Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Успех работы зависит от слаженности действий всех сотрудников под единым руководством, которое необходимо организовать и поддерживать.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Хороший руководитель должен знать методы влияния на сотрудников

Хороший руководитель обязан знать приемы воздействия и должным образом влиять на людей для получения желаемого результата.

Определение понятия

  • Влияние — это изменение в поведении, отношении отдельного человека или группы людей с помощью конкретных средств: просьбы, угрозы, убеждения и др.
  • Непосредственное влияние на людей оказывают каждый день СМИ, близкие люди, начальство на работе.
  • Для того чтобы сотрудники хорошо исполняли свои обязанности, руководитель должен знать интересы компании, должностные обязанности, уметь пользоваться наделенной властью.
  • Если рассматривать влияние только в отношении начальник – работник, власть в данном контексте имеет немаловажное значение.
    

Власть как вид влияния

Власть — это предоставленная возможность воздействовать на подчиненных и их трудовую деятельность.

Руководство имеет власть над своими сотрудниками, и они беспрекословно подчиняются. Но и руководство находится в подчинении у работников компании, т. к. ее рост и прибыль зависят от качества их работы. Хороший руководитель умеет править фирмой, удерживая баланс власти.

Существует несколько основных форм власти:

С использованием принуждения

Это воздействие через страх. Принуждая немедленно выполнить задание, начальник может пригрозить увольнением или понижением заработной платы. Брошеное замечание о ненадлежащем исполнении рабочих обязанностей, адресованное компетентному сотруднику, унижает его самолюбие и заставляет испытывать страх.

Как показывает практика, компании, в которых к подчиненным применяется власть, основанная на принуждении, имеют более низкую производительность и размеры доходов.

С применением вознаграждения

Вознаграждение за хорошую работу является одним из самых действенных форм влияния на сотрудников, но следует понимать, что для них является достойной наградой.

Для поощрений своих работников фирма обычно не имеет достаточно ресурсов, поэтому успешный руководитель должен владеть и другими способами воздействия.


Власть по должности

Она определяется функциями, обязанностями и правами в системе управления компании. Руководителю предоставляется право на управление персоналом, и оно является законным.

Пока исправно удовлетворяются потребности работников в зарплате, графике и т.д., работа идет бесперебойно. Если начальник не способен дать своим сотрудникам уверенность и защищенность, система рухнет.

Авторитет

Хороший и авторитетный руководитель сочетает в себе единство личности, должности и специалиста. Все его положительные характеристики позволяют сотрудникам доверять ему и не сомневаться в правильности его решений.

Характеристика авторитета личности:

  • сильная энергетика, передающаяся другим;
  • внешность (осанка, привлекательность);
  • умение полагаться только на себя, уверенность;
  • отличные риторические навыки;
  • адекватное восприятие восхищения в его сторону (нет себялюбия, надменности).

Характеристика авторитета специалиста:

  • знания и опыт;
  • видимые достижения.

Отсутствие авторитета у руководителя создают проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Определение авторитетного лидера

Психология влияния в повседневной жизни

Влияние, как сообщает словарь Ожегова, это воздействие на человека. Под ним находится каждый человек. Воздействие оказывается на каждого не только на работе, но и в повседневной жизни. Оно разделяется на неимперативные, императивные и дисциплинарные способы.

Неимперативные виды

Такие виды влияния включают в себя:

  • Просьба. Этот вид психологического влияния, которое используется при воздействии неофициального характера. Просьба от старших по должности или возрасту обычно очень льстит и формирует понимание своей значимости в данной ситуации. Но если человеку неудобно выполнить просьбу, он вправе отказать.
  • Совет. Это означает предложить к обсуждению идею решения какой-либо проблемы. Принятие идеи напрямую зависит от авторитета личности, которая его предлагает.
  • Убеждение. Это психологическое влияние на личность с помощью обращения его на сторону своих суждений, используя разъяснения сути, доказательства своей правоты и т.д. Психологическое влияние можно считать успешным, если человек убедился в правоте другого и не имеет сомнений в правильности выбранного решения.
  • Похвала. Это форма влияния проявляется в виде положительного оценивания действия. Каждый, независимо от пола, нуждается в похвале.
  • Поддержка и утешение. Такой вид воздействия связан с эмпатическими способностями и проявляется психологической помощью человеку, испытавшему неудачи. Его пытаются развеселить, приободрить или выражают искреннее сочувствие.
  • Внушение. Это самый опасный вид психологического влияния, т. к. человеку навязывают мнение или призыв к действию против его воли. Он беспрекословно верит уговорам и формирует в себе установку, буквально позволяет «править» своим сознанием.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Методы влияния и воздействия на людей

