Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Жадность, скупость, алчность – явные болезни души, которые получили сильное распространение в наше время – век материализма и низкой духовности. Стало много богатых и мало щедрых. И всё потому, что люди связывают своё счастье с высоким материальным положением, что является подменой ценностей.

Вся жизнь посвящается зарабатыванию и накоплению имущества, что в итоге не приносит истинного счастья, и поэтому многие впадают в депрессию. Ради материального развязываются жесточайшие войны и происходят притеснения по всему миру, не говоря уже об остальных грехах, совершенных по причине алчности и жадности.

Обладая несметным богатством, люди покупают десятки дорогих машин, большие дома, копят деньги в подвалах и на депозитах, которые простаивают без использования в то время, как другие умирают от голода и холода. Максимум, с кем могут поделиться миллионеры, – это близкие родственники, но ни в коем случае – чужие люди. Безусловно, болезнь эта заразительна.

Поэтому стоит держаться подальше от таких людей.

Чем грозит жадность?

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Многочисленные хадисы и аяты говорят нам о том, как Всевышний не любит скупых, говоря о них как об обитателях Ада. Приведем лишь некоторые из них:

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ﷻ ведает об этом» (смысл 92 аята суры «Али Имран»).

«Аллах ﷻ уничтожает лихву (риба) и приумножает пожертвования (садака). Аллах ﷻ не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (смысл 276 аята суры «Аль-Бакара»).

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Щедрый близок к Аллаху ﷻ, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далёк от Всевышнего, далек от людей, далёк от Рая и близок к Аду. Невежественный, неграмотный, но щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему, но скупой» (имам ат-Тирмизи).

Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник ﷺ сказал: «Щедрость – это дерево из Рая, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Ад» (Байхаки. «Шуабуль Иман»).

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

«Рай – это дом щедрых. Клянусь Тем, в чей власти моя жизнь, не войдёт в Рай скупой, непослушный ребёнок и упрекающий за то, что дал » («Джамиуль-ахадис», №11479).

Пророк ﷺ также предостерегал о последствиях скупости в этом мире: «Бойтесь притеснения, поистине, оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине, скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (хадис от Джабира передал имам Муслим, №6668).

Как гласит арабская пословица: «Если ты попал в лодку жадности, спутницей твоей будет бедность». И это справедливо.

Как стать щедрым?

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Что можно назвать щедростью? Это когда ты можешь что-то потратить, не щадя своих сил, времени, не жалея об этом в будущем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя. Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод.

В первую очередь необходимо вспомнить все имена Всевышнего и осознать, насколько он Щедрый и Богатый, Заботливый и Милостивый; посмотреть на природу, насколько щедро Он одарил нас ею, брать с Него пример и полностью положиться на Него.

«… Дарует Аллах ﷻ удел, не считая, кому пожелает» (смысл 212 аята суры «Аль-Бакара»); «Нет на земле ни единого существа живого, коего не обеспечил бы Господь пропитанием…» (смысл 6 аята суры «Худ»).

Не забывать, что владелец всего на Земле – Всевышний, а не люди. Поэтому, делясь с другими чем-то, мы даем не своё имущество, а имущество Всевышнего, которое Он дал нам во временное пользование.

В одном из хадисов сказано: «Поистине, вам даются поддержка и пропитание благодаря тому, что среди вас есть слабые (не имеющие родственников, материального достатка или здоровья) люди» (имам Ахмад).

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Далее нужно знать, что сначала необходимо позаботиться о своём положении, дабы не оказаться просящим у других. После чего побеспокоиться о родственниках, и только потом о друзьях и знакомых.

«Рабы Милостивого те, кто не расточительствует (дабы не оказаться просящим) и не скупится, а тратит умеренно» (смысл 67 аята суры «Аль-Фуркан»). В одном из хадисов сказано: «Воистину, ключи к мирским уделам находятся рядом с Аршем, и Всевышний посылает их Своим рабам по мере их расходов.

Насколько ты щедр для своей семьи, настолько Аллах ﷻ посылает тебе ключи от мирского удела».

Также важно помнить, что богатство есть материальное и есть духовное.

Порой намного важнее поделиться нематериальным: улыбка, объятия, доброта, внимание, прощение, честность в отношениях с другими, похвала в нужное время, слова утешений и наставлений, когда в них нуждаются, помощь в создании семьи, помощь в трудоустройстве, обучение чему-либо, да и просто готовность провести время с другим человеком – все это виды щедрости, для которых не требуется материальное богатство. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «У кого есть имущество, пусть даёт милостыню (саадака) с имущества. Если нет его, пусть даёт знания. Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой». Абдуллах ибн Мубарак говорил: «Щедрость души, выражающаяся в отказе от чужого имущества, ценнее, чем щедрость, выражающаяся в пожертвованиях собственного имущества».

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Помочь очистить сердце от пороков поможет суфизм. Насколько он облагораживает сердца людей, можно увидеть в одной показательной истории.

Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Учёные лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах». Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемов в медресе и велел сказать учёным: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас.

Так кто же он?» Один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он обманул, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший. Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», – и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся.

Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали учёные. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!» Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю.

Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец, так и не сумев определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся.

Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоположно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/49473

Текущий номер

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадностьВ «Азбуке благочестия» – буква Щ и слово ЩЕДРОСТЬ.

Казалось бы, ребята, какое отношение к благочестию имеет щедрость? Разве не важнее вера, молитва, скромность? Тем не менее, какую любовь вызывают люди, умеющие угощать от всей души, радушные, хлебосольные. Придешь к такому человеку в гости, он все свои запасы повытащит, предложит и то, и другое, да еще с собой даст.

