skip to Main Content
+7 (4862) 76-22-25 psychonevr@yandex.ru

Последипломное образование в психиатрии

Про­фес­сор Незна­нов Н.Г. в сво­ей ста­тье «Про­бле­мы после­ди­плом­но­го обра­зо­ва­ния в пси­хи­ат­рии» гово­рит о фак­то­рах сни­же­ния каче­ствен­но­го уров­ня спе­ци­а­ли­стов в совре­мен­ной оте­че­ствен­ной пси­хи­ат­рии.

Он выде­ля­ет две груп­пы при­чин это­го сни­же­ния:

  • соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские (низ­кие зар­пла­ты вра­чей при высо­кой интен­сив­но­сти рабо­ты, малая эко­но­ми­че­ская моти­ви­ро­ван­ность вра­чей в каче­ствен­ном выпол­не­нии сво­ей рабо­ты, изме­не­ние систе­мы цен­но­стей обще­ства: прак­ти­че­ски уже нет места поня­ти­ям вра­чеб­но­го дол­га, само­от­вер­жен­но­сти и пр., в свя­зи с этим мы вынуж­де­ны кон­ста­ти­ро­вать сни­же­ние пре­сти­жа вра­чеб­ной про­фес­сии);
  • педа­го­ги­че­ские (малое вни­ма­ние после­ди­плом­ной под­го­тов­ке, уста­рев­шие фор­мы и про­грам­мы обу­че­ния, низ­кая моти­ви­ро­ван­ность про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва, зача­стую фор­маль­ный харак­тер обу­че­ния [напри­мер, при про­хож­де­нии так назы­ва­е­мых сер­ти­фи­ка­ци­он­ных цик­лов] и атте­ста­ции вра­чей, пло­хое мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние учре­жде­ний, в кото­рых про­во­дит­ся после­ди­плом­ное обу­че­ние).

Рост объ­е­ма меди­цин­ской инфор­ма­ции, кон­троль каче­ства ока­зы­ва­е­мой пси­хи­ат­ри­че­ской помо­щи со сто­ро­ны пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций, судов, паци­ен­тов и их род­ных, пере­ход к стан­дар­там ока­за­ния меди­цин­ской помо­щи в рам­ках рефор­ми­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции сти­му­ли­ру­ют про­фес­си­о­наль­ное раз­ви­тие спе­ци­а­ли­ста.

Поря­док пере­под­го­тов­ки, совер­шен­ство­ва­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний меди­цин­ских и фар­ма­цев­ти­че­ских работ­ни­ков, полу­че­ния ими ква­ли­фи­ка­ци­он­ных кате­го­рий опре­де­ля­ет­ся Мини­стер­ством здра­во­охра­не­ния и соци­аль­но­го раз­ви­тия РФ, мини­стер­ства­ми здра­во­охра­не­ния рес­пуб­лик в соста­ве РФ сов­мест­но с про­фес­си­о­наль­ны­ми меди­цин­ски­ми и фар­ма­цев­ти­че­ски­ми ассо­ци­а­ци­я­ми в соот­вет­ствии с 323-ФЗ.

Срав­ни­вая наши оте­че­ствен­ные реа­лии с зару­беж­ным опы­том, Нико­лай Гри­го­рье­вич отме­ча­ет зна­чи­тель­но боль­шее по дли­тель­но­сти вре­мя, выде­лен­ное на пер­вич­ную (обя­за­тель­ная) под­го­тов­ку по пси­хи­ат­рии. Еще одной важ­ной осо­бен­но­стью систе­мы под­го­тов­ки вра­чей-пси­хи­ат­ров за рубе­жом явля­ет­ся тот факт, что спе­ци­а­ли­за­ция по пси­хи­ат­рии вклю­ча­ет (или ей пред­ше­ству­ет) «дли­тель­ную ста­жи­ров­ку по внут­рен­ним болез­ням и нев­ро­ло­гии». Как отме­ча­ет автор непре­рыв­ное меди­цин­ское обра­зо­ва­ние долж­но пре­вра­тить­ся в некое «мораль­ное обя­за­тель­ство». Дли­тель­ность пер­вич­ной под­го­тов­ки по пси­хи­ат­рии за рубе­жом суще­ствен­но отли­ча­ет­ся от наше­го оте­че­ствен­но­го опы­та. Так, мини­маль­ная дли­тель­ность после­ди­плом­но­го обу­че­ния для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та пси­хи­ат­ра состав­ля­ет: 3 года – в Бра­зи­лии, Чили, Индии; 4 года – в США; 5 лет – в Кана­де, Китае и, нако­нец, мини­мум 5 лет в стра­нах ЕС, соглас­но тре­бо­ва­ни­ям Сове­та по пси­хи­ат­рии Евро­пей­ско­го сою­за меди­цин­ских спе­ци­а­ли­стов (European Board of Psychiatry UEMS) к про­грам­ме обу­че­ния по пси­хи­ат­рии.