Императивные методы влияния

Они включают:

  • Запрет, приказ и требования. Такие формы психологического влияния применяются в случаях, когда человек имеет право на распоряжение поведением других. Личность, попадающая под такое воздействие, чувствует себя униженной. Такие методы вызывают внутреннее недовольство и сопротивление и подавить негативные реакции можно только с помощью аргументированных убеждений и разъяснений причины требований.
  • Принуждение. Оно применяется, если другие методы влияния оказались недейственными или нет времени на них и проявляется в виде конкретных требований. С помощью принуждения можно в короткий срок добиться выполнения необходимых действий субъектом. Существуют случаи, когда необходимо принудить себя для выполнения чего-либо.



Дисциплинарные методы влияния

К таким методам относят:

  • Предупреждение. Это мягкий вид воздействия, «обещающий» при повторении более строгие меры.
  • Выговор. Часто применяется как влияние в рабочей сфере. Имея несколько выговоров, недобросовестного работника увольняют.
  • Наказание. Это лишение чего-то значимого за проступки. Лишение свободы является самым серьезным видом наказания.
  • Угрозы и запугивание. Угрозы представляют собой обещание причинить вред. Человек начинает испытывать страх, тревогу и выполняет все требования того, кто угрожает. Для шантажа в своих целях могут использоваться личные тайны, прошлые ошибки человека.
  • Критика. Слухи и сплетни являются распространенным видом психологического воздействия на человека.

К методам психологического воздействия на личность относят «заражение» (высокая энергетика человека, передающаяся другим), подражание (создание ложного поведения для примера другим или же осознанное вырабатывание определенных качеств), а также деструктивная критика (оскорбления и унижения).

Каждый находится под психологическим влиянием осознанно или неосознанно. Оказывают воздействие не только люди, но и общественное мнение, нормы поведения, воспитание.

Чтобы не поддаваться негативному давлению, необходимо научиться распознавать его и блокировать, сохраняя свое психическое здоровье.

Источник: https://urazuma.ru/obshchenie/vliyanie-eto.html

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Люди, желающие достичь правильных взаимоотношений в коллективе или в компании, должны хорошо понимать, что такое влияние и как правильно им пользоваться. Когда человек понимает свои возможности, умеет достигать желаемых результатов, он сможет занять правильную позицию.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Определение термина

Влияние — это процесс использования определенных средств, при помощи которых один может изменить поведение, намерения, представления другого. Оно имеет свои виды, среди которых есть такие, как:

  • внутреннее и внешнее;
  • цивилизованные и правомерные;
  • случайные и целенаправленные;
  • социальные и индивидуальные.

Методика воздействия

Каждый из видов представляет целостную систему, которая подразумевает определенные способы воздействия.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

  1. Внутреннее – непосредственное воздействие на разум и чувства. Для эффективного воздействия на внутренний мир человека можно применить следующие возможности: внимание и память, в некоторых ситуациях побуждение.
  2. Цивилизованное – люди имеют свойство осознанно влиять на других, обращаясь к разуму, используя ранее выработанные договоренности. Поэтому этот вид влияния является наиболее созидательным и эффективным.
  3. Целенаправленное — происходит среди малообразованного населения, которые неосознанно влияют один на одного. Они часто осуждают манипуляции, дрессировку, обвинения, не замечая собственного их применения.
  4. Социальное – вид общественного влияния на поведение, направленность которого определяется окружением и выработанным в человеке социальным автоматизмом реагирования.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Стили и формы

Психологи классифицировали формы влияния, выделяя следующие:

  • открытые и скрытые;
  • полевые и линейные;
  • прямые и косвенные (непрямые);
  • силовые и влияние «по–хорошему»;
  • на подсознание (чувства) или на сознание (разум).

Исходя из этих форм были названы 4 основных стиля.

Переговорщик — аргументировано обсуждает сложные (спорные) моменты. Силовик – использует воздействие, для воздействия на чувства использует силу убеждения, принуждения. Душка – мягкий стиль, действует через заинтересованность другого. Тактик – применяет косвенное воздействие через какие-то ситуации или людей.

Заключение

Умение влиять дано не каждому, но со временем человек может развить в себе это качество.

Тогда он будет ведущим, влиять на окружающее мнение, а не ведомым, постоянно подчиняться чьим-то убеждениям.

Загрузка…

Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио

Использованные научные статьи:

  1. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)

Использованная литература:

  1. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  3. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

Главная/Психология общения/Понятие о влиянии

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/vliyanie-eto.html

Влияние — это..

