Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

До сих пор считается, что память – это нечто непостижимое и неизведанное, что не подвластно человеческому пониманию. Периодически отдельные воспоминания всплывают в сознании, но где они хранились до этого, остаётся загадкой.

О памяти известно немного, до 25 лет она активно развивается, а к 50 годам человек теряет способности к познанию нового. Подрывают память многие факторы, среди наиболее опасных – сильное или постоянное напряжение.

В настоящее время потеря памяти после стресса — самое распространённое явление.

Причины стрессовой потери памяти

Амнезию вызывают различные факторы, их условно можно отнести к одной из двух групп: органические и психологические. После стресса потеря памяти носит именно психологический характер. Она обусловлена влиянием следующих стрессоров:

  • Регулярное напряжение, ежедневные стрессы;
  • Хроническая усталость;
  • Вялость или состояние перевозбуждения;
  • Нехватка внимания;
  • Навязчивые мысли.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьЧеловек многие действия под влиянием этих факторов совершает на автомате, в результате чего в памяти они не находят отражения. Так человек может не помнить какие-то детали, выключил ли он утюг и запер ли дверь.

Стрессовую потерю памяти может вызвать приём антидепрессантов, снотворного или психотропных препаратов. Наблюдается это явление и у людей с болезнями головного мозга, перенесшими энцефалит или инсульт. Часто этим страдают люди с постравматическим стрессовым расстройством.

Состояние развивается после удушья, гипоксии и ишемии. Люди, страдающие от алкоголизма и наркомании также подвержены амнезии. Это причины, которые можно отнести к органической группе.

В группу риска входят молодые люди, чья жизнь наполнена стрессами. У них нарушается сон, снижается иммунитет. В их число попадают студенты, а также люди, работающие по ненормированному графику.

Чем обусловлен процесс потери памяти? По исследованиям российских учёных, стресс вызывает воспалительные процессы в гиппокампе – месте, где консолидируются и хранятся человеческие воспоминания.

Этот участок головного мозга наиболее подвержен разрушению в результате депрессий и постоянного напряжения. При этом специалисты отмечают, что стресс запускает разрушительные процессы, и они не останавливаются сразу после устранения раздражающего фактора.

Эксперименты на мышах показали, что повышенный уровень кортикостероидов в этом участке головного мозга сохранялся в течение месяца после возвращения в обычные условия. Именно гормоны стресса негативно влияют на клетки гиппокампа, разрушая их.

Симптомы и признаки амнезии

Симптоматика потери памяти может быть самостоятельной, но в большинстве случаев она сочетается с признаками иных заболеваний. К ним относятся:

  • Трудности запоминания;
  • Путаница в мыслях;
  • Нарушение координации движений;
  • Помрачение сознание;
  • Потеря во времени;
  • Неспособность узнавать людей.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьСимптомы могут наблюдаться несколько минут, часов или лет. Длительное воздействие негативных факторов может привести к полной потере памяти.

Полная и частичная потеря памяти

За запоминание отвечает ряд структур в организме. Они регулируются обонянием, инстинктами, эмоциями. При повреждении участка головного мозга – гиппокампа – человек теряет память. Наиболее опасно состояние, когда потеря памяти обусловлена психогенным бегством.

Оно представляет собой диссоциативное нарушение, при котором стираются все воспоминания прошлого. Человек не помнит ничего: кто он, чем занимался, кто его родственники и друзья. Эта утрата собственного «Я» называется полной потерей памяти. Восстановление происходит длительный период, в некоторых случаях память может вообще не вернуться.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьЧаще всего в результате депрессии нарушается кратковременная память. Частичная амнезия вызвана тем, что под воздействием стрессоров нарушается рост клеток головного мозга. Сила повреждений зависит от длительности депрессивного состояния.