В русском народе всегда пользовались уважением дома, где хозяева гостеприимны, странноприимны, щедры на милостыню. Об этом говорят и пословицы:

  • – Что есть в печи – на стол мечи.
  • – Чем богаты – тем и рады.
  • – Одной рукой собирай, другой раздавай.
  • Жадность же, скупость всегда были не в почете.
  • – Жадность – всякому горю начало.
  • – Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
  • – Скупой богач – беднее нищего.

Притча о жадности

Захотела жадность богатой стать. Раз – и заработала миллион. «Нет, – думает. – Маловато. Надо бы десять для ровного счету!» Долго ли умеючи? Десять так десять. Только опять мало – ей уже сто подавай!

Набрала и сто. И больше набрала. Но богатой так и не стала! Потому что, как известно, – богатый, которому всегда все мало, беднее самого жалкого нищего, который ни в чем не нуждается!

Так что же такое жадность и что такое щедрость?

Жадность – это сильное желание чего-нибудь, порой ненасытное, и нежелание делиться с другими.

Щедрость – способность бескорыстно поделиться с другими, одарить от всей души. В русском языке слово «щедрый» часто относят не только к человеку, но даже к явлениям природы. Говорят: щедрый урожай (значит, богатый, хороший); щедрый дождь (обильный, питающий землю); щедрое солнце (яркое, дарящее тепло).

А слово «жадность» очень близко по звучанию слову «жажда», которое является родственным ему как общеславянское.

Но если жажда – сильное желание, которое оправдано естественной потребностью (пить), то жадность – это неразумная жажда обладания (например, жажда наслаждений).

Дети называют жадиной того, кто не хочет дать покататься на велосипеде, поделиться конфетами, одолжить ручку и т.д. Не знаю, как у вас, ребята, а у нас в детстве была популярной дразнилка:

«Жадина-говядина, соленый огурец.

Кто со мной не делится, тот не молодец».

Эта дразнилка была очень действенным средством для перевоспитания жадин. Конечно, до сих пор мне непонятно, при чем здесь говядина и огурец, но то, что не поделиться с товарищами – это всегда нехорошо, ясно каждому. Такой человек не заслуживает похвалы, а мы с детства так все рады ее услышать.

Конечно, для христианина важны и вера, и молитва, и скромность. Однако, есть такая духовная мудрость: «Три вещи вызывают любовь: вера, скромность и щедрость».

Если мы хотим уважения к себе людей, надо запомнить эту мудрость как руководство к действию, не забывая о третьей вещи. Помню свой старый двор, где было много детворы разного возраста. Одним из любимейших наших занятий было дарение. С таким азартом я собирала в коробку свои старые (и не очень) игрушки, какие-то вещицы, всякую мелочь, чтобы вынести во двор и провозгласить: «Налетай!»

Никогда не забыть той распирающей радости в груди от картины того, как малыши расхватывают содержание коробки. Она пустела, а душа наполнялась. Из детства у меня не сохранилось ни одной игрушки, только книги, но теплое чувство осталось при мне.

Недаром говорится: Что утаил, то потерял, а что отдал, то приобрел». Или еще точнее: «Твое только то, что ты отдал».

Поверьте, дети, говорю вам об этом не ради хвастовства, а чтобы поделиться простым рецептом счастья, испытанным на себе. Дарите чаще, чем принимайте.

Будьте щедрыми! Само слово «щедръ» на древнерусском языке означает «милостивый», «милосердный», «тот, кто щадит». Возглас «пощадите!» означает: «Пожалейте, проявите великодушие, щедрость души».

Щедрых людей Бог любит и награждает их так же щедро, будь они бедны или богаты.

Надо сказать, что щедрость не зависит от того, богат человек или беден. И те, и другие могут быть как щедрыми, так и жадными. Вот вам старинная поучительная история, быть может, кто-то из вас ее уже слышал.

Притча о погорельцах

Жили-были две бедные вдовы. Одна из них была жадная, а другая – добрая. Если кто, бывало, попросит: «Дай водички попить», добрая ему еще молочка и хлебушка вынесет и скажет: «Мир тебе, добрый человек. Покушай ради Христа и помолись обо мне». А жадная вдова и воды-то нальет полкружечки да еще и поворчит: «Ходят, ходят тут, воды выпрашивают. Так скоро всю воду из колодца выпьют».

Так они и жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды на пороге дома жадной вдовы не появился странник:

– Я, матушка, собираю вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?

– Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей, – отвечает ему жадная вдова.

– Так, может, новые пожертвуешь?

– Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела.

  1. – Что ж ты, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам?
  2. Жадная вдова подумала-подумала и говорит страннику:
  3. – На вот тебе новую галошу и проваливай!
  4. Странник вздохнул и пошел к дому доброй вдовы:

– Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?

– Как не подать! – отвечает добрая вдова и выносит мешок.

  • – Вот тебе тулупчик, и валенки, и кастрюльки.
  • Странник удивляется:
  • – Сама-то, матушка, с чем останешься?
  • – Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь, у них ведь все добро пропало.

Отдала добрая вдова все, что у нее в доме, оставила только образ Божьей Матери. Но только странник ушел, грянул гром, засверкали молнии и ударили в домики обеих старушек. Домики сразу загорелись, и вдовы успели сами выскочить в чем были, а добрая вдова успела и образ Богородицы спасти. Тут появляется странник и говорит им:

– Вот, матушки, как получилось! Не зря я просил у вас подать на погорельцев. Прими, добрая сестра, свое добро, – говорит он доброй вдове и отдает ее мешок со всеми сохранившимися вещами.

– Прими и ты, бедная, свое, – и отдает жадной вдове ее галошу. – Вперед будет тебе и всем наука: Что мы пожалеем отдать Богу, то вовеки погибнет, а что пожертвуем ради Христа, то пребудет с нами вовеки.

