • тревожность и эмоциональная лабильность;
  • ритуальность и стереотипные (повторяющиеся) действия в поведении;
  • предпочтение искусственной реальности;
  • стойкие изменения в психофизическом состоянии.

Аддиктивное поведение и его виды в традиционной психиатрии и наркологии:

  1. Наркомания. Стремление к новым неизведанным ощущениям вытесняет полностью из жизни человека все, что не связано с наркотиками.
  2. Алкоголизм. Склонность расслабляться и «топить» свои проблемы в алкоголе – приводят к быстрому формированию алкогольной зависимости.
  3. Сексуальная аддикция. Донжуанизм, эксгибиционизм – расстройства сексуального поведения, характерны для выросших в эмоционально холодной семье или ставших в детстве жертвами сексуального насилия.
  4. Пищевая аддикция. Анорексия и булимия – расстройства пищевого поведения. Голодание – для аддикта способ самореализации через преодоление «слабостей» тела. При булимии – еда становится способом отвлечения человека от грустных мыслей, ощущения неполноценности.
  5. Интернет-зависимость. Уход из реального мира в виртуальный иллюзорный.

Лечение аддиктивного поведения

Стойкое аддиктивное поведение сложно поддается лечению, если аддикт не осознает свое пристрастие.

Основное лечение проводится врачом-психиатром, а при химических аддикциях сопровождается лечением нарколога.

Коррекция аддиктивного поведения, кроме медикаментозной терапии включает в себя психотерапию. Аддиктивное поведение в психологии успешно корректируется методами поведенческой терапии.

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Аддиктивное поведение — книги

Когда близкий человек меняется и не в лучшую сторону, возникают сложности с пониманием того, что с ним происходит. Литература по данной теме не заменяет консультацию специалиста, но помогает «пролить свет» на возникшие проблемы:

  1. «Руководство по аддиктологии» В.Д. Менделевич и соавторы. В книге объясняется, что такое аддикции и аддиктивное поведение в строго научном стиле.
  2. «Освобождение от зависимостей или школа успешного выбора» А.В. Котляров. Пособие было написано для пациентов. Содержит полезные техники, метафоры, притчи.
  3. «Об аддикциях и аддиктивном поведении» В. Качалов. Какие бывают зависимости.
  4. «Предупреждение зависимостей у детей и подростков» Трубицына Л.В. Издание посвящено важному аспекту аддиктивного поведения – профилактике.

Источник: https://womanadvice.ru/addiktivnoe-povedenie-v-psihologii-vidy-i-prichiny

Аддиктивное поведение

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством.

Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической.

Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. В нашем случае речь пойдёт о наиболее разрушительных видах зависимого поведения.

Аддикция — это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни.

Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.

Зависимости — это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Аддиктивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной — от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

  • алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
  • азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
  • нарушение пищевого поведения;
  • полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту.

В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни.

Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях.

Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений.

Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах.

Аддикция — это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция — процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:

  • голод по сенсорной стимуляции;
  • голод по признанию;
  • голод по контакту и физическому поглаживанию;
  • сексуальный голод;
  • голод по структурированию голода;
  • голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость.

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.

В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:

  • «бегство в тело» — происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
  • «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
  • «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
  • «бегство в фантазии» — интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания. Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р.

Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей.

Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений.

Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни.

Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), неумении принимать и любить самому.

Ещё одной из проблем могут быть эмоциональные расстройства родителей, сопровождающиеся алекситимией. Ребёнок учится у родителей замалчивать свои переживания (понимать, проговаривать), подавлять их и отрицать. Однако не всегда в тех семьях, где родители алкоголики сформируется зависимое поведение у ребёнка (риск достаточно высок), не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

  • технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;
  • деятельность наркоторговцев;
  • урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в действии, например, переедание, пьянство) характер.

Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях.

Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):

  1. «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
  2. «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем.

    Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние.

    Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.

  3. «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования).

    Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем.

    Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».

  4. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено.

    Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.

  5. «Катастрофа».

    Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого — один день).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских укапывают на формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенности, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о постоянном запасе сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации — интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс»).

При этом формируется «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»; «все наркоманы — хорошие люди»).

Развивается также и недоверие к «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Источник: https://psyera.ru/addiktivnoe-povedenie-560.htm

Аддиктивное (зависимое) поведение. Психологические модели аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Развитие аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости.

Аддиктивное поведение занимает промежуточное место в процессе формирования зависимого поведения. Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение.

Отличить употребление вещества или деятельности от злоупотребления можно, опираясь на два критерия – соматического и социального. Когда человек злоупотребляет чем-либо, у него возникают проблемы с собственным здоровьем и/или проблемы во взаимодействии с окружающими (конфликты с родителями, коллегами).

С точки зрения психологии, зависимость – это психическое состояние, поэтому объектом зависимости может стать любая аддикция. Зависимости определяются по социальной значимости как более или менее социально приемлемые. Н.С. Курек выделяет опасное, пагубное и сопровождающееся психической и физической зависимостью злоупотребление ПАВ.

Наглядно место аддиктивного поведения можно представить следующим образом: В отличие от зависимого, аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного человека фиксируются случаи раннего злоупотребления ПАВ, протекающие с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков физиологической зависимости. Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как социальные, социально-психологические, психологические и биологические. Значимыми социальными факторами являются: • нестабильность общества, • доступность ПАВ, • отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций, • контрастность уровней жизни, • интенсивность и плотность миграции, • мода, • степень грозящей ответственности, • влияние группы.

К социально-психологическим факторам относятся: • высокий уровень коллективной и массовой тревоги, • разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, • романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, • отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.

Среди психологических факторов следует выделить такие как: • незрелость личностной идентификации, • слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, • низкая переносимость психологических стрессов, • высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, • привлекательность возникающих ощущений и переживаний, • выработка гедонических установок, • отсутствие социальных интересов, • стремление к самоутверждению. Биологическими факторами, способствующими переходу аддиктивного поведения в зависимое, являются: • индивидуальная толерантность, • нарушение процессов детоксикации в организме, • изменяющиеся системы мотиваций и контроля за течением заболевания, • отягощение наследственности, • органические поражения мозга, • хронические болезни, • природа употребляемого вещества.

Аддиктивное поведение следует отличать от обычного увлечения.

Характерные признаки аддиктивного поведения в этом смысле – это: 1) наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами; 2) наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»); 3) возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.). 4) возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.

Психологические модели аддиктивного поведения

и пристрастия к наркотикам

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ с целью достижения душевного спокойствия.

Их употребление направлено на снятие напряжения, достижение расслабления; хочется успокоиться, забыться, уйти от неприглядной действительности, от сложных жизненных проблем.

Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень психодинамического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.

Отдельные подростки употребляют ПАВ для коррекции эмоционального состояния: снижения уровня тревоги, депрессии, апатии. Употребление ПАВ используется как способ самолечения на начальных этапах развития эмоциональных расстройств.

Коммуникативная модель. Данная модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности.

Прием ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в себе. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально-ранимые подростки.

Активирующая модель. В одном случае подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, не уверенные в своих силах и возможностях, пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта. Стремление подростков уйти в фантазийный, галлюцинаторный мир с целью пережить состояние эйфории может привести к формированию болезненного пристрастия.

Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все». Стремление подростков подражать, быть принятыми группой, самоутвердиться в группе — все это может быть причиной употребления ПАВ. В большей степени эта модель относится к высоковнушаемым, тревожно-мнительным подросткам, которые слепо подражают своим лидерам, некритически перенимают все правила поведения группы.

Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности. Для того чтобы привлечь внимание и завоевать авторитет, демонстративные подростки употребляют наркотики или алкоголь.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе, дома могут выступать триггерами, запускающими привыкание к ПАВ, которые используются подростками как демонстрация протеста.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/9352.html

Аддиктивное поведение — Психолог

Аддиктивное поведение — это способ ухода от реальности путем приема веществ или деятельности, изменяющих психическое состояние. Зависимость от вещества или деятельности становится настолько сильной, что начинает управлять жизнью человека, определять его поведение и отношения с другими людьми.

Аддиктивное поведение может выражаться по-разному: выглядеть почти как нормальное поведение или сопровождаться тяжелыми формами психической и физической зависимости.

Признаки аддиктивного поведения:

  • — постоянные или периодические поиски вещества или деятельности;
  • — постоянные мысли о предмете зависимости;
  • — воодушевление при мыслях о его предстоящем употреблении;
  • — подавленность и угнетенность в случае отсутствия вещества или деятельности.

Аддиктивное поведение связано с определенными характеристиками личности. Люди, склонные к зависимости, еще до нее проявляют определенные качества: им трудно справляться с повседневными жизненными трудностями, при этом кризисные ситуации они переносят хорошо; низкая самооценка сочетается со стремлением казаться лучше других людей; сильная потребность в общении в сочетании со страхом действительно близких и откровенных отношений; страх ответственности при принятии решений; тревожность; внешний локус контроля.

  1. Аддиктивное поведение всегда связано с наличием внутреннего конфликта, который личность не может разрешить, не убегая от реальности с помощью вещества или сосредоточения всего своего внимания на определенной деятельности.
  2. Зависимости бывают химическими и нехимические, поведенческие аддикции (игромания или гемблинг, сексуальная и любовная зависимости, работоголизм, шопоголизм и аддикции, связанные с едой).
  3. Для всех форм аддиктивного поведения характерны следующие компоненты:
  4. — сверхценность употребления;
  5. — эйфория;
  6. — привыкание;
  7. — абстинентный синдром;
  8. — внутренние и внешние конфликты на почве зависимости;
  9. — рецидивы или срывы при попытках борьбы с зависимостью.
  10.  С точки зрения современного психоанализа, зависимые испытывают дефицит адекватной интернализации родительских фигур (это значит, что некоторые родительские функции и действия, которые в норме интернализируются ребенком и затем осуществляются им самим по отношению к себе, например утешение, не могут быть осуществлены из-за того, что родители сами плохо осуществляли эти функции), потребность в размещении агрессии, желание быть в симбиозе с материнской фигурой, заменой которой служит предмет аддикции; желание защитить себя от стресса и преодолеть депрессивное состояние.

Зависимые испытывают жесткие приступы вины и стыда, у них низкая самооценка и чересчур суровая самокритика. У аддиктов постоянные трудности с саморегуляцией в четырех сферах: человеческие отношения, собственные эмоции, самооценка и забота о себе. Вещества, вызывающие зависимость, корректируют недостаточность защиты от сильных эмоциональных переживаний.

Помощь психолога при зависимостях

Posted in Зависимости, Статьи по психологии.

Источник: https://grigorieva-elena.ru/addiktivnoe-povedenie/

Девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков

  • Девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков
  • Цель: дать представление о девиантном и аддиктивном поведении детей и подростков.
  • Задачи:
  • — изучить понятия «девиантное» и «аддиктивное» поведение;
  • — изучить понятие «норма» и причины отклоняющего поведения;
  • — изучить понятие аддиктивного поведения;
  • — рассмотреть классификацию и факторы аддиктивного поведения;
  • — изучить этапы становления аддиктивного поведения;
  • — рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков.
  • Основными видами нарушения поведения у обучающихся являюся: девиантное поведение и аддиктивное.
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- это поступки ( действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
  • Норма — это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
  • 1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
  • 2) объективное поведение и деятельность человека;
  • 3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение— совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением « режима» деятельности.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа: гипердинамию и гиподинамию (гипердинамия –это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная).

И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребёнка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь.

Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи.

Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена.