Обу­че­ние долж­но вклю­чать: общую пси­хи­ат­рию, гери­ат­ри­че­скую пси­хи­ат­рию, пси­хи­ат­ри­че­ские аспек­ты зло­упо­треб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ны­ми веще­ства­ми, дет­скую и под­рост­ко­вую пси­хи­ат­рию, судеб­ную пси­хи­ат­рию и пси­хо­те­ра­пию.

Обя­за­тель­на рота­ция обу­ча­ю­щих­ся по раз­ным отде­ле­ни­ям: ста­ци­о­нар­ным, амбу­ла­тор­ным, кон­суль­та­тив­ным, экс­трен­ной помо­щи, пси­хо­те­ра­пии.

В тео­ре­ти­че­скую под­го­тов­ку (4 ч в неде­лю лек­ций и семи­на­ров на про­тя­же­нии 4 лет) поми­мо тра­ди­ци­он­ных раз­де­лов, вхо­дит: орга­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния и эпи­де­мио­ло­гию, осно­вы дока­за­тель­ной меди­ци­ны и мето­до­ло­гию иссле­до­ва­ний, меди­цин­скую инфор­ма­ти­ку, менедж­мент, эко­но­ми­ку. Поми­мо это­го, обя­за­тель­но обу­че­ние пси­хи­ат­ров внут­рен­ним болез­ням и нев­ро­ло­гии. Так, в США пер­вый год обу­че­ния по спе­ци­аль­но­сти «пси­хи­ат­рия» дол­жен вклю­чать 4 мес изу­че­ния внут­рен­них болез­ней и 2 мес нев­ро­ло­гии, в Шве­ции 1,5 года обя­за­тель­ной интер­на­ту­ры по общей вра­чеб­ной прак­ти­ке обя­за­тель­ны до нача­ла обу­че­ния на пси­хи­ат­ра, в Чили, Индии дли­тель­ность интер­на­ту­ры состав­ля­ет 1 год. Совет по пси­хи­ат­рии евро­пей­ско­го сою­за меди­цин­ских спе­ци­а­ли­стов реко­мен­ду­ет для сер­ти­фи­ка­ции спе­ци­а­ли­стов не менее 40 ч в год уча­стия в про­грам­мах НМО. На при­ме­ре НМО пси­хи­ат­ров в США мож­но про­сле­дить, что пси­хи­атр дол­жен «зара­ба­ты­вать» 50 кре­ди­тов в год (1 кре­дит ≈ 1 потра­чен­ный час). Отчет предо­став­ля­ет­ся 1 раз в 3 года (150 кре­ди­тов за 3 года). При этом Аме­ри­кан­ская пси­хи­ат­ри­че­ская ассо­ци­а­ция (APA) выда­ет кре­ди­ты за уча­стие в кон­фе­рен­ци­ях под эги­дой APA, пуб­ли­ка­ции в жур­на­лах APA (10 кредитов/статья), рецен­зи­ро­ва­ние ста­тей (3 кредита/рецензия). В обя­зан­но­сти повы­ша­ю­щих ква­ли­фи­ка­цию пси­хи­ат­ров вхо­дит чте­ние спе­ци­аль­ных раз­де­лов НМО: в жур­на­лах APA (American Journal of Psychiatry CME); на офи­ци­аль­ном веб-сай­те APA и спе­ци­аль­ных сай­тах этой орга­ни­за­ции для НМО (APAeducation.org, www.psych.org/cme, cme.psychiatryonline.org). При само­сто­я­тель­ной рабо­те для полу­че­ния кре­ди­тов после про­чте­ния мате­ри­а­ла нуж­но отве­тить на тест (вопро­сы по содер­жа­нию ста­тьи – онлайн или на дис­ке) и полу­чить необ­хо­ди­мый сер­ти­фи­кат. Кре­ди­ты дает не толь­ко АРА, но и дру­гие орга­ни­за­ции и уни­вер­си­те­ты.