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

У жадности немало синонимов

  1. У жадности немало синонимов:
  2. Алчность – стремление получать как можно больше.
  3. Скупость – стремление потратить как можно меньше.
  4. Любостяжание – название жадности как греха.
Читайте также:  Страх заболеть шизофренией: описание фобии, что делать

Жадных людей называют: прижимистый, скаредный, скопидом, сквалыга, крохобор, жмот, скряга, скупердяй. Согласитесь, не очень-то приятные определения.

А вот щедрых людей у нас в народе исстари величали: благодетель, благотворитель, доброхот, милостивец, жертвователь, кормилец, заступник, покровитель, отец родной.

Употреблялись и такие забытые слова, как тароватый, добродей, благотворец, всерадетель.

Как выгодно отличаются все эти слова от холодного – «спонсор» (гарант), пришедшего к нам из английского языка в конце XX века. Ведь в русском слове совсем другой дух, и дух этот есть дух любви. Есть такое выражение – «безграничная щедрость». Вспомним мультфильм «Мешок яблок».

Заяц был настолько щедр и простодушен, что, раздав все яблоки, пришел к своим голодным зайчатам с пустым мешком. И хоть «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», заячья щедрость дала добрые плоды. Его отблагодарили все звери, и взамен яблок зайчата получили и морковку, и капусту, и грибы с орехами.

А еще все они обрели друзей!

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

По щедрости руки – видно какое сердце

Очевидно, что щедрость – качество благородное, а жадность – низкое, недостойное. В перечне грехов жадность именуется сребролюбием. Противоположной этому греху добродетелью является нестяжание.

Но ко всему в жизни и даже к добродетелям надо подходить с рассуждением. А то ведь порой, как опять же учит народная мудрость, «Бережливость впадает в скупость, а щедрость в расточительность».

Скупость, как крайнее проявление экономности, расчетливости, так может завладеть человеком, что он станет рабом этого греха-страсти. В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» есть такой персонаж – Плюшкин.

Он был скуп до безумия! В его хозяйстве все прогнило, покрылось паутиной и плесенью. Этот помещик ходил в лохмотьях и имел изможденный вид. Гоголь назвал его «прорехой на человечестве», а имя Плюшкина стало нарицательным.

Так называют патологически (ненормально) скупого человека.

Расточительность, или мотовство (вспомним выражение «промотать имение»), – это уже не щедрость, а неразумное, легкомысленное растрачивание средств, причем, как правило, на излишнюю роскошь, развлечения.

А всегда ли проявление щедрости бывает искренним и бескорыстным? Иногда, к сожалению, это инструмент для достижения цели: завоевать доверие человека, чтобы потом использовать в своих интересах.

Так порой покупается мнимая дружба, человек от «щедрот» хитреца попадает в зависимость, идет на сделку с совестью.

Опасайтесь, дети, такой «щедрости» и, тем более, сами не пользуйтесь этой греховной уловкой.

Нельзя также пользоваться добротой щедрого человека. А то может получиться, как с Вини Пухом, который объелся в гостях у Кролика. После щедрого угощения длинноухого хозяина простак-обжорка просто застрял при выходе из кроличьей норы. Также этот смешной медвежонок, обуреваемый жадностью к еде, подарил Ослику вместо бочонка с медом лишь пустой бочонок…

Но ведь в голове у него, братцы, одни… что? Правильно! «… опилки, да, да, да», – честно признается сам Пух. У нас-то с вами в голове, а главное – в душе, совсем другое содержимое!

Иногда дети задают мне такой вопрос: «Ко всем ли и всегда ли надо быть щедрыми»? А если твоим простодушием пользуются другие, и, чем больше ты отдаешь, тем больше требуют, да еще могут обвинить в жадности! Это тоже уловка, манипуляция, элемент вымогательства, опирающегося на мнимое чувство вины щедрого человека. Не сразу распознаешь эту хитрость. Думаю, в этих случаях стоит посоветоваться со старшими: родителями, учителем, с батюшкой. Как в любой добродетели, в выражении щедрости важен мотив поступка. Дело может видеться добрым, а скрытый мотив – нечистым. Расскажу вам одну восточную притчу «Сорок золотых».

Один иранский король приказал выстроить дворец с золотой кладовой и сорока окнами и издал указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, с этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Ко дворцу потекли бесчисленные толпы. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого золотой монетой.

Раздавая милостыню, он заприметил одного дервиша (мусульманского монаха), который каждый день получал золотую монету. Поначалу монарх решил, что тот берет золото для бедняка, который не может прийти сам, потом подумал, что он тайно одаривает других. Но, когда дервиш пришел в сороковой день, терпение короля лопнуло. Схватив его за руку, король в гневе прокричал:

– Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы улыбка озарила твое лицо! Ты что же, копишь эти деньги или даешь в рост?

Тогда дервиш достал из рукава сорок золотых монет и, бросив их на землю, сказал: – Знай, о король Ирана, что щедрость только воистину щедрость, когда  проявляющий ее соблюдает три условия.

Как вы думаете, что это за условия, ребята?

  • Они весьма просты:
  • 1 – давать, не думая о своей щедрости;
  • 2 – не ждать ничего взамен;
  • 3 – доверять, не питать в душе подозрений.

Нельзя не согласиться с этими правилами. Ведь источник щедрости – наше любящее сердце, наша любовь, а любовь «не превозносится,.. не ищет своего,.. всему верит, всего надеется.. Любовь никогда не перестанет». (1 Посл.св.ап.Павла, гл.13)

  1. В старину по одним только проявлениям щедрости или жадности оценивали человека:
  2. «По щедрости руки – видно какое сердце».Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность
  3. И сегодня, получая помощь или оказывая ее, мы уверены, что «Рука дающего не оскудеет».