Бывает так, что утрачиваются воспоминания, относящиеся к одному событию или периоду. Это частичная или эпизодическая потеря памяти. При процедурной потере памяти человек утрачивает способности выполнять привычные действия.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьПо распространённости выделяют два вида потери памяти. При полной потере индивид теряет все воспоминания, а при частичной – отсутствуют отдельные фрагменты. При этом длительность нарушения может быть любая, от нескольких дней до десятилетий.

Лечение

Восстановление памяти после стресса – процесс сложный. Лечение проводится по нескольким направлениям.

Медикаментозное лечение

Лечение лекарственными препаратами включает в себя:

  1. Приём лекарств для восстановления памяти. Могут быть назначены такие препараты, как Глиатилин, Экселон, Реминил, Семакс, Церебролизин. Хорошо показали себя Мексидол и Глицин.
  2. Часто для устранения симптомов назначаются транквилизаторы и быстрые успокаивающие таблетки – Оксазепам, Эуноктин, Мепробамат, Диазепам. Они позволяют снять тревогу, беспокойство, судороги, при этом необходимо учитывать их побочные действия.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьТранквилизаторы имеют много недостатков, их нельзя принимать длительный период, необходимо учитывать сочетаемость этих препаратов с иными лекарственными средствами и алкоголем. Многие транквилизаторы оказывают негативное воздействие на внутренние органы, вызывают аллергические реакции.

Самое главное после стресса – восстановить повреждённые им органы, но синтетические препараты с этой задачей не справляются, они только снимают симптомы.

Могут применяться и более безопасные препараты растительного происхождения с малым содержанием синтетических веществ. Хорошо зарекомендовал себя растительный препарат Новопассит, который имеет легкое седативное действие.

Он избавляет от бессонницы, борется со страхом и тревогой, снимает усталость, головную боль, и даже частично восстанавливает поражённые органы. Но при этом Новопассит также имеет противопоказания, наблюдаются побочные реакции со стороны ЖКТ.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьМедикаментозное лечение не обходится без физиопроцедур, которые способствуют восстановлению кровообращения, разработке отдельных групп мышц. Результат будет более быстрым, если ввести программы физической нагрузки.

Лечение в домашних условиях

Медицина – это хорошо, но пациенту с такой проблемой следует самому принимать активное участие в излечении. Полностью надеяться на лекарственные препараты не стоит. Важно заниматься в домашних условиях.

Программа восстановления памяти включает в себя следующие аспекты:

  1. Тренировка памяти. Эффективно действуют наряду с физическими нагрузками заучивание песен, стихов. Начать лучше со знакомых строк, вспомнить то, что учили в детстве. Потом можно переключиться на новый материал.
  2. Коррекция питания. Рацион должен содержать изюм и грецкие орехи, морковь, морепродукты и т.д.
  3. Активный отдых. Помогают и успокаивают прогулки на свежем воздухе, которые с успехом можно совместить с занятиями по запоминанию предметов или тренировками.
  4. Народные средства. Для восстановления памяти эффективны отвары коры рябины, молодые сосновые почки, которые собирают весной.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьВажно, чтобы в этот трудный для человека период рядом были близкие люди, которые бы поддержали, поняли и помогли восстановить память. Без помощи родственников обойтись очень сложно.

Главный шаг к восстановлению и сохранению хорошей памяти – здоровый образ жизни. Как это ни банально звучит, вредные привычки вызывают кислородное голодание, которое негативно сказывается на работе всех органов и систем, в том числе и головного мозга.

Читайте — Упражнения для снятия стресса и напряжения

Правильное питание, доступные физические нагрузки, поддержание позитивного настроя – залог долгой и счастливой жизни!

Источник: https://stressamnet.ru/posle-stressa/poterya-pamyati-stressa/

Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьНевротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Читайте также:  Алкогольная зависимость: что такое алкоголизм, болезнь, развитие аддикции

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьВпоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делатьКак проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

    Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.

Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

Видео по теме

Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z/nevroticheskoe.html

Как восстановиться после сильного стресса и убрать последствия

Главная › Боремся со стрессом ›

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Небольшой по силе стресс мобилизует организм, активизирует защитные силы, в малых дозах такая эмоциональная нагрузка не вредит человеку. Но продолжительный и сильный травмирующий фактор имеет тяжелые последствия.