Если в преж­ние годы за под­го­тов­ку и пере­под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­ста отве­ча­ло непо­сред­ствен­но меди­цин­ское учре­жде­ние, в кото­ром он рабо­тал, то теперь за свою карье­ру, за свой про­фес­си­о­наль­ный рост отве­ча­ет сам врач, в нашем слу­чае – пси­хи­атр. Теперь срав­ним евро­пей­ский под­ход к обу­че­нию пси­хи­ат­ров с суще­ству­ю­щей в Рос­сий­ской Феде­ра­ции систе­мой. В РФ пси­хи­атр обя­зан 1 раз в 5 лет прой­ти лишь кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции дли­тель­но­стью в 144 ч.

Обу­че­ние на рабо­чем месте явля­ет­ся самой эффек­тив­ной фор­мой НМО, пото­му что в этом слу­чае мы наблю­да­ем наи­бо­лее глу­бо­кое усво­е­ние зна­ний, так как обу­че­ние про­блем­но ори­ен­ти­ро­ва­но: врач ищет ответ на свой кли­ни­че­ский вопрос, что­бы при­нять вра­чеб­ное реше­ние сей­час или при сле­ду­ю­щем посе­ще­нии боль­но­го, или же выра­бо­тать так­ти­ку для помо­щи дру­гим подоб­ным боль­ным.

К недо­стат­кам интер­ак­тив­ных ресур­сов отно­сят­ся: их доро­го­виз­на («Кон­суль­тант вра­ча», подоб­ные плат­ные зару­беж­ные систе­мы). В совре­мен­ных жур­на­лах мно­го ста­тей с каче­ствен­ным науч­ным содер­жа­ни­ем, но встре­ча­ют­ся и мате­ри­а­лы с невы­со­ким уров­нем дока­за­тель­но­сти, тен­ден­ци­оз­ной инфор­ма­ци­ей, отсут­стви­ем реше­ний кон­крет­ных задач, необ­хо­ди­мых алго­рит­мов. К тому же мно­гие из них так­же плат­ные. В каче­стве при­ме­ра проф. Незна­нов при­во­дит жур­нал «Обо­зре­ние пси­хи­ат­рии и меди­цин­ской пси­хо­ло­гии им. В.М. Бех­те­ре­ва» послед­ние несколь­ко лет явля­ет­ся бес­плат­ным как в печат­ной, так и в элек­трон­ной вер­сии. Удач­ны спра­воч­ни­ки лекар­ствен­ных средств — там быст­ро обнов­ля­ет­ся инфор­ма­ция, удо­бен и скор поиск. Интер­нет-биб­лио­те­ки огра­ни­че­ны набо­ром доступ­ных клас­си­че­ских тестов, биб­лио­те­ки «лек­ций для пси­хи­ат­ров» суще­ству­ют толь­ко на англий­ском язы­ке. Не все­гда мож­но най­ти полез­ную инфор­ма­цию для вра­чей-прак­ти­ков, часто она более под­хо­дит науч­ным работ­ни­кам. Кохра­нов­ская биб­лио­те­ка весь­ма полез­на, так как в ней име­ет­ся мно­го систе­ма­ти­че­ских обзо­ров, содер­жа­щих отве­ты на вопро­сы кли­ни­че­ско­го тол­ка и полу­чен­ных на базе ана­ли­за ран­до­ми­зи­ро­ван­ных иссле­до­ва­ний. Было бы непло­хо пере­ве­сти их на рус­ский язык и дать воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ими чле­нам Рос­сий­ско­го обще­ства пси­хи­ат­ров (РОП).

В заклю­че­ние отме­ча­ет­ся, что для повы­ше­ния каче­ства под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре пси­хи­ат­рии необ­хо­дим пере­ход к новым про­фес­си­о­наль­ным и обра­зо­ва­тель­ным стан­дар­там.

Автор

Незнанов Н.Г. - д.м.н., проф., директор Санкт-Петербургского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top