В заключение хочется напомнить, что истинная щедрость – это качество Самого Бога. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив», – поется в псалме. Будьте щедрыми, дорогие дети! Будьте щедрыми на милостыню, на подарки, на помощь и поддержку, на улыбку! Будьте щедрыми на добро!

Софья НИКУЛИНА

Источник: https://www.stupeny.com/2014/03/shhedrost/

Кто такой щедрый человек? Доктор Хорошев В. С

«Иной сыплет щедро и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, всё беднеет и беднеет», — говорил царь Соломон, легендарный правитель древнего Израиля. Какое мудрое наблюдение!

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Что такое щедрость и кто такой щедрый человек?

Недавно в одном из сёл России меня попросили о помощи… О материальной помощи — оплатить оснащение спортивного зала школы, чтобы дети и подростки не за сигаретами и пивом в магазинчики местные бегали, а спортом занимались, чтобы мальчики и парни-подростки готовили себя к службе в армии и к нормальной мужской работе…

Я был совершенно уверен в том, что мне будет нетрудно найти состоятельного человека, который изыскал бы возможность выделить из корпоративного или личного бюджета эти искомые несколько десятков тысяч рублей… Ведь ко мне многие люди обращаются за помощью. В том числе не просто состоятельные, а по-настоящему богатые — владеющие фирмами, производствами и прочими заводами, газетами и пароходами…

И стал обзванивать всех тех, кому мне когда-либо довелось помочь с точки зрения улучшения здоровья… И был очень удивлён! Все без исключения вежливо отказали… Никто не нашёл возможности выделить несколько десятков тысяч рублей для оплаты спортинвентаря в той школе… Меня это не просто удивило, меня это поразило в самое сердце! А ведь я пообещал главе сельской администрации, что непременно найду деньги и…

Не мог я подвести этих сельчан и выслал деньги из своих, из тех, что откладывал на строительство дома (и не чувствую себя обделённым). И ещё — деньги, которые принесла мне одна старая женщина, православная верующая.

Она, эта 83-летняя женщина принесла недостающую сумму в конверте и сказала, что это накопления из её пенсии и что часть этих денег просто жертвует той школе, а часть мне надлежит ей отдать — при этом в сроках возврата она меня не лимитирует. Так и сказала: «Когда сможете — тогда и отдадите…».

Эта старая женщина узнала о том, что я ищу деньги для оснащения того сельского спортивного зала не от меня, а от других людей… И проявила щедрость…

А что такое щедрость?

Определений щедрости — множество. Так в Толковом словаре Ожегова читаем:

Щедрость — это оказание бескорыстной помощи другим; это отсутствие скупости.

Однако, щедро делиться можно не только материальными благами, но и своими помыслами, идеями, планами. Древнегреческий философ Аристотель, воспитатель Александра Македонского, говорил, что щедрый человек — это тот, кто даёт подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. Не раньше и не позже. И это по-настоящему мудрое определение щедрости.

Щедрость — это готовность поделиться не только тем, что необходимо кому-либо, но и тем, что необходимо тебе самому.

А вот это-то, как раз, и есть самое трудное — взять, да и отдать то, что тебе самому нужно. Щедрость — это одоление эгоизма мыслями и поступками. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он отдал это людям, оторвав от себя.

Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребёнка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием назвать никак нельзя — ну какая, скажите на милость, это щедрость, когда весь этот хлам он по сути уже давно собирался отнести на помойку, а тут подвернулась возможность кому-то отдать… Хотя есть и такие, кто потом такое своё действо расценивается как щедрость…

Щедрость всегда основывается на желании сделать других людей хоть немного сытнее, немного счастливее.

Щедрость — это активная форма доброты, это, если хотите, душевное самообогащение.

Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности.

Часто встречается ложная щедрость, которой свойственны самолюбование, некая вычурность, самовыпячивание, заносчивость, ощущение превосходства над другими (дескать, вот я какой — я всё могу, а вы нет…). В такого рода щедрости присутствует одно лишь тщеславие и ничего более. Щедрость, которая настоящая, которая по зову души всегда идёт рядом с великодушием, бок о бок со скромностью.

Часто люди, занимаясь самообманом, говорят, что, вот, дескать, если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость. Эта мысль — всегда следствие заблуждения. Уважать можно только реальную, а не гипотетическую щедрость. Щедрость следствие широты и богатства души, а отнюдь не наличия в сейфе пачек с денежными знаками.

Часто мерой щедрости служит и время тоже. У разных народов есть такая пословица (или её аналог): «Дорога ложка к обеду». Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой.

Можно дать кусочек хлеба, отломив его от своего крохотного, умирающему от голода человеку и спасти его… А можно положить на могилу умершего от голода человека несколько батонов хлеба и сказать самому себе, любуясь самим собой: «Какой же я добрый и щедрый!». И какая же это щедрость?

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

Щедрые люди — это люди с большой и открытой душой. Они готовы отдать другим не только деньги, пищу и иные материальные блага, но и своё время, свои силы. Они чувствуют себя неважно, когда другие люди живут хуже их.

Щедрость невозможно спрятать, утаить — она посылает невидимые сигналы-флюиды каждому, кто с ней встречается. Щедрость, как магнит, притягивает к себе людей, вызывая глубочайшее доверие и желание сотрудничать.

Поэтому у щедрых людей всегда широкий круг знакомств.

Бывает и так, что даже скупой человек, общаясь с щедрым меняет своё мировоззрение… И становится щедрым… Я это точно знаю… Ведь как гласит народная мудрость: с кем поведёшься, от того и наберёшься.

При этом замечу, что щедрость с легкостью трансформируется в богатство. Иными словами, высокий уровень щедрости — высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости — низкий уровень и богатства и бизнеса. Неискоренимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает её, щедрость, богатой.