Страдает здоровье, снижаются адаптационные механизмы и ресурсы, усиливается нервное напряжение.

Как восстановиться после тяжелого переживания? Что делать, когда эмоциональное потрясение не дает полноценно жить?

Причины и признаки сильного стресса

Сильное эмоциональное потрясение может затронуть любого человека. Психологи разработали шкалу стресса, в которую включили основные травмирующие категории. Первые места на шкале занимают смерть родственника или друга, развод и одиночество. На последних местах стоят семейные ссоры, повышение по службе и свадьба.

Даже позитивные жизненные события могут вызвать повышенное напряжение.
Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать
Основные симптомы сильного стресса:

  1. Человек фиксируется на негативных событиях. Его мысли заняты тревожными переживаниями, пережитое потрясение не снять простыми способами, например, физической нагрузкой.
  2. Нарушено проявление эмоций. Человек раздражен, подвержен вспышкам гнева и ярости, симптомы стресса говорят о расшатанной нервной системе. Некоторые симптомы указывают на притупление чувств, невозможность испытывать радость, оргазм, получать удовольствие от жизни.
  3. Разрушается межличностное общение. После перенесенной травмы индивид разрывает дружеские связи, избегает общения, стремится к одиночеству.
  4. Сильный по интенсивности стресс провоцирует развитие психических заболеваний. В группу риска попадают люди, пережившие насилие в детском возрасте, жертвы жестоких преступлений и другие лица. В этом случае симптомы связаны с нарушением адаптации. Тяжелое потрясение отражается во снах и становится глубоким внутренним переживанием.
  5. Злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.
  6. Суицидальные мысли.

Симптомы сильного стресса более остро проявляются у женщин, лиц пожилого возраста. В детском возрасте, наоборот, мальчики болезненнее переживают эмоциональные травмы, чем девочки.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Как действует сильный стресс на организм

Последствия острого переживания сказываются и на здоровье. Снять симптомы после стресса бывает затруднительно, так как человек обращается к узким специалистам, но не лечит основную причину – тревогу. Основные признаки воздействия стресса на организм:

  1. Повышение артериального давления, головная боль, тахикардия.
  2. После пережитого потрясения нарушается работа иммунной системы, снижаются защитные функции организма.
  3. Последствия стресса проявляются в виде заболеваний желудочно-кишечного тракта. Изжога, гастрит, расстройства стула, запоры – это неполный перечень заболеваний желудка из-за сильной тревоги.
  4. У женщин появляются симптомы молочницы, сухости и жжения при половом акте. У части дам отмечается нарушение менструального цикла.
  5. Страдает кожный покров. Экзема, зуд, сыпь неизвестного происхождения – это последствия после пережитого стресса.

Симптомы могут указывать на глубокую травму, например, боль при половом акте после насилия. В большинстве случаев людям, пережившим трагедию, необходимо психотерапевтическое лечение.

Методы снятия напряжения

Что делать в ситуации сильного переживания?

Какие методы можно использовать, чтобы снять сильное напряжение? Рассмотрим несколько приемов.

  1. Метод доктора Ветоза. Чтобы упорядочить эмоциональное состояние и справиться с тревогой, можно применять воображаемое генерирование. Закройте глаза, начинайте рисовать мысленно знак бесконечности – горизонтальную восьмерку. Представляйте знак на черной доске, рисуйте ее мелом.
  2. Дыхательные техники. Делать упражнения легко, достаточно вникнуть в суть правильного дыхания. Например, при сильной тревоге начинайте прислушиваться к своему дыханию, отслеживайте вдох и выдох.
  3. Утверждающие формулы. Снять страх и нервное переживание можно при помощи специальных формул в виде позитивной фразы. Стоит проговаривать ее про себя в ситуации неожиданного потрясения. Пример: «Стоп. Я спокоен» или «Стоп. Страх уходит».
  4. Переключение с проблемы. Уйти от негативных мыслей после пережитой травмы можно, переключившись на иную деятельность. Физическая нагрузка, пение вслух, активные танцы, бег по утрам, разведение декоративных птиц. Любая активная деятельность поможет снять напряжение. Погружение в себя опасно, негативные мысли будут мешать жизни.
  5. Медитативные техники. Обучение восточным практикам при снятии стресса эффективно. Делать медитацию приятно, она успокаивает, расслабляет, снимает тревогу.
  6. Массаж, иглоукалывание, лечение пиявками. Снять стресс при помощи нетрадиционных методов можно в комплексе с дополнительным лечением.