Влияние — в логике социально-психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. -д.

, а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения. Как правило, различают направленное и ненаправленное влияние. В первом случае субъект влияния четко осознает цель своего воздействия на личность другого, хотя последний далеко не всегда ее осознает и тем более адекватно оценивает.

Одним из наиболее ярких примеров подобной ситуации является результат манипулятивного воздействия.

Что касается ненаправленного влияния, то его субъект нередко не только не ставит перед собой цели каким-либо образом изменить социальную ситуацию развития объекта воздействия и добиться какой-либо личностной или конкретно-поведенческой динамики последнего, но и может вообще не подозревать, что оказывает своей активностью или просто самим фактом своего присутствия какое-то воздействие на другого. Это случаи, как правило, неосознаваемого и уж тем более нецеленаправленного влияния одной личности на другого или на других. Как правило, механизмами направленного влияния оказываются убеждение и внушение, а механизмами ненаправленного — заражение и подражание. Традиционно различают также прямое и косвенное влияние.

Читайте также:  При стрессе болит: спина, ноги, тело, мышцы, что делать

В данном случае речь идет о том, оказывается воздействие направлено, что называется, «-в лоб»-, непосредственно на того индивида, личностных или поведенческих изменений которого и ожидает субъект влияния, или воздействие выстроено и реализовано таким образом, что прямым его объектом является не сам индивид или индивиды на кого и направлены усилия влияющего лица, а социальное окружение и тем самым социальная и межличностная ситуации развития, качественная динамика которых в конечном счете меняет в нужном плане личностные проявления объекта воздействия, так как выступает в роли трансляционного канала притязаний и требований субъекта. Принципиально важным для понимания социально-психологической сущности феномена влияния является и его «-разведение»- на индивидуально-специфическое и функционально-ролевое. Индивидуально-специфическое влияние представляет собой одну из возможных форм персонализации, которая осуществляется путем трансляции одним индивидом другому неких неосвоенных им образцов активности. Одним из примеров этого вида влияния является, в частности, трансляция творческих и креативных вариантов решения задачи. Происходит это, как правило, в том случае, когда у объекта подобного влияния актуализируется образ того, кто, возможно, и не догадываясь об этом, оставил в сознании объекта влияния личностный «-след»- и осуществил своего рода личностный «-вклад»-. Что касается функционально-ролевого влияния, то это вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от индивидуально-специфического влияния, влияние функционально-ролевое осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных, в первую очередь, именно функционально-ролевого влияния, а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил.

Наиболее ярко выраженной формой функционально-ролевого влияния является авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя.

Такое абсолютно деперсонализированное функционально-ролевое влияние является обстоятельством, существенно затрудняющим оказание конкретным исполнителем роли индивидуально-специфического влияния на объект воздействия.

В то же время сам факт наличия функционально-ролевого влияния не исключает возможностей субъекта оказывать на других людей индивидуально-специфическое влияние. Во многих случаях функционально-ролевое влияние может выступать в качестве фундамента, облегчающего достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих.

Проблема влияния на протяжении многих лет остается одной из центральных в социальной психологии. Ей посвящены многочисленные исследования, в том числе, ставшие классическими эксперименты М. -Шерифа, С. -Аша, С. -Милграма и многих других. На основе анализа этого массива данных и результатов собственных исследований, Р.

 -Чалдини пришел к выводу, что все механизмы социального влияния можно сгруппировать в шесть категорий, каждая из которых «-соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения»-79. К этим принципам Р.

 -Чалдини отнес взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Принцип взаимного обмена выражается широко известной расхожей формулой «-ты — мне, я — тебе»- и базируется на склонности большинства людей отвечать любезностью на любезность, а оказанную услугу «-оплачивать»- встречной услугой. Действие данного механизма наглядно проявилось в эксперименте проведенном Д. -Риганом в 1971 г.

: «-Субъект, который участвовал в исследовании, должен был оценить, качество ряда картин. Другой оценивающий — мы можем назвать его Джо — только представлялся таким же субъектом, будучи на самом деле ассистентом доктора Ригана. Эксперимент проводился в двух модификациях. В одном случае Джо оказывал маленькую непрошенную любезность истинному испытуемому.

Во время короткого перерыва Джо покидал комнату на пару минут и возвращался с двумя бутылками &ldquo-Кока-колы&rdquo-, одной для испытуемого, другой для себя, говоря: &ldquo-Я спросил у доктора, можно ли мне взять для себя «-Колу»-, и он разрешил, так что я купил еще одну для Вас&rdquo-.