Не случайно распространено такое мнение, что человек даёт от щедрот своих. Бедный человек убежден в ограниченности благ (не только своих, но вообще всех благ на Земле), он не склонен делиться с другими людьми. Именно поэтому бедный человек и беден.

Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего только пожелает. Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что способна дать мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с лёгкостью, он всегда получает ещё больше.

Существует удивительный закон Природы: «То, что вы отдаёте, возвращается к вам… И возвращается в большем размере…».

Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала. И нельзя всё сводить к деньгам, ибо щедрость даёт ощущение умиротворения и душевного покоя, чувства близости к духовному миру, к Богу, если хотите.

Преступив желание жить только для себя, щедрость своими действиями утверждает истину, что человек — это не просто тело, а вечная духовная сущность.

Есть такая замечательная притча, которая проливает свет на взаимоотношения между щедростью и жадностью… Вот она, эта притча:
— Жадность, а жадность, ну-ка, дай мне вон ту большую кастрюлю! — попросила Щедрость.
— Нет, не дам, самой мало! — отвечала Жадность.
— Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше! — снова попросила Щедрость.

— И поменьше не дам!
— Жадность, а жадность, дай тогда вон ту — самую маленькую!
— Сказала, не дам, значит, не дам! — взъярилась Жадность
— Ну, не хочешь, как хочешь! На вот тебе тогда пирожок!
— Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!
— Так я и хотела тебе побольше дать — в самую большую кастрюлю.

А ты, Жадность, не дала мне её!

Так жадность сама себя и наказала!

Получайте новые статьи прямо на почту! Страшное зло. Письмо о наркоманииВот письмо из Нижнего Новгорода (стиль и орфография автора сохранены) про страшное зло — о наркомании… Прочтите его, задумайтесь о том, что в нём описано… Я даже не буду его комментировать — выводы сделаете вы сами… letterЗдравствуйте, Владимир Степанович! О Вас я узнал от матери своего приятеля-однокурсника. Вы ей присылали письмо письмо со своими рекомендациями … На каком этаже лучше жить? Многоэтажки небезопасны!На вопрос — на каком этаже лучше жить — каждый отвечает по-своему. Кому-то нравится жить поближе к земле, кто-то предпочитает квартиру на верхнем этаже. Привожу мнение по этому вопросу учёных-медиков в ответ на полученные ваши письма… letterЗдравствуйте! Доктор, я до 38 лет жила в пятиэтажке на третьем этаже и чувствовала себя хорошо. Болела очень редко, … Принципы успеха: не верь, не бойся, не проси!Любая социальная группа (будь то народ, или представители профессии) выбирает свои принципы успеха. Так уж случилось, что в нашей стране с незапамятных времён очень много людей, побывавших в местах не столь отдалённых… Кто за дело, кто по глупости, а кто действительно просто так, ни за что. Сотни тысяч людей, в том числе и интеллигентных, невероятно …

Читайте также:  Как снять стресс и успокоить нервы: лечение, что делать

Источник: http://horoshev.ru/blog2/kto-takoj-shhedryj-chelovek/

Жадность и щедрость

Вот я жадная до очень многих вещей. До еды, до красивой одежды, до впечатлений

Для меня это две стороны одной медали. Жадность и щедрость

Вот я жадная до очень многих вещей. До еды, до красивой одежды, до впечатлений. До поржать в хорошей компании в полный голос, когда весело. До дружбы, до личной психотерапии… Много до чего.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Я хочу этим всем напитаться, наполниться, вобрать в себя, обогатиться.

Но мне и делиться при этом легко. Потому что знаю — моя жадность не позволит моим потребностям оставаться фрустрированными. Отдавая, я буду наполняться снова и снова. Эмоциями, впечатлениями, отношениями, вдохновением…

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

В общем, когда человек жадный — он жадный до жизни. Я так думаю. И это всегда взаимно. 

Другое дело — скупость. Это уже, скорее, про то, что человек с г….м со своим не расстанется. Ни за что. Ни при каких обстоятельствах. И тогда он уже будет скуп и на эмоции, и на доброе слово, и на тёплое отношение, и на то, чтобы чем-то поделиться с товарищем, и на многое другое. И здесь уже никакого взаимообмена не происходит.

Здесь застой. Здесь нет энергии.

Жадность же всегда предполагает отдачу. Человек не может насыщаться до бесконечности. Иначе он просто лопнет. Когда его внутренний сосуд наполняется, содержимое начинает переливаться через край.

Поэтому в жадности ещё очень важна избирательность. Чтобы потом не переливалось через край, чего не нужно.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Хотя, с другой стороны, ведь очень сложно себе представить, чтобы человек стремился пресытиться чем-то ядовитым (стать злым, жестоким, скаредным, циничным, желчным). Изначально мы всё-таки устроены так, что стремимся к прекрасному (жадны до прекрасного).

Щедрость души (щедрый человек): что такое, жадность

И если отравление происходит, то точно не от жадности. А от дефицита любви, я думаю. Природа не терпит пустоты. И когда нет вокруг прекрасного, сосуд заполняется тем, что есть.

Вот такие сумбурные размышления на ночь глядя. Смысл которых в том, что делимся мы от избытка, а не от недостатка. От наполненности, а не от опустошённости. И только тем, что сами имеем. И отдать можем, только если у нас есть, что отдать. 

Поэтому — будем жадны до прекрасного!  опубликовано econet.ru  Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Елецкая Ирина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/180817-zhadnost-i-schedrost

Щедрость, пословицы о щедрости и синонимы. Развитие щедрости

Жизнь — это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание — это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным.

И высшее предназначение человека — это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания.

В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.

Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей.

То есть главный признак животного сознания — это эгоизм.

Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).

Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция — это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания — это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.

Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? — таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? — вот бескорыстие, достойное царя богов».

Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других.

И это в лучшем случае.

А в худшем — такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе.