Что делать, если вышеописанные приемы не помогают? Попробуйте прибегнуть к молитве, вера спасает при многих сложных ситуациях.

Видео: «Как правильно пережить стресс»

Способы лечения

Тяжелые последствия стресса необходимо снимать при помощи специалиста. Врач оценит общее состояние, подберет лечение, поможет восстановиться после сильных переживаний, снимет симптомы. В основное лечение включается сочетание психотерапевтических техник и медикаментозные препараты. В приблизительную программу входят следующие процедуры:

  1. Осмотры врачей. Терапевт, физиотерапевт, кардиолог и другие.
  2. Консультация психотерапевта, обозначение курса работы.
  3. Назначение анализов по показаниям.
  4. Чтобы снять последствия стресса следует регулярно посещать занятия с психотерапевтом. Работа может строиться индивидуально или в группе.
  5. Лечебная релаксационная гимнастика. Делать ее следует регулярно, тогда эффект будет длительным.
  6. В медикаментозное лечение входит назначение препаратов для снятия тревоги. Это может быть успокоительное на основе трав, например, «Персен» или успокоительное на основе химических составляющих, например, «Афобазол». Сильнодействующие препараты назначает только врач, исходя от состояния пациента.
  7. В поддерживающую терапию терапевты обязательно включают правильное питание, витаминные комплексы, соблюдение режима дня.
Читайте также:  Любовный гипноз: для мужчин или как управлять женщинами, от зависимости, к себе

Чтобы снять последствия после эмоционального потрясения требуется долгая работа. Лечение можно дополнить комплексными программами, в них входит фитотерапия, хвойные ванны, душ-массаж и другие методы.

Справиться с последствиями сильного стресса можно, современные методики позволяют снять тревогу качественно и в короткие сроки. Но делать работу по лечению напряжения следует регулярно, не отказываясь от предложенных способов.

Как восстановиться после сильного стресса и убрать последствия Ссылка на основную публикацию Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Источник: https://OStresse.ru/borba-so-stressom/vosstanovlenie-posle-silnogo-stressa.html

Нарушение речи у взрослых: причины и виды

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Нарушение речи у взрослых: причины и виды

  • Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.
  • Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.
  • Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Источник: https://noalone.ru/infocentr/zdorove/narushenie-rechi-u-vzroslykh-prichiny-i-vidi/

Внезапная потеря речи. Причины. Симптомы. Диагностика

В случае внезапной потери речи в первую очередь следует определить, анартрия это (то есть — невозможность произнесения слов из-за нарушения координированной деятельности дыхательного, голосообразующего и артикуляционного аппаратов из-за их пареза, атаксии и т.п.) или — афазия (то есть нарушение речевого праксиса).

Задача эта непроста, даже когда пациент в сознании и способен выполнять инструкции, что вообще редко случается при острой патологии. На простые вопросы возможно получить ответы типа «да»/«нет», которые с вероятностью 50 % являются ответами наугад.

Более того, даже при афазии пациенты могут исключительно хорошо схватывать смысл услышанного, применяя стратегию «ключевого слова», по которому они понимают общий смысл фразы благодаря имеющимся ситуационным («прагматическим») навыкам, которые при нарушении речи не страдают.