В другом случае Джо не оказывал испытуемому любезности- он просто возвращался после двухминутного перерыва с пустыми руками. Во всех остальных отношениях Джо вел себя одинаково.

Позднее, когда все картины оказывались оцененными, и доктор Риган покидал комнату, Джо просил испытуемого оказать любезность ему. Он признавался, что продает лотерейные билеты и что, если он распространит большую часть билетов, то выиграет приз в пятьдесят долларов.

Джо просил испытуемого купить несколько лотерейных билетов по цене двадцать пять центов за штуку: &ldquo-Пожалуйста, купите любое количество, чем больше, тем лучше&rdquo-… Без всякого сомнения, Джо с большим успехом продавал лотерейные билеты тем участникам эксперимента, которые воспользовались ранее его любезностью.

Явно ощущая, что они чем-то обязаны Джо, эти люди покупали в два раза больше билетов, чем те, кому Джо не оказывал любезности»-80.

Многие исследователи рассматривают склонность возмещать даже непрошенную услугу ответной любезностью как универсальное и жизненно важное человеческое качество, сформировавшееся в процессе исторического развития. В частности, Л. -Тайгер и Р. -Фокс «-…

рассматривают эту &ldquo-сеть признательности&rdquo- как уникальный приспособительный механизм человеческих существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг и формирование системы взаимосвязей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие организационные единицы»-81.

При всей справедливости данного замечания, совершенно очевидно, что принцип взаимного обмена может использоваться и для манипулятивного воздействия с корыстными целями. Следует также иметь в виду, что взаимный обмен может иметь характер как прямого, так и косвенного влияния.

Во втором случае индивид чувствует потребность ответить на услугу или любезность, оказанную не ему лично, а кому-то из друзей, близких и т. -п.

Принцип обязательства и последовательности исходит из того, что во-первых, большинство людей в гораздо большей степени склонны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, чем это может показаться на первый взгляд. И, во-вторых, сказав «-А»-, люди склонны сказать и «-Б»-.

Иными словами, приняв то или иное решение, люди чаще всего последовательно реализуют его даже в тех случаях, когда это сопряжено с риском и угрозой собственным интересам. В 1975 г. Т. -Мориарти поставил эксперимент в рамках которого его ассистенты «-…

инсценировали кражи на нью-йоркском городском пляже, чтобы посмотреть, пойдут ли посторонние наблюдатели на риск навлечь на себя неприятности, чтобы не дать совершиться преступлению. Участник эксперимента располагал свой пляжный коврик недалеко от коврика какого-либо отдыхающего, доставал портативный радиоприемник, а затем отправлялся погулять по пляжу.

Вскоре после этого другой участник эксперимента, изображая вора, подходил к радиоприемнику, хватал его и пытался с ним удрать. … В большинстве случаев люди очень неохотно вмешивались — в двадцати случаях инсценировки кражи только четыре человека сделали это. Однако при некотором изменении условий проведения опыта результаты радикально изменились.

Теперь перед тем, как отправиться на прогулку, участник эксперимента просил соседа &ldquo-присмотреть за вещами&rdquo-, на что согласен любой. Стремясь быть последовательными, в девятнадцати из двадцати случаев люди кидались за вором, останавливали его, требуя объяснения, или выхватывали у него радиоприемник»-82.

Столь радикальное изменение поведения испытуемых в результате принятия совершенно формальных и в общем-то навязанных обязательств естественно не было случайным. Многие авторитетные специалисты, такие как С. -Аш, Ф. -Хайдер, Л.

 -Фестингер и другие, рассматривали стремление к последовательности как одну из ведущих детерминант человеческого поведения. Это объясняется, в частности, тем, что последовательность и верность принятым обязательствам, как правило, высоко ценятся в обществе. Как отмечает Р.

 -Чалдини, эти качества в восприятии большинства людей ассоциируются «-…с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью и честностью»-. В то же время «-человека, чьи слова и дела расходятся друг с другом, обычно признают пребывающим в замешательстве, двуличным или даже умственно больным»-83.

Как и принцип взаимного обмена, принцип последовательности может использоваться в деструктивных и манипулятивных целях, при этом он всегда носит характер прямого влияния.

Принцип социального доказательства подразумевает склонность индивида следовать убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми. Существенно важно при этом, что означенные «-другие»- сами по себе совершенно не обязательно являются авторитетными или референтными фигурами для данного индивида.