В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чём сосредоточиться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Ранняя профилактика включает:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;
  • выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;
  • наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

Профилактика девиантного поведение направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам.

На данном периоде становления личности социально- психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку.

Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

  • беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи.
  • комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;
  • изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка,

Виды профилактики: медицинская, психологическая, педагогическая.

  • Таких детей нужно лечить медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Физические упражнения способствуют

  • насыщению мозга кислородом,
  • помогают справляться со стрессами.
  • улучшают обмен веществ, аппетит и сон.
  • активизируют работу мозга в целом.
  • Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических занятиях с психологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив- живость реакции , подвижность, активность.
  • И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребёнка, подобрав к нему « ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков.
  1. Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками.
  2. Со стороны специалистов к ребёнку с девиантным поведением необходим индивидуальный подход.
  3. Ребёнку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью.
  4. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

ПРИЧИНЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого- педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усуглубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов.

Подросток часто вовлекается в асоциальные молодёжные группы из-за стремления к бунту. Как правило, отмечается переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению.

Группа сверстников может быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть центральным фактором асоциального поведения.

Потребность упрочить своё положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванием в аномальные формы поведения.

Аддикция может быть также следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путём

Аддикция побуждается мотивом достижения эмоционального состояния удовлетворённости, уверенности в себе. В момент доминирования аддикции подросток изолируется от общества и может общаться только с такими же аддиктами. Близкие остро ощущают « разрушение личности», так как разрушается не только психика, но и здоровье, через общее пренебрежение к себе, своему организму, личной жизни.

Чаще всего именно ограниченный выбор стратегий выхода из кризиса и неблагополучные семейные условия устанавливают всю частоту обращения к аддикции, реже психологи отличают низкую переживаемость кратковременных затруднений.

Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков.

  1. К употреблению химических веществ ( никотин, алкоголь, наркотики).

  2. К пище ( переедание или упорное самоограничение).

  3. К деньгам ( навязчивое накопление или трата).

  4. К определённым типам поведения:

  • ● хобби ( поглощённость поиском предметом коллекционирования);
  • ● к играм ( азартным или компьютерным);
  • ● к Интернету (« зависание» в глобальной информационной сети);
  • ●к экстремальным ситуациям с риском для жизни ( в том числе ряд видов спорта);
  • ● к лидерству ( поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).
  • 5. Эмоциональные зависимости ( объектом является другой человек);
  • ● сексуальная зависимость;
  • ● романтическая зависимость ( постоянный поиск состояния влюблённости);
  • ● платоническая зависимость ( эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).
  • СТАНОВЛЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробыСовершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту.

З этап. Переход аддиктивного поведения в болезньПроисходит под влиянием множества разнообразных факторов которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

  1. Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.
  2. Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.
  3. Психологическая — незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.
  4. Биологические — природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  6. Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):
  7. — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  8. — скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  9. — внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  10. — стремление говорить неправду;
  11. — стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  12. — стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  13. — стереотипность, повторяемость поведения;
  14. — зависимость;
  15. — тревожность.
  16. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

  • Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на
  • нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.
  • Основные механизмы социального контроля:
  • 1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;
  • 2)внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
  • 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
  • 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
  • Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными
  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле
  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция,
  • бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)
  • создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической
  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур
  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности
  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии,

  1. 2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации
  2. Чтобы выявить обучающихся с нарушением в поведении можно использовать метод рисунок «Человек, дерево, дом» ( проективная методика исследования личности) ,опросник Басса-Дарки ( ориентирован на диагностику агрессивных и враждебных реакций), диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении ( приложение №1),метод наблюдения.
  3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
  4. Прогноз погоды( с 8 лет)

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое.

Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса.

С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Источник: https://infourok.ru/deviantnoe_i_addiktivnoe_povedenie_detey_i_podrostkov-328809.htm

Ссылка на основную публикацию