Исследование посредством простых команд затруднено, если у пациента гемиплегия и (или) он обездвижен. Кроме того, сопутствующая апраксия также может ограничивать возможности врача. В случае оральной апраксии пациент не сможет выполнить даже достаточно простые инструкции (например, «открыть рот» или «высунуть язык»).

Способность читать исследовать сложно, поскольку для чтения требуется сохранность реагирования на устную жестикуляцию и моторику, а вот изучение письменной речи может помочь принять правильное решение.

При правосторонней гемиплегии применяют такой тест: пациенту предлагают расположить в правильном порядке слова законченного предложения, которые он получает в написанном виде на отдельных листах бумаги, вперемешку.

Однако в некоторых случаях даже опытный специалист по афазии не сразу может принять правильное решение (например, когда пациент даже не делает попытки произнести хотя бы звук).

Следует помнить, что с течением времени картина может быстро меняться, и вместо афазии, имевшейся у пациента на момент поступления, на первый план может быстро выступать дизартрия, то есть — чисто артикуляционное нарушение речи. При постановке диагноза большую роль играет возраст пациента.

Основные причины внезапной потери речи:

  1. Мигрень с аурой (афатическая мигрень)
  2. Инсульт в левой гемисфере
  3. Постиктальное состояние
  4. Опухоль или абсцесс мозга
  5. Тромбоз внутримозгового сагитального синуса
  6. Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса
  7. Психогенный мутизм
  8. Психотический мутизм

Мигрень с аурой

У пациентов молодого возраста в первую очередь можно заподозрить мигрень с аурой.

В этих случаях имеется следующее типичное сочетание симптомов: острая или подострая потеря речи (чаще — без гемиплегии), сопровождающаяся головной болью, которая неоднократно возникала у пациента в прошлом и которая могла как сопровождаться, так и не сопровождаться изменениями в неврологическом статусе.

Если такой приступ мигрени возник у данного пациента впервые, полезную информацию может дать изучение семейного анамнеза (если такая возможность имеется), поскольку в 60 % случаев данное заболевание носит семейный характер.

На ЭЭГ вероятнее всего выявление очага медленно-волновой активности в левой височно-теменной области, который может сохраняться на протяжении 3 недель, в то время как при нейровизуализации никакой патологии не обнаруживают.

Выраженные очаговые изменения на ЭЭГ при отсутствии отклонений по результатам нейровизуализационного исследования на 2-е сутки заболевания в принципе позволяют поставить правильный диагноз, за исключением случаев герпетического энцефалита (см. ниже).

У пациента не должно быть кардиальных шумов, которые могут указывать на возможность кардиогенной эмболии, которая может наблюдаться в любом возрасте. Возможный источник эмболии выявляют (или исключают) с помощью эхокардиографии. Выслушивание сосудистых шумов над сосудами шеи менее надежно по сравнению с ультразвуковой допплерографией.

По возможности следует проводить транскраниальную ультразвуковую допплерогафию.

У пациента, страдающего мигренью и относящегося к возрастной группе от 40 до 50 лет, возможно наличие бессимптомного стенозирующего поражения сосудов, но типичный характер головной боли, быстрое обратное развитие симптомов и отсутствие структурных изменений в мозге по результатам нейровизуапизационных методов исследования в сочетании с описанными выше изменениями на ЭЭГ позволяют поставить правильный диагноз. Если симптомы не прогрессируют, необходимости в исследовании ликвора нет.

Левополушарный инсульт

При нарушении речи у пожилого пациента наиболее вероятным диагнозом является инсульт.

В большинстве случаев нарушения речи при инсульте у больного выявляется правосторонний гемипарез или гемиплегия, гемигипестезия, иногда — гемианопсия или дефект правого поля зрения.

В таких случаях нейровизуализация является единственным способом надежной дифференциации внутримозгового кровоизлияния и ишемического инсульта.

Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном инсульте (т.е. — при поражении недоминантного полушария), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее, при этом вероятность полного восстановления весьма высока.

Мутизм может предшествовать появлению афазии при поражении области Брока, он описан также у больных с повреждением дополнительной моторной области, при тяжёлом псевдобульбарном параличе.