По сути дела, речь здесь идет о конформности — склонности подчиняться давлению группы. Классический эксперимент по изучению данного явления провел в 1951 г. С. -Аш. В рамках эксперимента, целью которого было объявлено исследование особенностей восприятия визуальных образов, «-…

членам группы, состоящей из шести человек, показывали отрезок определенной длины, после чего каждый из них должен был сказать, который из трех других отрезков равен по длине эталонному.

В группе был только один наивный испытуемый, все остальные были в сговоре с экспериментатором и, следуя его инструкции, в каждой экспериментальной пробе или через определенное количество проб давали неверный ответ.

Согласно замыслу, наивному испытуемому всегда приходилось выслушать мнение большинства, прежде чем объявить свой ответ. С. -Аш обнаружил, что при такой форме социального давления значительное число испытуемых отказывается доверять собственным безошибочным впечатлениям и соглашается с мнением группы»-84.

Следование принципу социального доказательства чаще всего является ненаправленной формой влияния и классическим примером действия механизмов заражения и подражания.

Эксплуатация данного принципа в качестве направленной формы влияния наиболее часто используется для манипуляции большими социальными группами в рамках избирательных и рекламных компаний, при создании финансовых «-пирамид»- и т. -п.

Принцип благорасположения гласит, что люди склонны выполнять просьбы и требования тех, кто им нравится. В частности, многочисленные исследования доказали влияние на установки и поведение физической привлекательности.

Так, например, в рамках эксперимента, проводившегося в 1978 г. Р. -Кулкой и Дж. -Кесслером, было установлено, что «-…

Читайте также:  Боязнь спать(сна) - гипнофобия: страх не уснуть, причины, как лечить

как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.

Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются- в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. …

Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе.

Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные сверстники»-85.

Не менее важными, чем физическая привлекательность, для возникновения благорасположения являются факторы сходства, лести и взаимодействия.

Принцип благорасположения является едва ли не самым распространенным видом направленного влияния в арсенале политиков, шоуменов, мошенников.

При этом он часто носит характер косвенного влияния, поскольку многим людям нравится то, что нравится референтным фигурам в их социальном окружении.

Принцип авторитета детально представлен в отдельной статье «-Азбуки»-. В контексте проблемы влияния, следует лишь отметить, что этот принцип наиболее наглядно иллюстрирует разницу между индивидуально-специфическим и функционально-ролевым влиянием. По сути дела, первое является проявлением «-власти авторитета»-, а второе — «-авторитета власти»-.

Наконец, согласно принципу дефицита, «-ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным»-86. Действие данного принципа наиболее ярко проявляется в широко известном феномене «-запретного плода»-, который, как известно, наиболее сладок. Так, например, в ходе одного исследования «-студентам …

показали несколько рекламных объявлений, в которых речь шла о достоинствах одного романа. В половине случаев исследователи включили в текст объявлений такую строку: &ldquo-книга предназначена только для лиц старше 21 года&rdquo-.

Когда исследователи позднее попросили студентов рассказать о своей реакции на показанные рекламные объявления, они выяснили, что реакции молодых людей на запрет были типичными.

Те студенты, которые узнавали о возрастном ограничении, испытывали более сильное желание прочитать данную книгу и были больше уверены в том, что эта книга им понравится (по сравнению со студентами, которые не знали, что доступ к рекламируемой книге ограничен)87. Данный принцип влияния широко используется в рекламных компаниях, при ведении переговоров, особенно в так называемой стадии «-жесткого торга»- и т. -п.

Практический социальный психолог, решая свои профессионально значимые задачи, должен, с одной стороны, четко представлять себе, какой вид влияния и в каких сферах жизнедеятельности интересующей его группы или организации является превалирующим, а с другой — владеть всем комплексом технологий, позволяющих осуществлять разновидовое влияние и на отдельных членов сообщества, и на него в целом, предварительно оценив последствия подобного воздействия в каждом конкретном случае психологической коррекции и поддержки.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Влияние (в социальной психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом первого являются убеждение и внушение…

Психологическая энциклопедия

— изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

Психологическая энциклопедия

— в психологии — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом…

Психологическая энциклопедия

(в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Психологическая энциклопедия

Доктрина, что ощущения, чувства и мысли матери во время беременности непосредственно воздействуют на плод. Этот тезис довольно древний, он представлен даже в Книге Бытия. Хотя, конечно, верно, что многое, что происходит с матерью, имеет воздействие на плод (например, лекарства,…

Источник: http://www.insai.ru/slovar/vliyanie

ВЛИЯНИЕ

в логике социально-психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. д.

, а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения. Как правило, различают направленное и ненаправленное влияние. В первом случае субъект влияния четко осознает цель своего воздействия на личность другого, хотя последний далеко не всегда ее осознает и тем более адекватно оценивает.