И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров.

Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.

Щедрость — причина богатства

«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» — говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день.

Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей — Будда Шакьямуни.

Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.

Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни.

Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни.

Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?

Он знает закон кармы в совершенстве, видит прошлое, настоящее и будущее, и ему открыт опыт всех времён и всех существующих миров. Понимание важности щедрости невозможно без понимания закона кармы.

Тот же Будда Шакьямуни также говорил: «Самое крайнее и тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо, — это неверие в закон кармы». Почему так? Потому что неверие в закон кармы порождает все остальные пороки и страдания.

И если человек не понимает, что быть жадным и алчным как минимум просто невыгодно, то непонимание таких простых вещей закончится для него весьма плачевно, при чём, скорее всего, уже в этой жизни.

Часто приходится нам встречать нищих на улице. Мы видим их возле церквей, в метро, в электричках, в скверах.

Их печальный облик порой вызывает жалость у невежественных людей, которые не понимают простой истины — всё возникает в силу условий. Человек попал в такое тяжёлое финансовое положение только по одной причине: он был эгоистом.

В этой и/или в прошлых жизнях он лишь удовлетворял свои страсти, потребности и желания и наплевательски относился к окружающим.

Жизнь сурова и справедлива: если человек только потребляет и ничего не отдаёт взамен, то рано или поздно Вселенная просто перестаёт предоставлять такому человеку возможность для потребления.

Подобно тому, как наш иммунитет борется с раковыми клетками, так и Вселенная стремится нейтрализовать эгоистов путём лишения их материальных благ и комфортных условий существования.

Стоит ли проявлять жалость к нищему, который сам создал причины страданий?

Жалость чаще всего возникает в силу невежества и непонимания законов Вселенной. Поэтому жалость — не самое лучшее чувство. А вот сострадание проявить стоит. И, если есть возможность объяснить человеку, почему он попал в такую ситуацию, и помочь ему добрым советом, стоит это сделать.

Тут следует предостеречь от весьма распространённых ошибок. Многие, осознав пагубность эгоизма и жадности, движимые, казалось бы, самыми что ни на есть благородными мотивами, начинают помогать всем подряд. Однако это большая ошибка, которая может привести к ещё более печальным последствиям, чем эгоизм и жадность.

Возьмём самый типичный пример: стоит у церкви нищий, с запахом перегара, и просит деньги. Часто можно видеть, как прихожане (буквально каждый второй) дают ему какую-нибудь мелочь, искренне полагая, что совершают благое дело.

Однако что же происходит дальше? Нищий собирает все эти деньги и либо идёт и покупает на них водку, либо отдаёт львиную долю криминальным элементам, которые контролируют весь этот бизнес.

Таким образом, тот, кто пожертвовал, в любом случае проспонсировал безнравственных людей и самоотравление этанолом. Является ли это благом? Уж лучше человек бы проявил эгоизм и жадность и прошёл мимо: нищий бы остался трезвым, алкогольный бизнес не получил бы прибыль, а бандиты — свой процент от бизнеса.

Многие на самом деле не задумываются над этим, они просто действуют по заданной схеме, по шаблону поведения.

В действительности гораздо проще сунуть деньги первому нищему у ворот церкви и таким образом облегчить свою совесть и потешить своё Эго мыслями о своём благородстве и щедрости, чем потратить время и найти того, кому пожертвование реально принесёт пользу.

Кому же нужно жертвовать? В нашем обществе почему-то есть мода жертвовать больным и убогим. Причём чаще всего такие финансовые вложения просто продлевают страдания этих людей. Является ли это благом? Вопрос риторический. К примеру, очень распространена практика пожертвований больному ребёнку.

Никто не задаётся вопросом, почему такой ребёнок родился больным и как пожертвование сможет ему помочь. Чаще всего собранные неравнодушными людьми средства просто продлят его страдания, и ничего больше. А даже если он и выздоровеет, то выздоровеет только на физическом уровне, а вот каким человеком он вырастет — ещё большой вопрос.

Так что пожертвование больным детям — сомнительное благо.

Есть мнение, что жертвовать нужно здоровым, чтобы они развивались и не становились больными.

Постарайтесь найти какой-либо развивающийся проект, который меняет этот мир и жизнь людей в лучшую сторону, или какого-либо адекватного человека, который с адекватным альтруизмом пытается что-то благостное привнести в этот мир. Это будет благо и, несомненно, принесёт пользу и вам, и окружающему миру.

Синонимы щедрости

У слова «щедрость» множество синонимов, которые как нельзя лучше раскрывают это понятие и его глубинный смысл. К примеру, щедрого человека называют «широкая душа» или «широкая натура», обращая таким образом внимание на то, что проявить истинную щедрость может только высоконравственный и высокодуховный человек.

Также из этих синонимов видно, что щедрость — это глубинное качество души, которое покоится в каждом из нас, но порой скрыто, подобно драгоценной жемчужине под чёрными волнами океана. И ещё интересный момент: как мы уже рассмотрели выше, щедрость станет причиной богатства. А «богатый» — от слова «Бог».

Как говорил Михаил Задорнов: «Богатый — это тот, в ком Бога много, а тот, у кого много денег, тот не богатый — тот коллекционер». Очень тонко подмечено.

Пословицы о щедрости

С давних времён в обществе ценилась щедрость, потому что люди понимали, что щедрость — это проявление чистоты души и высокого уровня эволюционного развития. Поэтому ценность такого явления, как щедрость, запечатлена во множестве поговорок:

  • Что отдал, то твоё, что оставил, то пропало.
  • Что посеешь, то пожнёшь.
  • Да не оскудеет рука дающего.
  • Никто не станет бедным отдавая.
  • Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
  • У щедрых хозяев куры по два яйца приносят.
  • И вода сладка, если от души подана.
  • У кого руки щедры, тому все дороги открыты.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
  • Кто сирых напитает, тот Бога знает.
  • С миру по нитке — голому рубаха.