Вообще мутизм чаще развивается при двусторонних поражениях мозга: таламуса, передних областей поясной извилины, повреждениях putamen с двух сторон, мозжечка (церебеллярный мутизм при острых двусторонних повреждениях полушарий мозжечка).

Источник: https://ilive.com.ua/health/vnezapnaya-poterya-rechi-prichiny-simptomy-diagnostika_77226i16005.html

Речь не разборчивая. Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить. Симптомы и проявления

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения.

Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата — губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования.

По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий.

Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С).

Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи.

Читайте также:  Болят зубы от нервов: могут ли ныть и что делать при хроническом стрессе

В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу — морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы — им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи — замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов.

В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением.

Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

  • В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.
  • Первая — импрессивная.
  • Вторая — экспрессивная.
  • С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.
Импрессивная Экспрессивная
  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом — мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.

Источник: https://mebelshopufa.ru/mebel/rech-ne-razborchivaya-vnezapnaya-poterya-rechi-posle-stressa-kak-raspoznat-i.html

Речь невнятная неразборчивая. Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения.

Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата — губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования.

По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий.

Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С).

Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи.

В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу — морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы — им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи — замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов.

В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением.

Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

Многие заболевания сопровождает такое нарушение, как бессвязность мышления
. Оно свидетельствует о серьезных патологиях психики. Поэтому при наличии данного симптома, нужно немедленно обратиться к психиатру.

Непосредственно мышление обследовать невозможно.

“Но как тогда определить, что оно нарушено?”
– спросите вы.

Дело в том, что как следствие патологии мышления будет провялятся бессвязность речи
.

Для незнакомого с психиатрией человека любая такая речь будет одинаково бессмысленной, но специалисты выделяют целых три вида данного нарушения:

  • апрозектическая (маниакальная),
  • астеническая (адииамическая),
  • интрапсихическая атаксия.

Информация ниже написана на основе материалов книги “Школа молодого психиатра” Беккера И.М. страницы 53-55.

Маникальная или апрозектическая

Эта бессвязность мышления сопровождается изменением работы двух функций психики:

  1. Нарушение внимания.
  2. Ускорение течения ассоциаций.

Как следствие появляется наплыв мыслей и идей, которые связаны между собой случайно. Беккер приводил такой пример бессвязности речи такого больного.

Автор книги сравнивал маниакальную бессвязность мышления с огромной армией, которая четко и скоординировано выполняет свои функции. Вдруг случается пожар, все отряды выходят из-под контроля и бегут в разные стороны. Штаб получает множество информации и пытается отреагировать на все изменения ситуации, но не успевает этого сделать.

Астеническая

Бессвязность мышления этого вида сопровождается нарушением ассоциативного процесса, который стает слабым, вялым и с выпадением отдельных звеньев.

Такие люди могут понимать, что такое рубашка, но не способны ее надеть. Или знают номиналы монет, но не могут посчитать их суму.

Речевая бессвязность таких больных выглядит следующим образом:

Описывая эту патологию, автор снова приводил пример с армией. Войско строило дороги и переправы, но произошел пожар и все материалы для этих задач сгорели. Параллельно с этим из строя вышел и радиопередатчик, поэтому новые команды из штаба не поступают. Все мечутся в разные стороны и не могут достигнуть поставленной задачи.

Является второй стадией разорванности с нарушением логики и грамматики речи.

Если вновь проводить аналогию с войском: всё также отсутствует эффективная работа армии. Но не из-за пожаров, а потому что штаб развалился, солдаты бездействуют и никому ничего не хочется делать. В войске царит полное безразличие ко всему.

Пример бессвязности речи такого человека:

Эта бессвязность мышления является важнейшим симптомом шизофрении.

Источник: https://aaenchant.ru/rech-nevnyatnaya-nerazborchivaya-vnezapnaya-poterya-rechi-posle-stressa/

Ссылка на основную публикацию