Одним из наиболее ярких примеров подобной ситуации является результат манипулятивного воздействия.

Что касается ненаправленного влияния, то его субъект нередко не только не ставит перед собой цели каким-либо образом изменить социальную ситуацию развития объекта воздействия и добиться какой-либо личностной или конкретно-поведенческой динамики последнего, но и может вообще не подозревать, что оказывает своей активностью или просто самим фактом своего присутствия какое-то воздействие на другого. Это случаи, как правило, неосознаваемого и уж тем более нецеленаправленного влияния одной личности на другого или на других. Как правило, механизмами направленного влияния оказываются убеждение и внушение, а механизмами ненаправленного — заражение и подражание. Традиционно различают также прямое и косвенное влияние. В данном случае речь идет о том, оказывается воздействие направлено, что называется, «в лоб», непосредственно на того индивида, личностных или поведенческих изменений которого и ожидает субъект влияния, или воздействие выстроено и реализовано таким образом, что прямым его объектом является не сам индивид или индивиды на кого и направлены усилия влияющего лица, а социальное окружение и тем самым социальная и межличностная ситуации развития, качественная динамика которых в конечном счете меняет в нужном плане личностные проявления объекта воздействия, так как выступает в роли трансляционного канала притязаний и требований субъекта. Принципиально важным для понимания социально-психологической сущности феномена влияния является и его «разведение» на индивидуально-специфическое и функционально-ролевое. Индивидуально-специфическое влияние представляет собой одну из возможных форм персонализации, которая осуществляется путем трансляции одним индивидом другому неких неосвоенных им образцов активности. Одним из примеров этого вида влияния является, в частности, трансляция творческих и креативных вариантов решения задачи. Происходит это, как правило, в том случае, когда у объекта подобного влияния актуализируется образ того, кто, возможно, и не догадываясь об этом, оставил в сознании объекта влияния личностный «след» и осуществил своего рода личностный «вклад». Что касается функционально-ролевого влияния, то это вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от индивидуально-специфического влияния, влияние функционально-ролевое осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных, в первую очередь, именно функционально-ролевого влияния, а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил. Наиболее ярко выраженной формой функционально-ролевого влияния является авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя. Такое абсолютно деперсонализированное функционально-ролевое влияние является обстоятельством, существенно затрудняющим оказание конкретным исполнителем роли индивидуально-специфического влияния на объект воздействия. В то же время сам факт наличия функционально-ролевого влияния не исключает возможностей субъекта оказывать на других людей индивидуально-специфическое влияние. Во многих случаях функционально-ролевое влияние может выступать в качестве фундамента, облегчающего достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих.

Проблема влияния на протяжении многих лет остается одной из центральных в социальной психологии. Ей посвящены многочисленные исследования, в том числе, ставшие классическими эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма и многих других. На основе анализа этого массива данных и результатов собственных исследований, Р. Чалдини пришел к выводу, что все механизмы социального влияния можно сгруппировать в шесть категорий, каждая из которых «соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения»1. К этим принципам Р. Чалдини отнес взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Принцип взаимного обмена выражается широко известной расхожей формулой «ты — мне, я — тебе» и базируется на склонности большинства людей отвечать любезностью на любезность, а оказанную услугу «оплачивать» встречной услугой. Действие данного механизма наглядно проявилось в эксперименте проведенном Д. Риганом в 1971 г.

: «Субъект, который участвовал в исследовании, должен был оценить, качество ряда картин. Другой оценивающий — мы можем назвать его Джо — только представлялся таким же субъектом, будучи на самом деле ассистентом доктора Ригана. Эксперимент проводился в двух модификациях. В одном случае Джо оказывал маленькую непрошенную любезность истинному испытуемому.

Во время короткого перерыва Джо покидал комнату на пару минут и возвращался с двумя бутылками “Кока-колы”, одной для испытуемого, другой для себя, говоря: “Я спросил у доктора, можно ли мне взять для себя «Колу», и он разрешил, так что я купил еще одну для Вас”.

В другом случае Джо не оказывал испытуемому любезности; он просто возвращался после двухминутного перерыва с пустыми руками. Во всех остальных отношениях Джо вел себя одинаково.

Позднее, когда все картины оказывались оцененными, и доктор Риган покидал комнату, Джо просил испытуемого оказать любезность ему. Он признавался, что продает лотерейные билеты и что, если он распространит большую часть билетов, то выиграет приз в пятьдесят долларов.