Щедрость — это состояние души

Только та душа, которая уже накопила опыт и прошла через многие испытания, начинает понимать, что нет смысла в накоплениях. Причём нет смысла как в материальных, так и в духовных накоплениях. Есть люди, которые, к примеру, свободны от материальных благ, но накапливают знания. Накапливают, но при этом не делятся ими. Такая жадность и эгоизм ничуть не лучше жадности материальной.

Животные не знают, что умрут. Поэтому живут только ради себя и удовлетворения своих базовых потребностей.

Человек осознаёт, что он смертен, но вместе с тем большинство продолжает жить так, словно они не умрут никогда, накапливая материальные блага и кружась в бесконечном круговороте потребления, подобно шаману в безумном танце.

Причём чаще всего можно видеть картину, что чем человек более материально обеспечен, тем он скупее. Почему так происходит? Человек накопил благодарности в прошлых жизнях, но, очевидно, не усвоил жизненные уроки и не развил определённые качества своей души.

И поэтому снова живёт, как эгоист, пользуясь своими накоплениями благодарностей из прошлых жизней. И глядя на таких людей, можно подумать, что закона кармы не существует. Но это иллюзия. Закон кармы абсолютен. И эгоиста рано или поздно ждёт печальный конец. Который на самом деле будет для него лишь началом.

Читайте также:  Страх перед вторыми родами: чего ожидать и как справиться

Началом духовного пути и взращивания в себе альтруизма и щедрости. Тот же, кто уже прошёл болезненные жизненные уроки и осознал всю бессмысленность и глупость накоплений ради самого накопления, — тот начинает отдавать. И отдавая, становится счастливым. И это есть счастье Человека, на фоне которого меркнут все остальные временные материальные радости.

Развитие щедрости

В Учении Будды бодхисаттвам предписывается развитие так называемых шести парамит — «шести освобождающих действий». И первой из шести парамит является парамита даяния, то есть щедрость. Недаром щедрость поставлена в списке первой.

Щедрость — это базовая нравственная дисциплина, в которой предписано упражняться бодхисаттве, дабы развить альтруизм и максимально искоренить в себе эгоистичные мотивации. Щедрость следует понимать не только как жертвование материальных благ — это понятие гораздо более широкое.

Напротив, в эпоху Кали-Юги очень опасно жертвовать именно материальные средства, потому что вокруг много соблазнов и большинство людей ведут далеко не идеально нравственный образ жизни. Поэтому есть опасность, что пожертвованные средства будут использованы во зло. Поэтому в первую очередь следует жертвовать знания. То есть делиться знаниями.

Самая лучшая помощь — это помощь ценным советом. Не нравоучением, а именно советом. То есть, если вы можете дать человеку реальное, практически применимое знание, которое избавит его от тех или иных страданий, это высшее и лучшее проявление щедрости.

Есть одна хорошая притча. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?».

Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни. Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?». Будда ответил: «Жертвовать».

На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?». На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других.

У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова». И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.

Таким образом, даже если мы ничего материального в этой жизни не имеем, мы можем делиться с людьми знаниями — это будет даже более благородная форма жертвования.

В случае если у нас нет и этого, мы можем просто быть доброжелательными ко всем живым существам и если не можем помочь советом, то можем хотя бы выслушать человека и утешить его добрыми словами. Развивать щедрость нужно постепенно.

Если в вашем уме пока преобладают эгоистичные мотиваци, не огорчайтесь — дорогу осилит идущий. Начните с малого: постарайтесь для начала доброжелательно относиться к людям.

Как писал тот же Шантидэва: «Различают две бодхичитты: бодхичитту вдохновенную и бодхичитту деятельную». Разницу между ними он объяснял сравнением движения по пути и намерением отправиться в путь.

То есть, если вам пока сложно проявлять щедрость, хотя бы взращивайте в себе намерение быть щедрым и доброжелательным, а потом постепенно начинайте практиковать парамиту даяния, подобно тому как спортсмен в спортзале начинает с небольших нагрузок: берёт сначала небольшой вес, потом побольше и со временем достигает успеха.

Так и вам следует усердно упражняться в парамите даяния, дабы взрастить в себе совершенство щедрости. Прилагайте усилия и однажды достигнете успеха.

И самое главное: никогда не привязывайтесь к плодам действий, ибо это порабощает разум и лишает действие альтруистичной мотивации. Совершайте даяние именно так, как писал царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам…».

То есть просто отпускайте по водам благие поступки и не ждите, что вам на них ответят. Это и есть совершенство даяния в самых благородных его проявлениях. Но воздаяние будет обязательно.

Просто не привязывайтесь к мыслям о нём.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/shchedrost/

Щедрость Щедрый

 Щедрость – это способность бескорыстно делиться с другими людьми,как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.

        Одна мудрая женщина, путешествуя, нашла драгоценный камень в ручье. На следующий день, она встретила путника, который попросил еды. Женщина открыла свою котомку, чтобы достать еду. Путник увидел в котомке драгоценный камень и попросил женщину отдать ему этот камень. И женщина, не колеблясь, отдала камень. Путник пошёл своей дорогой, не веря такой неожиданной удаче.

Он знал, что стоимость этого камня так велика, что, продав его, он сможет жить безбедно до конца дней своих. Однако, через несколько дней, он нагнал странницу и сказал: «Я всё думал о стоимости камня и решил вернуть его вам, в надежде, что смогу получить от вас нечто более ценное.

Поделитесь со мной и научите меня тому, что заставило вас отдать этот камень мне, незнакомцу, без колебания».