Джо просил испытуемого купить несколько лотерейных билетов по цене двадцать пять центов за штуку: “Пожалуйста, купите любое количество, чем больше, тем лучше”. … Без всякого сомнения, Джо с большим успехом продавал лотерейные билеты тем участникам эксперимента, которые воспользовались ранее его любезностью.

Явно ощущая, что они чем-то обязаны Джо, эти люди покупали в два раза больше билетов, чем те, кому Джо не оказывал любезности»1.

Читайте также:  Канцерофобия — боязнь заболеть раком, как избавиться, название фобии

Многие исследователи рассматривают склонность возмещать даже непрошенную услугу ответной любезностью как универсальное и жизненно важное человеческое качество, сформировавшееся в процессе исторического развития. В частности, Л. Тайгер и Р. Фокс «…

рассматривают эту “сеть признательности” как уникальный приспособительный механизм человеческих существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг и формирование системы взаимосвязей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие организационные единицы»2.

При всей справедливости данного замечания, совершенно очевидно, что принцип взаимного обмена может использоваться и для манипулятивного воздействия с корыстными целями. Следует также иметь в виду, что взаимный обмен может иметь характер как прямого, так и косвенного влияния.

Во втором случае индивид чувствует потребность ответить на услугу или любезность, оказанную не ему лично, а кому-то из друзей, близких и т. п.

Принцип обязательства и последовательности исходит из того, что во-первых, большинство людей в гораздо большей степени склонны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, чем это может показаться на первый взгляд. И, во-вторых, сказав «А», люди склонны сказать и «Б».

Иными словами, приняв то или иное решение, люди чаще всего последовательно реализуют его даже в тех случаях, когда это сопряжено с риском и угрозой собственным интересам. В 1975 г. Т. Мориарти поставил эксперимент в рамках которого его ассистенты «…

инсценировали кражи на нью-йоркском городском пляже, чтобы посмотреть, пойдут ли посторонние наблюдатели на риск навлечь на себя неприятности, чтобы не дать совершиться преступлению. Участник эксперимента располагал свой пляжный коврик недалеко от коврика какого-либо отдыхающего, доставал портативный радиоприемник, а затем отправлялся погулять по пляжу.

Вскоре после этого другой участник эксперимента, изображая вора, подходил к радиоприемнику, хватал его и пытался с ним удрать. … В большинстве случаев люди очень неохотно вмешивались — в двадцати случаях инсценировки кражи только четыре человека сделали это. Однако при некотором изменении условий проведения опыта результаты радикально изменились.

Теперь перед тем, как отправиться на прогулку, участник эксперимента просил соседа “присмотреть за вещами”, на что согласен любой. Стремясь быть последовательными, в девятнадцати из двадцати случаев люди кидались за вором, останавливали его, требуя объяснения, или выхватывали у него радиоприемник»3.

Столь радикальное изменение поведения испытуемых в результате принятия совершенно формальных и в общем-то навязанных обязательств естественно не было случайным. Многие авторитетные специалисты, такие как С. Аш, Ф. Хайдер, Л.

Фестингер и другие, рассматривали стремление к последовательности как одну из ведущих детерминант человеческого поведения. Это объясняется, в частности, тем, что последовательность и верность принятым обязательствам, как правило, высоко ценятся в обществе. Как отмечает Р.

Чалдини, эти качества в восприятии большинства людей ассоциируются «…с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью и честностью». В то же время, «человека, чьи слова и дела расходятся друг с другом, обычно признают пребывающим в замешательстве, двуличным или даже умственно больным»1.

Как и принцип взаимного обмена, принцип последовательности может использоваться в деструктивных и манипулятивных целях, при этом он всегда носит характер прямого влияния.

Принцип социального доказательства подразумевает склонность индивида следовать убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми. Существенно важно при этом, что означенные «другие» сами по себе совершенно не обязательно являются авторитетными или референтными фигурами для данного индивида.

По сути дела, речь здесь идет о конформности — склонности подчиняться давлению группы. Классический эксперимент по изучению данного явления провел в 1951 г. С. Аш. В рамках эксперимента, целью которого было объявлено исследование особенностей восприятия визуальных образов, «…

членам группы, состоящей из шести человек, показывали отрезок определенной длины, после чего каждый из них должен был сказать, который из трех других отрезков равен по длине эталонному.

В группе был только один наивный испытуемый, все остальные были в сговоре с экспериментатором и, следуя его инструкции, в каждой экспериментальной пробе или через определенное количество проб давали неверный ответ.

Согласно замыслу, наивному испытуемому всегда приходилось выслушать мнение большинства, прежде чем объявить свой ответ. С. Аш обнаружил, что при такой форме социального давления значительное число испытуемых отказывается доверять собственным безошибочным впечатлениям и соглашается с мнением группы»2.