     Щедрость — это квалификация сердца.   Это отрицание эгоизма действиями, поступками и мыслями. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он с радостью отдал это людям. Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребенка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием назвать нельзя.

       Щедрость всегда исходит с позиций истинного эго, то есть с позиции желания сделать других людей хоть немного счастливее. В этом качестве проявляется желание жить не с позиций ложного эго (только для себя), а с позиций истинного эго (жить для Бога, для других).

Например, человек с позиции ложного эго, желая сделать себе рекламу в глазах окружающих, дарит детдому компьютеры. Это пожертвование в страсти, ибо он думает о своей выгоде. Щедрость – это активная форма доброты, самовознаграждение и самообогащение души.

Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности. Если человек щедро одаривает детдом, значит, он считает его важным и нужным, показывает уважение к нему. Реклама ему не нужна, потому что она чужда щедрости.

Всякая помпезность, вычурность, самовыпячивание, заносчивость, самолюбование, чувство превосходства над другими и публичность свидетельствуют об отсутствии этого качества в действиях человека. В так называемой щедрости одно лишь тщеславие и только.

Щедрость идет в одной упряжке со скромностью, великодушием и смиренностью.  «Щедрость,- писал Иоганн Гете, — особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. Отдать и почувствовать радость от того, что ты что-то отдал – это лучшая характеристика щедрости.

          Зачастую люди, занимаясь самообманом, говорят, что если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость.  Это заблуждение: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» — Лук.16:10-12.

  Уважать нужно реальную, а не возможную щедрость. Обладание крупным банковским счетом и желание перечислить с него деньги на нужды других людей не имеют между собой точки пересечения.

Щедрость вырастает из широты и богатства души, а не от дополнительных поступлений на счет. Демагоги будут высокопарно твердить вам о презренном металле, но как только у них в кармане зазвенят монеты и думать забывают о том, чтобы с кем-то поделиться.

Иногда мерой щедрости выступает время. В народе говорят: «Дорога ложка к обеду». Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой.

        В книге Идриса Шаха «Сказки дервишей» есть прекрасная история о щедрости. Один персидский король решил стать щедрым. Он собрал самых выдающихся в Иране архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нём размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.Спустя некоторое время такой дворец был выстроен.

Король приказал заполнить размещавшуюся в нём казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами.

С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой.

Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал свою золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам.

Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец.

Схватив его за руку, монарх, в страшном гневе, закричал: — Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, даже не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даёшь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию заплатанного одеяния».

Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил за сорок дней, и, швырнув их на землю, сказал: — Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий её соблюдает три условия. Первое условие — давать, не думая о своей щедрости. Второе условие — быть терпеливым. И третье — не питать в душе подозрений. Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. В его понимании щедрость давала путь к славе.

        Щедрые люди готовы отдать другим людям не только какие-то материальные блага, но  и свое время, силы. Они чувствуют себя не в своей тарелке, когда другие люди  живут хуже их. Щедрость не утаишь, она посылает невидимые сигналы каждому, кто с ней встречается.

Она, как магнит, притягивает к себе людей, вызывая доверие и желание сотрудничать. Поэтому у щедрости богатый круг знакомств. Она может придти к миллионеру, и он с радостью будет с ней сотрудничать. С кем поведешься, того и наберешься. Щедрость с легкостью становится миллионером.

Иными словами, высокий уровень щедрости – высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости – низкий уровень богатства и бизнеса.

        Непоколебимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает ее богатой. Не случайно распространено такое мнение, что человек дает от щедрот своих.  Бедный человек убежден в ограниченности благ, он не склонен делиться с другими людьми, поэтому и беден.

Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего пожелает. Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что дает мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с легкостью, он получает еще больше.

Существует закон:  «Что вы отдаете, то и получаете». У щедрости полный порядок с приходом и расходом. Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала. И нельзя все сводить к деньгам, ибо щедрость дает ощущение душевного богатства, чувства близости к духовному миру, к Богу.

Преступив желание ложного Эго жить только для себя, щедрость своими действиями утверждает истину, что человек – это не просто тело, а вечная духовная сущность.

     Римский полководец и государственный деятель Антоний Марк (ок. 83 — 30 гг. до Р.Х.) славился своей щедростью.

Рассказывали, что однажды он приказал управляющему выдать одному из своих друзей, обратившихся к нему с просьбой о помощи, миллион сестерциев.

Управляющий, зная, что отговаривать Антония бесполезно, сложил эти деньги на видном месте, надеясь, что, увидев, как это много, Антоний воздержится от подарка другу.

  Заметив целую кучу денег, Антоний спросил, что это такое. Управляющий ответил, что это те деньги, которые Антоний приказал отдать. — Вот уже не думал, что миллион — такая малость. Прибавь еще столько же, — сказал Антоний, поняв хитрость управляющего.

     О сути щедрости есть маленькая история из жизни Миларепы — великого йогина и поэта, жившего в Тибете в XI в. Однажды вечером он вернулся из деревни в свою пещеру и встретил там трёх разбойников. Те пытались что-то украсть из пещеры, но ничего в ней не нашли.

Преисполненный сочувствия к этим трём ворам, Миларепа сказал им: «Если я не могу ничего найти в моей пещере днём, как вы хотели найти там что-нибудь ночью?» Один из них ответил: «Мы слышали, что ты йогин, а йогин должен быть щедрым.

Как ты хочешь упражняться в щедрости, если ничем не владеешь? Ты здесь наверняка что-то спрятал. Отдай это». В ответ Миларепа заметил: «Если бы щедрость означала удовлетворение всех желаний существ, щедрым не мог бы быть и сам Будда, ведь желания существ неисчерпаемы.

В действительности щедрость означает настрой ума, свободный от любой привязанности». Разбойники были настолько впечатлены, что позже стали его учениками.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/shhedrost/

Ссылка на основную публикацию