Следование принципу социального доказательства чаще всего является ненаправленной формой влияния и классическим примером действия механизмов заражения и подражания. Эксплуатация данного принципа в качестве направленной формы влияния наиболее часто используется для манипуляции большими социальными группами в рамках избирательных и рекламных компаний, при создании финансовых «пирамид» и т. п.

Принцип благорасположения гласит, что люди склонны выполнять просьбы и требования тех, кто им нравится. В частности, многочисленные исследования доказали влияние на установки и поведение физической привлекательности.

Так, например, в рамках эксперимента, проводившегося в 1978 г. Р. Кулкой и Дж. Кесслером, было установлено, что «…

как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.

Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются; в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. …

Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе.

Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные сверстники»1.

Не менее важными, чем физическая привлекательность, для возникновения благорасположения являются факторы сходства, лести и взаимодействия.

Принцип благорасположения является едва ли не самым распространенным видом направленного влияния в арсенале политиков, шоуменов, мошенников.

При этом он часто носит характер косвенного влияния, поскольку многим людям нравится то, что нравится референтным фигурам в их социальном окружении.

Принцип авторитета детально представлен в отдельной статье «Азбуки». В контексте проблемы влияния, следует лишь отметить, что этот принцип наиболее наглядно иллюстрирует разницу между индивидуально-специфическим и функционально-ролевым влиянием. По сути дела, первое является проявлением «власти авторитета», а второе — «авторитета власти».

Наконец, согласно принципу дефицита, «ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным»2. Действие данного принципа наиболее ярко проявляется в широко известном феномене «запретного плода», который, как известно, наиболее сладок. Так, например, в ходе одного исследования «студентам …

показали несколько рекламных объявлений, в которых речь шла о достоинствах одного романа. В половине случаев исследователи включили в текст объявлений такую строку: “книга предназначена только для лиц старше 21 года”.

Когда исследователи позднее попросили студентов рассказать о своей реакции на показанные рекламные объявления, они выяснили, что реакции молодых людей на запрет были типичными.

Те студенты, которые узнавали о возрастном ограничении, испытывали более сильное желание прочитать данную книгу и были больше уверены в том, что эта книга им понравится (по сравнению со студентами, которые не знали, что доступ к рекламируемой книге ограничен)3. Данный принцип влияния широко используется в рекламных компаниях, при ведении переговоров, особенно в так называемой стадии «жесткого торга» и т. п.

Практический социальных психолог, решая свои профессионально значимые задачи, должен, с одной стороны, четко представлять себе, какой вид влияния и в каких сферах жизнедеятельности интересующей его группы или организации является превалирующим, а с другой — владеть всем комплексом технологий, позволяющих осуществлять разновидовое влияние и на отдельных членов сообщества, и на него в целом, предварительно оценив последствия подобного воздействия в каждом конкретном случае психологической коррекции и поддержки.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vlijanie.html

ВЛИЯНИЕ

influence, impact, authority) — 1) суть действия власти авторитета, 2) действие, воздействие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо, например, историческим лицом на других людей и общественные процессы или собственно В. общественно-политического процесса на судьбы людей, партий, движений государств. Проблема властей и лидеров разного рода — расширение сферы своего В.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

INFLUENCE) — способность политического действующего лица (политического актора) желательным для него самого образом воздействовать на поведение других. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении.

Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов: от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; и от степени повиновения, какой хотят добиться. Максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду издержек, какие ему, будь это отдельное лицо или корпоративный субъект, скорее всего принесет задействование всех его политических возможностей. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие); Политика; Власть (как властное могущество вообще).

Реальное значение. Понятие влияния, как и понятие власти, является одним из основных в изучении политики. Несмотря на его чрезвычайно важную роль в политическом анализе, в вопросе о его определении нет общего согласия.

Например, некоторые аналитики, проводя различие между понятиями влияния и власти, при описании сводят значение первого из них к применению косвенных или нематериальных средств добиться изменений в поведении.

Другие рассматривают власть как такую форму влияния, которая содержит угрозу суровых лишений за неповиновение. Хотя понятие влияния не получило развернутого определения, им широко пользуются в политическом анализе всех видов: бихевиоральном, историческом, правовом, философском, дескриптивном и нормативном.

Достижение в полной мере общего согласия относительно того, как его применять в описании и анализе, является маловероятным, т.к. им описывается огромное разнообразие политических отношений.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

Источник: https://politike.ru/termin/vlijanie.html

Ссылка на основную публикацию